Методические рекомендации по организации воспитания и обучения детей раннего возраста с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

  • Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его родителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со стороны различных специалистов (психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание ребенка раннего возраста с ОВЗ МКДОУ «ЦРР-Д/С №41» Учитель-дефектолог Киселева Т.В.

Слайд 2

Актуальность Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его родителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со стороны различных специалистов (психологов, педагогов, медицинских работников и т. д .). В практике образования на пути развития служб ранней помощи уже достигнуты определенные успехи , которые показывают, что чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее .

Слайд 3

Актуальность Осуществление комплексной индивидуально ориентированной помощи на ранних ступенях развития имеет особое значение. Последовательно помогая в решении проблем раннего возраста , специалисты могут предупредить большие проблемы более старших возрастов . Раннее выявление нарушений в развитии детей и своевременно оказанная адекватная помощь могут изменить судьбу ребенка даже при серьезных врожденных нарушениях психофизического развития.

Слайд 4

Какие нарушения могут быть обнаружены у ребенка раннего возраста Нарушение слуха Нарушение зрения Раннее органическое повреждение головного мозга

Слайд 5

Нарушение слуха Поведенческие признаки нарушения слуха 1-5 месяцев В ответ на неожиданный громкий звук: -нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений; -не вздрагивает, не моргает. -не поворачивает голову вправо- влево к источнику звука; -не реагирует на музыкальные игрушки; -не прекращает плакать, когда играет музыка или поет мать. 6-9 месяцев -не поворачивает голову в сторону говорящего человека, не улыбается, когда с ним разговаривают; -не прислушивается к разговору взрослых; -не замирает, услышав новый звук; -не проявляет интереса к музыке; -не лепечет.

Слайд 6

Нарушение слуха Поведенческие признаки нарушения слуха 9-11 месяцев -не реагирует на собственное имя; -не играет со взрослым в «разговор»; -лепет отсутствует, либо монотонно окрашен; -не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание. 12 месяцев и старше -по просьбе взрослого не показывает на знакомые предметы; -не имитирует простые звуки или односложные слова; -не реагирует на звуки, издаваемые вне поля зрения; -не понимает простых обращений; -не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке; -не пытается говорить.

Слайд 7

Рекомендации для построения общения с ребенком, имеющим сниженный слух 1.Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы . Для него очень важно читать по губам . 2.Чтобы обратить внимание ребенка на игрушку (предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней. 3. Разговаривайте с ребенком , приближая губы на расстоянии 10-15 см от уха малыша, или повышайте силу голоса .

Слайд 8

Рекомендации для построения общения с ребенком, имеющим сниженный слух 4.Пока ребенок не научился говорить, используйте смысловые жесты . 5. Используйте богатую мимику как дополнительное средство, которое поможет малышу понять обращенную к нему речь. 6.Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения.

Слайд 9

Нарушение зрения Поведенческие признаки нарушения зрения 1-4месяцев -не следит глазами за источником света (н-р, фонарик), который передвигают вправо- влево; -не следит глазами за погремушкой; -не смотрит в глаза наклонившегося к нему взрослого, не имитирует мимику взрослого, не улыбается в ответ на улыбку; -не «изучает» свои руки, не приближает их к глазам, не двигает пальцами. 5-8месяцев -не тянет руки и не хватает заинтересовавшую его игрушку; -не перекладывает игрушку из одной руки в другую; -не стучит кубиком по столу; -не протягивает и не хватает обеими руками протянутые ему кубики.

Слайд 10

Нарушение зрения Поведенческие признаки нарушения зрения 9-12 месяцев и старше -не стучит кубиками друг о друга; -не сбрасывает игрушки со стола; - не проявляет интереса к игрушкам; -не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах; -не имитирует действия взрослого с игрушками . Нужно обратиться к офтальмологу если: -у малыша повышенная чувствительность к солнечному свету; -глаза ребенка все время двигаются и подергиваются; - у ребенка наблюдается затуманивание или помутнение зрачков(катаракта); -малыш не может сфокусировать взгляд на одном объекте; - наблюдаются трудности в общении с окружающими

Слайд 11

Рекомендации для построения общения с ребенком с нарушением зрения 1.Важно обеспечить безопасность окружающего пространства. 2. Подбирать игрушки ярких контрастных цветов, звучащие игрушки, игрушки с различной поверхностью. 3.Слепым, а также малышам с низкой остротой зрения нужно много раз назвать и дать потрогать предмет , чтоб они смогли представить его.

