Главные вкладки

    Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Артикуляционная гимнастика для малышей» (Организация работы по профилактике речевых нарушений у дошкольников 3-4 лет )
    рабочая программа по логопедии на тему

     Марина Вячеславовна Охотникова

    программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_malyshey_korrekt.docx86.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Принята на заседании                                    Педагогического  совета №1

    Протоколот 29.08.2014  №1

    Утвержденаприказом

    МДОАУ «Детский сад №20»

    от 29.08.2014 г. №469

    02-03

            Дополнительная  коррекционно-развивающая программа

    «Артикуляционная гимнастика для малышей»

    (Организация работы по профилактике речевых нарушений

    у дошкольников 3-4 лет )

    Учитель-логопед: М.В.Охотникова

    г. Нефтеюганск

    2014 г


    Содержание

    Раздел 1.Целевой

    1.1.Пояснительнаязаписка……………………………………...…….……….....2

    1.2.Цель, задачи, ………………………………………………………………….4

    1.3. Планируемые результаты………………………………………...…………5

    Раздел 2.Содержательный

    2.1.Програмно-методическое обеспечение…………………………………..….6

    2.2.Учебный план…………………………………………………………….…...7

    2.3.Календарно-тематическое планирование……………………………….…..8

    2.4.Перспективное планирование……………………………………………....12

    2.5.Методы и приемы работы с воспитанниками……………………….….….17

    2.6.Формы обучения ………...………………………………………………..…19

    Раздел 3. Организационный

    3.1.Мониторинг речевого развития воспитанников 3-4 лет……………….…20

    3.2. Материально-техническое обеспечение…………………………………...35

    Литература………………………………………………………….……………39

    Раздел 1. Целевой

    1.1. Пояснительная записка

    Данная программа  решает проблему речевого развития воспитанников 3-4 лет с  трудностями усвоения лексики, грамматики русского языка, формирования связной речи, преодоления нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия; направлена на профилактику речевых нарушений у младших дошкольников.

    Содержание программы составлено в соответствии с программой Нищевой Н.В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет)», на технологиях и методиках стимулирующего воздействия на процесс развития речи воспитанников младшего дошкольного возраста.

    Обучение рассчитано на весь учебный год – по 2 занятияв неделю. Продолжительность каждого – 15 минут. Одно занятие включает задания по коррекции лексико-грамматических нарушений и артикуляционной гимнастики, другое – по развитию фонематического восприятия и артикуляционной  гимнастики.

    Конспекты, составленные по лексической тематике, содержат задания по расширению и активизации словаря, обучению словоизменению, формированию правильного построения фразы. Для составления предложений и рассказов широко используются картинно-графические планы. Конспекты по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия включают упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, просодической стороны речи, развитие артикуляции.

    На каждом кружковом занятии используются комплексы пальчиковой гимнастики, которые помогают в решении поставленных задач, снимают напряжение. Они направлены на развитие общей моторики, двигательной функции рук, зрительно-моторной и слухомоторной координации. Также способствуют речевому развитию, четкому произношению, содействуют плавности и выразительности речи, развивают память. В каждое занятие включены задания и упражнения по развитию когнитивных процессов ребенка.

    Механизм реализации программы заключается в последовательном решении задач в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, в последовательном усложнении комплекса методов и приемов используемых технологий. На занятиях  предлагаются комплексы упражнений и заданий, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также эмоциональной сферы ребенка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки четких артикуляционных позиций губ и языка, предложенные комплексы упражнений позволяют улучшить координацию движений пальцев рук, выработать правильное речевое дыхание, развить интонационную выразительность голоса, усовершенствовать пластику движений и способы выражения своих чувств и эмоций. Комплексы построены на знакомых детям лексических темах, насыщены игровыми образами. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка 3-4 лет.

    1.2. Цель:

    Развить компенсаторные возможности детей младшего дошкольного возраста с трудностями  речевого развития средствами ранней диагностики и проведения профилактической  коррекционно-развивающей работы.

    Задачи:

    1. Создать условия для реализации программы «Артикуляционная гимнастика для малышей»  в форме кружковой  работы.
    2. Внедрить технологии - Пожиленко Е.А.  «Артикуляционная гимнастика», Фадеева Ю.А, Г.А.Пичугина. «Логопедические занятия в младшей группе», Нищева Н.В. «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей группе детского сада».

                    3.Осуществлять профилактику речевых нарушений у воспитанников  младшего дошкольного возраста путем проведения логопедической  работы в форме  кружка

    4.Осуществлять мониторинг речевого развития воспитанников  младшего дошкольного возраста.

