Рабочая программа "Я могу! Я знаю! Я умею!"
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ананина Елена Александровна

программа для детей второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_pedagoga.docx291.75 КБ

Предварительный просмотр:

знаю.jpeg

Содержание

  1. Введение.
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебный план.
  4. Перспективное планирование.

Введение

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребѐнка, анализу процессов, влияющих на еѐ формирование.

Пояснительная записка

Образовательная область, в которой программа может быть использована: «Социализация», интегрирование с областями «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».Систематическая работа по данной программе позволяет ребенку легче адаптироваться в группе сверстников, способствует повышению самооценки, снижению тревожности, появлению сплоченности в детском коллективе, знакомит с навыками саморегуляции.

На занятиях, проводимых по программе, дети знакомятся со своим организмом, получают целостное представление о здоровье и способах его сохранения, узнают об эмоциональной жизни человека, учатся управлять своими эмоциями, получают информацию о желаниях других детей и взрослых, учатся сообщать о своих переживаниях.

Проведение занятий на протяжении всего дошкольного периода способствует развитию чувства симпатии по отношению к сверстникам; развитию способности понимать и ценить индивидуальность других детей, развитию чувства эмпатии, умению взаимодействовать между собой в игровой, трудовой, учебной и др. деятельностях.

С помощью данной программы я хочу ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений со сформировавшимся бережным отношением к своему здоровью.

Цель:

Формирование у детей бережного отношения к своему здоровью, повышение социально-психологической культуры ребенка, повышение социально-психологической компетенции его родителей.

Задачи:

  1. Познакомить детей со своим организмом;
  2. Научить детей управлять своими эмоциями;
  3. Научить детей взаимодействовать друг с другом.

Учебный план

Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей детей. На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Программа рассчитана на два месяца обучения детей 3-4 года.

Продолжительность занятий 15-20 минут. За счет того, что деятельность постоянно меняется, дети  данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают.

Перспективное планирование

Задачи

Содержание занятия

Дидактический материал

1

  1. Познакомить детей с новой формой занятия;
  2. Учить детей называть свое имя;
  3. Учить детей взаимодействовать друг с другом.

Упражнение «Назови свое имя»

Игра-имитация «Мы обезьянки»

Упражнение «Массаж»

Игрушка зайчонок, мяч.

2

  1. Способствовать осознанию ребенком себя;
  2. Воспитывать интерес к собственной личности.

Упражнение «Расскажи о себе»

Итоговое упражнение «Поменяются местами те, кто»

Игрушка зайчонок.

3

  1. Исследовать уровень информированности детей о нежелательных последствиях употребления сладостей;
  2. Развивать навыки культуры питания.

Упражнение «Поменяются местами те, кто…»

Упражнение «Угадай, кто позвал»

Сказка «О сладостях»

Игровое упражнение «Съедобное- несъедобное»

Шарф, игрушка зайчонок, картинки съедобное-несъедобное.

4

  1. Познакомить детей с мимикой, жестами, голосом при эмоциональном проявлении радости;
  2. Обсудить ситуации, когда человеку весело.

Сказка «О веселых гномиках»

Игра «Хлопай-прыгай»

Игра «Мы ходим гуськом»

Картинка с лицом радостного ребенка, зайчонок.

5

  1. Способствовать формированию ответственности за свое поведение;
  2. Развивать навыки личной гигиены.

Подвижная игра «Веселый хоровод»

Игра «Что для чего нужно»

Упражнение «Чистюли»

Зайчонок

6

  1. Познакомить детей с мимикой, жестами и интонациями голоса при эмоциональном проявлении грусти;
  2. Обсудить ситуации, когда человеку грустно.

Сказка «О грустном настроении»

Этюд на выражение веселого и грустного настроения

Картинка с лицом грустного ребенка, зайчонок,

7

  1. Сформировать у детей представление о том, что лекарства могут давать только взрослые;
  2. Способствовать формированию ответственности за свое здоровье.

