" Таланты детей находятся на кончиках их пальцев"
материал (младшая группа) по теме

Гармоза Ксения Николаевна

Это доклад на родительском собрании с целью ознакомления родителей с теоретической основой по развитию мелкой моторики рук детей. Родители с удовольствием играли в предложенные им игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_roditelskom_sobranii_razvitie_melkoy_motoriki.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

   МБДОУ « Октябрьский детский сад».

« Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»

     

доклад на родительском собрании.

Воспитатель: Гармоза Ксения

               Николаевна

с. Октябрьское

2011г.

ТЕМА: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев».

Цель: ознакомление родителей с теоретической основой по развитию мелкой моторики рук детей.

Задачи:

  1. познакомить родителей с термином «мелкая моторика», для чего она нужна;
  2. дать рекомендации по использованию педагогической литературы по развитию мелкой моторики рук;
  3. познакомить родителей с системой пальчиковых игр, разминок, упражнять в условиях семейного воспитания.

Предварительная работа: провести специальную беседу с родителями, в ходе которой воспитателем задавались вопросы.

Вопросы.

  1. Какова, по вашему мнению, степень участия семьи в работе по мелкой моторики рук  у ребенка?
  2. В чем взаимосвязь мелкой моторики рук и развитием речи?
  3. Какие книги вы используете для развития речи вашего ребенка?
  4. Чем вы руководствуетесь при выборе произведений художественной литературы для вашего ребенка?
  5. Как часто вы играете со своим ребенком?
  6. В какие игры играете со своим ребенком?

Ход родительского собрания.

                Таланты детей находятся на кончиках пальцев. Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известных педагог Мария Монтессори.

        Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. В истории развития человеческая роль руки исключительно велика. Первой формой общения или первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей - были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но она ещё долгое время была связана с жестикулярной  речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций состоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев «пальчиковая гимнастика». Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, поэтому именно  словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию  ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки – есть ещё одна речевая зона.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются игры, занятия, которые полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя её развитию. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивней идет процесс психического процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр–упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте эта работа должна стать важной частью подготовки к школе и подходящим периодом для развития кисти руки.

Рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений или «ручная умелость» невозможна без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков и т.д. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу. С самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося себе и им  радость.

 Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Задача педагогов  и психологов донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забыть хвалить ребенка.

Предлагаем вашему вниманию  посмотреть фрагмент совместной деятельности  в младшей группе, с каким интересом играют с пальчиками дети.  (показ видео-сюжета)

Играми на развитие мелкой моторики,  можно заниматься как в детском саду, так и дома.

А давайте и мы с вами поиграем.

1. Пока мы воспитатели готовились к родительскому собранию, ваши дети раздели кукол. Игра «Оденем кукол».

Как быстро наши мамы одевают «своих деток» (кукол). Посмотрите на то как хорошо умеют работать мамины  пальчики. И так каждый раз вы родители вот так одеваете и раздеваете своих деток. А ведь наши дети тоже хотят сами одеваться и раздеваться. А вы мешаете им. Надо чтобы работали детские пальчики, а не ваши. Давайте будем терпеливее и ждать когда Маша, Даша, Саша оденутся сами. Чтобы развивались их пальчики, их мозг.

2. В одном современном журнале попалась фраза: «В Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков в 2–3 месяца». Но почему же мы забыли о наших играх типа «Сорока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества? Это ведь гимнастика для рук и мозга. Как тут не вспомнить поговорку, что «все новое – это хорошо забытое старое». На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пеструшки, потешки. А давайте и мы с вами вспомним такие слова (с движениями):

Сорока – ворона

Кашу варила, деток кормила,

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты в лес не ходил,

Ты дров не рубил,

Ты кашу не варил.  

                Как правило, комплексы пальчиковой  гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре), и воспитатели. Предлагаю серию книг по пальчиковым играм. Можете ознакомиться.

  1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. Издательство «Гном и Д», 2003.
  2. Бардышева. Т.И. Весёлые ладошки.- ООО « Карапуз-Дидактика», ООО   « Издательство Мир книги»,2007г.
  3. Бардышева Т. И. Пальчиковая гимнастика.- ООО « Карапуз-Дидактика, ООО « Издательство Мир книги» , 2007г.
  4. Прокофьева.А.Г. 100 развивающих игр для детей.- ООО ТД « Издательство Мир книги» 2008г.
  5. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников.- Сан-Петербург.      « Детство-Пресс» 2004г.
  6. Кигпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. – Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2001.  
  7. Ковалев В.И. Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. – М.,1998.
  8. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков – М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника, ОЛМА–ПРЕСС, 2002.
  9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – С–П, 2002.   