    5.Организовать содействие и сотрудничество детей и взрослыхввопросах   проведения  коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

    1.3. Планируемые результаты:

    1.Выстроена система кружковых логопедических занятий направленных на профилактику  и раннее выявление речевых нарушений.

    2. Разработана система мониторинга  позволяющая выявлять детей нуждающихся в логопедической помощи и отслеживать динамику речевого развития.

    3.Снижен  процент воспитанников с задержкой речевого развития.

    4.Организованосодействие и сотрудничество детей и взрослых в вопросах   проведения  коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

    5. Воспитанник 3-4 лет:

    • Снижен процент  воспитанников с задержкой речевого развития.
    • Умеет перед зеркалом выполнять упражнения,поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
    • Умеет на одном выдохе сказать фразу из трех-четырех слов (включая предлоги и союзы)
    • Различает основные  цвета и формы.
    • Доступно понимание и выполнение простейшей одноступенчатой инструкции.
    • Различает звуки, близкие по звучанию (звукоподражания).
    • Умеет различать на слух звуки а,у,и,о,м,п,б,ф,в.

    Раздел 2.Содержательный

    2.1.Программно-методическое обеспечение

    Примерная программа

    Нищева Н.В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет)».

    Методические

    пособия

    Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова

    «Логопедические занятия во второй младшей  группе»

    Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова

    «Тетрадь логопедических  заданий во второй младшей  группе»

    Технологии

    Е.А. Пожиленко«Артикуляционная гимнастика»

    Ю.А.Фадеева, Г.А.Пичугина. «Логопедические занятия в младшей группе».

    Н.В.Нищева«Организация коррекционно-развивающей работы в младшей группе детского сада».

    2.2.Учебно-тематический план

    Раздел речи

    Количество кружковых логопедических занятий в неделю

    Количество кружковых логопедических занятий в год

    1.Артикуляционная гимнастика, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа. Обучение основам грамоты

    1

    30

    2. Артикуляционная гимнастика. Коррекция лексико-грамматических нарушений. Обучение словоизменению и словообразованию.

    1

    30

    Итого  

    2

    60

    2.3.Календарно-тематическое  планирование

    ТЕМЫ КРУЖКОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

    Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения)

    1.  Лексические темы: «Игрушки», «Овощи», «Осень», «Фрукты», «Наше тело», «Лицо».

    2.  Коррекционные задачи:

    а)  Формирование словаря и грамматического строя речи:

    •   развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь логопеда;

    •   выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;

    •   формировать понимание и практическое усвоение формы множественного числа имен существительных;

    • формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного числа в винительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.

    б)  Развитие связной речи:

    •  учить владеть навыками составления простых предложений (из двух слов с указательными местоимениями «это», «вот», из трех слов с прямым дополнением, выраженным именем существительным в винительном падеже), по вопросам, демонстрации действий, по картинке;

    •  учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказа, рассказа по картинке с использованием вопросов;

    •   формировать навыки диалогической речи.

    в)  Развитие когнитивных процессов:

    •   цвет (красный, желтый, зеленый), величина (большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник);

    •   количественные представления (один — много, два);

    • формировать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, память, внимание;

    •   формировать осознание собственного тела;

    •   формировать временные представления (осень).

    г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

    •   познакомить с органами артикуляции;

    •   развивать слуховое внимание;

    •   познакомить со звуками «А», «У», «И», «О», «Э», «М», «П», «Б».

    •   формировать просодическую сторону речи;

    •   формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).

    Декабрь, январь, февраль (2-й период обучения)

    1.  Лексические темы: «Одежда», «Зима», «Новый год», «Дикие животные», «Человек», «Семья», «Домашние животные», «Детеныши домашних животных»,  «Домашние птицы», «Птенцы домашних птиц».

    2.  Коррекционные задачи:

    а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

    • продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;

    •   формировать понимание и практическое использование форм

    имен существительных единственного числа в родительноми винительном падежах с предлогами и в предложном падеже;

    •формировать понимание и практическое усвоение предлогов У, НА, В, ИЗ.

    б)  Развитие связной речи:

    • продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;

    •   учить навыкам пересказа рассказов и сказок «Три медведя», «Колобок» по вопросам и картинному плану;

    •   продолжать формировать навыки диалогической речи.

