Организация работы для обогащения речевого развития дошкольников.
консультация по логопедии

Шувалова Ирина Анатольевна

В консультации даются рекомендации как правильно организовать речевую среду ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech._sreda.kon-ya_vosp.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Организация работы для обогащения речевого развития дошкольников»

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ д/с № 24  Шувалова И.А.

Формирование речи детей в дошкольные годы жизни – одна из серьёзнейших задач воспитания. Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребёнок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развиваются все стороны личности ребёнка, совершенствуется  его эмоционально-волевая сфера.

Педагоги и родители обязаны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека.  Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребёнка; полноценное – значит достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребёнок, называется естественной речевой средой. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого,  а следовательно, и для общего психического развития (в случае если с ребёнком общаются люди с правильной речью, если они постоянно реагируют на его «речь», в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы и т.д.) и неблагоприятной (когда с ребёнком не говорят, т.е. не реагируют на его «речь», а так же если речь окружающих неправильная – с плохой дикцией или с различными дефектами).

Развивающие возможности речевой среды, в которой растёт ребёнок, называют развивающим потенциалом речевой среды. В детских учреждениях специально организуют речевую среду таким образом, чтобы её развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Перед детским садом стоит задача – научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной речи.

Речь ребёнка служит надёжным средством общения в том случае, если она понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности произношения. В той или иной мере эти качества при благоприятных условиях вырабатываются у ребёнка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего несистематического. В детском саду связная речь, богатство словаря, чистота произношения вырабатываются у ребёнка планомерным обучением, путём применения разнообразных методических приёмов.

Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании, которое даёт им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом людей, общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром. Познание ребёнком окружающей действительности становится более чётким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется познавательная деятельность человека.

В детском саду не только учат детей свободно владеть родным языком в непосредственном общении, но и воспитывают умение вежливо разговаривать с товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях, разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные поручения и т.п.

Необходимо учить детей общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть ласково, по имени; во всех необходимых случаях использовать общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, с добрым утром, спокойной ночи и т.п.); нужно приучать детей во время разговора с взрослыми не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»; совершенно недопустима развязность ребёнка по отношению к взрослым, поэтому воспитатель должен приучать детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи, быть общительными и приветливыми без навязчивости.

Дети по- разному проявляют себя в коллективе. Бывают болтливые дети, которые свободно вступают в разговор с любым человеком, но не умеют слушать других, не дают высказаться товарищам, требуют внимания только к их собственной речи. Есть застенчивые дети, которым высказывание перед группой стоит большого морального и физического напряжения.

Учитывая индивидуальные особенности поведения детей, воспитатель приучает их слушать и понимать речь взрослых, обращённую не только лично к отдельному ребёнку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают. Всеми этими качествами ребёнок, приходящий в детский сад, ещё не обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течение всего пребывания ребёнка в детском саду до перехода в школу.

Перед детским садом стоит ещё одна важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.

Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы. Благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.

Художественная литература обогащает эмоции детей, развивает их воображение.

Отношение детей дошкольного возраста к художественной литературе выражается непосредственно и своеобразно: это любовь к слушанию сказок, рассказов и стихов, эмоциональное отношение к тому, что им читают или рассказывают взрослые. Непосредственное чувство любви детей к художественному слову проявляется и в том, что они многократно повторяют полюбившиеся им стихи, устраивают увлекательные игры в любимых литературных героев, в сказки, отображают свои впечатления в рисунке.

Знание воспитателем закономерностей формирования речи детей – необходимая предпосылка изучения индивидуальных особенностей речи каждого ребёнка группы. В первые же дни после поступления ребёнка в детский сад необходимо чаще разговаривать с ним на близкие и интересные для него темы, рассматривать простые картинки, чтобы вызвать речевую активность и составить себе представление, с какими навыками ребёнок поступил в детский сад.

