Цикл занятий "Эмоции. Настроение в музыке"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Наталья Петровна Котляревская

Цикл занятий по теме "Эмоции. Настроение в музыке"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного музыкального занятия в подготовительной группе по теме «Я и мое настроение». № 1

Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых людей, показать в доступной форме изменчивость настроения: учить детей понимать настроение другого человека: познакомить со способами управления и регуляции настроения.

Ход занятия.

Дети входят в музыкальный зал. Педагог-психолог предлагает детям определить свое настроение с помощью смайликов. Дети крепят смайлики на магнитную доску.

Муз. руководитель: При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?

  • Какое у тебя сейчас настроение?
  • Какого цвета твое настроение?
  • С каким запахом можно сравнить твое настроение?
  • На что похоже твое настроение?

(солнечный день, веселое солнышко, светлое окошко и.т.д.).

Музыкальный руководитель: рассказывает детям сказку «Аленка» (в сказке используются муз. фрагменты «Белка» Римский-Корсаков, «Утро» Э.Григ, «Зайчик»)
Вопросы для беседы с детьми:

  • Что случилось с маленькой девочкой?
  • Что чувствовала девочка, когда потерялась?
  • Какими словами можно выразить ее настроение?
  • Кто помог маленькой девочке?
  • Изменилось ли ее настроение?
  • Как можно успокоить человека, который плачет?

Муз. Руководитель: предлагает подвижную игру «Я и мое настроение».

Дети встают в круг, педагог в центре. Он бросает мяч каждому ребенку по очереди.
Цель: учить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания (также можно использовать метод незаконченных предложений):
Я радуюсь, когда…
Я горжусь тем, что…
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я злюсь, когда…
Я был удивлен, когда…
Когда меня обижают,…
Я сержусь, если…
Однажды я испугался…

Рефлексия

Педагог: Ребята, у вас изменилось настроение? В какую сторону? (выбирают смайлики)


Конспект комплексного музыкального занятия в подготовительной группе по теме «Радость и доброта» №2

Цель: Познакомить детей с эмоцией радости, учить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, развивать эмпатию; расширить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.

Ход занятия.

Приветствие. Музыкальный руководитель предлагает детям прослушать пьесу Д. Кабалевского «Резвушка».
Вопросы к детям:

  • О чем вы думали, когда слушали музыку?
  • Что чувствовали?
  • Что хочется делать под такую музыку?

Повторное прослушивание музыкального произведения.
Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость. Сделать акцент на то, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

Муз.руководитель: Дети, скажите, пожалуйста: «Что такое радость для вас?» Зачитать ответы сверстников:

  • Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех.
  • Радость – это когда праздник.
  • Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.
  • Радость – когда нет войны.
  • У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.
  • Радость – это я! Потому что мама говорит «Ты моя радость»

Показать детям коробочку, закрытую крышкой. Дети пытаются отгадать на слух, что там находится. Как вы думаете, что там может быть? На самом деле там конфетки. Но они не простые: как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать веселее.

Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле:

  • пусть они избавятся от болезней;
  • пусть никогда не умирают;
  • пусть у всех будет дом;
  • пусть все хорошо живут;
  • пусть все будут счастливы.

Муз. руководитель: А как вы думаете, всегда ли у нас хорошее настроение? А что нужно сделать, чтобы радость появилась, когда грустно.

Прочитать детям стихотворение «Вспоминаю о хорошем» (О.Нестеренко)

Вспоминаю о хорошем

Вспоминай почаще о хорошем,
Радостями полон белый свет.
Замечай приветливых прохожих,
Добрым взглядом одари в ответ.

Радуй душу музыкой, стихами,
Сохраняй сердечные слова.
Поделись их теплотой с друзьями.
В дружбе скрыта сила волшебства.-

Улыбайся утром отражению,
Собственному, в окнах, зеркалах.
Похвали себя за настроение:
Жить душевно, с радостью в глазах.

«Поговорим о доброте»


Педагог-психолог: предлагает поиграть в игру «Угадай настроение». Для этого педагог показывает две картины – рассерженного ребенка и веселого.

Вопросы детям:

  • Какое настроение у девочки?
  • Похожа ли она на рассерженную?
  • А как вы догадались, что она сердита?
  • Какое настроение у второй девочки?
  • Почему у девочки хорошее настроение?
  • А как вы определили, что у второй девочки веселое настроение?
  • А как чувствуете себя вы?