Упражнение «Веселое, грустное имя»

Сказка «О горькой таблетке»

Упражнение-интервью «Как вести себя с таблетками»

Игровой массаж

Мяч, зайчонок

8

  1. Учить детей преодолевать страх;
  2. Развивать смелость.

Сказка «О том, чего напугался Зайчонок»

Рисунок на тему: Кто-то очень страшный

Зайчонок, альбомный лист по количеству детей, цветные карандаши, текст сказки «Тараканище»

9

  1. Познакомить детей с органами зрения, слуха, обоняния;
  2. Дать детям представление о роли зрения, слуха, обоняния.

Дидактическая игра «Чего не стало»

Рассматривание иллюстрации

Упражнение «Что ты слышишь»

Игра-имитация «Послушай и угадай»

Зайчонок, изображения уха, глаза, носа, 4-5 разных предметов (овощи, фрукты, игрушки и т.д.), аудиозапись пения птиц, водопад, дождь

 

Занятие 1

Тема «Давайте познакомимся»

Цель: способствовать сплочению коллектива, раскрепощению и раскрытию детей.

Задачи:

– познакомить детей с новой формой занятия;

– учить детей называть свое имя;

– учить детей взаимодействовать друг с другом.

Ход занятия. Приглашаю ребят на ковер и рассказываю о том, что на занятиях они будут сидеть в кругу, чтобы всех было хорошо видно и слышно. На занятие приходит Зайчонок (или другая игрушка) со своим маленьким другом (игрушка поменьше) или приносит небольшой мячик.

Упражнение «Назови свое имя»

Зайчонок называет свое имя и передает игрушку или мячик ребенку и просит его назвать свое имя, так, по кругу, дети называют свои имена. Я обращаю внимание на то, что говорит только тот, у кого игрушка или мячик.

Игра-имитация «Мы обезьянки»

Приглашаю двоих детей (по желанию) выйти в круг. Одному из них предлагается показать какое-либо движение, а другой ребенок должен повторить, дальше повторяет вся группа. Если дети не выходят в круг, первое движение показывает Зайчонок.

Упражнение «Массаж»

Дети встают на пол по кругу, и я начинаю делать массаж ребенку, стоящему перед мной, и прошу детей делать такой же массаж своим соседям (постукивание пальчиками по спине – «дождик», поглаживание ладонями – «подул ветерок» и т. д.).

Рефлексивный этап:  говорю, что сегодня на занятии дети познакомились друг с другом и научились новым правилам (говорит тот, у кого игрушка, дети сидят по кругу).

 

Занятие 2

Тема «Кто я?»

Цель: формирование знаний о различиях мальчиков и девочек.

Задачи:

– способствовать осознанию ребенком себя;

– воспитывать интерес к собственной личности.

Ход занятия. Показываю детям Зайчонка. Малыши узнают его, радуются. Зайчонок говорит детям о том, что он хочет выяснить знания детей о самих себе. Кто они – мальчики или девочки, сколько им лет?

Диагностическое упражнение «Расскажи о себе»

Дети рассказывают о себе. Результаты данного упражнения дают мне информацию о том, что дети знают о себе.

Итоговое упражнение «Поменяются местами те, кто…»

Проводится в кругу. Каждая фраза начинается со слов «Поменяются местами те, кто…» Далее перечисляются признаки в одежде, прическе, играх, которые традиционно относятся к девочкам или мальчикам.

Рефлексивный этап: Мы сегодня с вами учились различать девочек и мальчиков. Спасибо тебе, Зайчонок, за интересное занятие.

 

Занятие 3

Тема «Сладости»

Цель: способствовать формированию ответственности за свое здоровье.

Задачи:

– исследовать уровень информированности детей о нежелательных последствиях употребления сладостей;

– развивать навыки культуры питания.

Ход занятия. Приглашаю детей в круг на ковер.

