Методы и приемы педагогической коррекции поведения подростка
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы педагогической коррекции поведения подростка

Для того, чтобы происходило конструктивное взаимодействие специалиста с подростками ему необходимо знать, на чем строится поведение подростков. Нарушая дисциплину, подросток может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

  1. Привлечение внимания – некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого; для них необходимо постоянно быть в центре внимания. Ощущая недостаток внимания к себе, подростки придумывают различные выходки, в основе которых – демонстративность.

Активная форма: ребенок может задавать вопросы, не относящиеся к теме; переговариваться с другими подростками.

Пассивная форма: дети не отказываются выполнять ваши требования, но… делают все в темпе, который можно назвать «в-час-по-чайной-ложке».

Как же вести себя, чтобы прекратить или постепенно свести на нет нежелательное поведение?

  • Неожиданные шаги с вашей стороны:
  • выключите свет;
  • издайте музыкальный звук;
  • начните говорить тихим голосом;
  • измените ваш голос;
  • говорите со стеной;
  • повторите последнее слово несколько раз;
  • выдержите паузу.
  • Минимизация внимания:
  • игнорируйте демонстративное поведение подростка;
  • контакт глазами: пристально посмотрите на подростка, но без осуждения;
  • физическое приближение: например, встаньте рядом;
  • избегайте позитивного невербального подкрепления – улыбки, одобительных кивков, похвалы – когда видите, что ребенок работает на публику.
  • Разрешающее поведение:
  • доведите до предела демонстративную выходку: например, ребенок, использующий нецензурные выражения во время группового занятия, должен записать полную часовую кассету своих «изречений»;
  • предложите  группе присоединиться к выходке: например, подросток без конца стучит руками по столу, ведущий предлагает всем начать стучать по столу 3 минуты; виновник стучит вместе со всеми и не получает какого-то особого внимания, и интерес к этому виду деятельности у него пропадает.
  • Переключение внимания:
  • задавайте прямые вопросы: в момент, когда подросток нарушает поведение, полезно задать ему прямой вопрос: «Миша, что ты думаешь по данному вопросу?»; такие вопросы и отвлекают от плохого поведения, и направляют внимание ребенка; это одна из стратегий, которая помогает работать с детьми с нестабильным вниманием;
  • попросите об одолжении: «Саша, помоги, пожалуйста, раздать всем дополнительный материал к заданию!»;
  • измените деятельность: если сразу много подростков «бесится», резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения; например, попросите их освободить столы для нового задания, встать, послушать новое задание и так далее.

Дети, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать со взрослыми, но не знают, как общаться в позитивной манере. Если об этом помнить все время, возможно, наше раздражение и возмущение угаснут.

  1. Власть – подростки «ведут» себя плохо, потому что для них важно быть главным. Такие дети демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают установленный порядок. Они провоцируют взрослого перед группой, им необходимы зрители.

Активная форма – вспышки негодования (подросток неуважительно и вызывающе отвечает взрослому).

Пассивная форма – тихое непослушание (подросток говорит то, что мы хотим услышать, затем делает то, что он хочет).

Используйте следующие методы:

  • Не вступайте в  конфронтацию. Если такой момент наступил, руководствуйтесь правилами экстренного вмешательства:

Правило 1. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.

Правило 2. Обсудите поступок позже.

Правило 3. Контролируйте собственные негативные мысли. Настройтесь на позитивные  мысли и эмоции.

Правило 4. Не усиливайте напряжение ситуации.

Правило 5. Позвольте ребенку сохранить чувство собственного достоинства.

  • Позволяйте детям проявлять власть разрешенными способами. Необходимо дать возможность детям проявить себя во время групповых занятий.

Стратегия 1: Поддержка личного вклада ребенка в процесс улучшения работы группы. Чем больше ответственности в действиях ребенка мы хотим видеть, тем больше возможностей для свободных самостоятельных выборов мы должны ему дать:

  • Приглашайте детей помогать вам в решении самых разных задач при проведении семинара;
  • Просите, чтобы участники высказывали и обосновывали предпочтения в ходе группового занятия;
  • Принимайте правила вместе с детьми.

