Коррекционно-развивающая программа по развитию ЭВС и снижению тревожности Я – все смогу! (для детей с ОПФР)
рабочая программа на тему

Косенко Наталья Леонидовна

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.
Данная программа направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В основу программы была положена директивная игровая терапия из пособия Костина Л.: "Игровая терапия с тревожными детьми"; психологические игры, упражнения, сказки. Хухлаевой О.В., материалы психокоррекционной работы с детьми Лютовоа Е.К. Монина Г.Б. "Шпаргалка для родителей".
Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

  • Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности.
  • Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.
  • Создавать условия для принятия самостоятельных решений, для формирования внутренней позиции.

Методические приемы, используемые в программе:

  • Словесные и подвижные игры.
  • Беседы, направленные на развитие самосознания ребенка.
  • Проигрывание проблемных ситуаций.
  • Рисование.
  • Релаксация.

В программе используются элементы игротерапии, сказкотерапии.

Структура занятия:

Ритуал приветствия.
Упражнения на релаксацию.
Упражнения на повышение самооценки.
Упражнения на сплочение группы.
Программа включает в себя 10 занятий.

Занятия проводится один раз в неделю, в форме мини-тренингов, продолжительностью 35 минут; количество человек в группе 1–5 человек..

Материалы для занятий: магнитофон, карандаши, краски, бумага, кисточки, разрезные открытки, стулья, фломастеры, маски животных, строительный материал, компьютер, запись звуков живой природы.

Содержание программы

1 Блок
Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей через релаксации: "Воздушный шарик" "Корабль и ветер"; психогимнастику: "Смена ритмов", "Волшебный шарик". Повышение самооценки через игру: "Я есть, Я буду". Формирование среды для сплочения группы детей и развития эмпатии через ритуал приветствия и ритуал прощания: "Передай чувство" "Подари улыбку" "Подари подарок соседу". Закрепление ребенком позиции режиссера, обучение самостоятельно владеть ролью – образом, придумывание сюжета в сказке "Два брата" "Злая фея" "Дедушка и внучек" "Охотники".

2 Блок
Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие сПояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.
Данная программа направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В основу программы была положена директивная игровая терапия из пособия Костина Л.: "Игровая терапия с тревожными детьми"; психологические игры, упражнения, сказки. Хухлаевой О.В., материалы психокоррекционной работы с детьми Лютовоа Е.К. Монина Г.Б. "Шпаргалка для родителей".
Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

  • Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности.
  • Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.
  • Создавать условия для принятия самостоятельных решений, для формирования внутренней позиции.

Методические приемы, используемые в программе:

  • Словесные и подвижные игры.
  • Беседы, направленные на развитие самосознания ребенка.
  • Проигрывание проблемных ситуаций.
  • Рисование.
  • Релаксация.

В программе используются элементы игротерапии, сказкотерапии.

Структура занятия:

Ритуал приветствия.
Упражнения на релаксацию.
Упражнения на повышение самооценки.
Упражнения на сплочение группы.
Программа включает в себя 10 занятий.

Занятия проводится один раз в неделю, в форме мини-тренингов, продолжительностью 35 минут; количество человек в группе 1–5 человек..

Материалы для занятий: магнитофон, карандаши, краски, бумага, кисточки, разрезные открытки, стулья, фломастеры, маски животных, строительный материал, компьютер, запись звуков живой природы.

Содержание программы

1 Блок
Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей через релаксации: "Воздушный шарик" "Корабль и ветер"; психогимнастику: "Смена ритмов", "Волшебный шарик". Повышение самооценки через игру: "Я есть, Я буду". Формирование среды для сплочения группы детей и развития эмпатии через ритуал приветствия и ритуал прощания: "Передай чувство" "Подари улыбку" "Подари подарок соседу". Закрепление ребенком позиции режиссера, обучение самостоятельно владеть ролью – образом, придумывание сюжета в сказке "Два брата" "Злая фея" "Дедушка и внучек" "Охотники".

2 Блок
Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации через придумывание окончания в игровых историях: "Белки и орехи" "Рыбаки" "В лесу" "На реке". Снятие мышечных зажимов упражнение "Винт" "Игра с песком". Повышение своей значимости: игра "Ладошки" "Мое имя" "Волшебный мешочек" "Зайцы и слоны" "Мы тебя любим".

