Коррекционно- развивающая программа «Вместе веселее» по снижению тревожности, неуверенности у дошкольников 4-5 лет.
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Сонцова Альбина Ивановна

Коррекционно- развивающая программа  «Вместе веселее»   по снижению тревожности, неуверенности у  дошкольников 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

                                                                                              УТВЕРЖДЕНА

                                                                                             приказом     директора

                                                                                                    МБОУ «Начальная школа -

                                                                                                       детский сад № 1» г. Воркуты

                                                                                                                       от «30» августа 2019 г. №  434/01-12

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Вместе веселее»

по снижению тревожности, неуверенности у

дошкольников 4-5 лет.

                                                                                                                Составитель:

                                                                                                                  Сонцова А.И..

 педагог-психолог МБОУ

                                                                                                                                   «Начальная школа № 1»

Воркута, 2019 г.


Содержание:

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 4-5 лет.

1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

2. Содержательный раздел

2.1. Структура и содержание программы.

2.2. Организация образовательного процесса.

3.Организационный раздел

3.1. Система психологической диагностики как оценка индивидуального развития детей и эффективности психолого-педагогических действий. действий

3.2. Материально-техническое обеспечение рабочей программы.

3.3. Учебно - методический комплекс реализации рабочей программы.

Приложения

  1. Примерное тематическое планирование занятий.
  2. Занятия
  3. Диагностический материал
  4. Раздаточный материал

1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

     Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется психическое и физическое здоровье, происходит становление личности.

Поэтому, очень важно уже в раннем возрасте обеспечивать полноценное личностное развитие ребенка. В этом возрасте ребенку, кроме нормального ухода и питания, необходима эмоционально благоприятная обстановка, которая формирует у него чувство защищенности, внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

    Само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.).  

Факторы социальной среды начинают играть главенствующую роль в физическом и психическом развитии на втором году жизни ребенка. И именно семья становится основополагающим звеном в формировании личности ребенка. Принято считать, что «Семья дает крылья и корни». Увы, большинство

семей дает такие корни, которыми в то же время и душат (не то, что крылья растят). Родители предъявляют к ребенку завышенные требования, не дают ему опыт преодоления трудностей, веру в себя, а буквально заражают робостью, неуверенностью, тревожностью, страхами, безволием. Если взрослые члены семьи, особенно мать и отец, находятся в постоянном стрессе, микроклимат семьи нервозный, неспокойный — все это отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка, на его заниженной самооценке (самовосприятии, самоощущении, «Я» концепции). А человек с низкой самооценкой, заранее «прогнозирует» свое поражение и уступает во всем без борьбы. Он постоянно зависит от чужого мнения, приспосабливается, считает себя недостойным. Все зависит от того кем себя воспринимает ребенок (да и взрослый тоже): неумехой, растяпой, слабаком, помехой всем (заниженная самооценка), или наоборот, сильным, способным преодолеть многое, многому научиться, победить (адекватная самооценка)

Психологи считают, что застенчивость и замкнутость является результатом реакции на эмоцию страха, которая воз-никла в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепилась, и привела к формированию чувства робости, неуверенности в себя.

    Еще одним фактором, отрицательно влияющим на эмоционально-личностное развитие ребенка, является повышенный уровень тревожности и большое количество страхов. Страх и тревожность — неприятные, мучительные чувства, вызываемые реальной или мнимой угрозой. Это наиболее опасные эмоции, длительное воздействие которых может привести к нервно-психическим расстройствам. Как показывает практика, формирование детской тревожности зачастую является следствием неправильного воспитания ребенка. Завышенные требования родителей, которым ребенок боится не соответствовать; высоко тревожные родители желающие оградить ребенка от реалий жизни — формируют у детей ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира, порождают страхи и повышенную тревожность. Существуют и другие причины, способствующие возникновению страхов и высокого уровня тревожности.

Конечно, все это отнюдь не способствует нормальному развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка, реализации его творческих способностей и мешает взаимодействию с взрослыми и сверстниками. И, если вовремя не скорректировать эти проблемы, то они будут осложнять всю последующую жизнь ребенка.

По данным психологических исследований, в возрасте одного-трех лет, заметно, нервным является каждый четвертый ребенок без особых различий по полу. В дошкольном возрасте нервным определяется каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка (под понятием «нервность» понимается комплекс характеристик повышенной или пониженной внешней активности, неустойчивого настроения, замкнутости, робости, тревожности и т.д.).

Цель программы: коррекция личностных особенностей детей (замкнутость, робость, неуверенность); снижение уровня тревожности; снятие существующих страхов.

Задачи:        

- Формирование позитивного отношения к своему «Я».

- Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.

- Укрепление у ребенка уверенности в себе и своих силах.

- Снижение уровня тревожности.

- Снятие существующих страхов.

- Обучение произвольной саморегуляции.

- Отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий.

- Открытие у ребенка собственных резервов для преодоления и устранения тревожности, замкнутости.

- Снижение психологической напряженности.

- Развитие коммуникативных навыков

          1.2. Принципы и подходы к формированию рабочий программы: 

 - Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

 - Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

 - Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

 - Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

  1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 4-5лет

К четырехлетнему возрасту повышается познавательная активность ребенка. Он часто задает вопросы: «Что? Зачем? Почему? Когда?». Опираясь на данные возрастные особенности, развивающая программа по психологии включает в себя темы, посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.

В 4 года у ребенка совершенствуется сенсорная функция: он правильно дифференцирует цвета и оттенки, знает названия шести основных цветов. Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал. Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед. Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте. Узнает бытовые предметы на ощупь. Улучшается слуховое внимание и восприятие.

Таким образом, во время занятий предлагается дошкольникам ознакомиться с их помощниками: глазками, носиком, ротиком, ушками, ножками  и ручками.

С помощью различных каналов восприятия информации на занятиях развиваются все психические процессы, свойства и состояния.

Комплексные занятия учитывают активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коммуникации и эмоциям). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).

В четырехлетнем возрасте начинает формироваться сюжетно-ролевая игра, поэтому занятие дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.

 

Возрастные особенности детей 4-5 лет:

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении, познавательная активность

Ведущая функция

Наглядно-образное мышление

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Эмоции

Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.

Способ познания

Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.

Внимание

Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин

Объем внимания 4-5 предметов

Память

Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.

Мышление

Наглядно-образное

Воображение

Репродуктивное, появление творческого воображения

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразование возраста

  1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.
  2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

Дети учатся преодолевать барьеры в общении, лучше понимать чувства друг друга, выражать свои эмоции в речи, мимике, движении, рисунке. Эмоциональная разрядка, снижение «психического и физического напряжения, «проигрывание» глубоко спрятанных в подсознании страхов, робости, неуверенности помогли детям осознать свою значимость и положительный образ своего «Я», стать увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, способствовали развитию коммуникативных навыков, снизили уровень тревожности.

ІІ. Содержательный раздел

Данная программа разработана на основе программ психолого-педагогических занятий для дошкольников Колос Г.Г.         28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 4-5 лет.

                     2.1. Структура и содержание программы.

 Ритуал начала занятия

 Психокинетическая разминка.

 Основная часть состоит из 3-4 этапов:

 упражнения; этюды; игры; беседы; театрализованная  деятельность ; изотерапия; работа с пластилином;

сказкотерапия;  музыка; цветотерапия.

Релаксация или психокинетическая разгрузка.

Ритуал окончания занятия.

 

        Условия для проведения занятий

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием возможности сенсорной комнаты.

 Для этого используются: развивающие игры; упражнения; этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ педагога – психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини – конкурсы, игры – соревнования.

Игровая форма занятий поможет обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки сотрудничества, воспитать доброжелательные отношения друг к другу.

Перед игрой детям обязательно предлагается ответить на вопросы, связанные с правилами игры. В играх с правилами дети учатся принимать правила, действовать на их основе; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками на основе правил; учитывать игровую позицию партнера, перестраивать свое поведение в соответствии с ней, удерживать условность своей позиции и позиции партнера.

Игровая деятельность как никакая другая способствует снятию напряжения, страха того, что что-то не получится, способствует повышению мотивации. Она всегда связана с эмоциями, а эмоциональная вовлеченность обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга. Игра, с одной стороны, происходит на непроизвольном уровне, потому что играть всегда весело, интересно, легко, это то, что нравится. С другой же стороны – всякая игра есть испытание воли, действие, подчиненное правилу, а значит, и способ сформировать произвольность.

После каждого занятия следует отмечать наиболее трудные для детей игры и упражнения и на их основе строить свою дальнейшую работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, рекомендуется в дальнейшем усложнять. При этом не стоит перегружать детей трудными задачами.

2.2. Организация образовательного процесса

Формы работы - групповые занятия.

Количество детей в группе – 6-7 человек.

Время занятия – 20  минут  

     Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий: специальное оборудование, методические пособия, дидактические материалы, технические средства: проектор, аудиоаппаратура, аквалампа. предметные игрушки; доска; цветные мелки, краски, карандаши; строительный материал; ковер.

Принципы проведения занятий: системность подачи материала; наглядность обучения; цикличность построения занятия; доступность; проблемность, развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа: включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей - участников программы: предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

Методы и приемы работы: коммуникативные и психогимнастические упражнения, развивающие игры, песочная терапия для детей, сказкотерапия и арт-терапия (рисование, лепка, аппликация и др.), дыхательные упражнения, кинезиологические упражнения, упражнения для глаз, телесные упражнения, упражнения для развития произвольности, упражнения для релаксации (снятие напряжения), конструирование:

ІІІ. Организационный раздел

3.1. Система психологической диагностики как оценка индивидуального развития детей и эффективности психолого-педагогических действий.

Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях -  в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах. С целью углубленного изучения эмоционально-волевой сферы средних дошкольников может применятся следующий диагностический инструментарий:

- Опросник для выявления тревожного ребенка (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)

- Экспресс - анкета для воспитателей «Признаки детской агрессивности» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)

- Наблюдение за ребенком.

  1. Материально-техническое обеспечение программы.

представлено:

- помещением кабинета психолога и сенсорной комнатой, оборудованными в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- детской мебелью, соответствующей росту и возрасту детей. Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов (учебных) соответствуют обязательным требованиям, установленным техническими регламентами и стандартами;

- оборудованием помещения кабинета психолога и сенсорной комнаты для проведения образовательной деятельности с воспитанниками, соответствующей Концепции построения развивающей среды, письму МО РФ от 26.05.1999г. № 109/23-16 «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игрушек», письму МО РФ от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;

- игровым и дидактическим материалом, иллюстративным материалом, альбомами и художественной литературой для обогащения детей впечатлениями;

- дидактическими играми, сюжетными игровыми наборами для развития детей в разных видах деятельности, конструкторами и игровыми строительными наборами, игровым оборудованием для игр малой подвижности.

  1.  Учебно - методический комплекс реализации программы.
  1. Комплексная программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста Колос Г.Г.         

28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 4-5 лет. 2017г.

Приложение 1

Примерное тематическое планирование развивающих занятий

для детей от 4 до 5 лет (1 занятие в неделю по 20 минут, всего 12 занятий)

Неделя

Тема

Задачи

Наименование форм работы и упражнений

Ноябрь

1 неделя

Тайна моего «Я»

- сплочение группы;

- снятие эмоционального напряжения;

- создание доброжелательной атмосферы на занятии;

- формирование позитивного отношения к своему «Я»;

- повышение самооценки и укрепление личностной идентичности;

- развитие интереса к себе;

- развитие словаря ребенка, отражающего качества характера и внешности.

Упражнение «Знакомство»

Игра «Узнай себя»

Психокинетическая разминка «Волшебные цветы»

Упражнение «Паспорт эмоций»

Изотерапия — рисование автопортрета.

Рефлексия

Ритуал окончания занятия

2 неделя

Что тебе нравится в себе?

- развитие интереса к себе;

- формирование позитивного отношения к своему «Я»;

- повышение самооценки и укрепление личностной идентичности;

- снижение психологической напряженности;

- открытие собственных резервов для преодоления или устранения тревожности;

- обогащение словаря (черты характера и внешности).

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Разминка Игра «Круг друзей»

Беседа «Что тебе нравится в себе?»

Упражнение «Горячий стул».

Игра «Подарок»

Прогрессивная релаксация «Полет»

Рефлексия

Ритуал окончания занятия

3 неделя

 

«Как мы боремся с трудностями»

- продолжение формирования позитивного отношения к своему «Я»;

- обучение произвольной саморегуляции;

- укрепление уверенности в себе и своих силах;

- открытие собственных резервов для преодоления тревожности;

- повышение самооценки и укрепление личностной идентичности;

- развитие словаря (черты характера и внешности).

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Беседа «Как надо бороться с трудностями»

Упражнение «Разыгрывание ситуаций»

Упражнение «Закончи предложение»

Упражнение «Самолет»

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

4 неделя

«Я и мои друзья»

- формирование позитивного отношения к своему «Я»;

- повышение самооценки и укрепление личностной идентичности;

- развитие понимания, как влияет собственное поведение на взаимодействие с окружающими;

- развитие интереса и дружелюбного отношения к сверстникам;

- продолжение формирования коммуникативных и социальных навыков.

Материал: картинки с изображением птиц, рыб, зверей; зеркала по количеству детей.

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Дидактическая игра «Мы разные»

Беседа «Мы разные»

Упражнение «Назови то, что тебе нравится в себе»

Игра «Ласковое имя»

Игра «Подарок»

Упражнение «Солнышко»

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

Декабрь

1 неделя

«Настоящий верный друг»

- повышение самооценки и укрепление личностной идентичности;

- развитие наблюдательности (как влияет собственное поведение на окружающих и на развитие взаимопонимания);

- формирование коммуникативных и социальных навыков;

- создание доброжелательной атмосферы на занятии.

Беседа «О настоящих друзьях»

Игра «Будь щедрым»

Беседа о комплиментах

Игра «Комплименты»

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

2 неделя

 «Моя семья»

- воспитание желания быть внимательным и заботливым к своим родным;

- формирование социальных навыков, развитие осозна¬ния влияния собственного поведения на окружающих;

- активизация процесса самопознания;

- укрепление уверенности в себе и своих силах;

- развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств.

Психокииетическая разминка « Солнечные лучики »

Изотерапия (рисование «Моя семья»)

Беседа о семье

Кинетическая разгрузка «Утреннее фото»

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

3 неделя

 «Беседа о настроении»

- формирование представления о внутреннем мире чело-века, его переживаниях, настроении, эмоциях;

- научение распознавать настроение по внешним признакам;

- подведение к пониманию связи переживаний человека с определенными обстоятельствами;

- воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого человека;

- способствовать сплочению детского коллектива;

- развитие навыка передачи в речи впечатлений и отношений к настроению.

Игра «Комплименты»

Игра «Подарки»

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

4 неделя

«Волшебные слова»

- формирование осознания важности вежливой речи для общения;

- побуждение к осмыслению нравственной стороны экс-прессивно-речевого обращения к окружающим, к осознанию, что словом можно порадовать и обидеть человека.

- развитие умения и желания вежливо и приветливо об-щаться со сверстниками и взрослыми;

- продолжать формировать у детей чувство эмпатии;

Разминка (игра «Ток»)

Тренинг по закреплению правил вежливого общения

Игра «Комплименты»

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

Январь

3 неделя

«Цвет моего настроения»

- научение восприятию эмоционального состояния человека и соотнесению его с природными явлениями и цветом;

- развитие умения чувствовать и понимать окружающих;

- способствование осознанию ценности личности челове¬ка, его эмоций и переживаний;

- воспитание чувств эмпатии;

- развитие творческих способностей и воображения.

