«Системный подход в организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников». Опыт работы детского сада
учебно-методический материал

Саханова Алия Альбертовна

Опыт работы детского сада по организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников.

Раскрывается суть взаимодействии всех специалистов  ДОУ по образовательной области "Речевое развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_starshego_vospitatelya.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республика Башкортостан

Совещание старших воспитателей и заместителей заведующего по ВМР

Доклад на тему: «Системный подход в организации работы ДОУ по речевому развитию дошкольников».

Опыт работы детского сада

Подготовил: старший воспитатель

Саханова А.А.

Педагогический стаж: 13 лет

Туймазы, 2019 г.

Речь - великая сила:

она убеждает, обращает, принуждает.

Р. Эмерсон

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает
в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

В соответствии с новыми требованиями возникла актуальность перестроить образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, максимально приблизив его к способам открытия окружающего мира, характерным для человека в этот период жизни (инициативному, личностно значимому, а значит и эмоционально насыщенному экспериментированию, игра и т. п.) Особая роль в реализации этого требования принадлежит воспитателю, который становится соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». (ФГОС, с. 5)

Основные направления работы по развитию речи в ДОУ:

1. Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи, развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя речи, морфология (изменение слов по родам, числами, падежам). Синтаксис.

Можно с уверенностью сказать, дефекты речи приводят к нарушению в развитии высших психических функций, опосредованных речью:

-вербальной памяти

- смыслового запоминания

- слухового внимания

-словесно – логического мышления

Несформированность данных функций ведёт к значительному снижению умственной работоспособности и задержке в развитии познавательной деятельности, и как следствие, затрудняет переход ребёнка от игровой деятельности к учебной (не сформирована готовность к школьному обучению).

Ежегодное обследование наших детей показывает, что из 100 % детей 80% - дети с речевыми нарушениями и всего 20 % - дети у которых речевое развитие соответствует возрастной норме.

Исходя из данной проблемы, актуальность приобретает такая цель как интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями, успешность, которой зависит от эффективного взаимодействия всех участников коррекционно – образовательного процесса. В нашем детском саду это учитель – логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители. (схему вывести на слайд)

И сегодня нам хотелось бы рассказать о взаимодействии специалистов в нашем ДОУ по речевому развитию детей.

Цель взаимодействия:

Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, способствующему достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих их дальнейшую успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению

Задачи взаимодействия

• Разработка алгоритма взаимодействия специалистов ДОУ

• Разработка совместного тематического плана на основе единых лексических тем

• Организация предметно – пространственной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

• Внедрение в образовательный процесс современных коррекционных и образовательных технологий

• Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов

Формы взаимодействия специалистов:

- ППк (консилиум. Приходят в начале и в конце года);

- тематические педагогические советы;

- семинары – практикумы;

- тренинги;

- посещение занятий, игр, других видов детской деятельности, интегрированные занятия их последующий анализ;

- индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке.

Специалистами ДОУ был разработан алгоритм взаимодействия по следующим направлениям:

- диагностико – проектировочному;

- коррекционно – воспитательному;

- оценочно – аналитическому;

Алгоритм взаимодействия специалистов:

- диагностико – проектировочное направление, в рамках которого каждый специалист обследует ребёнка по своему профилю, выявляет особенности и трудности в его развитии и все характеристики объединяются в комплексную оценку актуального уровня развития ребёнка. В перспективе, выстраивание всей системы коррекционно – воспитательной работы. Позволяет родителям и педагогам следить за ходом развития ребёнка и осуществлять индивидуальный подход. Взаимодействие специалистов в данном направлении предусматривает выделение общих и частных задач изучения и оценки уровня развития ребёнка (составление индивидуальных образовательных программ, разработка комплексно – тематического планирования.