3 Блок

Создание условий для снижения тревожности, развитие способности самостоятельно принимать решения, создание внутренней позиции в игровых ситуациях: "Как быть" "Прими решение". Сплочение детей друг с другом в игре "Клеевой дождик" "Кенгуру", "Ищем клад". Формирование умения управлять своими эмоциями: "Звериные чувства". Развитие уверенности: упражнение: "Крылья", "Я очень хороший" "Смелые ребята".пособности самостоятельно решать проблемные ситуации через придумывание окончания в игровых историях: "Белки и орехи" "Рыбаки" "В лесу" "На реке". Снятие мышечных зажимов упражнение "Винт" "Игра с песком". Повышение своей значимости: игра "Ладошки" "Мое имя" "Волшебный мешочек" "Зайцы и слоны" "Мы тебя любим".

3 Блок
Создание условий для снижения тревожности, развитие способности самостоятельно принимать решения, создание внутренней позиции в игровых ситуациях: "Как быть" "Прими решение". Сплочение детей друг с другом в игре "Клеевой дождик" "Кенгуру", "Ищем клад". Формирование умения управлять своими эмоциями: "Звериные чувства". Развитие уверенности: упражнение: "Крылья", "Я очень хороший" "Смелые ребята".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа по развитию ЭВС и снижению тревожности: "Я – все смогу!" (для детей с ОПФР)

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.
Данная программа направлена на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В основу программы была положена директивная игровая терапия из пособия Костина Л.: "Игровая терапия с
тревожными детьми"; психологические игры, упражнения, сказки. Хухлаевой О.В., материалы психокоррекционной работы с детьми Лютовоа Е.К. Монина Г.Б. "Шпаргалка для родителей".
Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Цель данной программы – снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Задачи:

  • Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности.
  • Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.
  • Создавать условия для принятия самостоятельных решений, для формирования внутренней позиции.

Методические приемы, используемые в программе:

  • Словесные и подвижные игры.
  • Беседы, направленные на развитие самосознания ребенка.
  • Проигрывание проблемных ситуаций.
  • Рисование.
  • Релаксация.

В программе используются элементы игротерапии, сказкотерапии.

Структура занятия:

Ритуал приветствия.
Упражнения на релаксацию.
Упражнения на повышение самооценки.
Упражнения на сплочение группы.
Программа включает в себя 10 занятий.

Занятия проводится один раз в неделю, в форме мини-тренингов, продолжительностью 35 минут; количество человек в группе 1–5 человек..

Материалы для занятий: магнитофон, карандаши, краски, бумага, кисточки, разрезные открытки, стулья, фломастеры, маски животных, строительный материал, компьютер, запись звуков живой природы.

Содержание программы

1 Блок
Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей через релаксации: "Воздушный шарик" "Корабль и ветер"; психогимнастику: "Смена ритмов", "Волшебный шарик". Повышение самооценки через игру: "Я есть, Я буду". Формирование среды для сплочения группы детей и развития эмпатии через ритуал приветствия и ритуал прощания: "Передай чувство" "Подари улыбку" "Подари подарок соседу". Закрепление ребенком позиции режиссера, обучение самостоятельно владеть ролью – образом, придумывание сюжета в сказке "Два брата" "Злая фея" "Дедушка и внучек" "Охотники".

2 Блок
Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способности самостоятельно решать проблемные ситуации через придумывание окончания в игровых историях: "Белки и орехи" "Рыбаки" "В лесу" "На реке". Снятие мышечных зажимов упражнение "Винт" "Игра с песком". Повышение своей значимости: игра "Ладошки" "Мое имя" "Волшебный мешочек" "Зайцы и слоны" "Мы тебя любим".

3 Блок
Создание условий для снижения тревожности, развитие способности самостоятельно принимать решения, создание внутренней позиции в игровых ситуациях: "Как быть" "Прими решение". Сплочение детей друг с другом в игре "Клеевой дождик" "Кенгуру", "Ищем клад". Формирование умения управлять своими эмоциями: "Звериные чувства". Развитие уверенности: упражнение: "Крылья", "Я очень хороший" "Смелые ребята".

