Развивающая программа "Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха посредством нестандартного дидактического материала"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, на расширение возможностей познавательного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха.Основные направления в развитии познавательной деятельности на игровых сеансах:

  • развитие сенсомоторной сферы;
  • развитие речи, мышления, внимания и памяти;
  • развитие эмоциональной сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 169»

Развивающая программа

педагога-психолога Чуваевой О.А.

«Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха посредством нестандартного дидактического материала»

                                                                                                                    http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/67/372/67372704_67371990_0cb2c0928637.png

Содержание

1

Пояснительная записка.

2

2

Актуальность.

2

3

Цели и задачи Программы.

3

4

Принципы и подходы реализации программы.

4

5

Характеристика особенностей психофизического развития глухих и слабослышащих дошкольников

5

6

Планируемые результаты.

7

7

Содержание.

7

8

Тематическое планирование

10

9

Взаимодействие с семьями воспитанников

13

10

Мониторинг освоения программы

13

11

Учебно-методическое обеспечение программы

14

  1. Пояснительная записка

Развивающая программа «Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха посредством нестандартного дидактического материала» обеспечивает коррекцию нарушений в развитии познавательной сферы у детей с нарушением слуха, разностороннее развитие с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

    Программа разработана педагогом-психологом МБДОУ № 169 в соответствии с   нормативными документами: ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании приказа министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  с адаптированной образовательной программой для глухих дошкольников и адаптированной образовательной программой для слабослышащих детей и детей после кохлеарной имплантации МБДОУ № 169, разработанной в соответствии с ФГОС ДО.

Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, на расширение возможностей познавательного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха.

Срок обучения по программе составляет 9 мес.

  1. Актуальность

Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательной сферы детей с нарушением слуха. Психическое развитие детей с нарушением слуха – это своеобразный путь развития, совершающийся в особых условиях взаимодействия с внешним миром. Поражение функций анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений, а прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с внешним миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций. Прежде всего, это недоразвитие речи, замедление развития мышления, внимания, памяти, воображения, что приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы у детей с нарушением слуха.

Л.С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процессе обучения: «…правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными» (Л.С. Выготский, 1991).

Одной из главных задач умственного развития детей с нарушением слуха выступает развитие познавательных процессов и способностей, овладение способами умственной деятельности. Развитие ощущений и восприятия, формирование различных видов мышления, внимания, памяти, воображения являются элементом проведения разнообразных занятий. Но наилучшие результаты в развитии познавательных процессов достигаются в естественном и самом привлекательном виде деятельности – игре.

В системе образования детей с нарушением слуха дошкольного возраста существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают познавательное и интеллектуальное развитие. В работе с детьми с нарушением слуха используются различные информационно-коммуникационные и традиционные наглядные средства обучения. Но требуется постоянное обновление и внесение новых, привлекающих познавательный интерес ребенка приемов и средств.

 Поэтому педагог должен искать интересные детям и, в то же время несложные способы развития ребёнка. Использование в работе нестандартного дидактического материала является важным средством формирования познавательной деятельности детей. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность. С одной стороны, ребенку предлагается образец для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Нестандартный дидактический материал помогает поддерживать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемной, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, получить результат и новый опыт — стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий и развитие познавательных процессов.

  1. Цель и задачи Программы

Цель программы: с помощью нестандартного дидактического материала создать условия для развития познавательных способностей у детей с нарушением слуха.

Задачи:

  1. Развитие и формирование произвольности познавательных процессов (слуховое и зрительное восприятие, мышление, внимание, память, речь) с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Развитие навыков игровой деятельности с разнообразным дидактическим материалом.
  3. Расширение и обогащение знаний об окружающей действительности дошкольников с нарушениями слуха.
  4. Развитие познавательного интереса через побуждение ребенка к активной деятельности, обеспечение ситуации успеха, развитие положительных качеств личности и эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха.

  1. Принципы и подходы реализации Программы.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения.

