Цикл занятий "Наши эмоции и чувства"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Путро Светлана Владимировна
Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Формировать способность понимать эмоциональное состояние свое и другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastroenie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №12»

Педагог – психолог: Путро Светлана Владимировна

Цикл коррекционно-развивающих занятий по теме «Наши эмоции и чувства»

Занятие 1. Радость

Задачи:

Создать позитивный настрой на совместную работу в группе.

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние свое и другого человека.

Знакомить с чувством радости; передавать радостное выражение в рисунке, развивать воображение

Материал: пиктограмма радости, дид. игра « Что со мной?», иллюстрация к сказке «Крошка Енот», разноцветные круги, колпак клоуна, фломастеры.

I этап. Организационный

Приветствие «Облако»

II этап. Мотивационный

Упражнение 1 «Я радуюсь, когда…»

Упражнение 2 (с зеркалом). «Крошка Енот»

Динамическая пауза «Весёлые мартышки»

III этап. Практический

Упражнение 3 «Составляем пиктограмму радость»

Упражнение 4 «Весёлые шарики»

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, прощание «Облака»

Задание для родителей

Отмечать моменты, когда дети радуются.

Поощрять детей в высказываниях, что они чему-то рады.

Пробовать рисовать лицо с улыбкой.

Занятие 2. Грусть

Задачи:

Создать позитивный настрой на совместную работу в группе.

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Знакомить с чувством грусти; передавать грустное выражение в рисунке, развивать воображение

Материал: пиктограмма грусти, дид. игра «Что со мной?», пиктограммы с разными эмоциями, пейзажи в разной цветовой гамме, музыкальное сопровождение.

I этап. Организационный

Игра «Паровозик с именем»

Сейчас каждый из вас превратится в вагончики паровоза. Я- паровоз. Когда паровоз будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть своё имя. Я начну: Свет-ла-на. Я проехала целый круг и теперь выберу одного из вас – он будет теперь паровозом вместо меня, а я стану вагончиком и положу ему руки на плечи. Будем вместе повторять его имя. Так будем делать, пока все вагончики не присоединятся к паровозу. Главное- сохранить целым паровоз до конца его поездки. Не теряйтесь и не раскрепляйтесь! Тогда у нас всё получится.

II этап. Мотивационный

Упражнение 1 (с зеркалом)

Закрепляем с детьми, какие детали делают лицо весёлым и грустным.

Упражнение 2 Составляем пиктограмму грусть, а затем переделываем её в радость.

Динамическая пауза «Весёлые мартышки»

Упражнение 3 «Незаконченные предложения»

Мне бывает грустно, когда… (с передачей мяча)

III этап. Практический

Упражнение 4 «Радость и грусть»

Внимательно посмотрите на рисунки с природой. Выберите один рисунок, глядя на который у вас радостное настроение и один рисунок, который вызывает у вас грусть. (обсуждение)

Рисование «грустное облако»

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака»

Задание для родителей

Отмечать моменты, когда дети грустят, постараться выяснить причину такого настроения, обязательно приободрить ребёнка, помочь ему выйти из этого состояния.

Пробовать рисовать грустное лицо.

Занятие 3 «Злость»

Задачи:

Создать позитивный настрой на совместную работу в группе.

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Знакомить с чувством раздражения, злости, гнева, передавать злое выражение в рисунке. Способствовать развитию воображения.

Материал: пиктограммы раздражения, гнева, обиды, игра «Что со мной?», круги разного цвета, восковые мелки, шаблоны облаков, картинки с изображением весёлых, грустных, сердитых персонажей, «подушка-колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева»

I этап. Организационный

Игра «Паровозик с именем»

II этап. Мотивационный

Рассматривание пиктограммы «Гнев»

Упражнение 1 «Я сержусь, когда…»

III этап. Практический

Упражнение 2 «Тух-тиби-дух»

Упражнение 3 «Составляем пиктограмму «Злость», а затем переделываем её в «Радость»

Рисование «Сердитое облако»

Психогимнастика «Король Боровик»

Подвижная игра «Вулкан»

Упражнение 4 «Больше не сержусь»

IVэтап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака»

Задание для родителей

Отмечать моменты, когда дети сердятся.