Беседа «Настроение, цвет и погода»

Игра «На что похоже настроение?»

Чтение рассказа «Я хочу сказать слово» В. Сухомлинского

Изотерапия «Цвета моего настроения»

Изотерапия «Цвета моего настроения»

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

4 неделя

«Радуга и настроение»

- расширение знаний о влиянии цвета на красоту окружа-ющей природы;

- научение видеть прекрасное в природных явлениях;

- развитие понимания, как влияют собственные эмоции на настроение;

- укрепление уверенности в себе и своих силах;

- развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств;

- обогащение словаря словами, отражающими красоту природных явлений.

Беседа о временах года.

Чтение стихотворения А.Вегнера «Цвета радуги».

Беседа «Цвет и настроение».

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

Февраль

1 неделя

«В сказочной стране Настроении»

- формирование представления о внутреннем мире чело-века;

- развитие умения чувствовать и понимать окружающих людей;

- формирование умения анализировать и оценивать поведение товарища с точки зрения эталонов и образцов поведения;

- повышение самооценки;

- воспитание чувства эмпатии;

- развитие творческих способностей и воображения.

«Страна радости и страна грусти»

Игра «Ласковое имя»

Игра «Клубочек»

Упражнение «Превращение»

Игра «Иголка и нитка»

Упражнение «Ласковые лапки»

Упражнение «Солнечные лучики».

2 неделя

«Хорошее настроение»

- развитие умения создавать хорошее настроение при помощи речи, средствами изотерапии и арттерапии;

- расширение знаний о способах улучшения настроения;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- закрепление позитивного отношения к своему «Я»;

- развитие чувства эмпатии;

- развитие творческих способностей, воображения.

Беседа о настроении

Игра «Ласковое имя»

Игра «Обезьянки»

Слушание песни В. Шаинского «Улыбка»

Изотерапия «Мое настроение»

Конспект занятия «Тайна моего «Я»

Задачи:

—        сплочение группы;

—        снятие эмоционального напряжения;

—        создание доброжелательной атмосферы на занятии;

—        формирование позитивного отношения к своему «Я»;

—        повышение самооценки и укрепление личностной иден-тичности;

—        развитие интереса к себе;

—        развитие словаря ребенка, отражающего качества ха-рактера и внешности.

Материал: зеркала; фломастеры; 2 листа цветного картона (сложен пополам); разноцветные бумажные цветы; клей; кисти.

Ход занятия

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

—        Встаньте в круг. Сейчас мы будем создавать себе и своим друзьям хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

—        Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Поочередно поворачивайте голову к стоящему рядом ребенку и улыбайтесь ему. Игра заканчивается тогда, когда улыбка вернется к тому, с кого игра началась, и все будут улыбаться.

—У всех хорошее настроение?

Упражнение «Знакомство»

—        Давайте познакомимся с вами. Меня зовут...

—        Я люблю...

—        Мой любимый цвет...

Мой любимый сказочный герой...

—        А теперь каждый из вас также расскажет о себе.

Игра «Узнай себя»

  • Рассмотрите себя, внимательно, в зеркало.
  • А теперь я опишу одного из вас, тот, кого описали должен узнать себя.

('Описывается внешность, одежда ребенка, положительные черты характера.)

  • Кто из вас хочет быть ведущим?

(Дети поочередно описывают внешность друг друга.)

Психокинетическая разминка «Волшебные цветы»

  • Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.

Представьте себе, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на

мягкой зеленой травке. Вокруг вас много красивых и нежных цветов. Цветы ведут себя почти так же, как люди: утром просыпаются, сияют от радости встречи с солнышком, а ночью спят, набираются сил...

Давайте представим, что мы с вами цветы. Сейчас теплая летняя ночь, цветы спят, сложив свои листья— руки... Все цветы спокойно спят...

Вдруг из-за горизонта показалось солнышко, оно осветило все вокруг, коснулось своими солнечными лучиками цветов... погладило их по головкам. Цветочки подняли свои красивые головки, открыли глазки, радостно улыбнулись солнышку и потянулись к нему своими листочками... Как хорошо быть цветочками, как прекрасно вокруг, улыбнитесь друг другу, нежно коснитесь листочками... И все вместе потянитесь к солнышку...

Какой необыкновенный разноцветный сад цветет тут у нас!

Рассмотрите цветы вокруг себя, они волшебные, на каждом из них живет чье — то имя. Выберите понравившийся вам цветок, запомните какого он цвета, как он выглядит. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза.

Упражнение «Паспорт эмоций»

  • Перед вами лежат розовые листы бумаги — это ваши паспорта. На подносах маленькие разноцветные цветочки, выберите себе тот цветок, который вам понравился в волшебном лесу. Наклейте его на свой паспорт, на правую сторону. Цветок — это ваше имя. Полюбуйтесь своим цветным именем и произнесите свое имя ласково.
  • Какие красивые разноцветные у вас имена!

Изотерапия — рисование автопортрета

—        Все вы видели паспорта папы и мамы. А как вы узнали, чей это паспорт? Конечно по фотографии. В своем паспорте нарисуйте ваш портрет. Возьмите фломастеры и нарисуйте себя, как на фотографии, на левой стороне паспорта.

Какие красивые и разные паспорта у вас получились. У каждого теперь — собственный паспорт.

Видите, что вы, как и ваши портреты, ваши имена совершенно не похожи, но все вы интересны и прекрасны.

Рефлексия

—        Что было самым интересным на занятии?

—        Какое задание было самым сложным?

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

—        Сейчас, вы поочередно по кругу, будете говорить друг другу добрые пожелания.

Конспект занятия «Что тебе нравится в себе?».

Задачи:

  • развитие интереса к себе;
  • формирование позитивного отношения к своему «Я»;
  • повышение самооценки и укрепление личностной идентичности;
  • снижение психологической напряженности;
  • открытие собственных резервов для преодоления или устранения тревожности;
  • обогащение словаря (черты характера и внешности).

Ход занятия

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Разминка Игра «Круг друзей»

Дети становятся в круг, улыбаясь, протягивают руки в центр круга, кладут ладонь на ладонь, чтобы получилось крепкое пожатие «узел дружбы», который никому не разжать.

  • Давайте поочередно, с улыбкой, скажем, как мы любим друг друга.

Беседа «Что тебе нравится в себе?»

Дети рассказывают о своих положительных чертах характера. После рассказа каждого ребенка, остальные дети дополняют, то чего он не сказал.

Упражнение «Горячий стул».

—        Всем нам очень нравится, когда нас хвалят и говорят о нас только хорошее, но у каждого из нас есть черты характера не очень хорошие, которые нам надо исправлять.

—        Сейчас вы по очереди будете садиться на стул в центре круга. Все остальные сначала будут говорить о хороших чертах, сидящего в центре круга, а потом — о том, что ему надо исправить.

—        Обязательно запоминайте, что вам надо исправить, и постарайтесь искоренять плохие черты своего характера.

Игра «Подарок»

Детям предлагают стать парами напротив друг друга и подумать, что они хотели бы подарить друг другу (улыбку, хорошее настроение, рукопожатие и т.д).

Дети поочередно говорят напарнику:

«... (называется имя), я тебя люблю и ... тебе дарю».

Прогрессивная релаксация «Полет»

—        Представьте себе, что становитесь птицами, у вас за спиной выросли огромные могучие крылья. Напрягите руки.

—        Вы легко и плавно поднимаетесь вверх, парите над облаками, легко скользя по воздуху. Вы летите... Расслабьте руки.

—        Что вы чувствуете паря под облаками?

—        Запомните это ощущение... Возьмите это ощущение с собой на землю.

—        Вы летите вниз... и приземляетесь...

—        В следующий раз, когда вы почувствуете нерешительность... Представьте, что вы взлетаете над облаками. Вперед и вверх!

Рефлексия.

Конспект занятия «Как мы боремся с трудностями»

Задачи:

—        продолжение формирования позитивного отношения к своему «Я»;

—        обучение произвольной саморегуляции;

—        укрепление уверенности в себе и своих силах;

—        открытие собственных резервов для преодоления тре-вожности;

—        повышение самооценки и укрепление личностной иден-тичности;

—        развитие словаря (черты характера и внешности).

Ход занятия

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Беседа «Как надо бороться с трудностями»

—        Сегодня мы поговорим о трудностях, которые встречаются в нашей жизни. Например — трудно хорошо себя вести. Согласны с этим? (Ответы детей.) А еще какие трудности встречаются вам? (Если детям сложно ответить на вопрос, педагог помогает им назвать трудности.)

—        Вот, как много трудностей бывает у всех. Но мы не должны бояться трудностей, ошибок и неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день нас учит делать что-то новое. Не надо бояться, любое новое дело не может обойтись без ошибок и неудач. Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное знать, что все получится, любое дело будет спориться, если быть терпеливыми и прикладывать усилия для его выполнения. Нужно терпеливо преодолевать трудности, и если допустили ошибки надо исправлять их. Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся»? (Ответы детей.)

—        Правильно, наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступать правильно, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, что можно сделать? (Ответы, детей.)

—        Правильно, надо попросить помощь у других ребят или у взрослых людей. Может быть, они сталкивались с такой ситуацией, знают, как справиться с ней, и обязательно помогут вам.

—        Сейчас мы с вами поговорим о том, какими способами можно преодолевать различные трудности. Придумывайте их сами, вспоминайте примеры, как вы или ваши друзья посту-пали, когда было трудно в различных жизненных ситуациях. (Рассказы детей.)

Упражнение «Разыгрывание ситуаций»

Дети исполняют роли участников ситуаций.

—        В группе появился новый мальчик (девочка), и ты остался с ним наедине... Что ты будешь делать?

—        Если обидели твоего товарища, а ты рядом, что ты будешь делать?

—        У тебя потерялась игрушка, как ты поступишь?

—        Тебя ударили. Что ты будешь делать?

—        Ты потерялся на улице. Твои действия?

—        Ты чего-то боишься. Что ты будешь делать?

Упражнение «Закончи предложение»

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

—        Я хочу...

—        Я умею...

—        Я смогу

—        Я добьюсь...

—        Я не боюсь...

—        У меня получится...

Упражнение «Самолет» (время выполнения 3 мин.)

—        Займите позицию готовности, как самолеты перед взлетом: стоя прямо и разведя руки в стороны.

—        Представь, что твой самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.

—        Ты летишь...

—        Что ты чувствуешь, паря над облаками? Запомни это ощущение и возьми его с собой на землю. Ты летишь вниз и приземляешься.

—В следующий раз, когда появятся трудности и ты почувствуешь нерешительность, представь, что ты взлетаешь над облаками. Вперед и вверх!

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

Конспект тренинга «Я и мои друзья»

Задачи:

—        формирование позитивного отношения к своему «Я»;

—        повышение самооценки и укрепление личностной иден-тичности;

—        развитие понимания, как влияет собственное поведение на взаимодействие с окружающими;

—        развитие интереса и дружелюбного отношения к свер-стникам;

—        продолжение формирования коммуникативных и соци-альных навыков.

Материал: картинки с изображением птиц, рыб, зверей; зеркала по количеству детей.

Ход тренинга

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Дидактическая игра «Мы разные»

Дети стоят в кругу. Педагог задает вопросы:

—        Кто из нас самый высокий?

—        Кто из нас самый маленький?

—        У кого самые темные (светлые) волосы?

—        У кого на одежде есть пуговицы?

—        У кого на одежде есть синий, красный, ... цвет?

—        У кого из детей одинаковая обувь?

—        Кто из детей самый веселый?

—        Кто из детей самый смешливый?

—        Кто из детей самый добрый?

—        Кто из детей самый агрессивный? и т.д.

Беседа «Мы разные»

Педагог говорит детям, что в игре они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других детей, и объясняет им понятие «разные», но каждый интересный и неповторимый.

—        А теперь возьмите зеркала и внимательно рассмотрите свои глаза. Какого они цвета? Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

—        А пословица говорит: «Глаза — зеркало души». Как вы думаете, что это значит? (Ответы  детей.)

—        Правильно, глаза нам расскажут злой или добрый чело-век, в глазах мы можем увидеть страх, горе, удивление, радость. Давайте попробуем показать глазами страх, горе, удивление, радость.

—        Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят все: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кому нужна помощь: упавшего товарища, голодную птичку, засохший цветок — и помогают вам совершать добрые поступки. Будьте внимательны к окружающим и обязательно постарайтесь помогать тем, кому плохо.

—        У вас всех глаза разные, они неповторимы. Посмотрите в глаза друг другу и подарите добрые взгляды. Не забывайте дарить такие взгляды своим родным, друзьям и всем хорошим людям.

Упражнение «Назови то, что тебе нравится в себе»

Педагог предлагает детям, поочередно, назвать то, что им нравится в своей внешности.

Игра «Ласковое имя»

Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое.

Игра «Подарок»

Дети становятся парами, напротив друг друга и говорят по очереди такие слова: «... (называется ласковое имя) я тебя люблю и ... (называется подарок) тебе дарю».

Подарком может быть любое пожелание.

Упражнение «Солнышко»

От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Давайте протянем в середину ладошки, положим их одна на другую и согреем друг друга солнечным ласковым теплом.

Рефлексия

— Сегодня мы поближе познакомились, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом. Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей.)

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

Конспект занятия «Настоящий верный друг»

Задачи,:

—        повышение самооценки и укрепление личностной иден-тичности;

—        развитие наблюдательности (как влияет собственное по-ведение на окружающих и на развитие взаимопонимания);

—        формирование коммуникативных и социальных навыков;

—        создание доброжелательной атмосферы на занятии.

Материал: пять мелких игрушек.

Ход занятия

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Беседа «О настоящих друзьях»

—        У каждого из вас есть друзья. Кого можно назвать другом? (Ответь: детей.) Как вы думаете, настоящие друзья, какие они? (Ответы детей.) Правильно, настоящие друзья не оставят вас в беде, всегда придут на помощь, поднимут на-строение. Если вы не можете сделать что-либо в одиночку, по^ могут вам. А еще самые настоящие друзья не только в горе вместе с вами, но и в минуты радости, они не будут вам завидовать, а будут радоваться вашему счастью.

—        Давайте вместе споем песню «Если с другом вышел в путь». (Дети поют песню.) Теперь вы поняли, что значит настоящий, верный друг.

—        Расскажите о своем самом лучшем друге (подруге). Назовите его имя.

(Каждый ребенок рассказывает о своем друге, говорит о его чертах характера и поступках.)

Рассказ А. Митта «Шар в окошке»

—        Мне хочется прочитать рассказ о настоящих друзьях мальчика Коли, которому друзья поднимали настроение, когда он заболел.

«Коля заболел, лежит он в постели и никто к нему больше не придет. Нельзя, заразиться могут. Лежит Коля, глядит в окошко. А что с третьего этажа увидишь лежа? Только небо. И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался, что это Миша придумал. Стало Мише хорошо. Лежит он и представляет себе, как Миша за веревочку дергает. А рядом Катя стоит и смеется. И все ребята стоят и советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помнят».

—        Что больше всего вам понравилось в этом рассказе?

—        Хотелось бы вам, чтобы ваши друзья поднимали вам настроение, когда вы болеете?

—        Какими способами еще молено поднять настроение?

—        Как бы вы назвали этот рассказ?

—        Вы придумали очень интересные названия. А называется этот рассказ «Шар в окошке», написал его писатель А.Митта.

Игра «Будь щедрым»

Каждому ребенку, поочередно, предлагают пять красивых игрушек, их надо разделить:

—        себе и другу;

—        себе и другим детям;

—        себе и брату (сестре);

—        Как ты делил игрушки, как Карабас-Барабас или как Буратино?

(Для жадных детей необходимо использовать предвари-тельную предвосхищающую оценку.)

Беседа о комплиментах

—        Кто из вас знает, что такое комплимент? А для чего нуж-ны комплименты? В каких случаях их говорят? Приходилось ли вам говорить комплименты? Кому? (Ответы детей.)

—        Милые дети, я хочу сказать вам комплимент. У вас такие х^расивые улыбхеи. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грусти, радуюсь и улыбаюсь.

—        А теперь скажите друг другу хсомплименты, чтобы в серд¬це каждого из вас поселилась радость и согрела вас своим теп¬лом.

Игра «Комплименты»

Дети стоят в кругу; поочередно, по одному выходят в сере-дину круга. Дети говорят ему комплименты. Принимающий комплименты говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

Конспект занятия «Моя семья»

Задачи:

—        воспитание желания быть внимательным и заботливым к своим родным;

—        формирование социальных навыков, развитие осознания влияния собственного поведения на окружающих;

—        активизация процесса самопознания;

—        укрепление уверенности в себе и своих силах;

—        развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств.

Материал: иллюстрации с изображением членов семьи; листы бумаги; цветные карандаши; картинки с изображением солнца.

Ход занятия

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Психокинетическая разминка « Солнечные лучики »

Посмотрите на солнце. О чем вы мечтаете, глядя на него?

—        Вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор!

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы —

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной И смолистою сосной.

Солнце светит звонами,

Листьями зелеными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц!

—        Протяните свои правые руки в центр круга и соедините их. У нас получились солнечные лучики: они, как неясные руки мамы согревают нас своим теплом. Хочется улыбаться, радуясь новому дню. Солнце растопило обиды и грусть. Оно наполнило наши сердца добротой и любовью. Тихо постойте, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

Изотерапия (рисование «Моя семья»)

Предложить детям нарисовать свою семью.

Беседа по рисункам (индивидуально с каждым ребенком, по мере того, как они заканчивают рисование).

Беседа о семье

—        Семья — что это?

—        Кто является членом семьи?

—        Старшие и младшие члены семьи, кто это?

—        Кто заботится о детях в семье?

—        В чем выражается любовь и забота родителей о детях?

—        Чем вы стараетесь помочь своим родителям, дедушкам и бабушкам?

—        Какими ласковыми и добрыми словами вас называют мама и папа, дедушка и бабушка?

—        А какие ласковые слова вы говорите своим родным?

—        Давайте еще раз повторим ласковые и добрые слова для родных людей, которые поднимают им настроение.

Кинетическая разгрузка «Утреннее фото»

Дети сидят на стульчиках. Педагог читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтение жестами и движениями.

Встань, как только солнце встанет

И тихонечко к окошку

Руку луч к тебе протянет —

Ты подставь скорей ладошку,

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым.

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: С добрым утром!

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям,

птицам...

И веселым, интересным

день твой должен получиться!

(Тянут руки вверх)

(Тянут руки вперед) (Подставляют ладошки солнышку)

(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви)

(Дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром!»)

(Широко.разводят руки в стороны)

(Улыбаются друг другу)

— Если вы будете поступать также, как говорится в стихотворении и говорить родителям только добрые слова, то все дни станут для всей вашей семьи добрыми, веселыми и инте-ресными.

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

Конспект занятия «Беседа о настроении»

Задачи:

—        формирование представления о внутреннем мире чело-века, его переживаниях, настроении, эмоциях;

—        научение распознавать настроение по внешним признакам;

—        подведение к пониманию связи переживаний человека с определенными обстоятельствами;

—        воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого человека;

—        способствовать сплочению детского коллектива;

—        развитие навыка передачи в речи впечатлений и отношений к настроению.

Материал: картинки с пушистиками (гномики с разным настроением), фотографии людей с разным настроением.

Ход занятия

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Беседа о настроении

—        Ребята, перед вами на столе лежат картинки с пушистиками. Это волшебные пушистые человечки с разным настроением. Давайте назовем настроение каждого из них (веселый, сердитый, злой, добрый).

—        Возьмите пушистика с таким же настроением, как у вас и покажите его нам.

—        Вы видите, настроение у всех нас разное. У кого то радостное, у кого то грустное, кто то сердитый. Расскажите, что вас сегодня обрадовало, огорчило, рассердило.

—        А как можно, узнать настроение человека?

—        Как молено понять, что человеку весело? Грустно?

—        А как вы замечаете, что у мамы плохое настроение?

—        Как молено спросить о причине плохого настроения?

—        А когда человеку хочется побыть одному, какое у него настроение?

—        Давайте вместе подумаем, как можно поднять настроение человеку?

Игра «Комплименты»

—        Чтобы поднять настроение ребятам, которым грустно поиграем в игру, в которой мы будем говорить друг другу комплименты. Кто знает, что такое комплименты? Знаете, что комплименты надо говорить, глядя друг другу в глаза? Возьмите пушистиков и покажите, какое у вас настроение. Настроение у всех стало хорошим, видите, как влияют добрые, ласковые слова на наше настроение.

—        А теперь рассмотрим фотографии людей с разным на-строением и будем определять, какое у них настроение. Кого вы видите на фотографии (фотография улыбающейся девочки)I? Что чувствует девочка, радость или огорчение? Какими словами можно сказать о настроении этой девочки?

—        Как вы догадались, что у девочки радостное настроение? На что вы обратили внимание, когда смотрели на ее лицо?

—        Правильно вы заметили, глаза блестят, губы раскрыты в улыбке и согнуты дугой вверх. Интересно, что могло обрадовать девочку? Подумайте и расскажите.

—        Что вы сами чувствуете, когда смотрите на радостных, улыбающихся людей?

—        Рассмотрим другую фотографию (фотография грустного мальчика). Кого вы видите на снимке? Какое настроение у этого мальчика? Как вы узнали, что у мальчика грустное настроение? Вы правильно заметили, губы у него согнуты дугой вниз, глаза печальные. Что лее могло расстроить мальчика, как вы думаете? Что вы чувствуете, глядя на этого мальчика? А как вы думаете, как можно улучшить его настроение?

—        Настроение у каждого человека может быть разным — грустным, плохим или радостным, веселым. Чтобы узнать настроение надо внимательно посмотреть человеку в глаза, обратить внимание на выражение его глаз, на положение губ. И если у человека плохое, печальное, грустное настроение. Надо постараться, поднять ему настроение теми способами, о которых мы говорили.

Игра «Подарки»

Одним из способов улучшения настроения являются подарки. Сейчас мы поиграем в игру «Подарки». А какие бывают подарки? Мы будем дарить друг другу — песни, стихи, танцы.

Рефлексия

— Сегодня, когда придете домой, внимательно посмотрите в глаза своим родителям, и если они грустные, усталые, вспомните все, о чем мы говорили и постарайтесь их развесе-лить. Делайте так всегда и вы увидите, как хорошо и весело будет в вашем доме.

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

Конспект занятия «Волшебные слова»

Задачи:

—        формирование осознания важности вежливой речи для общения;

—        побуждение к осмыслению нравственной стороны экс-прессивно-речевого обращения к окружающим, к осознанию, что словом можно порадовать и обидеть человека.

—        развитие умения и желания вежливо и приветливо об-щаться со сверстниками и взрослыми;

—        продолжать формировать у детей чувство эмпатии;

Предварительная подготовка: чтение и обсуждение рас-сказа В. Осеевой «Волшебное слово», стихов А. Кондратьева «Добрый день».

Ход занятия

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Разминка (игра «Ток»)

Стоя в кругу, дети поочередно пожимают своей правой рукой левую руку рядом стоящего ребенка — передают ток. Беседа «Волшебные слова».

—        Какие вежливые слова вы знаете?

—        Почему их можно назвать волшебными?

—        Вслушайтесь в звучание вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу. «Здравствуйте!» — здоровья желаю. «Благодарю!» — благо дарю. «Извините!» — признаю свою вину и прошу простить. «Спасибо!» — спаси Бог.

—        Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло, все оттенки любви. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они подарили всем хорошее настроение.

—        Когда люди просят о чем либо, какое «волшебное слово» они говорят? (Пожалуйста.) А какое другое слово мы слышим вслед за словом «пожалуйста»? {Спасибо.) «Пожалуйста» и «спасибо», как два неразлучных друга, всегда рядом, всегда вместе. Почему так? (Ответы детей.) Верно, ребята. Мы говорим слово «пожалуйста», когда хотим, чтобы нам помогли, оказали внимание или, когда сами оказываем внимание.

 Например: Аня попросила Ваню подвинуться, и мальчик приветливо сказал: «Садись, пожалуйста». Аня села и поблагодарила Ваню.

—        А теперь подумайте и скажите, можно ли свою просьбу выразить другими словами, тоже вежливыми и уважительными? (Можно сказать «будьте добры», «будьте любезны».) Повторим все вместе: «будьте добры», «будьте любезны».

Будьте добры —

Это я говорю всему свету,

Будьте добры и не ждите за это конфету.

Будьте добры —

Без игры и во время игры.

Если сумеете,

Всегда будьте добры.

—        Благодарить можно тоже по разному: спасибо, благодарю вас. Повторим эти слова вместе: «спасибо, благодарю вас». Ребята, а как вы думаете, приятно будет вам и вашим товарищам, вашим родным, если вы будете постоянно общаться при помощи «волшебных слов»? (Ответы детей.)

—        А что думают люди о детях, которые используют в своей речи такие красивые слова? (Что они вежливы, воспитаны.)

—        Правильно и стараются всегда помочь таким детям. О хороших добрых словах люди придумали мудрые слова «Хорошее слово и в жестокий мороз согреет», «Ласковое слово, что весенний день». Как вы думаете, что это значит?

—        А как вы думаете, можно ли словом обидеть? (Ответы детей.) Называют такие слова плохими, злыми, недобрыми, худыми. Такие слова знают все, но говорят только не воспитанные дети, а хорошим детям произносить слова, которые обижают других неприятно. Пословица об этом говорит: «Доброе слово лечит, а худое калечит». Что это значит? (Ответы детей.) С помощью слов можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен у него плохое настроение, а добрым словом его можно утешить и поднять настроение. Какими словами вы бы хотели, чтобы общались с вами? (Ответы детей.) Никогда не забывайте, что приятно общаться добрыми, вежливыми словами, а плохие, недобрые слова лучше забыть.

Добрые слова нам известны давно,

Видите, как просты и не новы,

Но я повторяю все равно:

— Добрые люди, будьте здоровы.

Тренинг по закреплению правил вежливого общения

—        Ребята, сейчас мы с вами разыграем всем нам знакомые ситуации, пожалуйста, не забывайте о волшебных словах.

Этюд «В автобусе». Мальчик едет в автобусе. На остановке в автобус входит старенькая бабушка. Мальчик- (Что сделал?)

Упражнение «Мальчик и мама». Ребенок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась...

Упражнение «Девочка и прохожий». Девочка хочет узнать у незнакомого человека время...

Этюд «Дети играют». Мальчики играют с машинами, одному мальчику не хватило машины...

Упражнение «Девочка пришла в киоск». Девочка хочет купить шоколадку...

Игра «Комплименты»

Стоя в кругу, дети поочередно говорят комплименты.

Рефлексия

—        Какие слова всегда приятно слышать вам и другим людям? Какие слова вам запомнились и понравились больше всего? Какие слова вы постараетесь говорить почаще?

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

Конспект занятия «Цвет моего настроения»

Задачи:

—        научение восприятию эмоционального состояния чело-века и соотнесению его с природными явлениями и цветом;

—        развитие умения чувствовать и понимать окружающих;

—        способствование осознанию ценности личности человека, его эмоций и переживаний;

—        воспитание чувств эмпатии;

—        развитие творческих способностей и воображения.

Материал: краски и кисти; картинки с пушистиками;

круги из бумаги разного цвета (красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, коричневого, черного); иллюстрации с изображением погоды (по одной на каждого ребенка); картинки с грустным и веселым клоуном.

Ход занятия

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Беседа «Настроение, цвет и погода»

—        Какое у вас сегодня настроение? Положите на стол пушистика, который соответствует вашему настроению.

—        Перед вами на столе круги разного цвета. Выберите тот цвет, который подходит к вашему настроению, и положите его рядом с пушистиком. А почему вы обозначили свое настроение таким цветом (вопрос каждому ребенку)?

—        Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый и солнечный?

—        Покажите погоду цветным кругом. Положите его рядом с кружком вашего настроения.

—        Посмотрите, эти два кружка одного цвета или разного?

—        Совпадает ли цвет вашего настроения с цветом погоды? Объясните, почему?

—        А как вы думаете, влияет ли погода на настроение чело-века?

—        А на его самочувствие?

—        Может ли погода испортить настроение человеку?

—        А улучшить настроение?

—        Вспомните и расскажите о тех случаях, когда погода повлияла на ваше настроение или на настроение ваших родных. (Рассказы детей.)

Игра «На что похоже настроение?»

—        Давайте встанем в круг. Начнем игру с меня. Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое? (Игра идет по кругу.)

—        Вы все рассказали о своем настроении. Сейчас у всех нас хорошее настроение. А когда оно бывает плохим, как его можно поднять? (Педагог раздает иллюстрации с изображением погоды.)

—        Как вы думаете, какое настроение у погоды на вашей картинке? Покажите мимикой настроение погоды на своей картинке. (Дети поочередно выполняют задание.)

Чтение рассказа «Я хочу сказать слово» В. Сухомлинского

—        Когда мы определяем погоду, куда мы смотрим в первую очередь? (На небо.) Послушайте рассказ В. Сухомлинского, в котором дети говорили об осеннем небе.

Катерина Ивановна повела своих малышей в поле. Было тихое утро ранней осени. Далеко в небе летела стая перелетных птиц. Они тихо курлыкали, и от этого в степи было грустно.        1

Катерина Ивановна сказала детям:

—        Сегодня мы будем составлять сочинение об осеннем небе. Каждый из вас пусть скажет, какое сейчас небо. Посмотрите внимательно. Выбирайте в родном языке красивые, точные слова.

Дети притихли. Они смотрели в небо и думали. Вскоре послышались первые сочинения — миниатюры.

—        Небо синее-синее...

—        Небо голубое...

—        Небо чистое...

—        Небо лазурное...

Дети снова и снова повторяли те же слова: синее, голубое, лазурное, чистое...

В стороне стояла маленькая синеглазая девочка Валя и молчала.

—        А ты, почему молчишь, Валя?

—        Небо ласковое... — тихо сказала Валя и грустно улыбнулась. Дети притихли.

И в это мгновение они увидели то, чего не видели до сих пор.

—        Небо грустное...

—        Небо тревожное...

—        Небо печальное...

— Небо студеное...

Небо играло, трепетало, дышало, как живое существо, и

дети смотрели в его грустные синие-синие осенние глаза.

Вопросы к тексту:

—- Что вам особенно понравилось в рассказе?

—        Каким разным увидели ребята небо. Почему они называли его и ласковым, и грустным, и тревожным?

—        Теперь вы понимаете, как по разному можно увидеть одно и то же.

Изотерапия «Цвета моего настроения»

—        Сейчас мы будем рисовать настроение разными цветами. Я называю настроение, а вы сами выбираете цвет и рисуете кружочек. Все кружочки рисуем в один ряд (радостное, веселое, хорошее, смешливое, грустное, злое, печальное, плохое).

—        Давайте рассмотрим, какими цветами вы обозначили хорошее настроение, а какими плохое.

—        Цвета какого настроения, хорошего или плохого, вам нравятся больше? Почему?

—        Цвет нашей одежды, цвет стен комнаты, цвет игрушек играют большую роль в нашем настроении и нашем здоровье. Поэтому теплые, светлые цвета, такие, как желтый, оранжевый, красный, салатовый, создают хорошее настроение, раду-ют нас. А черный, серый, коричневый отрицательно влияют на наше настроение?

—        Изотерапия «Цвета моего настроения» Встаньте парами, напротив друг друга. Справа от меня — грустные клоуны, слева — веселые. Покажите мимикой и позой свое настроение. Веселые клоуны должны развеселить грустных. Запомните правило, говорить ничего нельзя, только мимика и движения. (Ребята выполняют задания.)

—        А теперь меняйтесь ролями.

—        Какие вы молодцы, как хорошо умеете поднимать на-строение друг другу.

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»).

Конспект занятия «Радуга и настроение»

Задачи:

—        расширение знаний о влиянии цвета на красоту окружающей природы;

—        научение видеть прекрасное в природных явлениях;

—        развитие понимания, как влияют собственные эмоции на настроение;

—        укрепление уверенности в себе и своих силах;

—        развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств;

—        обогащение словаря словами, отражающими красоту природных явлений.

Материал: картинки с изображением радуги (дождя, молнии); лист ватмана, округлые полоски цветной бумаги (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цвета); разноцветные бумажные цветы, бабочки, клей; кисти; мольберт.

Ход занятия

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Психологическое вхождение

Слушание музыки П.И. Чайковского «Лето» («Времена года»).

—        Понравилась вам музыка? Называется это произведение «Времена года», написал его П.И.Чайковский.

Беседа о временах года

—        Назовите времена года. Какое время года вам нравится больше всего? Чем вам нравится весна (лето, осень, зима)?

—        Какие явления природы бывают весной (летом, осенью, зимой)?

—        А кто из вас видел радугу после дождя?

—        Давайте рассмотрим фотографии и иллюстрации радуги. (При рассматривании иллюстраций, педагог обращает внимание на то, что цвета в радуге всегда располагаются в определенном порядке.) Чтобы лучше запомнить, расположение цветов радуги надо запомнить скороговорку « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Давайте запомним скороговорку

—        Отгадайте загадку: «Разноцветное коромысло над рекой повисло? »

Чтение стихотворения А.Вегнера «Цвета радуги».

—        Послушайте стихотворение А. Вегнера «Цвета радуги».

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная — вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета.

Красный

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры —г красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном горят.

Оранжевый

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится —

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

Желтый

Желтое солнце на небо глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый

У нас растет зеленый лук И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг И домики беленые.

С зеленой крышей каждый дом,

И в нем живет веселый гном В зеленых брючках новых Из листиков кленовых.

Голубой

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо на нас.

Синий

В синем море — островок,

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок —

Синий-синий василек.

Фиолетовый

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

Беседа «Цвет и настроение».

—        Как вы думаете, цвет влияет на наше настроение?

—        Какие цвета улучшают ваше настроение?

—        А какие цвета ухудшают настроение?

—        Вспомните цвет своего имени. Этот цвет есть в радуге?

—        Какой он по счету в радуге?

—        Сейчас мы все вместе сделаем картину — аппликацию «Радуга» и украсим ею свою группу. Посмотрите внимательно на изображение радуги, в каком порядке расположены цвета радуги, соблюдайте очередность цветов. Давайте проверим, все правильно? Мы произносим скороговорку и проверяем правильно ли расположены цвета радуги. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Первое слово «каждый», какой цвет начинается на звук «к»? (Красный.) «Охотник» — звук «о» (оранжевый). «Желает» — звук «ж» (желтый). «Знать» — звук «з» (зеленый). «Где» — звук «г» (голубой). «Сидит» — звук «с» (синий). «Фазан) — звук «ф» (фиолетовый). Таким образом соотносим все слова скороговорки с цветами радуги.

—        А теперь поочередно наклеивайте полоски. Затем карти-ну можно украсить цветами и бабочками.

—        Нравится вам картина, которую вы сделали своими ру-ками? Давайте подумаем, где она будет находиться в группе? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Вот так, сделав что-то интересное и красивое своими руками, мы можем под-нять настроение себе и окружающим нас людям. А как еще можно улучшить настроение друзьям и родным?

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»)

Конспект занятия «В сказочной стране Настроении»

Задачи:

—        формирование представления о внутреннем мире человека;

—        развитие умения чувствовать и понимать окружающих людей;

—        формирование умения анализировать и оценивать поведение товарища с точки зрения эталонов и образцов поведения;

—        повышение самооценки;

—        воспитание чувства эмпатии;

—        развитие творческих способностей и воображения.

Материал: фея Грустинка — переодетый взрослый за ширмой (крепость); портреты Грустинки и Веселки; карта страны веселья (оранжевого цвета); карта страны печали (черного цвета); иллюстрации с грустными и веселыми лицами детей; центр малой тактильности; напольные дорожки; панель

«Времена года»; ребристый мостик; клубок шерстяных ниток.

Ход занятия

— Сегодня мы с вами побываем в сказочной стране «Настроении». Эта страна делится на царство грусти и царство радости. Посмотрите на эту карту.

—        Как вы думаете, какая из них страна радости? Почему?

—        А страна грусти? Почему?

—        Управляют этими странами две феи — Грустинка и Веселка. Вот их портреты. Фея Грустинка, как и жители ее страны, раньше были веселыми и радостными, но их заколдовал злой Кощей Бессмертный и посадил фею в крепость. Давайте мы ее расколдуем. Как только она будет расколдована и улыбнется, все жители ее страны станут веселыми.

—        Как вы думаете, кто какой страной управляет? А как вы это поняли? (Ответы детей.) Правильно, это можно понять по выражению лица. На что вы обратили внимание, когда рассматривали портреты?

—        А теперь посмотрите на лица жителей царства Грустинки. Какое настроение у них? А у жителей царства Веселки?

—        Кому из жителей двух царств живется лучше? Почему вы так думаете?

—        В каком царстве вы хотели бы жить? Почему?

—        Что нее могло испортить настроение жителям страны Грустинки? Какие чувства?

—        Как мы можем помочь жителям страны Грустинки? (Улучшить настроение жителям и фее Грустинке, чтобы она улыбнулась.) А какими способами это можно сделать?

Игра «Ласковое имя»

—        Вы перечислили много способов создания хорошего настроения. Вот еще один. Научим грустных людей играть в игру «Ласковые имена». Встанем в круг, возьмемся за руки. Постарайтесь вспомнить или придумать интересные ласковые имена. Игра идет по кругу. Не забывайте дарить друг другу улыбку.

—        От добрых имен стало тепло, как от солнышка. Мы согрели друг друга своими лучиками добра. Вот какая хорошая игра, улучшилось у вас настроение? А у Грустинки?

—        А для чего нужно хорошее настроение?

—        Каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?

Игра «Клубочек»

—        Давайте, научим жителей страны грусти, как нужно общаться по доброму, а поможет нам в этом клубочек. Игра так и называется «Клубочек». Мы передаем клубочек, кому хотим, и говорим комплименты.

—        Сколько добрых и хороших слов услышали все. Как на-строение?