Затем педагог предлагает упражнение «Помоги волшебнику».
Педагог обращает внимание детей на то, что волшебник попал в трудную ситуацию и ему нужна помощь.
Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы – об игрушках, с которыми он иногда любит играть. Я вам прочитаю первую строчку, а вы – продолжите.

  • Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

  • Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(А Барто)

У волшебника есть фотографии двух детей. Он хотел разобраться, кто из детей бросил Зайку и оторвал лапу Мишке, а кто очень жалеет Мишку и Зайку.

  • Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

Педагог предлагает рассмотреть фотографии и помочь волшебнику.

  • Посмотрите, какая вот эта девочка? Какое у нее лицо? Что сделала это девочка?

Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками.

  • Эта девочка любит драться, обижать других, она оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.
  • А эта девочка добрая – всех жалеет.

Музыкальный руководитель предлагает детям послушать две пьесы Д. Кабалевского «Злюка» и «Резвушка» и сравнить их.

Предложить детям нарисовать рисунок на тему «Радость» и «Доброта».


Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе по теме "Город Настроения" №3

Цель занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.

 Задачи:

Образовательные:

  • закрепить у детей знание основных эмоций (радость, грусть, страх, злость, удивление).
  • учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов)

Развивающие:

  • развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
  • развивать воображения, творческое мышление
  • развивать способность передавать в пластике музыкальный образ

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке
  • воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению

Тип занятия: тематическое

Методы: Наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный, художественно практический метод, метод проблемного воспитания и обучения.

Атрибуты: Пиктограммы с выражением различных эмоций и настроений, кукла «Баба Яга», портрет П.И. Чайковского

Ход занятия.

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. Я – музыкальный руководитель и работаю с такими же веселыми и хорошими детьми как вы. Я хочу узнать с каким настроением вы сегодня пришли на музыкальное занятие? Если оно у вас хорошее поднимите руки вверх и помашите ими. Я вижу настроение у вас и у меня отличное тогда давайте начинать. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, ко мне пришло письмо от жителей города Настроения. С ними случилась беда. Сядьте удобнее я вам все расскажу. (дети садятся на ковер) Живут в этом городе жители похожие на нас. Они, так же, как и мы умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но вдруг поселился в их городе злой волшебник, нагнал он черные тучи, пролился такой сильный дождь, что смыл с лиц жителей веселье и грусть, страх и удивление, и стали лица жителей города Настроения безликими, бесцветными. Вот как сейчас (обращает внимание на экран). Просят жители города у нас помощи, прогнать этого злого волшебника и вернуть им настроения, чувства, переживания. Поможем им, ребята? (Да).

Нашими помощниками станут для нас - музыка,  ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения и  переживания.  Послушайте музыку и скажите: Что она выражает?

Звучит «Баба Яга» П.И. Чайковский

Дети:  музыка выражает страх, тревогу, испуг

Музыкальный руководитель. Попробуйте придумать название этой пьесы.

Ответы детей…

Музыкальный руководитель. Композитор П.И. Чайковский (показать портрет) назвал свою музыкальную историю «Баба Яга». Расскажите мне Баба Яга, она какая?

Ответы детей: злая, коварная, хитрая.

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте послушаем еще раз это произведение и представим, что хотел рассказать нам композитор про  Бабу Ягу.

Ответы детей…

Музыкальный руководительПредлагаю вам поиграть, пускай каждый из вас попробует превратиться в Бабу Ягу и   передать характер своего героя с помощью движений, мимики и жестов.

Музыка звучит еще раз, дети выполняют упражнение - образ «Баба Яга».

Музыкальный руководитель. Попробуйте выбрать картинку с тем  выражением, которое больше всего подходит к настроению музыки. 

Давайте дадим    имя жителю города.

Дети: «Злюка»

Музыкальный руководитель. Итак, одному жителю нашего города настроение мы вернули, а вот   настроение  другому жителю мы попробуем вернуть при помощи речевой игры: 

«Ключи от шкафа»

Музыкальный руководитель. Представьте, что в моем шкафу лежит очень много вкусных конфет, и я закрываю свой шкаф на ключ, чтоб никто не смог его открыть бес спроса. И вот однажды ключ пропал. (дети стоят в кругу)

Так, скажите мне, ребята, кто же взял ключи от шкафа, где лежат мои конфеты?

