Обобщение опыта. Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Исаева Ольга Васильевна

Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах.                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_avtosohranennyy_avtosohranennyy.docx226.46 КБ

Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах.                                        

                                    «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

                                     забота о здоровье – это важнейший

                                     труд воспитателя. От жизнерадостности,

                                     бодрости детей зависит их духовная  

                                     жизнь, мировоззрение, умственное

                                     развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                                   В. А. Сухомлинский


«Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия» 

     Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей дошкольного возраста имеются те или иные заболевания. Увеличивается число детей с врожденными пороками.

    Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений моей деятельности.

   В своей работе я использую общеизвестные средства.

 Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, гимнастикой для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями.

    Свою работу строю так, чтобы она способствовала не только развитию речемыслительной деятельности, но и формированию культуры здоровья дошкольников.

    Для этого мной собранны картотеки зарядок на расслабление, коррегирующей гимнастики, пальчиковых зарядок, дыхательных гимнастик и картотека самомассажа в игровой форме.

    Каждое утро у нас начинается с “запуска” глаз в работу. Это массаж активных точек лица  на висках на линии от уголка глаза снаружи до ушной раковины. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется. Затем выполняем потирание переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и надбровные дуги снизу ближе к переносице. Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза.

  Эти же упражнения провожу в самом начале  НОД, или в виде физминуток.

    Для профилактики близорукости и замедления ее развития использую специальную гимнастику для глаз - тренажер “Видеоазимут” Валерия Анатольевича Ковалева. Это упражнения на “рисование” диагоналей прямоугольника и вертикали. Движения глазами осуществляются при неподвижном лице и способствуют улучшению кровоснабжения участков оболочки глаза, и превращают близорукий глаз в нормальновидящий.

Схема упражнений для тренажера. 

1. Обежать только взором, не двигая головой, красный прямоугольник.  (4раза).

2. Обежать взором зеленый прямоугольник. (4раза).

3. Обежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.

4. Вертикаль и горизонталь. Поочередно каждую. (4раза).

  Скорость бегания каждый, определяет сам. Необходимо темп держать выше среднего стараясь не двигать головой.

   При обучении малышей тренировочным движениям глазами использую  указку,  но только на первом этапе. Вместо указки можно использовать картинку кузнечика, бабочки… и тогда игра для коррекции зрения называется «Дрессированный кузнечик».

      Офтальмотренажер "Восьмерка" Владимира Филлиповича Базарного. Это "диаграммы для разгрузки зрения" По команде ребята поднимают головы и старательно вращают глазами. В младшей группе допускается вращение головой.

Так же применяю тренажер "Солнышко"

  Это самый простой тренажер из предлагаемых  В.А. Ковалевым. Для его изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек снаружи. Он применяется даже для детей ясельного возраста. Надев рукавички – тренажер, развожу руки в стороны, стоя перед детьми лицом к ним, находясь в центре перед детьми. Вначале объясняю детям, что им нужно делать.

Затем начинаю поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом, они переводят точку взора, держа голову неподвижно. Затем ставлю руки в положение в сторону – вверх (одна рука) и другая в сторону – вниз. Руки как бы показывают диагональ прямоугольника. Затем меняем положение рук и снова проводим по диагонали прямоугольника. Таким образом, сокращаются и расслабляются все глазораздвигательные мышцы ребенка.  Контролирую выполнение задания, глядя в глаза детям.

  С малышами насколько сложнее – приходится добиваться выполнения задания без предварительного объяснения задачи. Приходится  подвигать, потрясти одной ладошкой, чтобы привлечь внимание детей. Поставлю одну руку перед собой, стоя перед ребенком ясельного возраста, раскрытая ладонь сжимается и убирается и снова раскрывается. Ребенок видит объект, постоянно перемещающийся в глубину от него и к нему.

  Вместо солнышка можно нашить  бабочки, очень яркие и красивые. При сжатии и разжимании  ладошек получается красочный эффект летящих бабочек, у которых действительно работают крылышки. Есть варианты солнышка с лучиками, ягодок, цвет тоже может быть разнообразным.

Мной собранны картотеки зарядок на расслабление, коррегирующей гимнастики, пальчиковых зарядок, дыхательных гимнастик и картотека самомассажа в игровой форме.

  Хорошее значение имеет зарядка-релаксация. Это минутка отдыха, где дети выполняют различные движения, сопровождающиеся произношением отрывков из сказок К. Чуковского, стихотворений А.Барто. Например:

Самомассаж кистей рук, головы, предплечей .

К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок)

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам.

Да здравствует, мыло душистое и полотенце пушистое!

И зубной порошок, и густой гребешок…

(Дети имитируют мытьё рук и лица с мылом, потом показывают, как вытираются и наслаждаются чистотой.

Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить этому искусству детей. Правильное дыхание-это здоровье.

Дыхательная гимнастика, прыжки.

