Главные вкладки

    Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности
    методическая разработка по развитию речи по теме

    Афанасьева Полина Анатольевна

    Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.

    Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи малыша. Она отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка.

    Развитию речи благоприятствует разнообразие форм общения ребенка со взрослым. Большое значение в развитии речи имеет общая активность ребенка, действия с окружающими его предметами, игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему и в первую очередь к окружающим взрослым.

    Для развития у ребенка речевой активности надо прислушиваться к издаваемым им звукам, повторять за ним и вызывать на подражание. При этом речь должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, что будет способствовать развитию интонационной стороны активной речи ребенка. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.

    Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи малыша. Она отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка.

    Развитию речи благоприятствует разнообразие форм общения ребенка со взрослым. Большое значение в развитии речи имеет общая активность ребенка, действия с окружающими его предметами, игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему и в первую очередь к окружающим взрослым.

    Для развития у ребенка речевой активности надо прислушиваться к издаваемым им звукам, повторять за ним и вызывать на подражание. При этом речь должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, что будет способствовать развитию интонационной стороны активной речи ребенка.

    Для правильного и  эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо общаться с ним в доброжелательном тоне и чаще. Конечно, речь самих родителей должна быть богатой и выразительной и в области словарного запаса, синонимических замен типа сестра, она, родная и др; в области морфологических норм: недопустимо искажать формы слов – «мышом», «сумькими, канавькими», «красивше», «ехай» и подобными; в области орфоэпии (это нужно подчеркнуть особенно) – недопустимо «кулинария», «портфель», «квартал», «каталог»; в синтаксисе – «у них уехано», «у их плохо» и др. Ведь, повзрослев, ребенок будет копировать и такую речь.

    Для развития понимания речи взрослого говорить с ребенком короткими фразами, подчеркивать интонацией слово, которое он должен выделить. Важно, чтобы это слово совпадало с моментом, когда ребенок проделывает называемые движения или смотрит на называемый предмет или на движения и действия, выполняемые взрослым.

    На подготовительном этапе развития речи взрослому следует не только давать детям игрушки, но и располагать их в разных местах комнаты (на полочках, тумбочках) крупные красочные игрушки, сосредотачивая на них внимание ребенка. Не следует ставить в одном месте несколько игрушек, так как это мешает ребенку установить связь названия с определенными предметами. Хорошо вешать картинки, изображающие домашних животных и птиц, с которыми ребенок уже познакомился в виде игрушек.

    Хорошими условиями для развития речи являются эмотивные сближения ребенка с матерью, ее ласки, гуление, обучение речи. Позднее подражательные упражнения. Игры в куклы, с домашними животными.

    К концу 1 года жизни нужно  сопоставить развитие малыша с нормативным развитием и отметить, какие есть отклонения в говорении, понимании (взглядом, намеком и др.), общении.

    В этот период особенно важно фиксировать слова, которые начинает произносить ребенок, например: «дя», «ди», «биби», «ки», «ва» (собака, кошка) и др.

    Необходимо соблюдая условия, понять, какие стороны психической жизни, какие виды речевой деятельности следует развивать. Прежде всего: слуховое внимание, ритмические способности (хлопки, хлопки в такт с вами и др.) игровая деятельность – «покажи кошку», «где твоя шапка, пальто?» и др.

    Необходимым условием является слушание речи взрослых, ее понимание: ребенок слышит речь окружающих, ее ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употреблялось это слово, словосочетание, выражения и по аналогии на втором году жизни начинает пользоваться ими. Ребенок и сам творит речь. Но может случиться так, что ребенок на 8 месяце не вступает в общение, не лепечет «ба-ба», «ди-ди» и др. Когда лепет и самолепет отсутствуют, такое наблюдается часто в Домах Ребенка, чем в семье. Разные условия, нет эмотивного общения с матерью, - все это, по мнению М.И. Лисиной отрицательно сказывается на развитии речи ребенка.

    Развитие речи - одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

    У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, т.е. создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Следует также обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

    Для этого необходимо следующее.

    • Внимательно и заинтересованно выслушивать детей.

    • Много говорить самому.

    • Вовлекать детей в разговор на определенную тему.

    • Помогать им вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками.