Применять на практике приёмы снятия напряжения и недовольства- самомассаж лица «Утка и кот», волшебное заклинание «Тух-тиби-дух»

Пробовать рисовать сердитое лицо.

Занятие 4 «Удивление»

Задачи:

Создать позитивный настрой на совместную работу в группе.

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Знакомить с чувством удивления, передавать удивлённое выражение в рисунке. Закреплять умение распознавать и выражать эмоции: радость, грусть, гнев, удивление.

Способствовать развитию воображения

Материал: пиктограммы с разными эмоциями, газета, музыкальное сопровождение, цветные карандаши.

I этап. Организационный

Приветствие «Облако»

IIэтап. Мотивационный

Рассказывание стихотворения «Чудо» (Р. Сеф)

Этюд на выражение удивления «Берёзка»

III этап. Практический

Упражнение «Я удивляюсь, когда…»

Упражнение «Составляем пиктограмму «Удивление»

Подвижная игра «Удивительная газета»

Музыкальное задание «Какое у музыки настроение?»

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака»

Задание для родителей

Отмечать моменты, когда дети удивляются.

Применять на практике этюды на выражение удивления «Круглые глаза», «Что такое?». Пробовать рисовать удивлённое лицо.

Занятие 5 «Страх»

Задачи:

Создать позитивный настрой на совместную работу в группе.

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Знакомить с чувством страха, передавать испуганное выражение в рисунке. Закреплять умение распознавать и выражать эмоции: радость, грусть, гнев, удивление, страх.

Материал: фотографии домашних животных с разными эмоциями, пиктограммы с разными эмоциями, цветные карандаши.

I этап. Организационный

Приветствие «Облако»

II этап. Мотивационный

Упражнение с зеркалом «Нам страшно»

III этап. Практический

Этюд «Гроза»

Подвижная игра «Совушка-сова»

Рисование «Испуганное облако

Упражнение «Раздели на группы»

IVэтап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака»

Задание для родителей

Отмечать моменты, когда детям тревожно, выяснить причину беспокойства детей.

Применять на практике упражнения для снятия повышенной тревожности «Нарисуй свой страх», «Не боюсь темноты»

Цикл занятий 2.

Занятие 1 «Как вернуть хорошее настроение»

Задачи:

Совершенствовать умение понимать собственное настроение.

Формировать способность сохранять равновесие в проблемных ситуациях.

Контролировать негативные эмоции (гнев, страх).

Передавать негативные эмоции через изобразительное творчество.

Материал: «волшебная палочка», рисунки «Ласковая кошечка, «Фея», «Цветик-семицветик» цветные карандаши.

I этап. Организационный

Игра «Ласковое эхо»

II этап. Мотивационный

Чтение отрывка из сказки Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста»

Где-то в лесу жила-была речка чистая- чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Весёлая, добрая речка

Игра «Замри-отомри»

Хотели бы вы, чтобы я вас превратила с помощью моей волшебной палочки в речку? Тот, до кого я дотронусь волшебной палочкой, станет речкой и изобразит её перед нами (дети изображают речку мимикой, жестами, телодвижениями, голосом. Ребёнок, показавший наиболее интересный вариант, становится волшебником и превращает других детей в речки).

Теперь возьмитесь за руки и образуйте длинную реку. А сейчас, танцуя под музыку, мы обойдём свои лесные владения. Расцепляем руки, идём друг за другом и поим из «ладошек-волн» лесных животных.

III этап. Практический

Рисование «Весёлая, добрая речка»

Чтение отрывка из сказки:

Весёлая, добрая речка, так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли ещё, что случилось. Вздохнула речка печально.

Рисование «Печальная речка»

Упражнение «Как вернуть хорошее настроение»

IVэтап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, игра «Солнечный зайчик»

Задание для родителей

Обращать внимание детей на их собственное настроение.

Применять на практике метод арт-терапии «Нарисуй своё настроение».

Занятие 2 «Я и мои чувства»

Задачи:

Создать позитивный настрой в группе.