Упражнение «Поменяются местами те, кто…» (повторение пройденного на прошлом занятии).

Упражнение «Угадай, кто позвал»

Ребенок выходит в круг, ему завязывают глаза, дети по очереди называют его по имени. Ребенок должен угадать.

Сказка о сладостях

Однажды Зайчонок увидел коробку. Ему очень хотелось посмотреть, что в этой коробке. Зайчонок заглянул в коробку и увидел там… много-много (показывает детям) конфет и печенья. Они все были в красивых, ярких фантиках. Зайчонок начал есть конфеты и печенье и никак не мог остановиться, но вдруг ему стало плохо…

Почему Зайчонку стало плохо? Выслушиваю ответы детей (объелся, заболели зубы, живот и т. д.).

Зайчонок отправился к лесному доктору, и он ему сказал…

Как вы думаете, что сказал доктор Зайчонку? Выслушиваю ответы детей. Правильно.

Доктор сказал Зайчонку, что сладостей много есть нельзя. Зайчонок говорит детям, что он больше никогда не будет есть так много сладостей, да и детям не советует.

Предлагаю угостить Зайчонка другими продуктами.

Игровое упражнение «Съедобное–несъедобное»

Показываю детям разные картинки. Если на картинке изображен съедобный предмет – дети хлопают в ладоши, если несъедобный – не хлопают.

Рефлексивный этап: Зайчонок, я и дети подводим итог: сладостей много есть нельзя, надо употреблять разные продукты, но обязательно полезные.

 

Занятие 4

Тема «Нам сегодня весело»

Цель: способствовать формированию умения правильно оценивать настроение по внешним признакам.

Задачи:

– познакомить с мимикой, жестами, голосом при эмоциональном проявлении радости;

– обсудить ситуации, когда человеку весело.

Ход занятия. Обсуждение картинки с лицом радостного человека (как дети догадались о том, что человек радуется, признаки эмоционального состояния).

Дети изображают радостное выражение лица. Приходит Зайчонок.

«Сказка о веселых гномиках». Зайчонок рассказывает, что в лесу живут маленькие человечки-гномики. Они очень добрые и веселые и очень любят играть в разные игры.

Игра «Хлопай–прыгай»

Если гномик поет «ля-ля-ля», дети хлопают в ладоши, а если не поет, то прыгают

(дети выполняют движения).

Игра «Мы ходим гуськом»

Показываю, как гномики умеют ходить гуськом (пяточки к носочку). Дети выполняют движение.

Гномики очень любят гулять на полянке, где растут колокольчики. Давайте послушаем, как звенят колокольчики (наклоны головы со словами «динь-динь-динь»). Очень весело стало гномикам. Давай они головками крутить вправо–влево, вправо–влево. Вот какие веселые гномики.

Рефлексивный этап: «Когда нам весело». Закрепление и обсуждение ситуаций.

Дети с моей помощью  называют ситуации, когда им весело, и у них хорошее настроение.

Занятие 5

Тема «Маленькие чистюли»

Цель: формирование у детей навыков личной гигиены.

Задачи:

– способствовать формированию ответственности за свое поведение;

– развивать навыки личной гигиены.

Ход занятия.

Подвижная игра «Веселый хоровод» (повторение пройденного материала)

Встаю с детьми в круг, читаю небольшое стихотворение, сопровождая его движениями и жестами. Дети повторяют движения.

Ножками затопали,

Зашагали по полу,

Топ-топ-топ,

Топа-топа-топ.

Скачут словно зайчики –

Прыг, прыг, скок –

Девочки и мальчики.

Прыг, прыг, скок.

Ходят дети ножками,

Ножками–сапожками.

Топ-топ-топ.

Топа-топа-топ.

Появляется Зайчонок. Он весь грязный (грязные мордочка, лапки). Зайчонок рассказывает о том, что с ним случилось. Он играл со своими друзьями и весь запачкался. Друзья перестали с ним играть. А что делать, он не знает.