Слайд 12

Рекомендации для построения общения с ребенком с нарушением зрения 4.При ознакомлении с различными предметами необходимо стимулировать развитие разных органов чувств . 5.При общении с ребенком с тяжелыми нарушениями зрения кладите его руки на свои губы для того, чтобы он смог ощутить артикуляцию . Произносите звуки четко, громко, медленно. 6.Уделите особое внимание развитию крупной моторики , побуждайте ребенка ползать, стоять, ходить и т.д. 7.Учите малыша взаимодействовать с другими детьми .

Слайд 13

Раннее органическое повреждение головного мозга Поведенческие признаки - требуется больше времени, чтобы научиться удерживать голову, переворачиваться, садиться; -гораздо позже своих сверстников осваивают двигательные навыки; -требуется больше времени, чтобы научиться общаться с окружающими, с мамой; -позже начинают смотреть в глаза взрослого, улыбаться, разговаривать; -гораздо позже осваивают навыки самообслуживания; -с трудом осваивают познавательные навыки; -есть дети, которые не могут усвоить большинство из названных навыков.

Слайд 14

Взаимодействие со специалистами На первом году жизни: -ребенок может плохо реагировать на зрительные и слуховые стимулы и поэтому казаться слепым или глухим; -если малыш с запозданием осваивает двигательные умения и навыки самообслуживания возможно предположить у него нарушения опорно- двигательного аппарата; -если ребенок не стремиться общаться с окружающими , можно предположить, что у него формируются коммуникативные нарушения . Исключить нехарактерные нарушения, выяснить имеющиеся повреждения позволит комплексное медико-педагогическое обследование.

Слайд 15

Рекомендации для построения общения с ребенком с ранним органическим повреждением головного мозга 1.Дети с повреждением мозга более капризны , т.к. чувствительны к различным раздражителям (свет, температура, изменение режима и т.п.). Поэтому взрослому необходимо сохранять ровное, спокойное настроение , т.к. эти дети тонко реагируют на эмоциональное состояние окружающих.

Слайд 16

Рекомендации для построения общения с ребенком с ранним органическим повреждением головного мозга 2.Ребенок может не реагировать , когда с ним разговаривают и общаются . Поэтому, необходимо обучать малыша навыкам общения . 3.Необходимо знакомить ребенка с окружающими предметами и игрушками , несмотря на то, что может казаться, что ребенок не понимает вас. Возможно малышу придется много раз увидеть и потрогать игрушку, прежде чем он захочет взять ее самостоятельно.

Слайд 17

Как стимулировать развитие ребенка, чтобы достичь результата Общие рекомендации 1.Необходимо знать возможности и научиться понимать потребности ребенка. 2.Учитывать, какое поведение мешает успешному проведению занятий (н-р, однотипное раскачивание, агрессивное поведение), а какое способствует усвоению знаний (хорошее внимание, способность к подражанию и т.д.). 3. Нельзя обучать ребенка всему и сразу . Выберите то, что для малыша важнее в данный момент (н-р: освоить навык самообслуживания или научиться говорить).

Слайд 18

Как стимулировать развитие ребенка, чтобы достичь результата Общие рекомендации 4. Выберите умение , которому вы будите обучать ребенка совместно с родителями . Этот навык должен быть актуален для ребенка в данный момент . 5.Важо продвигаться к намеченной цели маленькими шагами . Продумайте как вы будете обучать малыша новому навыку, разбейте его на небольшие части , и повторяйте их по несколько раз .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.Недопустима заде...

Методическая рекомендация по занятию песочной терапии для детей раннего возраста.

Во время работы с детьми мы определяем на ощупь свойства песка, активизируем в речи слова «шершавый, твердый, мягкий.» Развивем у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Формирование компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста».

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ

Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ...

Реферат по дисциплине: Воспитание и обучение детей раннего возраста "Проблема диагностики психического развития в педагогике раннего возраста"

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛКА ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТ 2-3ЛЕТ

Для детей дошкольного возраста театрализованная деятельность – это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщения его к духовным ценностям. Такая деятель...

"Методические рекомендации по проведению диагностики определения обученности детей дошкольного возраста калмыцкому языку в ДОО"

Методические рекомендации разработаны в соответствии дополнительной  образовательной программы «Бичкдүдин садт хальмг кел дасхлһна көтлвр» под научным руководством В.К.Эрендженовой, к...