    Дети 2-3 лет - народ наблюдательный. Ни одна вещь в руках, ни один жест не останутся незамеченными. Играя с детьми, что-то рассматривая или создавая что-либо в подарок ребенку, педагогу необходимо терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как делает и что надеется получить в результате.

    На третьем году жизни совершенствуется восприятие речи окружающих. Многие уже легко повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв. Следует, как можно чаще использовать задания типа «Найди зеленый карандаш», «Принеси кукле Маше варежки», «Покажи, как поливают цветы из лейки», «Сделай то-то, например, поставь сапожки в шкафчик» и т.п.

    Эти задания позволят воспитателю выяснить, понимает ли ребенок, о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.

    Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторить его в сочетании с уже известными им словами («Курочка клюет. Клюет. У нее клюв. А у цыплят - клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки» и т.п.). Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова («Курочка клюет?» - «Клюет»).

    Необходимо использовать игры и упражнения, способствующие формированию словаря: «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки)», «Куда что надо положить?» (чашку поставить на поднос или в буфет; платье повесить в шкаф; яблоко положить в вазу или на блюдо), «Что изменилось?» (кукла Маша надела шапочку; теперь на столе лежат две варежки; чашку поставили на блюдце и т.п.), «Чей малыш? Чья мама?» (группировать животных по принципу: взрослое животное - детеныши); «Назови правильно» (это большой гриб, а рядом грибочек, книга - книжечка, банка - баночка, совок - совочек, платок - платочек); «Подскажи словечко». Эти игры и упражнения используются при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений.

    На третьем году жизни у ребенка более подвижными становятся нижняя челюсть, мышцы языка и губ, поэтому данный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи.

    Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м, п, б, в, ф). Правильное, отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких, как свистящие.

    Отработка произношения звука проходит через следующие этапы.

    • Проговаривание изолированного звука.

    • Произнесение несложных звукоподражательных слов; при тенденции к общей смягченности речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у тук-тук, динь-дон и т.п.), четче проявляются (и легче исправляются) дефекты речи.

    • Отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова).

    • Закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

    Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, крикливо, не умеют говорить шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания).

    Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание подуть на какой-нибудь предмет, например на ватку, полоски папиросной бумаги в виде султанчика и т.п.; протяжно и длительно произнести гласные звуки (например, «спеть длинную песенку» -у-у-у-у).

    Во всех ситуациях на занятиях по развитию речи, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель помогает ему правильно согласовывать слова («Не лай, собачка, не пугай птичек-синичек»).

    С детьми раннего возраста проводятся подгрупповые занятия.

    • Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них (обручи, мячи, фантики и т.п.). Они наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что приучают детей что-то делать всем вместе, слышать воспитателя.

    • Рассказы без показа, развивающие способность слушать и понимать маленький текст без наглядного сопровождения. Если воспитатель предлагает вниманию детей авторский литературный рассказ, он трижды без изменений повторяет его, каждый раз выясняя: «Рассказать еще раз про гусей, не хотевших возвращаться домой?» («Гуси» К. Ушинского). Если это небольшой дидактический текст, воспитатель рассказывает его, придумывая дополнительные ситуации, но и в этом случае достаточно трех повторений («Зайчик», «Кораблик» Л. Славиной).

    • Игры-инсценировки. С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни («Я не буду плакать в детском саду», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т.п.).

    • Рассматривание с детьми сюжетных картин. Желательно, чтобы это были картины из серий, специально созданных для детских садов (картины Е. Радиной и В. Езикеевой, Е. Батуриной, С. Веретенниковой, В. Гербовой и В. Сотниковой).

    Таким образом, существует множество методов и приемов, направленных на развитие речи ребенка раннего возраста. Со стороны взрослого важно создать условия для более успешного усвоения словаря ребенком. Важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его активную речь. Воспитательные воздействия должны проводится постоянно, и направляться на все стороны психического развития ребенка.

    Только при всестороннем развитии у ребенка будет развиваться активная речь и общение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

    Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

    Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

    Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

    Цель, задачи программы. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Формирование интереса к театрализованной деятельности, как одного из видов речевого развит...

    «Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

    Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в час...

    «Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

    Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Поэтому у большинства детей дошкольно...