  1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»).
  2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
  3. Принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционно-развивающей работы с разделами адаптированной образовательной программы.
  4. Принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений.
  • Личностно-ориентированный подход – основан на выборе форм образовательного процесса, не наносящих ущерба здоровью воспитанника: доброжелательность в отношениях, поддержание эмоционального благополучия ребенка, формирование его положительной самооценки;
  • Деятельностный подход – предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней;
  • Индивидуальный подход к обучению ребенка определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей обучающегося. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса.

 Форма организации: развивающие игровые сеансы проводятся в первую или вторую половину дня, индивидуально или подгруппой (в составе 2 человек) 1 раз в неделю продолжительностью 20-25 мин.

Во все сеансы включены упражнения по развитию слухового восприятия. При реализации программы количество на усвоение тем, для каждого ребенка регулируется индивидуально. Гибкая форма организации занятий позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, уровнем овладения игровыми навыками и другие возможные факторы.

  1. Характеристика особенностей психофизического развития глухих и слабослышащих дошкольников

Дети с нарушенным слухом представляют разнородную группу, отличаются степенью снижения слуха, временем его наступления, наличием или отсутствием выраженных дополнительных отклонений в развитии, условиями воспитания и обучения и, как следствие, разным уровнем общего и речевого развития

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л.С. Выготский). Тем не менее, психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром.

В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующиеся межфункциональные взаимодействия изменяются:

– ассоциативные связи инертны, в результате возникает их патологическая фиксация (у детей с нарушенным слухом образы предметов и объектов зачастую представлены инертными стереотипами);

– иерархические связи оказываются недоразвитыми, нестойкими, при малейших затруднениях отмечается их регресс.

Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:

– недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);

– изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми и т.д.

В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в психическом развитии ребенка с нарушением слуха, что обусловлено развитием различных сторон познания - восприятия, мышления, внимания, воображения, памяти, формированием произвольности психических процессов. В дошкольном возрасте большое влияние на развитие ребенка с нарушением слуха оказывает формирование разных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой. Особое внимание следует формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. Выявление нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы.

Познавательная сфера.

Особенности внимания слабослышащих и глухих дошкольников характеризуются следующим:

– сниженный объем внимания – дети могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов;

– меньшая устойчивость, а, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе;

– низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому;

– трудности в распределении внимания.

К особенностям памяти детей с нарушениями слуха относится следующее:   уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает.

В непроизвольном запоминании слабослышащие и позднооглохшие дети дошкольного возраста не уступают своим слышащим сверстникам, однако они хуже запоминают места расположения предметов.

Развитие мышления с нарушением слуха детей подчиняется общим закономерностям развития мышления и проходит те же этапы. Однако мыслительная деятельность детей таких категорий, как правило, имеет свои особенности:

– формирование всех стадий мышления в более поздние сроки;

– отставание в развитии мыслительных операций;

– наличие значительных индивидуальных различий в развитии мышления, обусловленное уровнем речевого развития;

– обозначение словом на начальных этапах овладения речью определенного конкретного единичного предмета, при этом слово не приобретает обобщенный характер, не становится понятием и т.д.

– наличие и использование сохранных анализаторов (зрительный, вестибулярный, двигательный, частично сохранный слуховой) не только для получения сенсорной информации различной модальности, но и для компенсации дефекта;

– сохранность интеллектуальных способностей при нарушенной слуховой функции и связанным с ней речевым недоразвитием (это касается детей с сохранным интеллектом);

– умение пользоваться доступными формами общения, в том числе и спонтанно формируемой, элементарной словесной речью, в различных видах деятельности (игровой, продуктивной и т.д.) как средством общения, обозначения и обобщения результатов познания окружающего мира, способствующим накоплению знаний и представлений о нем.

Личностная сфера.

К особенностям эмоционального развития детей относится  то, что ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а, следовательно, не может сопереживать им.

Таким образом, развитие детей с нарушением представляет собой особый тип развития, связанного с наличием специфических условий взаимодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитарному типу дизонтогенеза. Нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций. Прежде всего, это недоразвитие речи, замедление развития мышления, памяти, что приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы.

