Сообщение из опыта работы на тему «Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство укрепления здоровья детей раннего возраста»
методическая разработка

Петренчук Елена Викторовна

В Федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования приоритетной задачей  является: охрана  и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В ясельном возрасте особенно актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей в период адаптации к детскому саду, так как поступление ребенка в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением его активности.

Рациональное использование и гармоничное сочетание здоровьесберегающих технологий и организации здоровьесберегающего пространства в работе с детьми раннего возраста способствует уменьшению заболеваемости дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство укрепления здоровья детей раннего возраста»

Якушенко О.В.,

воспитатель МБДОУ д/с № 26

Петренчук Е.В.,

воспитатель МБДОУ д/с № 26

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования приоритетной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В раннем возрасте особенно актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей в период адаптации к детскому саду, так как поступление ребенка в детский сад нередко бывает сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися снижением его активности.

Рациональное использование и гармоничное сочетание здоровьесберегающих технологий и организации здоровьесберегающего пространства в работе с детьми раннего возраста способствует уменьшению заболеваемости дошкольников.

Цель данного направления работы - это сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Задачи: (указаны на слайде)

- Создать условия для сохранения психоэмоционального комфорта в группе;

- создать условия безопасной развивающей предметно- пространственной среды, способствующей укреплению здоровья детей;

- создать условия для всестороннего гармоничного развития личности ребенка;

- формировать основные движения и двигательные навыки;

- вовлечь родителей в физкультурно-оздоровительную работу.

Ожидаемый результат:

- Снизить уровень заболевания детей;

- сформировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни;

- объединить усилия воспитателей и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы.

Здоровьесберегающая среда содержит две подструктуры: пространство и деятельность. Поэтому здоровьесберегающее пространство в моей группе раннего возраста организовано с учетом обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности детей (рациональность режима дня, соблюдение норм освещенности, воздушного режима, графика проветривания, правильного подбора мебели, составление расписания занятий с учетом психофизических и возрастных особенностей и др.); пространство группового помещения реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.

Организация активного взаимодействия педагога и младшего дошкольника требует целесообразной организации развивающей среды в группе. Поэтому я тщательно подошла к созданию такой среды, которая призвана обеспечить личностно–ориентированные отношения с моими воспитанниками. Здоровьесберегающее пространство способствует профилактике различного рода негативных проявлений, успешной адаптации детей в ДОУ, обеспечивает творческую атмосферу для участников образовательного процесса. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть удобной, целесообразной предоставлять ребёнку свободу, настраивать на эмоциональный лад, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.

Первый шаг в проектировании среды – определение расположения развивающих центров в группе. Важно, чтобы они строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Все это способствует эмоциональному благополучию детей раннего возраста, создает у них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами детского сада и помощниками взрослых. Для того, чтобы развивающая предметно-пространственная среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т. е. быть мобильной. Все имеющиеся в группе пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей и обновляются. В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. В работе воспитателя уделяется большое внимание развитию у детей основ личной гигиены. Очень важно правильно организовывать работу по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью я организую дидактические и развивающие игры, создаю игровые ситуации, в которых действия по самообслуживанию дети выполняют с радостью и интересом, а это залог успеха.

Двигательный режим должен обеспечиваться комплексным использованием всех форм двигательной деятельности: утренней и дыхательной гимнастик, гимнастики после сна, физкультминуток, подвижных и спортивных игр, индивидуальной работы, самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке и в свободной игровой деятельности, спортивных праздников и развлечений. Для этого в группе мною создан спортивный центр, в котором имеются мячи разных форм и фактуры, обручи, мешочками с песком, кольцебросы, атрибуты для подлезания, гимнастическая скамейка, ребристая доска, тренажёры для дыхательных упражнений, флажки, ленточки, султанчики, юла, каталки, массажёры для рук и ног, погремушки, скакалки и т.д. Для организации подвижных игр используются полумаски и медальоны с изображением различных животных и сказочных героев.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В группе проводятся закаливающие процедуры, предусмотренные планированием в строгом соответствии с возрастом ребенка и временем года. В основном, это воздушные и водные процедуры (умывание прохладной водой, хождение босиком и по дорожке здоровья, гимнастика после сна, воздушные ванны после сна, обтирание).

Большое внимание в группе уделяю использованию дорожек здоровья. Использую их на занятиях по физическому воспитанию и во время проведения бодрящей гимнастики после дневного сна. Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей.

Для детей раннего возраста характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты и желание свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой. Для этого в зоне двигательной активности находятся предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и т. д.).

Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость. Для снятия эмоциональной напряжённости и стресса в период адаптации в группе я организовала уголок уединения, главное назначение которого – обеспечение психического и социального благополучия ребёнка.

Реализовывать задачи здоровьесбережения помогает и театральный центр. Цели его создания не только развивающие, но и здоровьесберегающие: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Пальчиковый театр используется для развития мелкой моторики, развивает ловкость и подвижность пальцев.

Центр «Песок-вода» я тоже использую не только в развивающих целях. Песочнотерапия является одной из форм такой здоровьесберегающей технологии, как арт-терапиия, от других форм этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. А игры с водой у детей всегда вызывают положительные эмоции.

Центр игры (режиссерская игра 2 – 3 года) расположен так, чтобы дети могли самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр. В уголке посредством организации проблемно-игровых ситуаций у детей формируются знания в области здоровья и гигиены.

Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей и мелкой моторики. В этой зоне расположены игры – шнуровки, которые не только тренируют пальцы рук, но и помогают координировать движения малыша, концентрируют его внимание, развивают ловкость и аккуратность, что необходимо ребёнку для проявления самостоятельности в обыденной жизни. Наполняемость дидактического стола периодически меняю. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха.

Также в физкультурно-оздоровительной работе я использую технологии музыкального воздействия. Они используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Я использую музыку в качестве вспомогательного средства, повышения эмоционального настроя, для сопровождения образовательной деятельности.

Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. В своей работе использую технологию валеологического просвещения родителей, знакомлю с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информирую о состоянии здоровья и физическом развитии их ребенка. В приёмной группы оформлен центр «Для Вас, родители», в котором я оформила папки - передвижки: «Физкультура для малышей», «Советы доктора Айболита»; информационные стенды и брошюры. Систематически провожу беседы и консультации с родителями по поводу профилактики болезней, по ознакомлению их с особенностями развития детей своей возрастной группы. Также привлекаю родителей к участию в различных физкультурных досугах и праздниках. Провожудень открытых дверей с родителями по физкультурно- оздоровительной работе.

Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно - оздоровительных, лечебно - профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий способствуют повышению двигательной активности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы на тему "Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ"

Материал содержит презентацию с кратким описанием педагогического опыта работы по теме самообразования...

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5...

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра...

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».

laquo;Если нельзя вырастить ребенка,  чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае,  поддерживать его высокий уровень    здоровья вполне возможно»....

Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

   Современный детский сад – это место где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный воз...