 

Тематический план

Занятия

Цели

Наименование форм работы и упражнение

1. Будь смелым

Блок 1
Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.

1. Приветствие "Подари подарок другу"
2. Беседа: "Будь смелым".
3. Релаксация "Воздушный шарик"
4. Закончи сказку "Два брата"
5. Рисование любимого героя.
6. Ритуал прощания "Подари улыбку соседу"

2. Поверь в свои силы.

Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображения

1. Приветствие "Я дарю тебе".
2. Беседа: "Поверь в свои силы".
3. Упражнение: "Продолжи предложение".
4. Упражнение "Корабль и ветер"
5. Ритуал прощания "Подари улыбку соседу".

3. Можешь оказать помощь людям

Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук.

1. Приветствие "Посылаем любовь"
2. Упражнение "Сосулька"
3. Закончи сказку "Дедушка и внучек"
4. Рисование любимого героя.
5. Ритуал прощания "Подари улыбку соседу"

4. Все можешь.

Создание условий для снижения тревожности.

1. Приветствие "Передай чувство"
2. Упражнение "Я есть, Я буду"
3. Упражнение: "Театр масок".
4. Закончи сказку "Охотники"
5. Ритуал прощания "Подари улыбку соседу".

5. Верь в себя.

Блок 2
Создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Приветствие "Комплемент".
2. Беседа: "Верь в себя".
3. Упражнение: "Стройка".
4. Закончи сказку "На море"
5. Рисование: "Я и море."
6. Психогимнастика: "Игра с песком".
7. Ритуал прощания "Подари улыбку соседу".

6. Тебя любят.

Создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Приветствие "Что тебе нравится в соседе".
2. Рисование: "Имя – контур".
3. Закончи сказку: "Белки и орехи"
4. Упражнение: "Мы тебя любим".
5. Упражнение: "Я – очень хороший".
6. Упражнение: "Винт".
7. Ритуал прощания.

7. Люби близких.

Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Приветствие "Подари подарок".
2. Беседа: "Как любить своих близких?".
3. Упражнение "Найди свою половину"
4. Закончи сказку: "В лесу"
5. Рисование "Моя семья".
6. Релаксация: "На поляне".
7. Ритуал прощания.

8. Умей справляться с трудностями.

Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Приветствие "Что тебя привлекает в соседе"
2. Беседа: "Как вы справляетесь с трудностями".
3. Игра: "Волны".
4. Закончи сказку: "На реке"
5. Рефлексия: "Ладошки".
6. Релаксация: "Ручей".
7. Ритуал прощания "Подари улыбку".

9. Прими решение.

Блок 3
Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способности самостоятельно принимать решения.

1. Приветствие: "Подари подарок".
2. Упражнение "Ищем клад".
3. Закончи сказку: "Прими решение".
4. Упражнение "Звериные чувства".
5. Игра: "Смелые ребята".
6. Ритуал прощания "Подари улыбку".

10. Итоговое.

Создание условий для снижения уровня тревожности, формирование внутренней позиции.

1. Приветствие: "Что тебя привлекает в соседе".
2. Игра "Клеевой дождик". "Кенгуру".
3. Упражнение: "Зайцы и слоны".
4. Упражнение: "Крылья".
5. Рисование: "Мое взрослое будущее".
6. Упражнение: "Я очень хороший".
7. Ритуал прощания "Подари улыбку".

 

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.



Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа: "Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арт-терапии" для работы с дезадаптированными детьми 7–8 лет

Пояснительная записка

Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образования, т.к. от того, как ребенок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы пребывания в образовательном учреждении зависит успешность его обучения, отношение к учению, учителям и сверстникам.

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей к систематическому обучению, поэтому переход от дошкольного к школьному детству в возрастной психологии характеризуется, как кризисный период.

Начало обучения связанно с коренной ломкой жизненных стереотипов ребенка. Меняется социальная ситуация развития, тип общения его с окружающими, ребенок осваивает новые социальные роли, правила поведения в школе.

