Доклад "Коррекция вербализма у детей дошкольного возраста"
статья по коррекционной педагогике

Кошелева  Наталья Юрьевна

Рекомендации по крррекции вербализмадетей в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ ВЕРБАЛИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вербализм (лат. verbalis – словесный) – психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и характеризующийся резким преобладанием развития вербальной сферы (устной, а иногда и письменной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития ребенка.

Вербализм является психопатизирующим психологическим синдромом. Он ведет к нарушениям общения со сверстниками, порождает неадекватно завышенную самооценку и личностный инфантилизм. Наиболее распространенные предпосылки возникновения вербализма – это умственная отсталость, задержка психического развития, детский аутизм, физические недостатки (слепота, глухота).

Нередко вербализм встречается у детей с сохранным интеллектом. Этот психологический синдром обычно складывается в младшем дошкольном или в раннем возрасте. Основной причиной формирования вербализма является перенос акцентов с развития детских видов деятельности на речевое развитие.

Межличностная ситуация развития при вербализме определяется специфическими педагогическими установками семьи. Взрослые, считая высокий уровень развития речи свидетельством высокого уровня интеллектуальной сферы, уделяют слишком много времени обучению ребенка умению гладко говорить. Родители стимулируют ребенка активным разговором, положительно подкрепляют его.

Психологический профиль вербалиста определяется преобладанием речи и словесной памяти над развитием других познавательных процессов (восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, произвольного внимания).

Основная особенность деятельности ребенка с вербализмом – это выраженное преобладание вербальной активности над любыми другими формами активности. Виды деятельности, характерные для дошкольного возраста, не сформированы. Общение со сверстниками нарушено из-за отсутствия общих интересов. С взрослыми ребенок с вербализмом не столько общается или взаимодействует, сколько демонстрирует свои способности окружающим.

Реакция социального окружения состоит в поощрении и поддержании вербальной активности. Бойкая речь, уверенные ответы на вопросы (как правило, воспроизводящие что-то услышанное ранее) привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают эти достижения.

В последнее время формирование вербализма связано не только с сознательной установкой родителей на усиленное речевое развитие, но и с социальной ситуацией: современные родители очень заняты, у них не хватает времени на игры и занятия с детьми, а поговорить с ребенком можно и в машине, и на прогулке, и перед сном.

Неудивительно, что в результате такого общения у ребенка формируется устойчивая тенденция к речевой деятельности. При малейших затруднениях в продуктивной деятельности ребенок подменяет ее вербальной, так как он в ней успешен и получает высокую оценку взрослых. Вследствие этого нарушается развитие предметной деятельности, она постепенно вытесняется вербальной активностью.

Многие дошкольники достаточно разговорчивы, поэтому педагогам  необходимо отличать общительного малыша от вербалиста, поведение которого обладает рядом характеристик.

Повод для беспокойства воспитателей может быть в следующих случаях:

- если складывается ощущение, что малыш очень много болтает;

- ребенка не привлекают полезные занятия для детей;

- ребенок любит больше говорить, чем делать что-то реальное руками;

- с трудом понимает взаимосвязь двух событий;

- не может разложить несколько картинок в определенной

последовательности, составить по ним связное повествование, но

увлеченно рассказывает о каждой картинке отдельно;

- произносит слова и фразы, свойственные взрослым, при этом не может объяснить их значение;

- у него не получается играть с другими детьми, потому что им гораздо интереснее играть, а не просто говорить.

В дошкольном возрасте ребенок с вербализмом часто оценивается окружающими как вундеркинд. Вербалисты много время проводят у телевизора или компьютера, смотря все передачи подряд, любят взрослые научно-популярные фильмы, но смысла увиденного не понимают. Они любят рассуждать на всевозможные темы, не вникая в суть вопроса, хорошо запоминают построение фраз и предложений. Вербалист уверенно отвечает на вопросы, часто употребляет недетские термины, использует сложные речевые конструкции. Ребенку-вербалисту нравится, что его хвалят окружающие, поэтому он с удовольствие демонстрирует свои способности, ожидая очередной похвалы. При этом мышление детей поверхностно, запоминают они только то, что пригодится им в беседе. Если взрослые привлекают вербалистов к какому-то занятию, то самим взрослым и придется это выполнять, а ребенок будет давать им рекомендации и советы.  