Среди слабослышащих и глухих детей выделяется особая группа - дети с выраженными дополнительными отклонениями в развитии. По данным Л.А. Головчиц (2013) 35%-40% детей с нарушенным слухом имеют сложные (комплексные) нарушения. Эта группа достаточно разнородна, полиморфна. У этих детей помимо снижения слуха наблюдаются: интеллектуальные нарушения (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость); задержка психического развития (ЗПР), обусловленная недостаточностью центральной нервной системы; детский церебральный паралич или другие нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения эмоциональной сферы и поведения; текущие психическими заболеваниями. Часть глухих детей имеют нарушения зрения - близорукость, дальнозоркость.

В последние десятилетия в категории лиц с нарушениями слуха выделена новая особая группа - дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации (КИ).

  1. Планируемые результаты

  • повышение уровня развития познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти);
  • усложнение игровых действий с разнообразным дидактическим материалом, появление цепочки игровых действий, логически связанных между собой;
  • расширение знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • развитие положительных качеств характера (активность, самостоятельность, интерес) формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • развитие умения выражать и понимать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.
  1. Содержание

Основные направления в развитии познавательной деятельности на игровых сеансах:

  • развитие сенсомоторной сферы;
  • развитие речи, мышления, внимания и памяти;
  • развитие эмоциональной сферы.

Развития сенсомоторной сферы включает:

  •  развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  •  развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  •  развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти.

Развитие мышления:

  • сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

 Развитие речи:

  • использование различных форм речи;
  • создание слухо-речевой среды, использование остаточного слуха, побуждение к активному применению речи;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности; формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

В процессе игры проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки. Задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала. Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Эффективными средствами развития познавательной активности детей с нарушением слуха являются игры с использованием нестандартного дидактического материала изготовленного самостоятельно педагогом, а также инновационные развивающие технологии, такие как: палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры головоломки и др.

Игры, изготовленные своими руками, такие как коробочки-сортеры, сенсорные кубы и книжки, крутилки, колпачки – резиночки, игры с прищепками и лентами и т.п.  способствуют, активизации сенсорной сферы и мелкой моторики у детей, помогают освоить способы выделения различных свойств и качеств предметов. Развивается зрительное, тактильно-двигательное восприятие. Цель таких игр усвоение детьми с нарушениями слуха, представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов др.  Играя в предложенные игры, дети не только осваивают способы действий с определенными предметами в соответствии с их назначением, но учатся использовать их и переносить действия с ними в другую ситуацию, что для детей с нарушением слуха очень важно.

Круги Луллия - одно из средств развития познавательных способностей и развития речи у детей с нарушением слуха. Пособие представляет собой круги, закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разного размера разбивают на 4.6.8 секторов. Закрепляют на основе так, чтобы они крутились.

Вариант1: На круге каждого уровня картинки, соответствующие определенной тематике, но подходящие друг другу. Ребенок подбирает картинки на кругах по заданию педагога.

Вариант 2: Круги крепятся параллельно друг другу, сверху накрываются крышкой с прорезями. Ребенок, крутя круги подбирает подходящие пары картинок. Материал для проведения игры, может применяться вариативно и для многоцелевого использования в процессе коррекционно-развивающей работы. Целью таких игр научить детей с нарушениями слуха, анализировать предметы и явления окружающего мира, называть обобщающим словом группы предметов. Научить находить сходство и различия, устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи.

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с нарушением слуха помогает в изучении основных свойств геометрических фигур. На основе логических блоков можно разработать разнообразный игровой материал. Задания в играх можно усложнять или упрощать, используя большее или меньшее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах развития и коррекции.

Игры Воскобовича также можно отнести к нестандартному дидактическому материалу. Игры разработаны, исходя из интересов детей. В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. Многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач. Развивающие логико-математические способности («Геоконт-конструктор», «Квадрат Воскобовича», кораблик «Плюх-Плюх», «Цифроцирк» и др.). Включение в коррекционную работу с детьми игр В. Воскобовича позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей активной работы с ними. Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. Возможно самостоятельное изготовление различных вариантов игр и адаптации их для детей с нарушением слуха.