    в)  Развитие когнитивных процессов:

    •   цвет (синий);

    •   продолжать работу, начатую в первом периоде;

    • формировать   сериационный   ряд   «большой,   поменьше, маленький», «маленький, побольше, большой»;

    •   формировать временные представления (зима).

    г)  Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

    •   продолжать работу, начатую в первом периоде;

    •   познакомить со звуками «Ф», «В», «Н»;

    •  учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить простую слоговую структуру слов.

    Март, апрель, май (3-й период обучения)1.  Лексические темы: «Мамин день 8 Марта», «Домашние животные жарких стран», «Детеныши домашних животных»,«Домашние птицы», «Птенцы домашних птиц», «Весна», «Посуда», «Птицы», «Дом», «Транспорт», «Насекомые», «Лето».

    2.  Коррекционные задачи:

    а)  Формирование словаря и грамматического строя речи:

    • продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;

    • формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в творительном падеже в значении орудийности и в дательном падеже с предлогом;

    •   формировать понимание и практическое употребление предлоговС, ПО.

    б)  Развитие связной речи:

    • продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;

    •  учить навыкам пересказа рассказов и сказки «Курочка Ряба» по вопросам и картинному плану;

    •   продолжать формировать навыки диалогической речи.

    в)  Развитие когнитивных процессов:

    •   продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах;

    •   формировать временные представления (весна, лето);

    • формировать сериационный ряд «длинный, короче, короткий», «короткий, длиннее, длинный».

    г)  Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

    •   продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периоде.

    2.4.Перспективное планирование

    Перспективный план кружковых логопедических занятий во второй младшей группе.

    месяц

    неделя

    темы

    октябрь

    1

    1.Звук «А»

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

    2.Игрушки.Один-много.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    2

    3.Звук «У»

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    4.Игрушки.

    Величина: Большой - маленький.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    3

    5.Звук  «И»

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    6.Осень.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    4

    7.Звук «О»

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    8.Осень. Один - много.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    ноябрь

    1

    9.Звук «Э»

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    10.Овощи. Фраза.

     Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    2

    11. «Звук М»

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    12. Фрукты. Цвет: красный, желтый,     зеленый. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    3

    13. Звук «П»Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    14.Зеленый цвет.

    Согласование прилагательного с существительными

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    4

    15.Звук «Б»

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    16.Наше тело.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    декабрь

    1

    17.Звук «Ф»

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    18.Цвет, форма.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    2

    19. Звук  «В»

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    20. Лицо, настроение.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    3

    21.Звук «Н»

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    22.Зима. Предлоги В, Из.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    4

    23.Зима.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    24.Новый год.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    январь

    2

    25.Одежда.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    26.Одежда. Цвет. Фраза.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    3

    27.Человек.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    28.Зима.Предлоги В, ИЗ.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    4

    29.Семья.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    30.Величина: большой, поменьше, маленький.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    февраль

    1

    31.Дикие животные.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    32.Дикие животные.Фраза.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    2

    33.Домашние животные.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    34.Домашние животные.Словообразование.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    3

    35.Детеныши домашних животных (знакомство)

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    36.Детеныши домашних животных.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    4

    37.Домашние птицы. Словообразование.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    38.Птенцы домашних птиц (знакомство)

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    март

    1

    39.Мамин день 8 марта.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    40.Птенцы домашних птиц.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    2

    41.Посуда.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    42. Посуда.Множественное число.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    3

    43.Посуда, пища.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    44.Бытовая техника.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    4

    45.Весна.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    46.Весна.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    апрель

    1

    47.Птицы.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    48.Птицы. Предлоги НА,С.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    2

    49.Птицы. Величина.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    50.Дикие животные диких стран. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    3

    51.Дом.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    52.Дом.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    4

    мониторинг

    мониторинг

    май

    1

    53.Насекомые.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    54.Насекомые.

    Предлоги НА, С, В, ИЗ.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    2

    55.Синий цвет.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    56.Синий цвет.

    Согласование прилагательного с существительными женского и мужского рода.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    3

    57.Сказка о веселом язычке.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    58.Сказка о веселом язычке.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    4

    59.Лето

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    60.

    Итоговое занятие.

