Индивидуальный образовательный маршрут развития ребѐнка с ДЦП в условиях общеразвивающей группы. Музыкальная деятельность.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Для преодоления проблем к ребенку с ДЦП требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе музыкального руководителя является развитие музыкально-творческой активности,потребности к восприятию музыки в образовательной деятельности и в свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребѐнка с ДЦП в условиях общеразвивающей группы. Музыкальная деятельность.
Срок реализации 2020-2021 учебный год
Разработчик: Музыкальный руководитель И.Р.Селезнева
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. | 3стр | |
1. | Актуальность. | 4 |
2. | Принципы инклюзивного образования. | 4 |
3. | Условия инклюзивного воспитания. | 4 |
4. | Психолого-педагогический портрет ребенка. | 5 |
4.1. | Рекомендации. | 5 |
4.2. | Цели и задачи. | 5 |
4.3. | Материально-техническое обеспечение | 5 |
4.4. | Ожидаемые результаты | 6 |
4.5. | Основные направления работы. | 7 |
5. | План индивидуальной работы по развитию музыкальных способностей. | 8 |
6. | Список литературы | 9 |
Пояснительная записка
Согласно статье 5 пунктам 3, 4 закона «Об образовании»… в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного образования… », а также «… в РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами местного самоуправления соответственно социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни… » Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и инклюзивного обучения. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. “Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех детей, что в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот.
Исследования показывают, что дети с нарушением опорно— двигательного аппарата имеют ряд специфических особенностей: они отличаются отставанием в физическом развитии, у них медленнее, чем у здоровых детей, происходит усвоение учебной программы, у таких детей замедлена моторика речи, наблюдается недостаточная сформированность всех компонентов речевой системы, координации движений, зачастую, им присущи недостаточная коммуникативная активность, слабо выраженные двигательные умения и навыки, за счет сниженной умственной работоспособности у детей затрудняется формирование познавательного опыта. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм является включение в организацию коррекционно – развивающей деятельности современных здоровьесберегающих технологий. Целью проведения динамических пауз, гимнастики для глаз, пальчиковых игр и упражнений, коррекционных упражнений является повышение умственной работоспособности, обеспечение кратковременного активного отдыха перед занятиями, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кистей рук.
1.Актуальность
В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA GlobalMonitoring приблизительно 30–40% детей являются инвалидами. Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ограниченными возможностями, то в будущем они будут воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
2. Принципы инклюзивного образования
Мы понимаем и учитываем восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
3. Условия инклюзивного воспитания
Для развития творческого потенциала у дошкольников необходимо создать следующие педагогические условия:
1.Создание благоприятной предметно-развивающей среды; 2.Преемственность в работе воспитателя, психолога, музыкального руководителя; 3. Тесное сотрудничество с родителями; 4. Разработка плана для индивидуального развития ребенка.
4.Психолого-педагогический портрет ребенка
Анкетные данные: Фамилия, имя: Иванова Маша Возраст: 6 лет. Проблема в нарушении опорно-двигательного аппарата. Девочка очень интересуется музыкой, но испытывает трудности при движениии выполнении музыкально-ритмических движений. Родители проявляют живой интерес и участие в воспитании ребенка, с ребенком систематически проводится комплекс мероприятий по коррекции физического состояния.
4.1 Рекомендации
Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкально-творческой активности,потребности к восприятию музыки в образовательной деятельности и в свободное время.
4.2 Цели и задачи
Целью данной работы является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.
Задачи: • Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности. • Развивать и совершенствовать музыкальные способности. • Формировать культуру слушания музыки. • Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки. • Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.
4.3 Материально-техническое обеспечение:
• Наглядно-дидактические пособия; • Аудиотека; • Альбом, иллюстрации; • Музыкальные дидактические игры; • Музыкальные подвижные игры; • Детские музыкальные инструменты.
4.4 Ожидаемые результаты:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; • обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; • проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; • способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Для дальнейшей работы с девочкой составлен план индивидуальнойработы по развитию музыкальных способностей, в котором прослеживается работа с родителями, с коллективом, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами.
План работы рассчитан на 1 год . Занятия проходят один раз в неделю по 15 минут.