 

3. Большинство из нас, с ужасом вспоминают, как учили стихи, что это была за пытка - выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину. Для того чтобы быстрее и лучше запоминал стихи, надо их «рассказывать руками». Давайте мы с вами выучим «расскажем руками» стихотворение «Паучок».

У тропинки под рябиной                               (показать руками тропинку),

Сеть раскинул паучок,                                      (показать ладошки),                      

Нить прозрачной паутины    (указ. и большой пальцы сложить, ими провести линию),

Намотал на кулачок:             (правая рука в кулаке лев.наматывает паутину),

Если муха прилетит,                                       (машем руками),

Паутина задрожит,                                         (ладошки дрожат),

И охотник из засады                                 (имитируем прицеливание из ружья),

За добычей побежит.                                      (пальчики «бегут» по столу).

                Домашнее задание: выучить с детьми это стихотворение, а завтра ваши дети мне его расскажут («руками»).

                4. Следующая игра «Ритм по кругу». Дети садятся в круг на колени и на пятки. Но мы с вами родители будем сидеть на стульчиках. Первый родитель хлопает в ладоши один раз, следующий – два раза, следующий – три раза, следующий – один раз и т.д. Опоздавший со своим хлопком, не правильно выполнивший задание (не правильный хлопок) получает штрафное очко.

                5. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Что бы это было? Как вы думаете? Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах,

 Мы мчимся с горы,

           Мы любим забавы

           Холодной зимы». 

                6. Игра со счетными палочками.  Складывание любой фигуры из палочек, веточек и т.п.

Спички (палочки) – хороший материал для развития памяти, внимания, логики, воображения, математических и геометрических представлений. 

7.Игры с веревочкой. Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем 7–12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет дни недели – (если 7 узлов), месяцы года (12 узлов) по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

8. Игры с комканой бумагой. Если старые газеты очень хорошо скомкать и обмотать ниткой (или резинкой), то можно получить «мячики» для игры:

  1. кто дальше забросит такой «мячик»;
  2. кто больше «мячиков» забросит в «корзину» (шляпу, коробку);
  3. кто попадет в мишень и заработает больше очков;
  4. кто сможет задуть в коробку как можно больше маленьких газетных «мячиков» («мячики» на столе, а коробка – у края стола);

Из комканой разноцветной бумаги может получиться любая объемная игрушка, а также игрушка – аппликация (снеговики из трех белых комочков разных размеров с нарисованной (или наклеенной) рожицей, герои сказок).

9. Игра «Чья машина быстрее?»или («У кого пальчики работают ловчее»). На одном конце веревки прикрепляется автомашина, на другом – палка (за середину). Двое родителей берут в руки палки (карандаши) и становятся на расстоянии 1м за линией финиша, а автомашины устанавливают на линии старта. По команде «Марш!» родители начинают вращать двумя руками палки, наматывая на них веревку.  

10. Японское искусство оригами.

Оригами- древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства. В настоящее время приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Например: бабочка, пчелка, зайчик, цветы, лодка с парусом, рыбка, лебедь. Игрушки - забавы, например: прыгающий лягушонок и до целой сказки «Репка», «Колобок»…
 

Сложить с родителями поделку «Стаканчик».
 

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

                Итог      родительского собранияПонравилось вам родителям играть? Какие части тела у нас были задействованы? (пальчики). Мы воспитатели будем играть с детьми пальчиками, а вы родители будете закреплять работу по развитию мелкой моторики дома. Тем самым развиваем пальчики – развиваем речь у ребенка. А теперь торжественно клянемся:

  1. Давать возможность детям одеваться и раздеваться самостоятельно.
  2. Повторять дома стихи и «рассказывать их руками».
  3. Организовать «ручную терапию» в домашних условиях.
  4. Освоить технику оригами. 

( родителям  раздаются памятки с играми и рекомендациями по проведению  игр, развивающих мелкую моторику).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызыв...

"Таланты детей находяться на кончиках их пальцев"

Консультация педагогов для родителей...

Таланты детей находятся на кончиках их пальцев

Консультация для родителей детей раннего возраста...

Таланты детей находятся на кончиках их пальцев.

Массаж пальцев,ладонных поверхностей и т.д....