Развивать способность управлять своими эмоциями.

Научиться выражать свои чувства.

Формировать способность понимать эмоциональное состояние другого.

Научить передавать негативные эмоции через изобразительное творчество.

Материал: цветные мелки, альбомные листы.

I этап. Организационный

Упражнение «Комплименты»

II этап. Мотивационный

Чтение отрывка из сказки Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста»

Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало её своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» — подумала она обиженно. А тут ещё неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула.

Обсуждение прочитанного: можно сказать, что маленький лосёнок глупо и зло пошутил, когда больно толкнул речку копытцем? Нет, ведь совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить и запутался в речной траве, упал в воду, еле выбрался. А коряга и солнечный луч желали речке зла?

Игра «Работа с чувствами»

Дети выстраиваются в шеренгу. Если они согласны с характеристиками речки, предложенными воспитателем, то переходят на другую сторону.

Если речка стала злая, то перейдите на другую сторону. А если она шумная, тревожная, счастливая? Давайте расскажем друг другу- почему кто-то остался, а кто-то встал на другое место? Какое слово больше подходит к нашей речке?

III этап. Практический

Рисование «Разозлилась речка»

Что вы чувствовали, когда рисовали?

IVэтап. Рефлексивный

Давайте подумаем, что бы мы сказали речке, чтобы как-то ей помочь.

Задание для родителей

Предлагать называть друг друга ласковыми именами (в подходящей ситуации).

Занятие 3 «Добро и зло живут в одной душе»

Задачи:

Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Формировать способность понимать настроение другого.

Способствовать осознанию позитивных и негативных эмоций.

Научить анализировать чувства через диалог и рисунок.

Материал: волшебная палочка, цветные карандаши, мелки, альбомные листы.

I этап. Организационный

Игра «Ласковое эхо»

II этап. Мотивационный

Помните, чем закончилась наша история про речку?

Изобразим речку с помощью движений (добрую, злую). Какую же легче изображать: добрую или злую?

Игра «Ладошки»

Приготовили ладошки. Если вы согласны, что пословица подходит к нашей речке,- хлопните в ладоши: «Раздулся пузырь и лопнул», «Недобры да свары- хуже пожара», «Гнев- плохой советчик»

Разбор пословицы «Раздулся пузырь и лопнул»

III этап. Практический

Игра «Работа с чувствами»

Рисование «Добро и зло»

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, игра «Солнечный зайчик»

Задание для родителей

Обсудить с детьми поговорку «Добро и зло живут в одной душе и борются друг с другом»

Занятие 4 Случаи из жизни и «копилка добрых дел»

Задачи:

Развивать умение анализировать собственное эмоциональное состояние.

Продолжать формировать способность понимать настроение других людей.

Способствовать формированию самоанализа своих чувств и эмоций.

Передавать негативные эмоции через изобразительное творчество.

Материал: пластилин, цветные мелки, альбомные листы.

I этап. Организационный

Игра «Ласковое эхо»

II этап. Мотивационный

Подвижная игра «Вулкан»

Упражнение «Больше не сержусь»

Упражнение «Снежная баба»

III этап. Практический

Лепим, рисуем «копилку добрых дел»

IVэтап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, игра «Солнечный зайчик»

Задание для родителей

Научить детей создавать собственные «копилки добрых дел» и обсуждать добрые дела, в которых они участвовали дома и в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие базовых эмоций и чувств у детей дошкольного возраста"

Мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогают человеку глубже понимать происходящее, лучше разбираться в собственных чувствах. В данной статье приводятся прим...

презентация на тему Эмоции и чувства

это познавательный материал для родителей,дающий возможность получить полную формалировку таких понятий как эмоции чувства детей...

Педагогическая технология обогащения представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах посредством музыки.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде...

Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!          Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...

Цикл занятий "Эмоции"

    Познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением...

Цикл ООД к проекту Тема: «Мир эмоций и чувств» (Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы)

организованная образовательная деятельность  на развитие эмоционально - волевой сферы у детей...

Цикл занятий "Эмоции. Настроение в музыке"

Цикл занятий по теме "Эмоции. Настроение в музыке"...