Адаптация к обучению связана с внутренним напряжением, мобилизацией всех резервных возможностей ребенка, и не всегда этот процесс проходит успешно. В норме процесс адаптации к обучению первоклассников в школе по данным разных авторов длится от двух недель до полугода. У детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно, что отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии. В последнее время становится все больше детей, которые испытывают трудности к адаптации в школе, они приводят к дезадаптации. Эти дети требуют к себе особого внимания. Поэтому разработка коррекционно-развивающих программ является важной психолого-педагогической проблемой.

Основное содержание комплексной программы.

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы средствами арт-терапии строилась с учетом опыта, накопленного в общеметодических (В.С.Мухиной, Ч.А.Измайлова, Р.М.Рахматулиной, О.В.Хухлаевой, М.И.Чистяковой и др.) и психологических (А.И.Копытина, Г.А.Бреслава, Г.Л.Лендера, Н.М.Погосовой и др.)

Общая характеристика.

Коррекционная программа по развитию эмоциональной сферы у детей основывается на понимании, эмпатии со стороны психолога. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть свое &qbot;Я&qbot;. Важная роль в программе отводиться методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.

Первый шаг в коррекционно-развивающей программе – формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими (см. приложение№1). Для этого необходимо вспомнить понятие, которое в психологии носит название &qbot;эмоциональный барьер&qbot;.

Эмоциональный барьер – ситуация, когда человек не может реально совершать эффективные действия. Он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основанием которых является эмоция, возникшая в результате неуспешного действия. Эмоциональный барьер может возникнуть как в общении, так и в индивидуальных действиях ребенка.

Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии. Под эмпатией подразумевают способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей. Эмпатия – умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности.

Мы полагаем, что именно на арт-терапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, самом важном чувстве. При этом специальная подготовка, талант и художественное достоинство работ значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

Известно, что дети любят рисовать. Через рисунок реализуется их потребность выразить себя. Рисунок для них является не искусством, а речью. Детям легче невербально выразить как внутренние чувства, так и события, нежели объясняя их словами. Поэтому возраст от 5 до 10 лет называют &qbot;золотым веком&qbot;, детского рисунка. И в старшем возрасте, несмотря на развитие устной речи, процесс рисования также помогает самораскрытию личности.

В структуре каждого арт-терапевтического занятия просматриваются две основные части. Одна – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – цветной рисунок. Вторая часть – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная, каждый ребенок интерпретирует нарисованный объект, описывает возникшие у него ассоциации.

Цель программы – развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет.

Основные задачи.

1. Дать понятие о разделение эмоций на положительные и отрицательные.

2. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.

3. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

4. Способствовать творческой самореализации.

5. Обогащать репертуар социальных навыков.

6. Помочь осознать, что переживаемые проблемы являются распространенными.

7. Учить доверять себе и другим людям.

Организация занятий.

Занятия проводятся с группой, состоящей из 4-6 человек, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия от 20 до 60 минут в зависимости от желания и работоспособности детей.

Пространство кабинета организовывается таким образом, чтобы получилось три условных круга: свободное от мебели пространство, в котором можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (количество стульев равно числу присутствующих); столы для работы, расположенные также по кругу.

В течение всего цикла занятий нарисованные картины развешиваются так, чтобы комната впитывала атмосферу группы и отражала текущий процесс.

Таким образом, каждый рисунок постоянно находится в поле зрения. Он излучает свою атмосферу, и любой ученик практически всегда может обратиться к нему. Если есть фотоаппарат, рисунки можно фотографировать и протоколировать процесс.

Правила проведения занятий.

Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей.

Существенным фактором, влияющим на принятие или отвержение предложений инструктора, является легкость, уверенность, с которой он их преподносит. Ребенок легко заражается чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать его занятиями, надо самому увлечься.

Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, необходимо закончить занятия. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла о страхе или жадности).

Симпатия и понимание создают атмосферу, в которой на первом плане будет не соревновательный момент, не критика и стремление быть лучше, а ребенок с его чувствами.

