Главные вкладки

    Артикуляционная гимнастика для малышей
    картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

    Уважаемые взрослые!

    Вы обеспокоены состоянием речи малыша? Высказывания ребенка малопонятны для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, а может, говорит с "кашей во рту"?

    Самое время начать заниматься артикуляционной гимнастикой.

    Ниже я расскажу о базовых комплексах, которые помогут укрепить мышцы речевого аппарата, поработать над точностью и слаженностью движений.

    Их можно смело выполнять дома вместе с ребенком без опасения навредить или "сделать что-то не так".

    Попробуйте! У вас получится.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artik_gimn.docx24.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе

     

    «Улыбка»

    Широка Нева-река,

    И улыбка широка.

    Зубки все мои видны –

    От краев и до десны.

    Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

    верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

    Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    «Хоботок»

    Я слегка прикрою рот,

    Губы – «хоботом» вперед.

    Далеко я их тяну,

    Как при долгом звуке: у-у-у.

    Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

    подвижность.

    Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

    таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    «Домик открывается»

    Ротик широко открыт,

    Язычок спокойно спит.

    Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

    Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»«а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

     

    «Любопытный язычок»

    Вот и вышел на порог

    Любопытный язычок.

    «Что он скачет взад-вперед?» -

    Удивляется народ.

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

    Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

     

    «Зайчик»

    Губку верхнюю подняв,

    Замер зайчик, зубки сжав.

    Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

    Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

     

    «Язык здоровается с подбородком»

    Просыпается язык –

    Долго спать он не привык.

    И спросил у подбородка:

    - Эй, какая там погодка?

    Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

     

    «Обезьянка»

    За нижнюю губку заложен язык –

    Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

    Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

    Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

    нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

     

     

    «Хомячок»

    Языком давить стараюсь,

    В щеку сильно упираюсь.

    Раздалась моя щека,

    Как мешок у хомяка.

    Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

    Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

    «Кружок»

    Мой язык совсем не глуп –

    Ходит кругом возле губ.

    Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

    Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

    Чередование «Толстячки - худышки»

    Вот толстяк – надуты щеки

    И, наверно, руки в боки.

    Вот худышка –щеки впали:

    Видно, есть ему не дали.

    Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

    Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

    «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

    Шарик слева, шарик справа,

    Есть у нас одна забава:

    В щеки дуем – чередуем,

    То в одну, а то в другую.

    Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

    Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

    щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

     

    «Чашечка»

    Улыбаюсь, рот открыт:

    Там язык уже стоит.

    К зубкам подняты края –

    Вот и «чашечка» моя.

    Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

    чашечки.

    «Вкусное варенье»

    Как будто варенье лежит на губе –

    Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

    Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

    не разрушая «чашечку».

    «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

    Зубы верхние –смотри:

    Чищу «чашкой» изнутри.

    Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

    подъем языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

    зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

    «Покусаем язычок»

    Выдвигай свой язык,

    Чтоб лениться не привык.

    И от кончика до корня

    Я кусаю все проворней.

    Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

    Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить«та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

    «Чистим зубы снаружи»

    Зубки верхние снаружи

    Нам почистить очень нужно.

    Зубки нижние – не хуже,

    Тоже чистки просят дружно.

    Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

    Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

     

    «Лопаточка»

    Поперек улыбки лег –

    Отдыхает язычок.

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

    языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

     

    «Горка» («мостик»)

    Улыбаюсь, рот открыт –

    Там язык лежит, свернувшись.

    В зубы нижние уткнувшись,

    Горку нам изобразит.

    Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    «Катушка»

    Широко раскрою рот,

    «Горку» выведу вперед.

    И, назад отодвигая,

    Я ее не разрушаю.

    Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение

    повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

     

    «Маляр»

    Язык – как кисточка моя,

    И ею нёбо крашу я.

    Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад.

    «Барабанщик»

    За зубами в бугорок

    Бьёт широкий язычок.

    Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя«д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

    Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами,произнося«дын-дын-дын» («звоночек»).

    Стучим и произносим«т-д-т-д» («скачет лошадка»).

    Многократно произносим«а-д-д-д»«а-д-д-д»«а-д-д-д» («песенка»).

    «Лошадка»

    Рот широко открываю,

    К нёбу язык прижимаю.

    Прыгает вниз язычок.

    И раздается щелчок.

    Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

    цокает копытами»).

     

    «Иголочка»

    Улыбаюсь: вот шутник –

    Узким – узким стал язык.

    Меж зубами, как сучок,

    Вылез длинный язычок.

    Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

    Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

    узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    «Маятник»

    Влево-вправо кончик ходит,

    Будто места не находит.

    Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

    «Змейка»

    А у змейки язычок

    Узок, тонок, как сучок.

    Ходит-ходит взад-вперед:

    Как же он не устает?

    Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

    Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад

    («жало змейки»).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Артикуляционная гимнастика для малышей

    Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата....

    Артикуляционная гимнастика для малышей

    В практикуме представлены артикуляционные упражнения, которые можно делать с ребенком дома самостоятельно, весело и интересно, потому что гимнастика проводится в игровой форме....

    Артикуляционная гимнастика для малышей

    Артикуляционная гимнастика для малышей...

    Артикуляционная гимнастика для малышей

    Артикуляционная гимнастика для малышей "Окошко"широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно""Чистим, зубки"улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно ...

    Занимательная артикуляционная гимнастика для малышей

    Рекомендуется для занятий с малышами. Развитие артикуляционного праксиса...