Воспитатель должен обращать внимание на качество звуко- и словопроизношения, на грамматическую сторону речи: есть ли морфологические ошибки и какие, достаточный ли запас слов у ребёнка. Воспитатель должен наблюдать за речью детей в играх и разговорах друг с другом. Изучение индивидуальных особенностей речи каждого ребёнка проходит в процессе всей воспитательной работы.

Запас слов у детей должен соответствовать запасу их представлений. Если у ребёнка накапливаются представления, а запас слов растёт медленно, то у него будет недоставать слов для выражения мыслей, речь его будет бедной, он будет поневоле прибегать к иллюстрирующему жесту («девочка вот так держала куклу»). Общение с окружающими затруднится, так как они не всегда будут понимать ребёнка.

Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека – это безусловный рефлекс, инстинкт, т.е. врождённое умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т.д.

Подражает ребёнок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы).

 В детском саду ребёнок будет подражать воспитательнице, в школе – учителям, кроме того, он будет подражать речи всех людей, живущих в данной местности, т.е. ребёнок будет говорить на местном диалекте.

К подражанию в речи склонны и взрослые люди. Но взрослый человек всё же может осознанно регулировать свою речь. Ребёнок же не в состоянии выбирать объект для подражания и бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих. Он перенимает даже дефекты речи.

Значение речи педагога в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, он говорит с ними  на всех занятиях, предусмотренной программой, знакомит детей с речью авторов художественной произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.

В общении с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности: конкретность мышления, эмоциональность, небольшой словарь, бедность семантики слов. Говорить с детьми надо так, чтобы им было всё понятно, чтобы речь воспитательницы доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы и действовала на чувства.

Грамматическая правильность речи – обязательное качество литературного языка. Недопустимы никакие нарушения грамматических норм воспитателем, так как ребёнок только по образцам речи взрослых учится говорить.Речь воспитательницы должна быть выразительной и со стороны её звучания. Ничто так не портит устную речь, как монотонность. Монотонная речь не доходит до слушателей, не вызывает у них ответных мыслей и чувств.

Воспитательница детского сада не должна быть «педагогическим сухарём», но её эмоциональность не должна быть сентиментальной или слащавой. В некоторых случаях молчание или выразительный взгляд красноречивее восторженных слов.

К числу недостатков речи некоторых воспитательниц надо отнести многословие. Не умея просто и ясно изложить свою мысль, воспитательница долго объясняет детям задание по рисованию или лепке, и в конце концов дети всё-таки делают не то, что нужно, так как они за обилием слов не уловили мысли.

Вредна и чрезмерная лаконичность речи, когда дети слышат только краткие указания, распоряжения или замечания по поводу дисциплины – и больше ничего. Из такой речи воспитательницы детям нечего будет перенять.

Скороговорка, крикливость, бедность языка воспитательницы – плохой пример для детей. Плохая речь воспитателя оставляет детей равнодушными к её содержанию, вызывает скуку.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Итак, конечные задачи детского сада в речевом развитии дошкольников: научить детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи), воспитывать навыки организованной речевой деятельности, обогащать словарь, воспитать любовь к художественному слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как эффективная форма работы для познавательно-речевого развития дошкольников

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

«Организация работы ДОУ по речевому развитию в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Существует множество форм работы с педагогами: семинары, дискуссии, деловые игры, мастер-классы и многое другое. Наряду с данными формами, в нашем детском саду мы применяем практические семинары, где ...

«Системный подход в организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников». Опыт работы детского сада

Опыт работы детского сада по организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников.Раскрывается суть взаимодействии всех специалистов  ДОУ по образовательной области "Речевое развитие&quo...

«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...

Технологии построения социокультурной среды дошкольной организации для интеллектуального и речевого развития дошкольника

Технологии построениясоциокультурной среды дошкольной организациидля интеллектуального и речевого развития дошкольника...

Консультация для воспитателей: «Организация работы воспитателя по речевому развитию дошкольников»

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время.Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно....