СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ИППОТЕРАПИИ
статья по логопедии
Происходящие в нашей стране радикальные изменения экономической и общественной жизни привели к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ippoterapia_pri_zabolevaniakh_oporno55.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ИППОТЕРАПИИ
Зубкова Я.Ю., Гудкова К.Ю.
Научный руководитель: Садовски М.В., кандидат философских наук, доцент
Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород
Происходящие в нашей стране радикальные изменения экономической и общественной жизни привели к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ограниченными возможностями - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. Иппотерапия считается одним из лучших способов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
«Иппотерапия» – физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду. [2]
В Белгородской области центром иппотерапии является конноспортивная школа. В 2006 - 2011 годах на территории комплекса были проведены занятия верховой лечебной ездой с детьми-инвалидами с заболеваниями опорно-двигательной системы и сахарного диабета.
Метод иппотерапии замечателен тем, что создаёт уникальные условия воздействия и на физическое состояние, и на психо-эмоциональную сферу пациента. Температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека, и это даёт дополнительный физиотерапевтический эффект. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, вследствие чего снижается спастичность мышц бедер и происходит увеличение разведения ног в тазобедренных суставах, усиливается кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга. Верховая езда заставляет седока задействовать практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то расслабляя, то напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи поражёнными. [3]
Очень важна и психологическая составляющая лечения: даже наблюдение за лошадью приносит положительные эмоции. У большинства лиц с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а также осознание себя как личности – словом, все то, что формирует и определяет взаимоотношения человека с миром.
Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию, необходимость управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми больной ребенок взаимодействует.
Общение, преодоление чувства страха, желание сесть на лошадь и быть всадником, участвовать самому в процессе лечения — все это является огромной движущей силой в деле достижения положительного результата. У ребенка возрастает уверенность в себе, доверие к окружающему миру. И необыкновенно сильное эмоциональное воздействие! Ведь лошадь такая красивая, добрая, живая! Она смотрит на ребенка огромными умными глазами, тянется мягкими губами за угощением, уютно фыркает и приветливо кивает головой. [1]
К тому же, она такая высокая, что, сидя в седле, ты сам кажешься себе огромным и сильным. И она слушается тебя, подчиняясь движениям твоего тела! Ведь лошадь не видит разницы между здоровым человеком и инвалидом. Больной человек, особенно ребенок, забывает на время о своей болезни, ощущает себя здоровым и сильным – и постепенно становится таковым!
Вот такое комплексное воздействие и позволяет достичь наибольшего эффекта.
Все реабилитационные программы составляются индивидуально для каждого ребенка врачом или методистом ЛФК совместно с инструктором по верховой езде.
Таким образом, в результате систематически проведенных занятий иппотерапия приносит положительное воздействие на физическое и душевное состояние, способствует развитию коммуникации. У ребенка с ДЦП заметно повышается самооценка, уверенность в своих силах, достигается гармония с окружающим миром.
Литература
- Смолянинов А.Г. Иппотерапия. — К., 2010..
- Спинк Д. Развивающая лечебная верховая езда. – С-Петербург, 2001
- Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. – М,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру
В статье раскрываеся формирование навыков моделирования взаимоотношений с...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"
Проект составлен и проведён с детьми ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...
Консультация. «Развитие коммуникативных навыков посредством элементов экспериментирования в коррекционно-развивающей работе с целью социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих общее недоразвитие речи ».
Развитие коммуникативных навыков способствует социализации у детей...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапевтических методов
Статья об использовании арт-терапевтических методов в работе по социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ...
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством подвижных игр на занятиях по физической культуре»
С помощью подвижных игрн у детей с нарушением развитии двигательная активность расширяется. становится не просто хаотичногй. а приобретает смысм. Игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную п...