            

    Итого:

    60

    2.5. Методы  и приемы работы с воспитанниками

    Методы

    приемы

    Наглядный

    • Предметная наглядность
    • Предметные и сюжетные картинки
    • Расположение предметов по образцу
    •  («Озвучь узор», «Продолжи рисунок»)
    • Выкладывание последовательностей
    • Подведение итога занятия по графическому плану
    • Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор)
    • Выкладывание логических цепочек

    Словесный

    • Вопрос как стимул к речевой активности
    • Оценка детской речи
    • Рассказ о проделанной работе
    • Договаривание по образцу
    • Комментирование собственных действий
    • Преобразование предложений по образцу.
    • Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам.
    • Преобразование деформированной фразы.
    • Составление словосочетаний, предложений по демонстрируемому действию
    • Выделение 4-лишнего по заданному признаку.
    • Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком)
    • «Что не так? объясни»
    • «100 вопросов»
    • Беседы-рассуждения: что произошло бы, если…
    • Распространение предложений по наводящим вопросам
    • Сравнения предметов, анализ признаков и действий предметов
    • Анализирование  собственных действий в конкретной ситуации («Кто я? – в транспорте – пассажир, дома – сын, брат, сестра, дочь…)

    Практический

    • Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание)
    • Угадывание предметов на ощупь
    • Выполнение действий по словесной инструкции
    • Запоминание и выполнение инструкций.
    • Использование знаковой символики для обозначения свойств и признаков предметов
    • Узнавание на ощупь
    • Выкладывание фигур из палочек, веревочек, мозаики
    • Рисование в воздухе

    Игровой

    • Инсценировки и театрализация, сказочные сюжетов
    • Использование игрушек и сказочных персонажей
    • Исправление «ошибок» педагога или персонажа
    • Перевоплощения и выполнения соответствующих действий

    Репродуктив-

    ный

    • Словесный образец
    • Одновременное проговаривание
    • Повторение, объяснение, указание
    • Словесные упражнения

    2.6.Формы обучения

    С воспитанниками

    С родителями

    1. Кружковые  логопедическиезанятия.

    1.Индивидуальные и подгрупповые консультации для родителей

    2.Ведение тетрадивзаимодействия с родителями.

    Кружковые логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю  продолжительностью -15 минут.

    Консультации для родителей один раз в неделю.

    Ведение тетради взаимодействия с родителями после каждого занятия.

    Раздел 3.Организационный

    3.1.Мониторинг речевого развития

    воспитанников 3-4 лет

    Оценка эффективности программы строится на основе использования для интерпретации качественного анализа данных. Оценка развития речи осуществляется 2 раза в год: в сентябре первичная, а в мае – повторная с подведением итогов работы за учебный год.

    Задачи:

    1.Выявить детей, подлежащих зачислению на логопедические занятия

    2.Изучить динамику изменения  развития речи.

    1. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.

    1.Обследование понимание слов.

    Инструкция: «Что это?» (если, затрудняется «Покажи где …?)

    Стол

    Часы

    Самолет

    Дом

    Кастрюля

    Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    Инструкция: «Покажи…»

    Где поют?

    Где поливают?

    Где читает?

    Где вяжет?

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    2.Обследование различных форм словообразования.

    • Дифференциация   ед. и мн. числа существительных

    Инструкция: «Покажи по картинкам…»

    Кот – коты

    Машина – машины

    Окно – окна

    Лист - листья

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    • Дифференциация предложно – падежных конструкций.

    Инструкция: «Покажи по картинкам…»

    Кошка в домике

    Кошка на крыше

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    • Дифференциация существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

    Инструкция: «Покажи по картинкам…»

    Дом – домик

    Ложка – ложечка

    Ведро - ведерочко

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    • Дифференциация приставочных глаголов.

    Инструкция: «Покажи по картинкам…»

    Мальчик выходит из дома

    Мальчик подходит к дому

                                                                                                Итоговый бал

    Уровень развития

    2. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.

    1.Номинативный словарь.

    • Назвать существительные по темам.

    Инструкция: «Назови что это?»

    «Игрушки»

    «Посуда»

    «Одежда»

    «Обувь»

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    • Назвать, одним словом.

    Инструкция: «Назови  одним словом, что это?»

    «Игрушки»

    «Посуда»

    «Одежда»

    «Обувь»

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    • Назвать части тела и предметов.

    Инструкция: «Назови, что это?»

    Ноги

    Руки

    Голова

    Глаза

    Уши

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    2.Предикативный словарь

    Инструкция: «Кто, что делает?»

    Что делает девочка? (спит)

    Что делают дети? (играют)

    Что делает птица? (летит)

    Что делают рыбки? (плавают)

    Что делает машина? (едет)

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    3.Состояние словоизменения.

    • Употребление существительных в И.п. ед. и мн. числа.