Нужно заранее обговорить, что любой из учеников всегда может отказаться от дальнейшей работы, при этом он не должен мешать остальным. Часто ребенку важно осознать, что источник упрямства, нежелания, вялости кроется в нем самом. Руководитель может сказать примерно следующее: &qbot;Разреши себе попробовать. Ты делаешь это для себя, а не для меня. Разреши себе попробовать только один раз, и если тебе не понравится, оставь это. Тогда ты по крайней мере будешь знать, что действительно хочешь отказаться от работы&qbot;.

Материалы к занятиям.

Выбор учеником материала, которым он будет пользоваться на занятии, имеет большое значение. При известных условиях материал указывает на область конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.

Краски больше, чем другие материалы позволяют эмоциям, настроениям и образам перетекать через руки (рисование пальцами) прямо в материал и отображаться с минимальным контролем.

Акварель можно наносить по-разному: они могут быть яркими и тусклыми, четкими и размытыми, тяжелыми и легкими.

У восковых мелков очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем выше перечисленный материал, и таким образом, открывают только часть возможностей психической саморегуляции. Они позволяют выразить себя в форме и цвете тем ученикам, кто пугается текучей, не предсказуемой стороны бессознательного.

Фломастеры требуют во время рисования сильного контроля. Использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, часто выбирает простой карандаш, значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.

Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.

Для групповых рисунков используется оберточная или обойная бумага. Кроме этого требуются дополнительные материалы: материал для коллажа, ножницы, клей ПВА, посуда для воды.

Примерное планирование занятий

шаг

Содержание

Ход занятия

Подведение итогов

1

Создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами; умением соотносить цветовую гамму с образом.

Упражнение “импульс”, работа с пиктограммами (радость, огорчение, гнев, удивление, стыд).

Упражнения “Гномы”, “Зеркало”.

Происходит по вопросам:

  • Какие состояния вы испытали на нашем занятии?
  • Какие маски мы раскрасили в яркие цвета и почему?
  • Какие маски мы раскрасили в темные цвета и почему?
  • Что сегодня вам на занятии понравилось, а что нет?
  • Введение прощального ритуала “Подарим друг другу улыбку”.

2

Снять психическое напряжение; учить художественным приемам, изображать и определять эмоцию “радости”

Игра “Четыре стихии”,

Игра “Снег” с музыкальным сопровождением.

Изображение эмоции радости.

Какое состояние вы испытали на занятии?

  • Как узнать, что другой человек радостный?

3

Снять психическое напряжение; учить изображать художественными приемами эмоцию “удивления”.

Упражнение “Повтори позу”. Зачитывается отрывок “Фокус” или “Пятерка”. Рисуем пальчиками рук эмоцию “удивления”.

  • Какое состояние одинаковое для всех героев и нас мы изображали?
  • Нарисуйте на листе ватмана “маску удивления”.

4

Снятие эмоционального напряжения. Учить изображать и определять состояние “интерес”

Игра “Путаница”, “Море волнуется”. Этюд “Собачка принюхивается”. Этюд “Лисичка прислушивается”. Игра “Гусеничка”

  • Какое состояние было у собачки?
  • Как узнать по лицу, что другому человеку интересно?
  • Кто из вас испытывал это состояние?
  • Нарисуй ситуацию, когда тебе было интересно.

5

Создать положительный эмоциональный фон; учить изображать и определять эмоцию “гордость”.

Игра “Бип”, этюд “Писк гуся”, этюд “Царевна лягушка”, аутотренинг-расслабление “На зеленной траве” под музыку.

  • Кто из вас испытывал гордость?
  • Почему вы испытывали гордость?
  • Передай это состояние через цвет, рисунок.

6

Снять психическое напряжение. Учить изображать и определять эмоции “страдание” и “печаль”; отличать “печаль” от “страдания”.

Упражнение “Забавные человечки”, упражнение “Будь внимателен!”, этюд “Ой-ой! Живот болит”, “Маленькая обезьянка”. Игра “ Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну”.

  • О каком состоянии мы говорили сегодня?
  • В каких ситуациях вы испытывали те же самые эмоции?
  • Попробуйте изобразить эти эмоции цветом.

7

Снять психическое напряжение. Содействовать доброжелательной обстановке в группе, изучить чувство “обиды”.

Игра “Льдинка”, “Фотография”. Аутотренинг-расслабление под музыку “Отдых на берегу моря”.

  • С каким чувством вы познакомились на занятии?
  • С каким животным, растением, музыкой можно сравнить обиду?

8

Снять двигательную расторможенность, негативизм. Учить распознавать и изображать эмоцию “отвращения”.

Игра “Разведчики”, упражнение “Соленый чай”, “Грязная бумажка”.

  • О каком чувстве мы говорили на занятии?
  • Как узнать, что человек испытывает отвращение?

9

Учить распознавать и изображать “гнев”. Активизировать ассоциации детей.

Игра “Отгадай, кто мы?”, “Кто пришел?”. Этюд “Гневная гиена”, “Хмурый орел”. Аутотренинг под тихую музыку.

  • Рисование на тему “Когда я сержусь”, “Моя злость”.

10

Снятие мышечного напряжения. Учить изображать и распознавать чувство “вины” и “стыда”.

Игра “Узнай по голосу”. Этюд “Провинился”, “Стыдно”. Упражнение “Танец клоуна”.

  • Какие чувства вы узнали на занятии?
  • С какими животными, растениями, цветами можно сравнить состояние вины и стыда?
  • Модно ли долго жить с этими чувствами?

11

Способствовать сплочению группы. Учить преодолевать давление из вне и не бояться трудностей; Учить изображать эмоцию “страха”.

Игра “Путаница”. Этюд “Лисенок”, “Один дома”. Игра “Ручеек”.

  • Изображаем страх красками.

12

Учить распознавать чувства и эмоции; стимулировать их появление; развивать наблюдательность и активность.

Упражнение “опаздывающее зеркало”. Игра “Поза и норма”. Упражнения “Тень”, “Мусорное ведро”.

  • Дети рисуют свое настроение в цвете в данный момент.
  • Обсуждение рисунков.
  • Что понравилось, не понравилось на занятии?
  • Какие чувства были сильнее и поэтому запомнились?
  • Расставание.

Психогимнастические упражнения. (Этюды)

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, проиграть ситуацию, которая произошла в группе, или почерпнуть сюжет из прочитанной сказки. 

  • Цветок (этюд на выражение радости).

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету головку вслед за солнцем.

  • После дождя (этюд на выражение радости).

Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

  • Собачка принюхивается (этюд на выражение интереса).

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Она внимательно всматривалась в добычу, готовясь, бросится вперед.

  • Царевна-Лягушка (Этюд на выражение гордости).

Ведущий читает отрывок, где Елена Прекрасная величаво и гордо, словно пава танцует. Дети под музыку стараются показать танец царевны.

  • Ой, ой, живот болит! (этюд на выражение страдания).

У мальчика внезапно заболел живот, он страдает (поникшая голова, сведены брови, опущены уголки рта, руки на животе).

  • Гневная гиена (этюд на выражение гнева).

Гиена стоит у одинокой пальмы. В листьях пальмы прячется обезьяна. Гиена ждет, когда обезьяна, обессилив от голода и жажды, спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

  • Провинился.

Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он понимает, что провинился, поэтому стоит, опустив голову.

  • Стыдно.

Коля сломал переключатель у телевизора. Он боится, что мама его накажет, поэтому сваливает вину на младшего брата. Брата наказали. Старшему брату стыдно.

  • Лисенок (этюд на выражение страха).

Лисенок увидел на берегу реки свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

  • Один дома.

Мальчик остался один. Он непрерывно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился? Что тогда?

Игры.

Четыре стихии: Играющие сидят в кругу. Ведущий объясняет условия: на слово земля, все должны опустить руки вниз, на слово вода – вытянуть руки вперед, воздух – поднять руки вверх, огонь – произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Снег: Дети получают по листу бумаги, из которой они в течение трех минут делают снег. Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои снежинки, стараясь засыпать ими как можно больше окружающих. По окончанию ведущий подводит итог: дети испытали радость, и подтверждение тому их улыбки и веселые лица.

Ошибка: Каждый раз, когда ведущий ошибается при назывании игрока, остальные удивляются.

