Личностные факторы копинг-поведения у детей
статья по коррекционной педагогике

Желобова Евгения Андреевна

Краткий обзор литературы о связях личностных  особенностей и совладающего поведения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_shchurovoy.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Желобова Евгения Андреевна,

Логопед ЦВЛ «Детская психиатрия» им.  С.С. Мнухина,

jelobova@mail.ru 

Личностные факторы копинг-поведения у детей

К сожалению, в отечественной литературе мало источников, содержащие систематизированные сведения по проблеме совладающего поведения у детей.

Особенности совладающего поведения обычно рассматривают в ряду многих других интересующих автора проблем, причем чаще всего с акцентом на аномальное развитие личности под влиянием неправильного воспитания ребенка в семье (Соколова Е.Т., 1989; Чумакова Е.В., 1999; Эйдемиллер Э.Г., 1996). Кроме того, необходимость изучения психологической защиты и копинга чаще ассоциируется с детьми, которые страдают пограничными психическими расстройствами, и с детьми в переломные периоды  развития, как правило, дошкольниками и подростками.

На данный момент наиболее фундаментальной работой по исследованию совладающего поведения у детей и подростков является работа Р.М.Грановской, И.М.Никольской (2005). Также можно отметить  ряд работ, рассматривающих копинг-поведения детей и подростков в таких аспектах как:

-  развивающий-коррекционный аспект (Баширова Н.Н, 2005; Лыкова Н.М.,2004; Петунс О.В.,2006; Шепелева С.В.,2007; Рожков М.И., 2007)

-  семейный аспект (Куфяк Е.В.,2003; Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфяк Е.В., 2005; Борисова И.В., 2007; Гущина Т.В.,2007; Михайлова Н.Ф., Смирнова А.В.,2007; Сапоровская М.В.,2007)

- социальной адаптации (Михайлюк Е.Б.,2006; Алексеева Е.В.,2007; Корзун С.А.,2007; Сирота Н.А., Ялтонский В.М.,2007; Тополова Е.В., 2007)

-  кросскультурный  аспект (Крюкова Т.Л.,2005; Смирнов А.А.,Смирнова А.Е., 2007)

- гендерный аспект (Гордеева Т.О.,Шепелева Е.А.,2006; Горохова Л.Г.,2007; Точилина Т.В.,2007) и работы общего плана (Лыкова Н.М.,2004; Капустина М.Г.,2006).

В этих работах освещена связь личностных особенностей и совладающего поведения у детей и подростков. Е.А.Перепеч (2000) выявила у подростков зависимость использования стратегии «разрешение проблем» с высокой самооценкой, интернальным локусом-контроля, а использование стратегии «поиск социальной поддержки» у подростков с повышенной чувствительностью к отвержению. Г.А.Арина и М.А.Кирсанова (2003) при исследовании здоровых детей младшего школьного возраста установили, что тревожные дети используют дезадаптивные копинг-стратегии, особенно эмоциональные (например, агрессивность, самообвинение) и поведенческие (например, пассивность и активное избегание). Аналогичные результаты получены в исследовании N.L.Quiggle et al. (1992): копинг-стратегию «избегание» чаще используют дети с предрасположенностью к депрессии.

В своем защитном поведении дети опираются на те свойства личности, которые для них наиболее характерны. При этом одни личностные качества базируются на врожденных свойствах темперамента (реактивности, чувствительности, активности, экстраверсии – интраверсии, эмоциональной возбудимости). Другие социально обусловлены, сформированы в результате воспитания и обучения ребенка. Независимо от своего происхождения, эти характерные для конкретного ребенка заострение свойств личности являются тем своеобразным «психологическим орудием», которые он использует для своей защиты. Личностные свойства проявляются не изолированно, а в определенных сочетаниях. Характерные сочетания свойств образуют типы личности человека.

В исследовании Никольской И.М., Грановской Р.М. (2006) также были изучены особенности защитного поведения школьников с различными типами личности. В исследованиях Сорокиной А.В., 2003 были обнаружены общие закономерности влияния личностных характеристик ребенка на формирование его копинг-стиля.

В исследовании Н.Ф.Михайловой, А.В.Сорокиной (2003) было установлено, что доминирующие, конфликтные дети, так же как и энергичные, импульсивные дети склонны к агрессивно-деструктивному копинг-поведению.  Ответственные, дисциплинированные дети склонны к изоляции в стрессовой ситуации, либо к аутоагрессивным стратегиям. Ранимые, чувствительные дети, так же как и напряженные, фрустрированные дети, склонны к использованию эмоционально-фокусированной копинг-стратегии. Воспитанники детского дома использовали в качестве ведущей копинг-стратегию избегания при слаборазвитой стратегии разрешения проблем и низкой эффективности социальной поддержки.

Список литературы:

  1. Никольская И.М. Грановская Р.М, Психологическая защита у детей.- СПб.: Речь, 2006,- 352 с.
  2. Михайлова Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц (в связи с задачами психодиагностики, психогигиены и психопрофилактики): Дисс…канд.психол.наук. – СПб., 1998. – С. 15-16 , 161-165.
  3. Михайлова Н.Ф., Машталь О.Ю. Оценка влияния паттерна копинг-поведения родителей на формирование характера детско-родительских отношений // Модернизация специального образования лиц с отклонениями в развитии: Сборник научно-методических трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – С. 36-40.
  4. Мёллер-Леймкюллер А.М. Стресс в обществе и расстройства, связанные со стрессом в аспекте гендерных различий // Социальная и клиническая психиатрия. – 2004. – Т.14. – Вып.4. – С. 5-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"самостоятельная деятельность "- как фактор позновательно-речевого развития детей.

Классик отечественной педагогики К. .Д. Ушинский считал, что "самомстоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка&qu...

Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста

Об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста...

ПУ ДОУ4 Копинг-поведение при стрессе

Российские психологи определяют копинг-поведение человека как психологическое преодоление или совладающее поведение. Оно подразумевает индивидуальный способ преодоления человеком сложившейся в его жиз...

«Самостоятельная, творческая игровая деятельность как важный личностный фактор успешной жизнедеятельности дошкольника»

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности...

Самостоятельная, творческая игровая деятельность как важный личностный фактор успешной жизнедеятельности дошкольника

Доклад на педсоветеСамостоятельная, творческая игровая деятельность как важный  личностный  фактор успешной жизнедеятельности дошкольника       Игра занимает весьма важно...

Влияние типа темперамента на выбор копинг-поведения в профессиональной деятельности воспитателя

Новая социально–экономическая и политическая ситуация в России привела к тому, что миллионы людей оказались под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуации...

Буклет "Рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии. Капризные и упрямые дети"

В данном материале представлены рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии (капризные и упрямые дети). Материал может быть использован при работе ...