Предлагаю помочь Зайчонку.

Игра «Что для чего нужно»

Показываю средства гигиены и спрашиваю, что для чего нужно. Например: мыло – чтобы умываться, щетка зубная – чтобы чистить зубы и т. д.

Зайчонок умывается, становится чистым, благодарит детей за помощь.

Упражнение «Чистюли»

Все действия стихотворения дети изображают.

Утром детки все проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Зубки чистить мы пошли

Зубки мы почистили,

Личико умыли, стали чистыми!

Рефлексивный этап: Чистый Зайчонок благодарит детей за помощь и обещает, что больше никогда не будет ходить таким грязным, и ребята должны быть чистыми и опрятными.

 

Занятие 6

Тема «Мне сегодня грустно»

Цель: формирование умения правильно оценивать настроение по внешним признакам.

Задачи:

– познакомить с мимикой, жестами и интонациями голоса при эмоциональном проявлении грусти;

– обсудить ситуации, когда человеку грустно.

Ход занятия. Обсуждение картинки с лицом грустного человека (как дети догадались о том, что человек грустит, признаки эмоционального состояния).

Дети изображают грустное выражение лица. Появляется Зайчонок.

Сказка о грустном настроении

Зайчонок проснулся рано утром. У него было хорошее настроение.

Покажите, какое настроение было у Зайчонка. Дети показывают.

Он собирался пойти погулять со своими друзьями, но вдруг налетел сильный ветер и пошел дождь. Зайчонок расстроился, у него стало грустное настроение.

Покажите, какое настроение стало у Зайчонка.

Зайчонок стал просить у дождика: «Дождик, дождик, хватит капать, а то я не смогу пойти погулять. У меня плохое настроение». А дождик ответил: «Я сейчас полью деревья, цветочки и перестану, и у всех станет хорошее настроение». Вскоре дождик прекратился, и Зайчонок пошел гулять. Вот какое бывает разное настроение.

Этюд на выражение веселого и грустного настроения

Капризуля мальчик Марк,

Не унять его никак.

(Брови опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены)

Улыбнется он на миг –

Засияет солнца лик.

(Брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты).

Рефлексивный этап:  говорю детям, что настроение может быть разным и, если настроение грустное, то его можно изменить: интересной игрой, чтением веселой книги.

 

Занятие 7

Тема «Горькая таблетка»

Цель: формирование представления о последствиях бесконтрольного употребления лекарств.

Задачи:

– сформировать у детей представление о том, что лекарства могут давать только взрослые;

– способствовать формированию ответственности за свое здоровье.

Ход занятия.

Упражнение «Веселое, грустное имя» (закрепление пройденного материала)

Дети стоят в кругу, я кидаю мячик по очереди детям и прошу назвать свое имя грустно или весело.

Появляется Зайчонок.

Сказка о горькой таблетке

Однажды Зайчонок остался один дома. Сначала он играл с игрушками, потом сел порисовать, но ему стало скучно, и он решил посмотреть, что находится в коробочке, которая стоит на полке. Когда он открыл коробочку, то увидел красивые круглые таблетки. Но Зайчонок не знал, что это таблетки, он подумал, что это конфеты. Он выбрал самую большую красную таблетку и положил ее в рот. Но когда он ее раскусил, во рту стало очень горько. Зайчонок не знал, что делать, и стал плакать. Пришла мама, дала Зайчонку сладкого чая и объяснила, что никогда нельзя брать таблетки без спросу.

Упражнение-интервью «Как вести себя с таблетками» (диагностическое)

Зайчонок спрашивает у детей:

– Почему у меня во рту стало горько?

– Почему можно перепутать таблетки с конфетами?

– Кто может разрешить съесть таблетку?

Рефлексивный этап:  «Массаж»

Чтобы не болеть и не пить горькие лекарства, мы вместе с Зайчонком сделаем массаж. (Игровой массаж)

 

Занятие 8

Тема «Страшилки»

Цель: выявить наличие или отсутствие страхов у детей.