—        Настроение улучшается и у Грустинки, она нас слышит, но не видит. Надо подойти к крепости поближе. Только помните, вокруг нее невидимые злобные стражники Кощея. Поэтому нам надо замаскироваться, чтобы нас не узнали. В какое животное, вы хотели бы превратиться, чтобы вас не заметили? (Ответы, детей.)

Упражнение «Превращение»

Дети имитируют движения своих персонажей. Грустинка смотрит в окно (ширма раздвигается) и угадывает животное.

Игра «Иголка и нитка»

—        Молодцы, мы еще ближе продвинулись к крепости. Но, чтобы спасти фею нам нужно преодолеть много препятствий: пройти по волшебным тропинкам, по мостику, по волшебному лесу. Главное условие — идти надо, держа друг друга за талию и ни в коем случае, не отпускать друг друга.

—        Молодцы, вы дружно преодолели препятствия, и мы совсем близко подобрались к крепости.

Упражнение «Ласковые лапки»

—        До крепости нам остался один шаг. Нам надо пройти мимо зверинца Кощея, он заколдовал животных и предметы, и превратил их в злых, хищных зверей, чтобы расколдовать их надо ласково дотронуться до них и назвать их ласково. (Половина детей изображают животных, вторая половина отгадывает и называет животное, затем дети меняются ролями.)

Упражнение «Солнечные лучики».

—        Мы подошли к крепости, видим Грустинку, но она нам не улыбается. Давайте согреем ее лучиками добра. Стойте тихо, почувствуйте себя теплыми солнечными лучиками. И тогда тепло лучиков добра растопит чары Кощея и Грустинка будет расколдована.

—        Ребята, посмотрите на Грустинку, она улыбается! Что это значит? (Ответы, детей.) Конечно, Она расколдована. Наша общая доброта и смелость разрушила чары Кощея. Фея Грустинка просит придумать ей новое имя, отражающее ее настроение. (Дети называют придуманные имена.)

—        Радостинка — какое прекрасное имя. Вот теперь вместе со своей феей улыбаются и жители ее царства. А царство мы назовем страной? Какие вы молодцы, вы вернули хорошее на-строение целой сказочной стране!

Конспект интегрированного занятия

«Хорошее настроение»

Задачи:

—        развитие умения создавать хорошее настроение при помощи речи, средствами изотерапии и арттерапии;

—        расширение знаний о способах улучшения настроения;

—        снятие эмоционального и мышечного напряжения;

—        закрепление позитивного отношения к своему «Я»;

—        развитие чувства эмпатии;

—        развитие творческих способностей, воображения.

Материал: гуашь разного цвета; ватман; нетрадиционные музыкальные инструменты (бусы, колокольчики, ключи, мячики, пуговки); аудиозапись песни Шаинского «Улыбка».

Ход занятия

Ритуал начала занятия (игра «Улыбка»)

Беседа о настроении

—        Какие красивые улыбки, я вижу, что настроение у всех стало хорошим. А какими еще способами можно поднять настроение? (Ответы детей.) Конечно, хорошими поступками. Назовите такие поступки. (Ответы детей.) Правильно, добрыми словами. Какими?

—        Сейчас я прочту стихотворение, о том, какими еще словами, можно поднять настроение.

Придумано кем — то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

«Доброе утро — солнцу и птицам»,

«Доброе утро — улыбчивым лицам»,

И каждый становится добрым, доверчивым. ' Пусть доброе утро длится до вечера.

—        А еще можно улучшить настроение человеку, назвав его ласковым именем.

Игра «Ласковое имя»

—        Называйте друг друга самыми ласковыми именами.

—        Вспомните способы улучшения настроения.

—        А как можно развеселить человека? (Словами, мимикой, движениями.)

Игра «Обезьянки»

— Как обезьянки веселят народ? Сейчас вы все превращаетесь в обезьянок, становитесь перед зеркалом и постарайтесь развеселить ребят.

Слушание песни В. Шаинского «Улыбка»

— А еще настроение улучшается, когда слушаешь хорошую музыку. Послушайте песню «Улыбка», кто ее знает — подпевайте —        Понравилась вам песня? Какие слова понравились больше всего?

—        А как вы думаете, когда танцы могут улучшить настроение? (Звучит веселая музыка.) Ребята, давайте потанцуем. {Все танцуют.) Какое у вас всех замечательное настроение, все улыбаются, глазки блестят.

—        А теперь давайте мы сочиним музыку своего настроения, а помогут нам в этом необычные музыкальные инструменты (по принципам Карла Орфа): буль-бульки, чудо-канстаньеты, шуршики, колокольчики, пуговки, ключики. Разбирайте инструменты, давайте создадим оркестр и назовем мы его... (Дети придумывают названия оркестра, выбирают самое интересное.) Начинаем играть на счет «Три». (Дети играют на шумовых инструментах.) Какая прекрасная, веселая музыка у вас получилась! Молодцы!

Изотерапия «Мое настроение»

—        Перед вами на столе листы черного цвета, какое настро¬ение отражает этот цвет? (Грустное, печальное.)

—        А теперь вам задание, сделать так, чтобы эти листочки поднимали настроение. Как это можно сделать? (Ответы детей.) Конечно, при помощи ярких, разноцветных красок. (Дети рисуют, затем работы раскладываются на столе.) Посмотрите на стол, какое настроение у вас, когда вы смотри¬те на эти работы? Работы получились очень красивыми, весе-лыми, яркими. Вот, как можно изменить настроение красками. Давайте эти работы подарим малышам, чтобы у них было всегда хорошее настроение.

Рефлексия

Ритуал окончания занятия (игра «Пожелания»).

Приложение 3

Экспресс - анкета для воспитателей

«Признаки детской агрессивности»

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)

Ф.И.О. ребёнка _________________________________________________________________

Ф.И.О. воспитателя _____________________________________________________________

Оцените предложенные утверждения.

Утверждение о ребенке

Да

Нет

1

Временами в него вселяется «злой дух»

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги

6

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих

10

В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот

11

Часто бывает ворчлив

12

Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых

15

Легко ссорится, часто вступает в драки

16

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

17

У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности

18

Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности

1 6 баллов – низкий уровень агрессивности

Опросник для выявления тревожного ребенка

(Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)

Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________

Ф.И.О. воспитателя ____________________________________________________

Признаки тревожности

Да

Нет

1. Не может работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов
Средняя - 
7-14 баллов
Низкая - 
1-6 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по развитию ЭВС и снижению тревожности Я – все смогу! (для детей с ОПФР)

Пояснительная запискаНастоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.Данная программа направлена на снижение тревож...

Коррекционно - развивающая программа по снижению уровня тревожности у детей

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В нее входят игры и упражнения на снижение уровня тревожности у детей. повышение уверености, самооценки , развитие коммуникат...

Коррекционно-развивающее занятие «Мы веселые ребята, мы ребята - лягушата».

middot;        Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;·        Развитие вербальных и невербальных средств...

Коррекционно- развивающая программа «Вместе веселее» по развитию коммуникативной и эмоционально-волевой сферы дошкольников (средняя группа)

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Вместе веселее»  по развитию коммуникативной и  эмоционально-волевой сферы дошкольников  (средняя группа)...

Коррекционно-развивающее дидактическое пособие Веселые резиночки

Авторская разработка адресованная педагогам коррекционной направленности и родителям, которые воспитывают детей с особыми образовательными потребностями. Задания способствуют развитию моторного и паль...

Конспект коррекционно -развивающего занятия "Вместе весело играть"

Конспект НОД для детей старшего дошкольноговозраста с нарушением зрения...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия Тема «Веселое путешествие на паровозе» в группе для детей раннего возраста от 2 до 4 лет.

Развитие и коррекция речевой системы детей; формирование психологической базы речи (внимание, память, воображение); создание эмоционально положительного настроения....