К играм из нестандартного дидактического материала можно отнести игры на составление фигур-силуэтов, различные головоломки.  Они способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение практических действий с использованием нестандартного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к развитию у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных и самостоятельно изготовленных наборов “Танграм”, “Колумбово яйцо”, «Вьетнамская игра» и др.).

Игры планируются на месяц, чтобы прослеживалась связь с другими направлениями коррекционно-развивающей работы, и связь между играми, с обязательным подбором речевого материала.        

Содержание игр определяется, прежде всего:

  1. Уровнем знаний и умений каждого конкретного ребенка.
  2. Уровнем развития слухового и зрительного восприятия.
  3. Индивидуальными особенностями слухоречевого развития.
  4. Руководством деятельности, наличием результата и оценки.

Последовательность игр определяю нарастанием сложности слуховой и зрительной задачи, уровнем развития данных процессов. Поэтому, важным условием проведения игр является систематичность.

Важными условиями организации и проведения игровых сеансов является:

  • Тщательная подготовка педагога к проведению игр.
  • Наличие и доступность дидактического материала.
  • Создание речевой среды в процессе игр и активизация общения.
  • Создание условий для обогащения слуховых впечатлений необходимых для проведения игр.
  • Поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

  1. Тематическое планирование

Развитие сенсорики

Развитие памяти, внимания

Развитие восприятия

Развитие мелкой моторики

1

«Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Перевези кубики!»

Игра «Запомни игрушки».

игра «Составь картинку» -4 части

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

2

«Собери игрушки в коробку» один признак (цвет)

Повтори за мной

«Цветы и бабочки»

Колпачки-резиночки

3

 «Подбери по форме»

«Кто убежал?»

«Сложи узор»

Игры с песком «Найди игрушку», «Следы».

4

 «Найди пару».

«Запомни и нарисуй»

«Составь целое из частей палочки Кюизенера.

Игры с кинетическим песком.

5

«Найди окошко?» Учить соотносить часть и целое.

Геометрик - резиночки

«Пазлы напольные»

Игры с песком сухим и мокрым

6

«Поставь по росту»

«Разрезные картинки»

«Геометрик - резиночки

Рисование песком

7

«Чудесный мешочек»

«Найди отличия»

«Сделай бусы как на картинке»

Игра "Солнце, заборчик, камешки". 

8

Рисование ладошкой «Веселые осьминожки»

«Повтори за мной»

«Составь фигуру». Учить составлять фигуру из частей.

«Поймай рыбку»

9

«Парные картинки» Развивать умение детей находить картинки с одинаковым изображением

«Чего не стало»

Узнай перечеркнутые, наложенные, недорисованные изображения;

«Предметы и контуры»,

Игра "Колечки".

10

«Шнуровка»

«Обведи по контуру»

«Собери квадрат» 4,6 частей.

Крышечки

11

«Бусы»

Вкладыши «Настроение»

«Геомертик – собери по схеме»

12

«Мозайка- липучка

«Колумбово яйцо -6,8 частей

Игра «Подбери по цвету».

Рисование песком

13

«Выложи по образцу»,

Игра «Запомни игрушки».

игра «Составь картинку» -4 части

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

14

Рамки Монтессори: с маленькими пуговицами.

«Найди игрушку»;

Игра «Кто больше»

Игры с крупой

15

Шнуровка «Солнышко»

 

«Дорисуй фигуру»;

«Геометрическая мозайка»

Игры с фасолью и горохом

16

«Шероховатые таблички»,

Продолжи узор

Игра «Угадай фигурку»;

Игры с прищепками

17

Шарики Марблс

«Набор для сортировки (раскладка бусин в пробирки)

«Найди пару»

Игры с катушкой

18

Разбери и сложи матрешку

Повтори за мной

 «Цветные коврики».

Прятки в песке

19

«Сенсорный куб»

«Кому что?»