Стратегия 2: Оказывайте моральную поддержку тем детям, которые стараются помочь другим.

  • Поощряйте тактику «шефства»: в любой группе найдется несколько подростков, чтобы прийти на помощь другим  и объяснить то, что им непонятно;
  • Привлекайте подростков для работы тренером в ходе семинаров.

Для детей группы риска ключ к успеху в групповом занятии – это слово «Участие». Когда подростки вносят свой собственный вклад в групповые отношения, они чувствуют свою «нужность». Это дает им ощущение сопричастности, включенности в общую жизнь – мощный фактор личностного развития (повышения самоуважения). Дети с более высоким самоуважением могут лучше и больше вносить в групповые отношения, их вклад неповторим и оригинален. Так по спирали улучшается и качество участия в группе, и  увеличивается польза от выполнения упражнений.

Как и поведение, направленное на привлечение внимания, властолюбивое поведение имеет свои сильные стороны. Многие дети, демонстрирующие такое поведение – интересные, незаурядные личности, которые обладают:

  • лидерскими способностями,
  • честолюбием, склонностью к самоутверждению,
  • независимым мышлением.

Такие дети обдумывают, принимают решения самостоятельно и готовы контролировать свои собственные жизни, что уже является отличными предпосылками для формирования здоровой, активной личности в будущем.

  1. Месть  – для некоторых детей их целью становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, ребят или всему миру. Такое поведение обычно является следствием полного недоверия и возникает у тех детей, которые имеют серьезные причины не раскрываться перед взрослыми и сверстниками. Они часто пытаются переместить внимание со своих травмирующих чувств на внешние события и действия.

Активная форма: оскорбления со стороны подростков.

Пассивная форма: замкнутость, угрюмость, некоммуникабельность.

Необходимо отметить  сильные стороны мстительного поведения: в действиях этих детей удивительная способность к выживанию. Зная об этом, можно считать поведение мстительных детей далеко не самым безнадежным с точки зрения социальной адаптации.

Существует два главных принципа поведения взрослого, которые приводят к уменьшению случаев мстительных выходок:

  • Строить отношения со всеми детьми так, чтобы в них чувствовалась забота о них;
  • Обучение детей тому, как нормальными способами выразить свою душевную боль и страдания, а также приглашение их к разговору с нами в момент травмы и потрясения. Когда дети научатся этому, они смогут разрешать внутренние конфликты и общаться.

Власть и месть как цели поведения: техники экстренного педагогического вмешательства.

Стратегия 1: Ищите изящный уход:

  • Признайте силу ребенка: возможно, когда мы признаем вслух, что не можем доминировать и что никто в этой комнате ни выше, ни ниже остальных, мы будем способствовать возникновению среди детей духа кооперации, а не конфронтации;
  • Соглашайтесь с ребенком: когда ребенок заявляет нечто способное, по его мнению, вывести вас из себя, они меньше всего ожидают, что вы согласитесь с ним. Это озадачивает. Наше согласие – это отличный способ прекратить сопротивление.
  • Меняйте тему: именно это  прекратит выходку и снимет напряжение.
  • Используйте юмор: «Ты сейчас выглядишь круче Шварцнегера».

Стратегия 2: Используйте технику удаления ребенка. Существуют разные способы удаления ребенка, но наиболее подходящий для подростков – удаление, не покидая комнаты. Запрещается удалять детей в коридор или «в никуда». В данной ситуации это лишь закрепит решение ребенка не посещать групповые занятия. Удаляя ребенка, предложите ему самому установить срок, сказав, что он сможет вернуться, когда будет готов вести прилично.

Стратегия 3: Устанавливайте санкции. Ни в коем случае вашей санкцией не должно быть лишение ребенка его прав. Санкцией может быть дополнительное задание для провинившегося. Правильно выбранные санкции оказывают огромный эффект на ребенка, хочет он того или нет. Санкции должны быть позитивными – сохраняющими самоуважение подростка.

  1. Избегание неудачи – в этой ситуации дети так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям окружающих. Такие дети предпочитают не общаться с взрослыми и детьми и остаются в изоляции наедине с собой.

Активная форма: редко встречается.

