Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапевтических методов
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Статья об использовании арт-терапевтических методов в работе по социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pavlovskaya_e.v.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Павловская Елена Владимировна,
МАДОУ детский сад №73 «Мишутка»,
Белгородская область, г. Старый Оскол
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапевтических методов
Одной из приоритетных задач работы педагога-психолога и учителя-логопеда является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Наличие у детей нарушений в развитии приводит к ограничению полноценной жизнедеятельности, и в итоге, социальной дезадаптации. Вовлечение таких детей в детский коллектив является главной задачей социализации. Усвоение ребёнком общечеловеческого опыта происходит в общении с другими людьми, в совместной деятельности. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми умениями и знаниями, у него формируются духовные ценности и потребности, собственные убеждения, закладывается характер. Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создавать специальные условия, подбирать такие методы работы и приемы, которые были бы эффективными.
В связи с этим является актуальным использование арт-терапевтических методов, направленных на социализацию дошкольников. Подобные методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и психологии, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении трудностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. В дополнение к комплексной психолого-педагогической помощи эти методы оптимизируют процесс коррекции, помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Используются различные методы изображения (рисование сыпучими материалами, изображение методом тычка, оттиск печатями, пластилиногафия, марания, каракули, монотипия и др.). Применение камешков «Марблс» еще один из методов интересный для детей. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Еще один материал, который активно используется на занятиях с детьми – окрашенный (цветной) рис. Дети с ним не только манипулируют, развивая мелкую моторику, но и активно пытаются выражать словами свои эмоции, улыбаются. Техника «мандала» (рисование в круге) - включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста. Техника фотоколлажа и аппликаций - способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность. Песочная терапия, как показывает практика, один из самых эффективных методов арт-терапии. При песочной терапии используется Юнгианская песочница с песком (фракция до 2 мм), световой стол с кварцевым песком (фракция 0,1 мм), цветной песок (фракция до 2 мм), кинетический песок.
Также активно используются и другие методы арт-терапии, такие как: изотерапия, музыкотерапия, акватерапия, сказкотерапия. Для работы с арт-терапией используется яркий, красивый, материал. Для тех детей, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
Таким образом, основываясь на научно исследовательском материале и собственном практическом опыте, можно констатировать следующее. Арт-терапия - технология, позволяющая создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребёнка, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышение адаптивных способностей личности, изменение стереотипов её поведения, развитие кругозора и речи ребенка, проявление социальной и творческой активности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы, методы и приёмы осуществления позитивной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
из опыта работы...
Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"
Проект составлен и проведён с детьми ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...
Консультация. «Развитие коммуникативных навыков посредством элементов экспериментирования в коррекционно-развивающей работе с целью социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих общее недоразвитие речи ».
Развитие коммуникативных навыков способствует социализации у детей...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ИППОТЕРАПИИ
Происходящие в нашей стране радикальные изменения экономической и общественной жизни привели к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....
«Формы, методы, приёмы осуществления позитивной социализации детей, с ограниченными возможностями здоровья»
Из опыта работы...
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством подвижных игр на занятиях по физической культуре»
С помощью подвижных игрн у детей с нарушением развитии двигательная активность расширяется. становится не просто хаотичногй. а приобретает смысм. Игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную п...
Социализация детей с ограниченными возможностями при помощи арт-терапевтических методик
В современном мире одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем является процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. По данным ЮНЕСКО, в России ...