    Инструкция: «Это шишка, а это (шишки)»

    Стол – столы

    Кукла - …

    Рука - …

    Окно - …

    Книга - …

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    • Употребление имен существительных в косвенных падежах

    Инструкция: «Скажи…»

    Что есть у мальчика? (мяч)

    Чего нет у мальчика? (мяча)

    Кому мальчик дает мячик? (девочке)

    Что ты видишь на картинке? (машину)

    Чем рисует девочка? (карандашом)

                                                                                                Итоговый бал

    Уровень развития

    • Согласование прилагательных с существительными.

    Инструкция: «Мяч (какой?) – красный мяч».

    Красный мяч

    Синий шар

    Желтое ведро

                                                                                                Итоговый бал

    Уровень развития

    • Употребление предложно – падежных конструкций.

    Инструкция: «Ответь на вопрос…»

    Где сидит мышка? (под грибком)

    Где стоит ваза? (на столе)

    Где стоит цветок? (на окне)

    Где лежат фрукты? (в корзине)_

    Где сидит птичка? ( в клетке)

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    4. Состояние словообразования.

    • Употребление существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

    Инструкция: «Я называю большой предмет, а ты называешь маленький предмет ласково»

    Стол – столик

    Чашка – чашечка

    Дом - домик

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    • Образование названий детенышей животных.

    Инструкция: «Это кошка, а с ней ее детеныш, как он называется?»

    У гуся…

    У кошки…

    У лисы…

    У козы…

    У утки…

                                                                                                Итоговый бал

                                                                                           Уровень развития

    Оценка сформированности словаря

    3 балла – все задания выполнены самостоятельно и верно; допускает одну ошибку, которую исправляет самостоятельно;

    2 балла -  2-3 задания выполняются с ошибками, которые исправляются после уточнения вопросов;

    1балл – часть заданий выполняются с ошибками, большую часть которых исправить не удается, не смотря на помощь со стороны взрослого; отсутствие коррекции по всем заданиям

    3. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

    • Пересказ текста из нескольких предложений.

    Инструкция: Прочитать или рассказать ребенку рассказ. При повторном чтении рассказа, дается установка на пересказ.

    Котенок.

     У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

    Оценка исследования связной речи.

    3 балла – пересказ составлен с некоторой помощью в виде побуждающих вопросов, отмечаются незначительные трудности в реализации замысла, основная мысль передается.

    2 балла – при пересказе требуется помощь виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последовательность событий, многочисленные паузы, повторы фраз.

    1 балл – отказ от выполнения задания, неадекватные ответы.

    4. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ И ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТИ СЛОВ.

    • Отраженное воспроизведение слов.

    Инструкция: « Послушай и повтори за мной»

    Кот

    Вода

    Стук

    Мост

    Спина

    Банка

    Фантик

    Тропинка

                                                                                                            Итоговый бал

                                                                                                      Уровень развития

    Оценка сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

    3 балла – большинство слов воспроизводится точно, однако темп воспроизведения замедлен, могут быть запинки;

    2 балла -  слова воспроизводятся в замедленном темпе, с запинками. 1-2 слова с искажением слоговой структуры;

    1 балл – отказ от выполнения, неадекватные ответы.

    5. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    • Повторение слогов с оппозиционными звуками.

    Инструкция: «Послушай, как я сказала, и повтори точно так же»

    ба - па

    га - ка

    та - да

    ма – ба

    ва – на

    ня - на

    Итоговый бал

                                                                                                      Уровень развития

    • Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

    Инструкция: «Покажи, где?»

    Кот – кит

    Дом – дым

    Мышка – мишка

    Уточка - удочка

                                                                                                            Итоговый бал

                                                                                                      Уровень развития

    • Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении.

    Инструкция: «Покажи где?»

    Коса – коза

    Кочка – кошка

    Мишка – миска

    Машина - Марина

                                                                                                            Итоговый бал

                                                                                                      Уровень развития

    Оценка сформированности фонематического восприятия.

    3 балла – в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

    2 балла – задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно-два задания недоступны даже с помощью;

    1 балл – при выполнении требуется значительная помощь взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца»;

    6.СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

    Наличие или отсутствие движений

    Тонус

    Объем

    Переключаемость

    Замены

    Синкинезии

    Тремор

    Саливация

    Отклонение кончика языка

    Итоговый бал

     Уровень развития

    • Движения нижней челюсти.

    Открыть рот

    Закрыть рот

                                                                                                            Итоговый бал

                                                                                                      Уровень развития

    • Движения губ.

    «Улыбка»

    «Трубочка»

                                                                                                            Итоговый бал

                                                                                                      Уровень развития

    • Движения языка.

