Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по теме "Осень. Деревья осенью"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Василенко Марианна Аркадьевна

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie._osen.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение  детский  сад  №  70 Невского  района  г. Санкт – Петербурга.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  

с детьми старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития по теме:

«Осень. Деревья осенью».

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять знания  о признаках осени, названиях деревьев.
  2. Познакомить со стихотворением А.Плещеева «Осень».
  3. Познакомить с термином «гласный звук».

Коррекционно-развивающие:

  1. Активизировать  словарь (признаки осени, названия  деревьев, слова,

начинающиеся на звук «А»)

  1. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  2. Упражнять в составлении предложений с предлогами «НА» и «С».
  3. Развивать слуховое  восприятие и внимание, фонематический слух.
  4. Развивать зрительную память.
  5. Формировать длительный направленный выдох.
  6. Развивать координацию речи с движением, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к сверстникам, умение слушать товарищей.
  2. Воспитывать интерес и любовь к природе.
  3. Вызывать интерес и любовь к поэзии.
  4. Воспитывать бережное отношение к пособиям.

Оборудование: мнемотаблица к стихотворению, карточки с изображением деревьев и листьев, мячик, листья, закреплённые на занавеске, изображение матрёшки, таблица для произнесения звуков, предметные картинки на звук «А».

Ход занятия:

1.Оргмомент. Приветствие.

2.Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о времени года. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень)

3. Чтение стихотворения А.Плещеева «Осень».

-Послушайте внимательно стихотворение:

                 Осень наступила,

                 Высохли цветы,

                 И глядят уныло

                 Голые кусты.

                 Туча небо кроет.

                 Солнце не блестит.

                 Ветер в поле воет,

                 Дождик моросит.

-О каком  времени года это стихотворение?

-Какое настроение создаёт это стихотворение грустное или весёлое? Почему?

- А теперь я прочитаю это стихотворение по картинкам, а вы послушаете и постараетесь запомнить  (использование мнемотаблицы).

- О каких признаках осени говорится в этом стихотворении? (вянут и сохнут цветы, голые кусты – облетели все листья, тучи на небе, солнце появляется редко – пасмурное небо, сильный ветер, часто идёт дождь).

- Что значит слово «уныло»? (грустно, печально) Сделайте, пожалуйста, унылое лицо.

- Покажите, как ветер в поле воет - («у-у-у-у»)

- Что значит «дождик моросит»? (идёт тихо)

4. «Назови ласково» или «Большой-маленький»:

Цветок – цветочек, куст - …,туча - …, ветер -…, дождь -…, солнце -…, лужа -…, капля -…, дуб -…, берёза -…, дерево -…, лист -…

5. Координация речи с движением «Дождик»:

Капля-раз, капля – два,

Очень медленно сперва,

(прыжки на носочках, руки на поясе, медленно)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

(прыжки в быстром темпе)

Мы зонты свои раскрыли,   (руки развести в стороны)

От  дождя  себя  укрыли.   (руки полукругом над головой)

6. «Деревья и листья»:

Вспоминаем названия деревьев по картинкам (берёза, дуб, клён, липа, рябина)

- Посмотрите, ребята, ветер сорвал листья с этих деревьев и они упали к вам на столы. Возьмите свои листья и угадайте, с какого они дерева?

Составление предложений с предлогами «НА» и «С» (по образцу логопеда)

-Эти листья росли «НА» берёзе, а потом упали «С» берёзы.

(Располагаем изображения листьев под изображением соответствующих деревьев на наборном полотне).

 7. «Найди свой листочек и подуй на него»:

 По заданию дефектолога дети подходят к определённому листу, закреплённому на занавеске.

- Найди маленький кленовый лист (лист клёна) и подойди к нему.

- Найди дубовый лист и подойди к нему.

 

- А теперь давайте поиграем в ветерок. Сделайте губки «трубочкой» и подуйте на свой листочек.

8.Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, листья осины,

Листики тополя, листья рябины,

Листики дуба мы соберём,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме  осенний  букет  отнесём.

(«шагают» по столу средним и указательным пальцами)

9. Знакомство  со  звуком «А».

- Ребята, к нам в гости пришла матрёшка. Посмотрите, какое у неё весёлое, доброе лицо, а ротик широко открыт. Угадайте, какой звук произносит матрёшка так широко открывая рот? (звук «А»). Давайте и мы с вами произнесём этот звук. («А-А-А»). Давайте будем произносить этот звук по-разному: тихо, громко, коротко, протяжно, высоко, низко (по таблице).

- Скажите мне, ребята – легко вам произносить звук «А», ничего вам не мешает? Можно тянуть звук «А»? Петь?

Звук, который можно тянуть и петь называется «гласный» звук. Как называется звук «А»? (гласный)

10. «Ловим звук «А»:

- Я буду говорить разные звуки, а вы будете ловить ладошками только звук «А»

- А, У, И, А, А,О, И, Р,А

- АМ, УМ. АС. ОП

- Аня, астра, утюг, аптека, ослик

11.Выделение звука «А» из начальной позиции в словах.

- А сейчас я раздам вам картинки, которые начинаются на звук «А». Назовите свою картинку так, чтобы мы хорошо услышали звук «А»  («потяните» звук «А») (арбуз, антенна, альбом, Айболит, арфа,автомат)

-Поставит свою картинку на наборное полотно тот, у кого  на картинке оружие  (ребёнок ставит картинку и ещё раз называет слово «автомат»)

- Поставит свою картинку на наборное полотно тот, у кого  добрый доктор, который лечит животных.

- Этот предмет устанавливают на крыше, чтобы телевизор хорошо работал.

- В нём рисуют красками.

- Он сладкий, вкусный, круглый.

- Это музыкальный инструмент.

12. «Чего не стало»

Дефектолог  переворачивает карточку, пряча картинку, дети говорят:

- Не  стало  автомата, Айболита, антенны, альбома, арбуза, арфы.

13. «Назови картинки по порядку»  (дети называют картинки по порядку, дефектолог переворачивает карточки)

-  С какого звука начинаются все эти слова? (со звука «А»)

14.Подведение итогов занятия.

-Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось делать? Что вам было интересно? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Спешим на помощь животным жарких стран»

В данном материале отражен комплексный подход к построению структуры НОД  для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Основная цель - формирование элементарных математических представлений реа...

Индивидуальная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития

В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода...

Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по теме "Деревья"

В данном конспекте представлено занятие, предназначенное для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Конспект итоговой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема: «ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО»

Интегрированная образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития старшего возраста....