Главные вкладки

    «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ»
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

    Солянникова Елена Михайловна

    Мои педагогические исследования.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Развитие коммуникативной деятельности  детей раннего возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством»

    СОЛЯННИКОВА Е.М.

    МБДОУ № 15 д/с «РУЧЕЁК», 

    Иркутская обл., г. Усть-Илимск

    Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение.

    Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми- взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

    Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества.

    Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
            
    Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

    Общеизвестно, что для полноценного развития ребенка фольклор должен сопровождать его с момента рождения: пестушки, потешки, колыбельные песни, делают жизнь малыша эмоционально наполненной радостью, словом, общением со взрослыми.

    В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

    Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек, дети, играя, запоминают их, вводят в свою речь.

    Образовательная деятельность с детьми включала в себя. Использование потешек в режимных моментах. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты.

     Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь период адаптации к новой обстановке, он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции.

    Кто у нас хороший,

    Кто у нас пригожий,

    Ванечка хороший,

    Ванечка пригожий.

    Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе.

    Сосна, сосна,

    Отчего ты красна,

    Оттого я красна

    Что под солнышком росла.

    Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной необходимо использовать народные песенки-потешки «Сорока-белобока», «Ладушки». Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь: совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.

    Игры с ряженьем развивают у детей способность к импровизации. Основные эмоции дети учатся передавать мимикой, движением, жестами. А также учатся понимать эмоциональное состояние другого человека.

    Знакомство с потешками, сказками начиналось с рассматривания иллюстраций, картинок, игрушек. С помощью которых создается развернутая картина действий.

     Для формирования правильного произношения звуков с детьми,  я использовала песенки, стихи, потешки в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, колокольчика, часов). Использовала дидактические игры «Кто как кричит», «Кто в домике живет», «Деревенский дворик», «Птичий двор».

     Внятность и чистота произношения звуков зависят в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции. Я проводила артикуляционную гимнастику «Шарик», «Трубочка», «Улыбка» и т.д.

    Также использовала пальчиковые игры. Было подмечено, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Нам известны слова Э.Канта «Рука – это своего рода внешний мозг». И только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь. Пальчиковые игры для развития речи приносят огромную пользу и одновременно радостное настроение. Я  использовала пальчиковые игры «Это – вся моя семья», «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять», «Варим, варим щи» и т.д.

    Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

    Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

    С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

    С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.                                                          

    Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.                                                      

    Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

    Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речью.

    Литература

    1. В. Аникина. Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. — М.: Худож. Лит.;1985. — 367 с., 1985
    2. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
    3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа : Учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева, 300 с. 24 см, 2-е изд., перераб. и доп. СПб. Детство-пресс 1998


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины «В гостях у Сороки - белобоки».

    Конспектоткрытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины...

    Сенсорное развитие детей группы раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром. Тема: «Приключение в лесу»

    Задачи:Образовательные:закрепить знания цветов (красный, желтый) ; закрепить знания геометрических фигур;понятия «большой», «маленький»; учить детей различать цвета, побуждать называть цвета, использу...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...

    Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».

    Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире....

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МОРДОВСКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

    Речь – важное средство самовыражения ребенка.Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формиро...