    «Лопата»

    «Жало»

    «Качели»

    «Маятник»

                                                                                                            Итоговый бал

                                                                                                      Уровень развития

    • Движения мягкого неба.

    Широко открыть рот и зевнуть

    Итоговый бал

    Уровень развития

    Оценка артикуляционной моторики.

    3 балла – все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший. Удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;

    2 балла – движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены, объем движений неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удержание позы, требуются повторные показы движений;

    1 балл – для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерная напряжение языка, тремор(дрожание) кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения удаются;

    7. АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

    Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)_________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Челюсти_______________________________________________________________________________________________________________________________________

    Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)__________________________________________________________________________________________________________________________________

     Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукознаящель)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    8.СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

    • Изолированно, в словах, во фразах:

    Б

    П

    М

    В

    Ф

    Д

    Т

    Н

    Г

    К

    Х

    Й

    С

    З

    Ц

    С*

    З*

    Ш

    Ж

    Ч

    Щ

    Л

    Л*

    Р

    Р*

                                                                                                            Итоговый бал

    Уровень развития

    Оценка звукопроизносительной стороны речи

    3 балла – все звуки произносятся правильно;

    2 балла -  1-2 звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи ребенок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет ее;

    1 балл – имеются:

    -смягчение согласных;

    -пропуск, замены, смягчение согласных;

    -пропуск, замена, недостаточно четкое произношение шипящих;

    -пропуск, замена звуков.

    Фамилия, имя

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Уровень общего и речевого развития

    Примечание

    1 — уровень развития неречевых психических функций;

    2 — уровень развития моторной сферы;

    3 — уровень развития фонетической стороны речи;

    4 — уровень развития фонематических функций;

    5 — уровень развития импрессивной речи;

    6 — уровень развития экспрессивной речи;

    7 — уровень развития связной речи.
    Высокий уровень. Ребенок с легкостью идет на контакт, выполняет предложенные задания без помощи взрослого, практически не допуская при этом ошибок, а если и допускает, то может исправить их сам. Пассивный и активный словарь практически соответствует возрастной норме. В речи простые распространенные предложения.

    Средний уровень Ребенок не сразу, но идет на контакт, принимает помощь взрослого, прилагает некоторые волевые усилия для выполнения заданий.Ребенок может выполнить большую часть предложенных заданий с помощью взрослого, допускает не более чем по 2—3 ошибки при выполнении каждого из тестовых заданий. Объем пассивного и активного словаря несколько ниже нормы. Речь состоит из отдельных слов или простых предложений, состоящих из двух-трех слов.

    Низкий уровень 1. Развитие неречевых психических функций

    Ребенок избирательно вступает в контакт или отказывается вступать в контакт вообще, проявляет негативизм, не принимает помощи, не прикладывает волевых усилий для выполнения заданий. Допускает более трех ошибок при различении звучащих игрушек. Не различает контрастные по размеру предметы, игрушки. Не различает предметы, игрушки красного, синего, зеленого, желтого цветов. Не подбирает по образцу картинок с изображениями предметов круглой, квадратной, треугольной форм. Не показывает направления «вверху», «внизу», не складывает разрезные картинки из двух частей. Не складывает изображения из палочек по образцу. Не может соорудить несложные постройки из трех кубиков по образцу.

    1. Развитие моторной сферы

    Ребенок не может пройти или пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на расстоянии 25 см. Не может пройти по лежащей на полу доске. Не может прыгнуть в длину с места. Не умеет выполнять прыжки на месте на двух ногах. Не может перешагнуть через палку, расположенную над полом на высоте 35 см. Не может переложить игрушку из одной руки в другую перед собой, над головой. Не может бросить одной рукой маленький мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м. Не может похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно. Все движения выполняет не в полном объеме, в замедленном темпе, проявляя моторную неловкость. Ребенок не умеет правильно держать карандаш, не умеет рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки. Не может сложить в ведерко 3—4 небольших игрушки, а потом поочередно достать их. Не умеет лепить шарики, лепешки, палочки из пластилина. Не может сложить пальчики в колечко сначала на правой, а потом на левой руке. Все движения выполняет не в полном объеме, в замедленном темпе, плохо переключаясь. Отмечается наличие леворукости, амбидекстрии. Ребенок не может надуть щеки, открыть и закрыть рот по команде логопеда, широко улыбнуться, сделать губки «хоботком», показать широкий язычок, показать узкий язычок; положить язычок сначала на верхнюю губу, а потом на нижнюю; покачать язычком влево-вправо, пощелкать язычком, широко открыть рот по команде логопеда и зевнуть. Все движения выполняет не в полном объеме, в замедленном темпе, плохо переключаясь.

