Семинар-практикум "Таланты детей находятся на кончиках их пальцев".
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ирина Владимировна Еремеева

Семинар-практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon talanty_detey_nahodyatsya_na_konchikah_ih_paltsev.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори.

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа.

Известный японский ученый Йосиро Цу-цуми в течение тридцати лет изучал древние манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику "сохранения здоровья пальцевыми упражнениями".

Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии. Начиная с двухлетнего возраста детей обучают приемам самомассажа кистей рук и пальцев.

  1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его
    основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками ("приговорками").
  2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными ша
    рами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и "стрелять", направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.
  3. Массаж грецкими орехами. Предлагается: а) катать два ореха между ладонями; б) прокатывать один орех между пальцами;  в) удерживать  несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
  1. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко "укалывают" ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.
  2. Массаж "четками". Перебирание "четок" (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество "четок" (в прямом и обратном порядке).

На ступне так же, как и на руке, находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психическое состояние человека.

Очень важно научить детей снимать напряжение со ступней с помощью веселых упражнений. Приведем несколько примеров.

"Слепки ступней" - их делают на песке или на глине. Для этого в группе нужно иметь поддон (поднос) с соответствующим материалом.

"Угадай, чей след". Хождение босиком по рулону бумаги (обоев) мокрыми ногами, окрашенными в слабом растворе зеленки. Можно сочинить и детективную историю "Куда ведут следы".

"Собери листья". Игроки сидят на стульях. На полу разложены "листья" (из бумаги, ткани или тонкого пенопласта). Их надо собрать пальцами ног. Выигрывает тот, кто соберет больше листьев.

"Напиши имя". Ребенок зажимает между большим и вторым пальцами ноги карандаш и пытается "оставить автограф".

"Нарисуй огурец (яблоко, квадрат, солнце, дом, треугольник) ". Тем же зажатым в пальцах ноги карандашом надо нарисовать названную фигуру. Выигрывает тот, у кого рисунок больше соответствует замыслу.

Для младших дошкольников подбираются более легкие упражнения: "Аплодисменты" ступнями, "Разведи пальцы ног", "Пятка о пятку", "Ноги здороваются".

Медики и педагоги едины в своем мнении: такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряженность, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему.

Предложите детям обмакнуть ладони в яркие краски (заранее разведите их и налейте в тарелки) и приложить к большому листу ватмана, на котором изображен только ствол. Получится разноцветное дерево с кроной листьев-рук. И пусть каждый ребенок подумает и расскажет, что можно делать своими руками. Дети узнают, что руки-трудяги могут все на свете, а у педагога появятся новые темы для интересных и познавательных бесед со своими воспитанниками.

По статистическим данным, показатели здоровья детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего, значит, надо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. И в том числе оздоравливающие, корректирующие, снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения.

Игры и занятия детей могут выполнять несколько функций:

  • развлекательную - создавать благоприятную атмосферу;
  • релаксационную - снимать напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  • воспитательную - формировать моральные и нравственные качества;
  • обучающую - давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;
  • коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребенка;
  • профилактическую - предупреждать появление психосоматических заболеваний;
  • лечебную - способствовать выздоровлению.

Задача взрослого - использовать те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию.

Особая роль отводится играм с песком, или «песочной терапии». Педагоги считают, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.

Как проводится «терапия» песком?

Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «Мне нравится погружать руки в этот песок»; «Я чувствую тепло песка»; «Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мнеприятно».

Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют «на пианино».

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).

Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, «продавать», перевозить, лепить из него угощения» и т.д.

С удовольствием дошкольники играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

«Песочная терапия» - это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом, «песочная терапия» позволяет:

•        стабилизировать психоэмоциональное состояние;

  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;
  • стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

Не менее эффективна «терапия глиной».

Все то полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью отнести и к играм с глиной, которую не заменит самый дорогой пластилин. Рука, входящая в соприкосновение с песком и глиной, получает знания и опыт - основу мышления.

Рука ребенка, соприкасающаяся с водой, также развивает и гармонизирует работу его мозга.

Ниже предлагается описание пособий, изготовленных в группе, при помощи которых успешно развиваются мелкая моторика и тактильные ощущения.

Пособия выполнены в виде панно из ткани различной фактуры с объемной вышивкой. Ткань натянута на твердую основу (картон, пластик, тонкая фанера). Объемная вышивка позволяет ребенку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно.

Вместо сюжетных, целиком вышитых панно можно использовать более легкое в изготовлении, унифицированное пособие, когда к заготовке с заранее вышитыми дорожками крепятся на «липучках» те или иные картинки.

Далее я расскажу о работе по развитию мелкой моторики с помощью изготовленных  пособий.

 «Разноцветные шары»

Дети прокатывают шарик снизу вверх различными пальцами правой или левой руки. Одновременно идет закрепление основных цветов по цветовой гамме вышитых шариков.

Движения пальцев можно сопровождать стихотворением:

Шарик, шарик, не грусти,

Что тебя я отпустил.

Но ты так хотел на небо —

Ты ж еще на небе не был!

«Парашютисты»

Упражнение выполняется аналогично предыдущим. Прокатывание шариков сопровождается пропеванием обозначенных гласных звуков.

Мы летим на парашюте.

Мы серьезны и не шутим.

Вместе с ветром мы вдвоем

Звуки гласные поем: А — У...

До земли тут метров триста,

И поют парашютисты:

А — У

И — О

Э — И

«Плывет, едет, скачет»

Дети прокатывают шарик по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая движения стихотворениями:

Машина

Как у синей у машины

Об асфальт шуршали шины.

Едет-едет по дорожке

И пыхтит четвероножка.

На ногах — четыре шины,

А зовут ее — машина.

Мяч

Скачет мячик, как живой.

Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал,

Лишь быстрее поскакал.

Лодочка

Вот плывет моя ладья.

А на ней плыву и я.

Мы по синим по волнам

Приплываем в гости к вам.

Я — отважный мореход,

Ловкий и умелый.

В море парусник плывет

С капитаном смелым.

                «Спираль»

Не ползет и не бежит —

Над цветком она кружит. З

а витком идет виток —

Вот и села на цветок.

Используемая литература:

Журнал «Ребенок в деском саду» №5-2003 год,

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь»; игры для развития речи, мелкой ручной и общей моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Таланты детей находятся на кончиках их пальцев"

Это доклад на родительском собрании с целью ознакомления родителей с теоретической основой по развитию мелкой моторики рук детей. Родители с удовольствием играли в предложенные им игры....

Консультация для родителей «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызыв...

"Таланты детей находяться на кончиках их пальцев"

Консультация педагогов для родителей...

Таланты детей находятся на кончиках их пальцев

Консультация для родителей детей раннего возраста...

Таланты детей находятся на кончиках их пальцев.

Массаж пальцев,ладонных поверхностей и т.д....