Личностные факторы копинг-поведения у детей
статья по коррекционной педагогике
Краткий обзор литературы о связях личностных особенностей и совладающего поведения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Желобова Евгения Андреевна,
Логопед ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина,
Личностные факторы копинг-поведения у детей
К сожалению, в отечественной литературе мало источников, содержащие систематизированные сведения по проблеме совладающего поведения у детей.
Особенности совладающего поведения обычно рассматривают в ряду многих других интересующих автора проблем, причем чаще всего с акцентом на аномальное развитие личности под влиянием неправильного воспитания ребенка в семье (Соколова Е.Т., 1989; Чумакова Е.В., 1999; Эйдемиллер Э.Г., 1996). Кроме того, необходимость изучения психологической защиты и копинга чаще ассоциируется с детьми, которые страдают пограничными психическими расстройствами, и с детьми в переломные периоды развития, как правило, дошкольниками и подростками.
На данный момент наиболее фундаментальной работой по исследованию совладающего поведения у детей и подростков является работа Р.М.Грановской, И.М.Никольской (2005). Также можно отметить ряд работ, рассматривающих копинг-поведения детей и подростков в таких аспектах как:
- развивающий-коррекционный аспект (Баширова Н.Н, 2005; Лыкова Н.М.,2004; Петунс О.В.,2006; Шепелева С.В.,2007; Рожков М.И., 2007)
- семейный аспект (Куфяк Е.В.,2003; Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфяк Е.В., 2005; Борисова И.В., 2007; Гущина Т.В.,2007; Михайлова Н.Ф., Смирнова А.В.,2007; Сапоровская М.В.,2007)
- социальной адаптации (Михайлюк Е.Б.,2006; Алексеева Е.В.,2007; Корзун С.А.,2007; Сирота Н.А., Ялтонский В.М.,2007; Тополова Е.В., 2007)
- кросскультурный аспект (Крюкова Т.Л.,2005; Смирнов А.А.,Смирнова А.Е., 2007)
- гендерный аспект (Гордеева Т.О.,Шепелева Е.А.,2006; Горохова Л.Г.,2007; Точилина Т.В.,2007) и работы общего плана (Лыкова Н.М.,2004; Капустина М.Г.,2006).
В этих работах освещена связь личностных особенностей и совладающего поведения у детей и подростков. Е.А.Перепеч (2000) выявила у подростков зависимость использования стратегии «разрешение проблем» с высокой самооценкой, интернальным локусом-контроля, а использование стратегии «поиск социальной поддержки» у подростков с повышенной чувствительностью к отвержению. Г.А.Арина и М.А.Кирсанова (2003) при исследовании здоровых детей младшего школьного возраста установили, что тревожные дети используют дезадаптивные копинг-стратегии, особенно эмоциональные (например, агрессивность, самообвинение) и поведенческие (например, пассивность и активное избегание). Аналогичные результаты получены в исследовании N.L.Quiggle et al. (1992): копинг-стратегию «избегание» чаще используют дети с предрасположенностью к депрессии.
В своем защитном поведении дети опираются на те свойства личности, которые для них наиболее характерны. При этом одни личностные качества базируются на врожденных свойствах темперамента (реактивности, чувствительности, активности, экстраверсии – интраверсии, эмоциональной возбудимости). Другие социально обусловлены, сформированы в результате воспитания и обучения ребенка. Независимо от своего происхождения, эти характерные для конкретного ребенка заострение свойств личности являются тем своеобразным «психологическим орудием», которые он использует для своей защиты. Личностные свойства проявляются не изолированно, а в определенных сочетаниях. Характерные сочетания свойств образуют типы личности человека.
В исследовании Никольской И.М., Грановской Р.М. (2006) также были изучены особенности защитного поведения школьников с различными типами личности. В исследованиях Сорокиной А.В., 2003 были обнаружены общие закономерности влияния личностных характеристик ребенка на формирование его копинг-стиля.
В исследовании Н.Ф.Михайловой, А.В.Сорокиной (2003) было установлено, что доминирующие, конфликтные дети, так же как и энергичные, импульсивные дети склонны к агрессивно-деструктивному копинг-поведению. Ответственные, дисциплинированные дети склонны к изоляции в стрессовой ситуации, либо к аутоагрессивным стратегиям. Ранимые, чувствительные дети, так же как и напряженные, фрустрированные дети, склонны к использованию эмоционально-фокусированной копинг-стратегии. Воспитанники детского дома использовали в качестве ведущей копинг-стратегию избегания при слаборазвитой стратегии разрешения проблем и низкой эффективности социальной поддержки.
Список литературы:
- Никольская И.М. Грановская Р.М, Психологическая защита у детей.- СПб.: Речь, 2006,- 352 с.
- Михайлова Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц (в связи с задачами психодиагностики, психогигиены и психопрофилактики): Дисс…канд.психол.наук. – СПб., 1998. – С. 15-16 , 161-165.
- Михайлова Н.Ф., Машталь О.Ю. Оценка влияния паттерна копинг-поведения родителей на формирование характера детско-родительских отношений // Модернизация специального образования лиц с отклонениями в развитии: Сборник научно-методических трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – С. 36-40.
- Мёллер-Леймкюллер А.М. Стресс в обществе и расстройства, связанные со стрессом в аспекте гендерных различий // Социальная и клиническая психиатрия. – 2004. – Т.14. – Вып.4. – С. 5-11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"самостоятельная деятельность "- как фактор позновательно-речевого развития детей.
Классик отечественной педагогики К. .Д. Ушинский считал, что "самомстоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка&qu...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/20/picture-148800-1574271343.jpg)
Окружающая среда как фактор развития и воспитания детей раннего возраста
Об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-163148-1355813497.jpg)
ПУ ДОУ4 Копинг-поведение при стрессе
Российские психологи определяют копинг-поведение человека как психологическое преодоление или совладающее поведение. Оно подразумевает индивидуальный способ преодоления человеком сложившейся в его жиз...
«Самостоятельная, творческая игровая деятельность как важный личностный фактор успешной жизнедеятельности дошкольника»
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/01/picture-645111-1598954627.jpg)
Самостоятельная, творческая игровая деятельность как важный личностный фактор успешной жизнедеятельности дошкольника
Доклад на педсоветеСамостоятельная, творческая игровая деятельность как важный личностный фактор успешной жизнедеятельности дошкольника Игра занимает весьма важно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/20/picture-1437578-1668897804.jpg)
Влияние типа темперамента на выбор копинг-поведения в профессиональной деятельности воспитателя
Новая социально–экономическая и политическая ситуация в России привела к тому, что миллионы людей оказались под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуации...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/11/picture-288730-1431350565.jpg)
Буклет "Рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии. Капризные и упрямые дети"
В данном материале представлены рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии (капризные и упрямые дети). Материал может быть использован при работе ...