- коррекционно – воспитательное направление, в рамках которого происходит реализация индивидуальных и групповых программ, комплексно – тематического планирования. Взаимодействие специалистов в данном направлении предусматривает реализацию комплексного тематического планирования, состоящего из следующих структурных компонентов:

«организованная образовательная деятельность»

«Взаимодействие воспитателя с детьми»

«Самостоятельная деятельность детей»

«Взаимодействие родителей с детьми»

В разделе «организованная образовательная деятельность» отражены коррекционно – речевые задачи, которые решает каждый специалист в рамках той или иной лексической темы, содержание коррекционно – образовательной деятельности, формы её организации, интеграция с образовательными областями. В данном случае данная структура взаимодействия позволяет решать ряд речевых задач:

На занятиях познавательного цикла:

- активизация и обогащение словаря

- отработка правильных грамматических конструкций

- воспитание навыков связной речи

- совершенствование слухового внимания и фонематического восприятия

-закрепление правильного произношения звуков речи

- овладение разными речевыми моделями, простыми и сложными (ответы одним словом, словосочетанием, сложными предложениями)

занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование, аппликация) создают условия для развития навыков общения, так как совместное выполнение поделки провоцируют оживлённые диалоги дошкольников. Поэтому эти занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой. Нужно осознать педагогическую значимость сложившейся ситуации и стараться не запрещать общение детей друг с другом. В данном случае целесообразнее будет поддерживать, и поощрять речевую активность детей, направляя её в нужное русло, используя её для решения речевых задач.

Иногда традиционные. Прямые пути педагогической работы, направленные на развитие речи дошкольников (рассказывание, чтение, объяснение содержания картинок, беседы) недостаточны. И большое значение имеют косвенные, опосредованные пути, которые своим содержанием создают у ребёнка потребность в речи. Это то, что является для ребёнка эмоционально значимым и побуждает его к речи. Они отражены в разделах: «Взаимодействие воспитателя с детьми», где прописаны формы и средства взаимодействия в рамках конкретной лексической темы.

Раздел «Самостоятельная деятельность детей» раскрывает условия, созданные воспитателем, побуждающие ребёнка к речевой деятельности со сверстниками, в рамках конкретной лексической темы. В рамках данных разделов могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия педагога с детьми:

- специальные дидактические и развивающие игры

- занимательные упражнения

- беседы

- совместные практические действия

- наблюдения

- экскурсии

- методически продуманные поручения и трудовые задания

В плане коррекции речевой деятельности эти два раздела обладают большим потенциалом по отношению к первому, так как самостоятельная деятельность детей или под руководством взрослого является преобладающей. (В сравнении с организованной  образовательной деятельностью, где время четко регламентировано).

Воспитатели группы и логопед продумывают, какие из задач могут быть решены в ходе данных разделов.

«Взаимодействие родителей с детьми»

Основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется учителем – логопедом и регулируется педагогами в форме рекомендаций по изучаемым лексическим темам:

- речевые игры и упражнения

- загадки

- составление описательных рассказов

- беседа

- игра с картинками по лексической теме

Взаимодействие всех структурных компонентов служит фундаментальным средством стимуляции ребёнка к речевой деятельности, и обогащения её средств и форм.

Оценочно – аналитическое направление предполагает оценку результатов коррекционно – речевой работы с каждым ребёнком и группой детей, а так же определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы. Взаимодействие специалистов в данном направлении предусматривает проведение итоговой психолого – педагогической и логопедической диагностики и сравнение достижений, в общем и речевом развитии ребёнка с данными первичного обследования. И, следовательно, оценку качества коррекционно – педагогической работы всех специалистов ДОУ.

Подводя итог всего выше сказанного, хотелось бы уделить отдельное внимание проблеме повышения уровня профессиональной компетентности специалистов в плане коррекционно – речевого развития детей. Это предполагает освоение ими следующих особенностей коррекционно - образовательной работы:

- Основные закономерности развития речи ребёнка от 0 до 7 лет

- Обобщённая характеристика речи детей группы компенсирующей направленности

- Особенности психо – речевого развития детей группы компенсирующей направленности

- Основные типы и свойства темперамента детей

- Основные задачи коррекционно - образовательной работы

- Задачи коррекционной работы с детьми каждого специалиста

- Целевые ориентиры

- Предполагаемые предметные результаты

- Формы и средства организации образовательной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности

- Последовательность изучения лексических тем

И в заключении хотелось бы отметить, что система работы по речевому развитию дошкольников будет эффективной, если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

Организация работы для обогащения речевого развития дошкольников.

В консультации даются рекомендации как правильно организовать речевую среду ребёнка....

Речевое развитие дошкольников средней группы детского сада

Развитие речи ребенка является одним из наиболее важных  этапов в развитии ребенка в целом. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка.  Все, о...

Консультация для воспитателей: «Организация работы воспитателя по речевому развитию дошкольников»

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время.Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно....

«Организация работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада»

Пример организации работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада...