СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ИППОТЕРАПИИ
статья по логопедии

Происходящие в нашей стране радикальные изменения экономической и общественной жизни привели к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ippoterapia_pri_zabolevaniakh_oporno55.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ИППОТЕРАПИИ

Зубкова Я.Ю., Гудкова К.Ю.

Научный руководитель: Садовски М.В., кандидат философских наук, доцент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород

Происходящие в нашей стране радикальные изменения экономической и общественной жизни привели к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ограниченными возможностями - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.  Иппотерапия считается одним из лучших способов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

 «Иппотерапия» – физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду. [2]

 В Белгородской области центром иппотерапии является конноспортивная школа. В 2006 - 2011 годах на территории комплекса были проведены занятия верховой лечебной ездой с детьми-инвалидами с заболеваниями опорно-двигательной системы и сахарного диабета.

 Метод иппотерапии замечателен тем, что создаёт уникальные условия воздействия и на физическое состояние, и  на психо-эмоциональную сферу пациента. Температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека, и это даёт дополнительный физиотерапевтический эффект. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, вследствие чего снижается спастичность мышц бедер и происходит увеличение разведения ног в тазобедренных суставах, усиливается кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга. Верховая езда заставляет седока задействовать практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то расслабляя, то напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи поражёнными. [3]

Очень важна и психологическая составляющая лечения: даже наблюдение за лошадью приносит положительные эмоции. У большинства лиц с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а также осознание себя как личности – словом, все то, что формирует и определяет взаимоотношения человека с миром.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию, необходимость управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми больной ребенок взаимодействует.

Общение, преодоление чувства страха, желание сесть на лошадь и быть всадником, участвовать самому в процессе лечения — все это является огромной движущей силой в деле достижения положительного результата. У ребенка возрастает уверенность в себе, доверие к окружающему миру. И необыкновенно сильное эмоциональное воздействие! Ведь лошадь такая красивая, добрая, живая! Она смотрит на ребенка огромными умными глазами, тянется мягкими губами за угощением, уютно фыркает и приветливо кивает головой.  [1]

  К тому же, она такая высокая, что, сидя в седле, ты сам кажешься себе огромным и сильным. И она слушается тебя, подчиняясь движениям твоего тела! Ведь лошадь не видит разницы между здоровым человеком и инвалидом. Больной человек, особенно ребенок, забывает на время о своей болезни, ощущает себя здоровым и сильным – и постепенно становится таковым!

 Вот такое комплексное воздействие и позволяет достичь наибольшего эффекта.

Все реабилитационные программы составляются индивидуально для каждого ребенка врачом или методистом ЛФК совместно с инструктором по верховой езде.

   Таким образом, в результате систематически проведенных занятий иппотерапия приносит положительное воздействие на физическое и душевное состояние, способствует развитию коммуникации. У ребенка с ДЦП заметно повышается самооценка, уверенность в своих силах, достигается гармония с окружающим миром.  

Литература

  1. Смолянинов А.Г. Иппотерапия. — К., 2010..
  2. Спинк Д. Развивающая лечебная верховая езда. – С-Петербург, 2001
  3. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением       верховой езды. – М,2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"

Проект составлен  и проведён с детьми  ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми  с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапевтических методов

Статья об использовании арт-терапевтических методов в работе по социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ...

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством подвижных игр на занятиях по физической культуре»

С помощью подвижных игрн у детей с нарушением развитии двигательная активность расширяется. становится не просто хаотичногй. а приобретает смысм. Игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную п...