Пассивная форма: подросток не заканчивает начатую работу, откладывает ее на «потом», таким образом заранее избегая неудачи. Проблема для взрослого заключается не в том, что ребенок делает, а скорее в том, чего он не делает. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий». Такие дети  не уверены в себе, их самооценка очень  низкая, и им необходима постоянная поддержка друзей и взрослых.

Техники педагогического воздействия, которые помогают таким детям чувствовать себя состоятельными в работе, могут быть сгруппированы в следующие стратегии:

  • Объясните материал (упражнение) повторно: это даст ребенку время сориентироваться.
  • Измените методы объяснения: например, некоторым детям в силу их особенностей тяжело воспринять абстрактные вещи, поэтому следует использовать конкретный материал; или объяснять за один раз что-то одно (детей, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавить, например, количеством нового материала или его сложностью).
  • Введите дополнительные методы обучения: например, не просите ребенка, чье поведение направлено на избегание неудач, ответить первым  на трудный вопрос, если вы чувствуете, что он не готов.
  • Ищите два «плюса» на каждый «минус»: введите правило – при негативном высказывании ребенка о самом себе и о своей работе  вслух скажите о нем не менее двух позитивных утверждений.
  • Декларация «Я смогу» перед выполнением задания: просите ребенка повторять это перед сложным заданием или когда вы видите признаки подступающей неуверенности.

Зная особенности работы с различными типами поведения детей, мы имеем несколько преимуществ; например, данные методы конструктивной работы при использовании их с детьми помогут установить доброжелательную атмосферу для раскрытия потенциала детей, испытывающих социальные трудности. Не забывайте, что в тренингах можно использовать сильные стороны ребенка с любым  типом поведения. Там, где ребенок будет чувствовать понимание со стороны взрослого, доверие к нему и ощущать свою «нужность», он сможет проявить себя очень «ярко» и раскрыть свой потенциал.

Какие приемы и методы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми?

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической ситуации. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания трудных подростков - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Прежде всего, мы должны говорить о приемах индивидуального педагогического воздействия. Вот некоторые из них.

Первая группа приемов:

1 Прием - просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.

2 Прием - оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой-истории.

3 Прием - обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.

4 Прием - доброго поступка.  В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».

5 Прием - обнажение противоречий. Он предполагает разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

6 Прием - стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации

7 Прием - рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?

             8 Прием - мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.    

9 Прием - сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.

10 Прием - ролевая маска. Учащимся' предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Вторая группа приемов связана с организаций групповой деятельности:

1 Прием - непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

2 Прием - самостимулирование. Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.        

3 Прием - импровизация на свободную тему. Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика:

1 Прием – инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

2 Прием - распределение ролей. Четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.

3 Прием - коррекция позиций. Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

4 Прием - самоотстранение учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

5 Прием - распределение инициативы. Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь -добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

6 Прием - обмен ролями. Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

7 Прием - мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п. Главное - добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующуюся на остове нравственных: ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей.

Фактически цель воспитания трудного ребенка - формирование состояния самоперевоспитания.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п. Главное - добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующуюся на остове нравственных ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей.

Фактически цель воспитания трудного ребенка - формирование состояния самоперевоспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирующие методы и приемы в коррекции поведения детей

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью это особая категория детей, которая требует определенного подхода. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот непр...

Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов у детей дошкольного возраста.

Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов у детей дошкольного возраста....

Сказкотерапия -метод психолого-педагогической коррекции поведения детей.

Сказкотерапия,как метод психологической коррекции детей очень популярен .Он позволяет погрузить ребёнка в сказочный мир,где он сможет на примере персонажей осознать свои собственные проблемы и увидеть...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки.

Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по­зволяет решать ряд проблем, возни...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Что может быть лучше сказки для воспитания  ребенка!  Сказка всегда  рядом. Мы знаем их с детства. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек вх...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Слушание сказки выполняет важнейшую роль в развитии воображения. А воображение в свою очередь влияет на умственную деятельность ребенка, что отражается в дальнейшем на деятельности взрослого....

«Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка»

Использование сказок в психолого-педагогической коррекции поведения ребенка....