Задачи:

– учить детей преодолевать страхи;

– развивать смелость.

Ход занятия. Появляется Зайчонок. Он очень испуган.

Сказка о том, чего напугался Зайчонок

Зайчонок остался один дома. Мама задержалась. На улице стало темно и в комнате тоже стало темно. Зайчонок очень испугался. Он сидел в уголочке и плакал, пока не вернулась мама.

Жалею Зайчонка и говорю, что многие дети чего-то боятся: кто темноты, кто Бабы-Яги, кто врача.

Прошу детей назвать, чего они больше всего боятся.

После этого я рассказываю детям и Зайчонку, что многих «страшных» вещей не надо бояться: если боишься темноты – надо включить свет; собаки не нападут, если к ним не подходить; Баба-Яга живет только в сказках; пауки – очень маленькие, их просто не надо трогать.

В конце беседы читаю отрывок (по желанию) из сказки «Муха-Цокотуха» или «Тараканище», где герой побеждает злодея.

Рисунок на тему «Кто-то очень страшный». Предлагаю нарисовать кого-то очень страшного, а потом порвать этот рисунок.

Рефлексивное занятие: говорю детям, что многие страхи совсем не страшны, и каждый человек, даже если он мал, может победить свой страх.

Примечание: если после занятия выявлены какие-либо страхи у детей, дальнейшая работа по преодолению страхов при необходимости ведется индивидуально.

 

Занятие 9

Тема «Раз – ушко, два – глазик, три – носик»

Цель: обучение детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» – ушей, глаз, носа.

Задачи:

– познакомить детей с органами зрения, слуха, обоняния;

– дать детям представление о роли зрения, слуха, обоняния.

Ход занятия. Появляется Зайчонок. Он приносит с собой картинки, где нарисованы ухо, глаза, нос. Вместе с детьми рассматривают картинки с вопросами:

– Для чего нужны глаза?

– Сколько глаз у человека?

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Раскладываю на столе 4–5 разных предметов (овощи, фрукты, игрушки и т. д.). Прошу детей закрыть глаза и убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они должны назвать тот предмет, который убрали.

Рассматривают картинку с изображением уха.

– Для чего нужны уши?

– Сколько у нас ушей?

Упражнение «Что ты слышишь?»

Включаю аудиозапись разных звуков (пение птиц, дождь, водопад). Дети отгадывают.

– А для чего нам нужен нос?

Рассматривают картинку с изображением носа, дети дают ответы. «Нос нам нужен для того, чтобы нюхать цветы, а главное – дышать».

Вот какие у нас «умные помощники».

Игра-имитация «Послушай и угадай»

Читаю стихотворение, слова сопровождаются движениями.

По тропинке в лес пойдем,

Лужу мимо обойдем,

Перепрыгнем ручеек.

Посмотрели мы налево,

Посмотрели мы направо.

Посмотрели вверх на солнышко.

Посмотрели вниз на травку.

Ах, как красиво!

Рефлексивный этап:  сегодня на занятии мы узнали о наших «умных помощниках» и поняли, что нам без них не обойти

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг "Я знаю, я умею, я могу"

Психологическое мероприятие в форме игровго тренинга для детей среднего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка "Люби и знай родной свой край"

Программа кружка для детей старшей группы 5-6 лет для ознакомления с родным краем...

Рабочая программа "Родной свой край люби и знай" для детей 3-7 лет

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию детей  3-7 лет.Программа носит образовательный, общекультурны...

Рабочая программа дополнительного образования детей по обучению грамоте «Как хорошо уметь читать».

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

Рабочая программа "Все знаю и умею"

Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить — величайший из полученных человеком природных даров. Поэто...

Рабочая программа по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей «Всё знаю и умею»

Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализацииДетская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений чел...