Для малышей-вербалистов привычнее общаться со взрослыми, а вот со сверстниками общение дается труднее. Трудности в общении родители часто объясняют низким уровнем развития других детей. На самом деле общение с ровесниками нарушается из-за отсутствия общих интересов.  Ведь все то, что нравится детям с нормальным развитием, для страдающих вербализмом неинтересно. Они не любят конструировать, лепить, рисовать, играть в сюжетно-ролевые игры. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

У детей-вербалистов уже в дошкольном возрасте складывается определенные нарушения в поведении, которые могут иметь весьма печальные отдаленные последствия. Поступление ребенка с вербализмом в дошкольное учреждение приводит к уменьшению внимания, к которому ребенок привык дома. И это может стать причиной развития по типу негативного самопредъявления, проявляющего в постоянном намеренном нарушении ребенком правил поведения. Неудачи на занятиях в детском саду, вызванные недоразвитием дошкольных видов деятельности, чреваты формированием синдрома хронической неуспешности. Возникающие проблемы в общении со сверстниками из-за завышенной самооценки, слаборазвитой эмоциональной сферы и недостаточной ориентации в социальной действительности могут в будущем привести к синдрому социальной дезориентации.

Задача педагогов и специалистов дошкольного учреждения – своевременное выявление данного психологического синдрома с целью профилактики и коррекции.

Вербализм требует серьезного коррекционного вмешательства. Этот психологический синдром представляет собой один из вариантов педагогической запущенности. Хотя он развивается у тех детей, которым, казалось бы, уделяется очень много внимания, но внимание это уделяется не в тех формах, которые необходимы для полноценного психического развития. Коррекция вербализма требует восполнения глубоких и многочисленных пробелов в психическом развитии ребенка. Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной будет коррекция нарушения развития. 

Основная причина вербализма у дошкольника – перенос акцента с детских видов деятельности на развитие речи ребенка, вытеснение предметной деятельности и подмена вербальной активностью. Поэтому воспитательно-образовательный процесс должен строиться на базе характерных для дошкольного возраста видов деятельности. Эффективно использовать в работе с детьми деятельностный подход, который выражается в том, что психика ребенка развивается в разнообразных специфических детских видах деятельности, таких как: игровая, изобразительная, конструирование, исследовательская, проектная, общение и т.д. Ведь ребенок развивается тогда, когда он является активным участником, субъектом процесса обучения, занимается важным и интересным для него делом.

Воспитатели группы при взаимодействии с ребенком-вербалистом должны больше внимания уделять лепке, рисованию, конструированию, аппликации. Привлекая малыша к созданию реального продукта в виде рисунка, поделки, конструкции, аппликации, педагоги развивают логическое, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук и предметную деятельность. Составление рассказов по серии сюжетных  картинок поможет вербалисту развить фантазию, воображение, пространственные и временные представления. Очень важно вовлекать ребенка с вербальным развитием в театрализованные и сюжетно-ролевые игры, ведь в них отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Обязательным условием является создание благоприятных условий для развития общения и взаимодействия вербалиста со сверстниками в трудовой и игровой деятельности.

Психологическая коррекция вербализма подразумевает систематическую целенаправленную работу психолога с ребенком. Осуществляется она в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий по коррекции и развитию психофизиологических возможностей и индивидуально-личностных психологических особенностей воспитанника. Целью психологической коррекции детей с вербальным развитием является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность. Основные задачи в работе психолога с ребенком-вербалистом: развитие процессов мышления (приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации), развитие познавательной активности, развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки, развитие навыков общения. Методы психокоррекционной работы с вербалистами: психогимнастика, арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия.