Их взял, их взял, их взял (имя ребенка)

Ребенок

Кто я!? Я не брал!
Знаю, знаю, кто их взял.
Их взял, их взял, их взял
………(имя другого ребенка) и т.д.

В заключение дети говорят все вместе

Зря на нас не говорите
У себя ключи ищите.

Музыкальный руководитель. Ой! И правда, я же их в сумку положила. Нашла!

Что выражает эта игра?

Ответы детей: игра выражает удивление, возмущение.

Музыкальный руководитель. Вот еще одному жителю мы вернули настроения, выберите подходящую картинку. Давайте    придумаем   имя нашему жителю. 

Ответы детей:   «Удивлялка»

Музыкальный руководитель. А мы продолжаем дальше помогать жителям города. Давайте поищем настроение в песне, которую я сейчас исполню.

Дети садятся на стульчики

«Кискино горе» на стихи Б. Заходера

Что выражает эта песенка, какое настроение?

Ответы детей: песня  выражаете грусть, печаль, тоску, сочувствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте попробуем эмоционально исполнить эту песню, а чтобы ее характер   был более выразительным, добавим мимику и жесты.

Дети исполняют песню «Кискино горе».

Музыкальный руководитель.   Выберете  подходящую картинку для настроения этой песни  и придумайте имя.

Ответы детей: «Грустинка», 

Музыкальный руководитель. Вот еще одному жителю мы вернули настроение. Ребята, посмотрите, у нас осталась одна картинка  какое  настроением она выражает?

Ответы детей. Радость, веселье.

Музыкальный руководитель.  А давайте вспомним, какому сказочному герою  подходит это настроение, а я вам подскажу, но не словами, а жестами.

Дети: «Буратино»

Музыкальный руководитель.  Правильно, это Буратино.  

Потому что он…….?

Дети: Веселый, озорной….

Музыкальный руководитель. А сейчас я приглашаю всех на веселый танец «Буратино»

Дети танцуют под песню «Буратино» муз. А.Рыбникова сл. Э.Энтина

Музыкальный руководитель. Вот и последним жителям мы помогли вернуть настроение, а как их мы назовем?

Ответы детей: «Смешинка», «Весельчак»

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, всем жителям города мы вернули настроения, вернули их лица.  Посмотрите, какой красивый город у нас получился. Ребята, а какой из жителей города вам больше всего нравится, может на кого-то из них вы похожи? Ответы детей:

Музыкальный руководитель. Ребята скажите, а кто был нашим помощником на протяжении всего занятия и помогал возвращать жителям города их настроения? Без чего бы мы не смогли обойтись?

Ответы детей: нам помогала музыка, игры.

Какую мы музыку с вами слушали? И что она выражает?

Ответы детей: «Баба Яга» выражает зло, страх, «Буратино»  веселье, радость.

Играли в игру   «Ключи от буфета» выражают испуг и удивление  

Музыкальный руководитель.

Ребята, а перед тем как отправиться в группу, что бы вы хотели пожелать жителям города Настроения.

Ответы детей:

 Вы сегодня занимались очень хорошо, молодцы. Я бы хотела попросить вас  нарисовать картины, выражающие разное настроение, может это будет картина, выражающая веселое или грустное настроение, а может она будет смешная или страшная. А я оставлю эти картины у себя на память о нашей с вами замечательной  встрече.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувства и настроения в музыке.

Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями ...

Чувства и настроения в музыке - тематическое занятие

Цель:  развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену. Задачи: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средств...

Презентация: Цикл занятий "Зима в музыке, поэзии и живописи"

В данной презентации обазначена актуальность проблемы, указаны цели и задачи. способствующие достижению поставленной цели. Разработаны  предварительная работа и занятия....

Настроение в музыке

Музыкальная развивающая игра, которая  поможет родителям вместе с детьми разобраться в словесных характреистиках музыкального настроения....

Наше настроение в музыке

конспект интегрированного занятия по музыке в средней группе...

Детский альбом. Конспект из цикла занятия по слушанию музыки. В гостях у Феи музыки.

Рассказ о жизни и творчестве композитора П,И,Чайковского. Слушание произведений  из Детского альбома композитора Чайковского....

«Детский альбом». Цикл занятий по слушанию музыки «В гостях у Феи Музыки»

Цель: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла « Детский альбом»Задачи: 1. Воспитание у детей положительного отношения к творчеству велико...