С. Маршак «Мой весёлый звонкий мяч»

Мой весёлый звонкий мяч, ты, куда помчался вскачь? (броски)

Синий, красный, голубой, не угнаться за тобой! (Прыжки)

(После этого руки кладем на живот и делаем глубокий вдох носом, задерживаем дыхание, медленно выдыхаем - Ш-ш-ш-ш-ш)

Игра «Я садовником родился»   проводится в подготовительной группе

- Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме…(роза - 4 буквы, 4 звука, 2 слога). Во время работы со словом проводим «вдыхание ароматов». 

    Можно провести такую игру: представьте, что у вас в руках роза; вдруг на наших глазах роза распускается и становится пышной и большой. Мы удивляемся и вместе со взмахом  руки говорим «Ах!», затем на мгновение задерживаем дыхание.
Почему мы удивляемся? Потому что в момент удивления или испуга человек инстинктивно обеспечивает себя физиологически необходимым запасом кислорода.

   С большим интересом дети выполняют упражнение «Певец».
   а) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания. Выдох со звуком а-а-а…, руки при этом медленно опустить.

   б) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня плеч. Задержка дыхания. Выдох со звуком о-о-о…, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

   в) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня груди. Задержка дыхания. Выдох со звуком у-у-у…, руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.


 Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал:
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

  Каждый из нас знает, что игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

  Дети I младшей группы  знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. Дети подготовительной группы совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.

  При выполнении упражнений обращаю внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти.

Например, упражнение" Зайчик".  (1 младшая группа)

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит…

Самомассаж «Моя семья» (пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - я, вот и вся моя семья!

  Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр.

   Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

   Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию  памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

     Работу по развитию движений пальцев и кисти рук провожу систематически по 2-5 минут ежедневно.

  Ежегодно у нас в группе проходит недели здоровья, во время которой в гости к нам приходит доктор Неболейка. Он рассказывает детям о пользе утренней зарядки, загадывает им загадки о лекарственных травах, с ним мы ходим на экскурсию в аптеку, рассматриваем  упаковки с лекарственными травами, а после готовим  витаминный салат из овощей и витаминный напиток из лимона.

    Даже во время сна не забываю о здоровье детей. Для этого, совместно с родителями, были изготовлены ароматические саше в состав которых входят цветки ромашки, семена укропа и шалфей. Ароматы наполняющие спальную комнату укрепляют здоровье и нормализуют сон.

Корригирующую гимнастику для профилактики плоскостопия у дошкольников   провожу после дневного сна, а так же во время путешествий с преодолением препятствий.

  Эффективны упражнения с захватом, перекладыванием и перекатыванием мелких и крупных предметов (карандаши, детали конструктора), ходьба по обручу, ребристой доске, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием и разгибанием стопы, самомассаж стоп, закаливание.

  Для самомассажа стоп используем массажный мяч - составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног или обеими ногами.

    Для закаливания стоп мы применяем хождение босиком в группе. Ослабленные дети, начинают хождение в носках, а через неделю — босиком. В летнее время года ходим босиком по горячему песку и по траве. Закаливание стоп позволяет не только улучшить кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.

   Все игры способствуют отдыху, вызывают положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Так от игры к игре тренируем речевое мышление, устную речь, ни на минуту не забывая о самом важном- здоровье.

   Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

  Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

  В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мной разработана система мероприятий, к которым относятся:
родительские собрания,
консультации,
конкурсы,
спортивные праздники,
праздники здоровья,
папки-передвижки,
беседы

 
Вся здоровьесберегающая среда в группе нацелена на познавательное развитие дошкольников, на реализацию принципов здоровьсберегающих технологий.

    Все игры, упражнения, а так же ароматерапия согласованны с медицинским работником ДОУ, потому что я работаю по принципу "НЕ НАВРЕДИ!!!"

Главное - чтоб дети не болели!

Чтобы вы сегодня ни хотели
И куда бы реки ни текли,
Главное, чтоб дети не болели,
Чтобы быть здоровыми могли…

И совсем не важен день недели,
Имена и постановка фраз,
Главное, чтоб дети не болели
Ни вчера, ни завтра, ни сейчас…

Ничего, что за окном метели,
Кризис, буря, шторм, дефолт, гроза,
Главное, чтоб дети не болели –
Чтобы улыбались их глаза!

Ничего, что далеко до цели,
Что подорожала жизнь в сто раз,
Главное, чтоб дети не болели
ни вчера, ни завтра, ни сейчас…

И важней всего на самом деле,
Чтобы мы детишек берегли.
Главное, чтоб дети не болели.
Их здоровье – счастье всей земли!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы на тему "Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ"

Материал содержит презентацию с кратким описанием педагогического опыта работы по теме самообразования...

«Создание здоровьесберегающей среды в группах младшего возраста»

Закрепить с педагогами понятие здоровьесберегающей технологии, здоровьесберегающее пространство....

Выступление на районном методическом объединении воспитателей "Применение ИКТ в режимных моментах"

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширять творческие способности детей и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и раз...

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра...

Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

   Современный детский сад – это место где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный воз...