Путаница: Дети, взявшись за руки, образуют круг. Затем, не расцепляя рук, собираются в клубок. Ведущий должен его распутать. Каждый из участников должен побывать в роли ведущего.

Гусеница: Дети становятся в цепочку друг за другом, а между ними надувные шары. Самый первый ведет остальных змейкой. Условие игры: не уронить шарик и не выйти из цепочки.

Бип: Дети сидят на стульчиках в кругу. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, то тот, кого назвал, говорит: &qbot;бип&qbot;.

Повтори позу: Ведущий по очереди изображает эмоции, которые были темами уроков.

Рисуем настроение.

Детям могут предлагаться следующие варианты занятий:

  1. Выполнить рисунок на тему &qbot;Мое настроение сейчас&qbot; (с этого задания можно начинать каждое занятие).
  2. Ребенок рисует эмоцию, какую захочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
  3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
  4. Дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки; нарисуй случай из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие), композицию различных элементов.

Абстрактные рисунки в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения личности. Здесь снимаются ограничения, накладываемые уровнем сформированности художественных навыков ребенка, приобретенными стереотипами рисования (девочки рисуют однотипных принцесс, а мальчики – одинаковые машины).

При обсуждении рисунков следует избегать оценок технического мастерства автора (в том числе красиво - некрасиво), а следует обращать внимание на приемы (цвет, характер линий и т. д.), позволяющие передать настроение, переживания. При правильной организации обсуждения детских рисунков ребята обычно сами приходят к пониманию преимущества свободного (абстрактного) рисования.

Литература:

  1. Арт-терапия./ Под ред. А.И.Копытина. СПб.: Питер, 2001 г.
  2. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000 г.
  3. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.
  4. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.
  5. Журнал Начальная школа.// №4, 1989 г., стр.18.
  6. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.
  7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986 г.
  8. Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь &qbot;особому&qbot; ребенку. СПб., 2001г.
  9. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
  10. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996г.
  11. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002 г.
  12. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.
  13. Лендер Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,2000 г.
  14. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.
  15. Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.
  16. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. 1984, №4.
  17. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб., 2002 г.
  18. Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.
  19. Хухлаева О.В. Лесенки радости. М.: Совершенство, 1998 г.
  20. Цыркун Н.А. Социально-психологические закономерности развития воли у дошкольников. Минск: НМ Центр, 2000 г.
  21. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.

 

Приложение №1.  (назад)

Основная эмоция

Градация основной эмоции

Синонимы

Радость

Удовольствие – радость – ликование

Отрада, удовольствие, наслаждение, блаженство, счастье, восторг, упоение,

Удивление

Удивление – изумление – поражение

Не верить своим глазам, диву дивиться.

Интерес

Внимание – интерес – увлечение.

Заинтересованный, занимательный, любопытный, фиксировать, вникать сосредоточиться.

Горе

Печаль – уныние – горе

Подавленность, страдание, скорбь, горесть, тоска, грусть.

Гнев

Раздражение – гнев – ярость

Злость, недовольство, возвышение, бешенство

Страх

Испуг- страх – ужас

Боязнь, трепет, жуть, беспокойство, тревога

Стыд

Застенчивость – робость – стыд

Сожаление, раскаяние, смущение, конфузия.

Отвращение

Неприязнь – отвращение – омерзение

Чувство брезгливости, гадливости.

Презрение

Презрение - пренебрежение – надменность

Напыщенность, спесь.

Спокойствие

(это эмоциональное состояние в шкале Изарда отсутствует)

Тихий, безмятежный, невозмутимый, хладнокровный, умиротворенный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию детей с ограниченными возможностями.

«Утверждаю»:Директор ГБУ «Реабилитационный центрдля детей и подростков с ограниченнымивозможностями Конаковского районаСилкина Н.В._______________«____» _______________ 2013 г....

Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»

Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направления...

Адаптированная программа коррекционно - развивающих занятий для нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

    В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и пони...

Программа коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста (Коррекция звукопроизношения)

Программа коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста (Коррекция звукопроизношения)...

Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"

КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...

Программа самообразования: «Логосказка в коррекционной развивающей работе как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом,...