4.5 Основные направления работы:
№ п\п | Содержание деятельности. Мероприятие. | Срок исполнения | Ожидаемый результат |
1 | Слушание музыки | В течение года | Развитие тембрового и динамического восприятия. Формирование навыков культуры слушания музыки |
2 | Пение | В течение года | Развитие певческих умений и навыков |
3 | Муз-ритмические движения | В течение года | Развитие физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). |
4 | Игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ) | В течение года | Овладение игрой на ДМИ |
5 | Творчество | В течение года | Развитие творческого воображения, развитие способности к музыкально-игровому творчеству, активизация фантазии, импровизации |
5. План индивидуальнойработы по развитию музыкальных способностей для старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
№ | Основные направления в работе. | Игры, упражнения с ребѐнком | Оборудование | Взаимодействие с семьѐй | Участники |
Сентябрь-октябрь | |||||
1,2 | Развитие тембрового и динамического восприятия. | М/игры: «Угадай, на чем играю? », «Тихо-громко», «Музыкальный магазин», «Музыкальный домик». | Детские музыкальные инструменты: ложки, бубен, колокольчик, металлофон. | Консультация «Музыкальные игры в семье» | Муз.рук воспитателиродители |
3,4 | Формирование навыков культуры слушания музыки, музыкотерапия | Дид. игра « Угадай музыку и покажи картинку». « Изобрази музыку». | Аудиотека произведени й из детского альбома П. И. Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» | Беседа «Музыкален ли ваш ребенок». | Муз.рук воспитатели родители |
Ноябрь-декабрь | |||||
1,2 | Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки | Дид. игра «Песня-танец-марш». | Картинки к игре. Подборка музыки: марш, полька, песня. | Советы, как научить ребенка слушать классическу ю музыку и высказывать своѐ мнение о ней | Муз.рук воспитатели родители |
3,4 | Работа над звуковысотным восприятием. | Д/игры: «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет» | Иллюстрации к игре. Картинки с членами семьи (мама, папа, ребѐнок) | Задание для родителей «Придумать песенку мамы и ребѐнка на определѐнный звук» | Муз.рук воспитатели родители |
Январь-февраль | |||||
1,2 | Совершенствование музыкальноритмических движений | Муз-подвижная игра «Делай как я», « Шапочку передавайте» | Подборка танцевальной музыки. | Советы «Музыкальные подвижные игра и их использование в домашних условиях» | Муз.рук воспитатели родители |
3,4 | Развитие и совершенствование ритмического слуха | «Раз, два, три, за мною повтори» - Игра на одной пластине металлофона. | Музыкальные инструменты Игры: «Сыграй и повтори» «Запомни, повтори» | Консультация «Особенности ритмического восприятия у детей» | Муз.рук воспитатели родители |
Март-апрель | |||||
1,2 | Развитие певческих умений и навыков: | Вместе с ребенком петь знакомые песни, | Видеоклип песни или иллюстрации к ним. | Беседа «Развитие певческих умений и навыков» | Муз.руко водитель воспитат ель родители |
3,4 | Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания). | «Рисуем музыку», «Музыкальные узоры». | Иллюстрации | Рекомендации «Особенности психических процессов» | Муз.рук воспитатели родители |
Май | |||||
1,2 | Побуждение к элементарному музыкальному творчеству. | «Петушок, курочка, цыплята» (на закрепление музыкальных регистров | Игрушки: петушок, курочка, цыплѐнок.металлофон | Памятка «Приемы развития музыкального творчества» | Муз.рук. воспитатели родители |
3,4 | Создание условий для развития песенного творчества. | Предложить самостоятельно придумать танцевальные движения к песенке. | Песня «У лягушки юбилей». Картинки домашних животных и птиц | Предложить придумать песенку кошечки, собачки на слог (мяу-мяу, гав-гав) | Муз.рук воспитатели родители |
6. Список литературы:
- Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. «Инклюзивная практика в дошкольном образовании». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 10 М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -Ж. «Музыкальный руководитель» № 3 2009г. -Ж. «Музыкальный руководитель» №4 2005г - Котова А.Н. «Общими усилиями. Музыка в коррекционной работе». -МедведеваЕ.А., ЛевченкоИ.Ю., КомиссароваЛ.Н., ДобровольскаяТ. А. «Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании». 2001. - Щербакова Н.А. «Музыка в коррекционной работе. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/13/picture-785900-1526171128.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут развития музыкальных способностей у детей в МК ДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей п. Бычиха
Материал предназначен для индивидуальной работы по музыкальному образованию дошкольников. в маршруре разработаны все основные виды деятельности музработника на индивидуальных занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-896037-1487415282.jpg)
«Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка».
«Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка». д\с №14 «Журавлик» старшая группа «Звездочка»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-886238-1485792217.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута -это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-914067-1491543837.jpg)
Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/07/picture-1036285-1673107896.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, не усваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования по физическому развитию
Данный материал содержит план работы с ребенком, который поможет сформирование у ребенка интерес к физической культуре, развить основные физические качества....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-1325884-1617152342.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-470788-1424001846.jpg)
Карта индивидуального образовательного маршрута развития ребенка (Образовательная область «Физическое развитие»)
Мониторинг физической подготовленности...