Создание здоровьесберегающей среды на основе игр и игровых упражнений
статья по теме

Из опыта работы по созданию здоровьесберегающей среды  в  дошкольном учреждении с помощью организации разных видов деятельности в игровой форме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение  детский сад № 315 городского округа Самара

Сообщение для методического объединения

воспитателей и инструкторов по физической культуре

Советского района

«Создание здоровьесберегающей среды

на основе  игр и игровых упражнений»

Старший воспитатель

Золотова Галина Валерьевна

г. Самара, 2010-2011 учебный год


Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Поэтому, усилия работников нашего ДОУ  направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Целью нашего дошкольного учреждения является: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду.

Что же входит в понятие здоровьесберегающей среды ДОУ?

  1. условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная   организация   образовательного   процесса   (в   соответствии   с возрастными,     половыми, индивидуальными     особенностями     и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный двигательный режим.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

  Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Внедряя различные методы и приемы  для создания среды здоровьесберегающего процесса, мы должны понимать, что все они  должны быть, прежде всего, доступными и интересными. Поэтому, основным условием организации здоровьесберегающей среды  в нашем дошкольном учреждении является организация разных видов деятельности в игровой форме.

Игра - неотъемлемая часть развития  ребёнка, главный плюс которой состоит в активной и самостоятельной деятельности ребёнка, при которой он проявляет свои способности и видит результат своих действий.

Игровая деятельность является ведущей в этом возрасте, стимулирует активность ребёнка,  и физическое развитие дошкольников происходит в ней наиболее эффективно.  Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.  В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Нельзя недооценивать игры и в психологическом развитии малыша. Следует знать, что любая игра, даже самая простая, развивает и формирует личность ребёнка. Игра - одно из самых важных средств на пути к познаниям окружающего мира. Во время игр у ребёнка улучшается настроение, обогащается его чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение, а так же закладываются базовые знания творчества. У детей с развитым воображением, как правило, интеллект более развит, они лучше и адекватнее реагируют в нестандартных ситуациях, учёба им даётся легче. Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний.

Также, игра является важным условием социального развития ребёнка, благодаря которому он знакомится с делами и поступками взрослых, учится понимать чувства других людей, получает навыки общения и сопереживания, веселье и свободу. Через игру и игровые действия ребёнок усваивает различные знания и умения в понятной для него форме.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

 Свою работу наш детский сад осуществляет по следующим направлениям:

  1. Физкультурно-оздоровительная работа.
  2. Воспитание культуры здоровья воспитанников.

- знания детей о собственном организме;

- умение сберегать, поддерживать и сохранять своё здоровье.

  1. Формирование психологического здоровья. Коррекционно-развивающая работа.
  2. Лечебно-профилактическая работа.

Рассмотрим, как используются игры и игровые упражнения по всем направлениям работы:

  1. Физкультурно-оздоровительная работа.

   

Вид занятий

Форма двигательной

деятельности

 Утренняя гимнастика

Игровые упражнения

Подвижные игры

 Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

Игровые упражнения

Подвижные игры на ориентирование в пространстве

 Физкультминутка (проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей)

Игровые упражнения для развития мелкой моторики

Имитационные упражнения

 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Подвижные игры

Элементы спортивных игр

Дифференцированные игры – упражнения

 Гимнастика после дневного сна

Игровые упражнения

Сюжетно-игровая гимнастика

 Занятие по физической                

 культуре

 Физкультурные праздники,

 развлечения

Подвижные игры

Спортивные игры

Игры-эстафеты

Сюжетно-игровое занятие

Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств. Проблемно формулируемые двигательные задания способствуют активизации мыслительной деятельности детей, а художественное слово, музыка, оформление мест игры, подбор инвентаря - их эстетическому воспитанию.

Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим отчётливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними. Психологи, отвечая на вопрос: "Как приходит успех?", отвечают, что его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, спортивные игры - универсальное средство для "тренировки на успех", главное достоинство которых то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки.

  1. Воспитание культуры здоровья воспитанников.

   Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии "Основы безопасности
жизнедеятельности детей дошкольного возраста".

    Вся эта работа проводится в виде сюжетных занятий, на которых в игровой форме дети знакомятся со строением тела, функциями организма, внутренних органов, у  детей формируется осознанное отношение к своему здоровью, появляется желание заниматься физкультурой.

  1. Формирование психологического здоровья. Коррекционно-развивающая работа.

Задачи:

  1. создание условий, обеспечивающих психическое, физическое            здоровье, эмоциональный комфорт;
  2. обеспечение психологического комфорта и легкой, безболезненной адаптации детей к дошкольному учреждению;
  3. диагностика и своевременная коррекция функциональных изменений в состоянии здоровья, развития речи.

  Применяемые методы и приемы:

 психогимнастика, игровые психотерапевтические техники, сказкотерапия,  

приемы релаксации, коммуникативные игры (в них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе), логоритмика, биоэнергопластика, гимнастика   артикуляционная, пальчиковая (рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится ежедневно воспитателем или логопедом, в любое удобное время, а так же во время занятий), технологии музыкального воздействия (используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр., проводят воспитатели и музыкальный руководитель).

  1. Лечебно-профилактическая работа.

Основные профилактические мероприятия:

- профилактика нарушений зрения во время занятий (гимнастика для

глаз);

- дыхательная гимнастика в игровой форме; 

используем комплексы дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физическую реакцию организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия  (на занятиях используются такие упражнения, как «Шумный ежик», «Накачивание шины», «Обними плечи», «Большой мячи» и другие).

- профилактика нарушений осанки, плоскостопия:

  1. кружок «Наши ножки бегут по дорожке»;
  2. коррекционно-оздоровительная гимнастика после дневного сна в игровой форме;

Основная цель гимнасти ки — поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки. Начинается гим настика после дневного сна с самомассажа, упражнений в по стели, затем следуют упражнения на профилактику плоско стопия и нарушений осанки. Также даются упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и формирование нормаль ного свода стопы. Далее - оз доровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам, всё заканчивается игрой.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

 

Вывод: физическое развитие детей дошкольного возраста в игре будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...

Роль учителя-логопеда в создании здоровьесберегающей среды ДОУ

Здоровьесберегающие технологии используемые на логопедических занятиях...

Опыт работы по созданию здоровьесберегающей среды

Возможность сохранения и укрепления здоровья дошкольников через реализацию проекта «Береги здоровье смолоду» с целью создания здоровьесберегающей среды на территории дошкольного образовательного учреж...

"Основные направления создания здоровьесберегающей среды" консультация для воспитателей

"Основные направления создания здоровьесберегающей среды"...

Обобщение опыта. Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах.

Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах.                                   ...