    3. Развитие фонетической стороны речи

    Ребенок не воспроизводит звукоподражаний с опорой на картинки. Допускает множественные ошибки, нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов, повторяемых за логопедом. У ребенка нарушено произношение 8—10 и более звуков. У ребенка недостаточный объем дыхания. Состояние голосовой функции не соответствует норме. Нарушены темп, ритм, паузация. Речь не интонирована.

    4. Развитие фонематических функций

    Ребенок допускает более трех ошибок при показе на картинках предметов, названия которых различаются одним звуком.

    5. Развитие импрессивной речи

    Объем пассивного словаря ребенка значительно ниже возрастной нормы. Ребенок плохо понимает обращенную речь. Не может показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела. Не понимает обобщающих слов,не может показать картинок по предложенным темам. Не понимает действий, изображенных на картинках. Не может выполнить поручений по словесной инструкции. Не понимает форм единственного и множественного числа имен существительных. Не понимает предложно-падежных конструкций с предлогами. Не понимает существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и не может показать называемых логопедом предметов.

    6. Развитие экспрессивной речи

    Активный словарь ребенка значительно ниже нормы. Ребенок допускает множественные ошибки при употреблении существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, существительных в винительном падеже единственного числа без предлога, при согласовании прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода, при употреблении предложно-падежных конструкций с предлогами «на», «в», при употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    7. Развитие связной речи.

    У ребенка лепетная речь или речь, состоящая из отдельных слов.

    3.2. Материально-техническое обеспечение

    п/п

    Оборудование

    Перечень

    количество (штук)

    1.

    Настенное зеркало 50x100 см.

    1

    2.

    Зеркало 9x12 см по количеству детей.

    3.

    Настеннаядоскарасположенная на уровне роста детей.

    1

    4.

    Столы  детские

    3

    5.

    Шкафы  в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.

    3

    6.

    Стол компьютерный.

    1

    7.

    Стулья.

    10

    8.

    Компьютер.

    1

    9.

          Компьютерное программное обеспечение: Логопедическая коррекционная программа

    Логопедический тренажер:

    Интерактивные уроки для детей:

    Обучающие программы:

    «Игры для Тигры»

     «Дэльфа – 142»

    «Веселая азбука Кирилла и Мефодия»

    - «Баба-Яга учится читать»

    -«Репка. Как мышонок читать учился»

    -«Гарфилд – дошкольникам. Основы лексики и орфографии»

    -«Гарфилд – дошкольникам. Основы грамматики и письма»

    - «Гарфилд дошкольникам – развитие речи»

    10.

    Аудио – кассеты:

    - Говорим правильно. Звуки Л, ЛЬ.

    - Говорим правильно. Звуки С, З, Ц.

    - Говорим правильно. Звуки Р, РЬ.

    11.

    Наборы цветных карандашей на каждого ребенка.

    15

    12.

    Методическая литература.

    Перечень дидактических игр и пособий

    Раздел

    Перечень пособий и

    дидактических игр

    Звукопроизношение

    «Повтори не ошибись (слова сложной слоговой структуры)»

    Картинный материал для автоматизации звуков:

    • д-дь, т-ть, к-кь, г-гь
    • с-сь,з-зь,ц
    • ш, щ,ж
    • р-рь, л-ль

    Н.В.Соколова «Рабочие логопедические тетради» М., «Школьная пресса» 2006

    И.И.Сахарова «Чистоговорки в картинках»

    Т.С.РезниченкоО.Д.Ларина Логопедические рабочие тетради  «Говори правильно» М., «Росмен», 2002

    О.И.Лазаренко Альбомы для автоматизации произношения звуков

    Н.И.Соколенко «Посмотри  и назови» Дидактический материал для исправления недостатков произношения речи у детей М., «АСТЛТД», 1997

    Словарь

    Лото по лексическим темам:

    • Деревья
    • Грибы
    • Птицы
    • Полевые и садовые цветы

    «Родственные слова»

    «Скажи правильно» (антонимы)

    «Многозначные слова» (действия)

    «Логическая цепочка»

    «Антонимы: иллюстрации»

    «Сложные слова: иллюстрации»

    «Часть и целое»

    «Четвертый  лишний»

    «Части тела: иллюстрации»

