Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в детском саду
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Лытаева Ирина Валериевна

В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Время включения родителей в систему мероприятий по развитию когнитивной сферы ребенка, их поведение и вовлеченность в процесс коррекционного воздействия, непосредственным образом влияет на ход и результаты всего педагогического сопровождения. В статье обозначены некоторые методы, формы и приемы работы с родителями учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aneks._.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в детском саду»

Выполнила Лытаева Ирина Валериевна, учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 26 Московского района.

В подавляющем большинстве случаев умственная отсталость является следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка – мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы: восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение.

В условиях работы с детьми с интеллектуальными нарушениями перед педагогом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности педагога и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.

Педагогическая работа с родителями в дошкольных образовательных организациях направлена на решение следующих задач:

-повышение педагогической компетентности у родителей;

-формирование потребности у родителей в содержательном общении со своим ребенком;

-обучение родителей педагогическим технологиям воспитания и обучения детей;

-создание в семье адекватных условий воспитания детей.

Работа с родителями осуществляется в двух формах – индивидуальной и групповой.

 При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним.

При групповой форме даются психолого-педагогические знания об условиях воспитания и обучения ребенка в семье.

Индивидуальные формы помощи – первичное (повторное) психолого- педагогическое обследование ребенка, консультации родителей, обучение родителей педагогическим технологиям развития когнитивной сферы ребенка.

Групповые формы работы – консультативно-рекомендательная; лекционно- просветительская; практические занятия для родителей; организация «круглых столов», родительских конференций.

В ходе использования этих форм работы родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможности их обучения, а также рекомендации по организации дальнейших условий развития когнитивной сферы ребенка в семье.

На лекционных занятиях родители усваивают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей; знакомятся с современной литературой в области психологии и специального обучения детей.

На практических занятиях родители знакомятся с приемами обучения ребенка в условиях семьи: методам и приемам по развитию мышления, внимания, речи ребенка.

Содержание работы специалистов с семьей планируется с учетом следующих факторов: социального положения семьи; особенностей характера взаимодействия близких взрослых со своим ребенком; позиции родителей по отношению к его воспитанию; уровня педагогической компетентности родителей и др.

Используются следующие методы работы с родителями: беседы, проведение открытых обучающих занятий с детьми, практические занятия.

Время включения родителей в систему мероприятий по развитию когнитивной сферы ребенка, их поведение и вовлеченность в процесс коррекционного воздействия, непосредственным образом влияет на ход и результаты всего педагогического сопровождения.

Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком в большинстве случаев позволяет нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию в отношении воспитания проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.

Педагог осуществляет помощь в адекватной оценке потенциальных возможностей развития мыслительных способностей ребенка; обучение родителей элементарным методам педагогической коррекции (дидактическим играм, продуктивным видам деятельности).

Родителям дается информация об условиях, необходимых для развития познавательной активности ребенка в семье. Специалист периодически консультирует родителей по вопросам динамики развития ребенка и организации деятельности и поведения ребенка в условиях семьи.

Постепенно, в процессе взаимодействия у родителей формируется система практических и теоретических знаний, расширяется арсенал средств педагогического воздействия на ребенка и форм взаимодействия с ним в ходе семейного воспитания. Повышается общая родительская компетентность: чувствительность к изменению состояния ребенка; нормализуется система требований и ожиданий; повышается уверенность в себе как воспитателе, происходит гармонизация хода психического развития детей в семье.

Педагог должен соблюдать ряд принципов взаимодействия с:

1. доброжелательный стиль общения педагогов с родителями,

2. корректность при общении с семьёй,

3. тщательное планирование действий педагогов,

4. индивидуальный подход,

5. сотрудничество, а не наставничество,

6. динамичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями  детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка.     Работе с родителями ...

«Формирование и развитие когнитивной сферы ребенка»

laquo;Развитие психических процессов»...

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с интеллектуальными нарушениями умственной отсталостью (6-7 лет)

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ  МБДОУ  «_________» _______________.Пояснительная записка       Целью создания индивидуального ...

Консультация для педагогов на тему: "Характеристика детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)"

Для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) характерны как специфические особенности, так и общие закономерности развития: незавершенность в становлении каждого возрастного псих...

Конспект занятия по аппликации по теме «Мебель» в разновозрастной группе для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость легкой степени)

Конспект занятия  по аппликации по теме «Мебель»  в разновозрастной группе для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость легкой степени)Задачи:Коррекционно-обр...

Конспект по образовательной области физическая культура Формирование основных видов движений у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями умственной отсталостью), Возраст обучающихся от 4 до 8 лет

Конспект занятия  образовательной области физическая культураФормирование основных видов движений у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями умственной отсталостью),Возраст обучающихся от ...