Коробка форм или «Почтовый ящик»

Игры с карандашами

20

Игра «Песочный ветер» (дыхательное)

«Развиваем внимание»

Игра «Спичечный узор»

Игры со счетными палочками

21

Шнуровка «Мальчик»

«Выложи узор – цветные камушки»

«Набор для сортировки – цветные помпоны

Отпечатки рук; упр. «Насыпание-пересыпание»

(игры с влажным песком)

 «Печем куличики»;

22

Рамки Монтессори: с бантами;

«Дорисуй картинку»

Игра «Найди лишнее»

«Нарисуй картинку пальцем»;

23

«Собери бусы»

«Соедини точки»

Игра «Расставь по порядку»

Игра «Отпечатки»;

24

«Собери пазл»

Игра «Соедини точки»

Кольца Луллия

Игра «Ручеек течет»;

 Игра «Дождик моросит»;

25

Игра «Что какого цвета?»

«Зачеркни фигуру»

«Набор для сортировки – геометрические фигуры.

Игра «Волшебные отпечатки на песке  (игры на световом столе)

26

Игра «Разложи на «кучки».

Блоки Дьенеша

Игра «Угадай на ощупь»

(игры с кинетическим песком)

27

Игры с теннисными шариками

«Вьетнамская игра»

4-лишний

Колпачки-резиночки

28

«Собери по цвету»

Найди два одинаковых предмета.

«Набор для сортировки - крупа

Цветные крышки

29

«Заплети косичку»

Чего не стало?

Кольца Луллия

Игры с прищепками

30

Мозаика фигурная

“Танграм”,

Игра «Собери бусы в гирлянды».

Колпачки-резиночки

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников

Развитие познавательных способностей у детей с нарушением слуха не может полноценно реализоваться без активной деятельности ребенка дома. С этой целью следует ознакомить родителей с разными видами занимательных современных развивающих игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства игровой деятельностью. На конкретных примерах можно познакомить родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр, с занимательным материалом, которые они могут сделать самостоятельно и совместно с ребенком.

Тематика консультаций для родителей:

  • «Игрушки своими руками»
  • «Особенности формирования игровой деятельности дошкольников с нарушением слуха»
  • «Занимательные игры дома»

  1.  Мониторинг освоения программного материала

Вопрос диагностики отдельных процессов и функций включается в общую систему диагностики развития ребенка, которая направлена на контроль развития детей в процессе специально организованной коррекционно-педагогической работы.

По определению Л.А. Венгера диагностические методики – это методы, позволяющие при помощи относительно кратких испытаний определить сравнительный уровень развития ребенка.

У детей с нарушенным слухом уровень и особенности развития в первую очередь определяется степенью овладения языком. При выборе диагностического материала и при определении критериев оценки результатов обследования учитывались следующие принципы:

  • фиксирование не только результата задания, но и самого процесса;
  • выявление уровня развития восприятия должно сочетать качественную характеристику, оценивающую способы решения ребенком диагностических задач и количественную оценку, отражающую результат их выполнения;
  • диагностические задания должны быть представлены в доступной для детей форме и включены в характерные виды детской деятельности;
  • вид помощи, оказываемый ребенку во время выполнения заданий, должен позволить выявить особенности произвольности умственных процессов.

Оказание помощи ребенку в процессе проведения диагностики является важным фактором при определении уровня развития того или иного процесса, той или иной функции. Предлагаемую помощь не следует ограничивать только сферой умственной деятельности, поскольку затруднения могут быть обусловлены и эмоционально-волевыми особенностями ребенка. Диагностика проводится с детьми индивидуально в два этапа. 1 этап – определение уровня развития психических процессов. Контрольный этап – определяется динамика развития после реализации развивающей программы. В работе использовала методики диагностики адаптированные для работы с детьми с нарушением слуха:

1. Л.А. Венгер – «Соотнесение к эталону».

2. Г.А. Урунтаева – «Восприятие цвета, формы, величины».

3. Н.И. Озерецкий – «Лабиринты».

4. «Собери пирамиду» - выявить способность ребенка воспринимать воспроизводить речевые и неречевые звуки с опорой на наглядный материал и без него, и воспроизведение соответствующих движений.

5. «Подбери по форме», «Назови какого цвета» и др.

Показатели мониторинга по трем уровням: высокий, средний, низкий.

11. Учебное-методическое обеспечение программы

         

Литература:

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под. ред В. В. Воскобовича. Л.С. Вакуленко.- М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Развивающие игрушки своими руками. / И. Воскресенская. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010.