Дети, страдающие вербализмом, редко посещают логопеда, так как их речь достаточно грамотная и чистая, но фонетико-фонематический слух недостаточно развит, и в будущем проблемы в орфографии будут неизбежны. Поэтому работа логопеда с вербальным ребенком будет направлена на развитие фонематического слуха, а также на развитие смысловой стороны речи через формирование у детей конкретных образов на основе чувственного опыта. Логопеды также помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане с помощью логоритмики. Этот метод объединяет работу по коррекции речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития. Использование метода логопедической сказки способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) и требует активного участия детей в ходе повествования.

Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции психологических нарушений. Детям с вербализмом присуще отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. У вербалистов имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Задачи инструктора по физической культуре в коррекционной работы с вербалистами: развитие зрительно-моторной координации, визуального и тактильного восприятия, снятие психоэмоционального напряжения, воспитание желания взаимодействовать со сверстниками.

Коррекционно-развивающая работа музыкального руководителя в дошкольном учреждении направлена на создание условий развития вербального ребенка в музыкальной деятельности как одного из видов продуктивной деятельности. Вербалисты недостаточно согласовывают движения с музыкой, затрудняются в передаче ритмического рисунка. В связи с этим музыкальные руководители в работе с вербалистами широко используют ряд упражнений:

- музыкальные игры развивают фантазию, воображение, память, мышление; обучают пониманию действий, музыкальным умениям и навыкам, воспитывают коммуникабельность;

- элементарное музицирование является формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах, разыгрывать сюжеты песен и играть вместе, создавая неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно;

- музыкально-речевые упражнения развивают фонематический и музыкальный слухи дошкольников.

Необходимо тесно взаимодействовать с родителями вербальных детей,  разъясняя им угрозу, которая таится в таком типе развития ребенка. Трудность работы с семьями детей-вербалистом состоит в том, что родители абсолютно верят в правильность стратегии воспитания своего ребенка, высоко оценивают его умственное развитие и не склонны доверять выводам педагогов.

Задача специалистов дошкольного учреждения, работающих с семьей –показать истинную картину развития ребенка, варианты его дальнейшего развития, последствия воспитания в подобном стиле. Возможно, что родители негативно воспримут данную информацию, но важно донести им необходимость изменения стиля взаимоотношений с ребенком.

Общая рекомендация родителям сводится к следующему: привлекать к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация), развивать у ребенка мелкую моторику рук через пальчиковые упражнения, сделать акцент на развитие координации движений (подвижные игры). Специфика вербализма определяет и специфику таких занятий – слово должно активно включаться в процесс выполнения различных заданий, наполняясь при этом конкретным содержанием. Ребенку нужно научиться контролировать себя, постепенно уходить от беспредметного разглагольствования.

Следующая рекомендация связана с изменением стиля общения родителей с ребенком. Важно не поддерживать беспредметные разговоры детей, внимательно следить за своей речью, избегая частого употребления абстрактных слов.

Родителям необходимо способствовать развитию коммуникативных умений детей, их интереса к сверстникам. Сфера общения детей с вербальным развитием, как правило, резко сужена. Ведь чаще всего к вербализму склонны дети, растущие во взрослом сообществе. Нарушается нормальное развитие игровой деятельности, что усиливает уже имеющуюся дисгармонию развития. Поэтому особенно важным представляется создание условий для общения ребенка со сверстниками – на прогулках, в различных развивающих центрах, кружках и секциях. Необходимо учитывать, что преобладание в кружках таких видов занятий, как иностранный язык, чтение, развитие речи не желательно для вербальных детей. Гораздо предпочтительнее для них рисование, конструирование, хореография, спортивные секции (особенно если это командный вид спорта).

Таким образом, отклонения в развитии ребенка-вербалиста успешно сглаживаются и корректируются при своевременном выявлении, целенаправленном комплексном психолого-педагогическом сопровождении с последующим выстраиванием индивидуального образовательного маршрута развития. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...