    С.А.ВасильеваВ.И.Мирясова М., «Школьная пресса», 2004

    Тематический словарь в картинках

    Мир животных (4 книги):

    • Домашние дикие животные средней полосы
    • Домашние дикие птицы средней полосы
    • Дикие звери и птицы жарких и холодных стран
    • Насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы
    • Овощи, фрукты, ягоды
    • Цветы, деревья, грибы
    • Мир человека
    • Дом, улица, город
    • Квартира, мебель
    • Одежда, обувь, головные, уборы
    • Профессии
    • Транспорт
    • Посуда

    Грамматический

    строй

    «Найди по цвету и назови»

    «Придумай предложение по его модели»

    «Расскажи кто где живет»(предлог в)

    «Один – два - пять-девять» (согласование существительных)

    «Я – ты - мы» (согласование числительных с существительными)

    «Кому что?» (профессии)

    «Что без чего?» (Родительный падеж имен сущ.)

    «Кто у кого? Кто с кем?» (детеныши)

    «Большой - маленький» (Сущ. с уменьшительно-ласк.суффиксами)

    «Найди по цвету и назови» (согласование имен сущ. с прилаг.)

    «Чего много в магазине» (Род.Пад. Имен сущ.)

    «Чья ветка, лист, полено?» (Притяж. прилаг.)

    «Один - много» (мн.число имен сущ.)

    «Образуй новое слово по модели»

    «Скажи правильно» (приставочные глаголы)

    «Чья голова, тело, хвост?» (притяж.прилаг.)

    «Ориентирование»

    Фонематическое

    восприятие

    Обучение грамоте

    «Составь модель слова» (звуковой анализ)

    «Зеркальные буквы»

    «Буквенный конструктор»

    «Прочитай слово по картинкам»

    «Выдели ударный слог»

    «Домики для звуков»

    «Распутай буквы»

    «Выложи слово картинками»

    «Сложи слово»

    «Ребусы»

    «Слоги»

    «Разгадай словечко»

    «Фонетическое лото»

    «Читаем сами»

    «Азбука - песенка»

    Связная речь

    «Что сначала,  что потом?» (сложносочиненноепредлож.)

    «Составь рассказ по серии картин»

    «Придумай предлож. по его модели»

    «Расскажи сказку»

    «Неожиданный финал»

    Психические процессы

    «Подбери по смыслу»

    «Лото ассоциации»

    «Подбери узор»

    «Подбери и сравни»

    М.М.БезрукихТ.А.Филиппова Развивающие игры с карточками: «Мы познаем мир»

    Н.В.Нищева «Играйка», «Играйка №2»

    И.С.Кривовяз «Играем с глаголами » (выпуск №1, №2)

    Е.А.АлифановаН.Е.Егорова «Фразовый конструктор»

    Литература

    Книги

    • Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
    • Р.Е. Левина  «Логопедия».- М.,1969.
    • М.А.Поваляева «Справочник логопеда.Поматериалам Гвоздева А.Н. Схема нормального развития детской речи». – Ростов - на –Дону: «Феникс», 2002г.
    • Т.Б.ФиличеваГ.В.Чиркина   «Коррекционное обучение и воспитание детей с  ОНР»
    • Под редакцией Е.А.Стребелевой  «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» методическое пособие. М., 2005г.
    • Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова «Логопедические занятия во второй младшей  группе».М.,2010г.
    • Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова «Тетрадь логопедических заданий во второй младшей группе». М.,2010г.
    • Е.А.Пожиленко «Артикуляционная гимнастика». Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста-СПб.: КАРО. 2006г.
    • Ю.А. Фадеева, Г.А.Пичугина. «Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием: Конспекты»-М.: Книголюб, 2006г.
    • Н.В.Нищева«Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической  группе детского сада».- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

    Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

    Артикуляционная гимнастика для малышей

    Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата....

    Артикуляционная гимнастика для малышей

    В практикуме представлены артикуляционные упражнения, которые можно делать с ребенком дома самостоятельно, весело и интересно, потому что гимнастика проводится в игровой форме....

    статья " Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".

    статья раскрывает новые подходы к развитию речи дошкольников средствами нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий...

    Организация работы по профилактике речевых нарушений в условиях ДОУ. Из Опыта работы руководителя ДОУ

    Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. Основная задача этой работы – создание педагогами таких условий развития ребенка, которые ...

    Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

    Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

    Организация работы для обогащения речевого развития дошкольников.

    В консультации даются рекомендации как правильно организовать речевую среду ребёнка....