Рабочая программа "Все знаю и умею"
рабочая программа (старшая группа)

Шпакова Валентина Николаевна

Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить — величайший из полученных человеком природных даров. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия — одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vsyo_znayu_i_umeyu.docx13.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей «Всё знаю и умею»

Шпакова В. Н.

Рабочая программа по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей «Всё знаю и умею»

Паспорт программы

Наименование программы - “Всё знаю и умею”.

Цель программы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Исполнитель: Шпакова В. Н.

Соисполнители: Воспитанники ДОУ и их родители.

Ожидаемые конечные результаты программы - увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

- создание индивидуальных образовательных маршрутов;

- повышение квалификации педагогов в рамках самообразования по теме «Одаренные дети»;

- совершенствование системы работы с одаренными детьми

Система контроля исполнения программы Контроль в рамках программы осуществляет администрация детского сада. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.

I. Пояснительная записка.

Актуальность темы. Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить — величайший из полученных человеком природных даров. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия — одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

Программа «Всё знаю и умею» нацелена на максимальное раскрытие потенциальных возможностей детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей со старшего дошкольного возраста, оказания адресной поддержки каждому ребенку, разработку индивидуальных карт развития с учетом специфики интеллектуально-творческой одаренности ребенка.

II.Нормативно-правовая база программы:

1. Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;

2. Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;

3. Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г. ;

5. Федеральная целевая программа “ Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г. ;

6. Устав МБДОУ детского сада №69.

III. Цель программы: Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих и познавательных способностей и интересов, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи программы

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

IV. Ожидаемые результаты:

1. Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений инновационных форм работы с детьми

2. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по выявлению и развитию способностей и предпосылок одаренности детей дошкольного возраста;

3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

5. Использование предметно-развивающей среды для разностороннего развития детей дошкольного возраста;

6. Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;

7. Рост престижа дошкольных образовательных учреждений в муниципальной образовательной системе.

V. Условия реализация программы.

• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

• работа кружков, студии и секции, развивающих творческую направленность ребенка;

• участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, интеллектуальных конкурсах, выставках детского творчества

• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

6. Примерный план работы с одарённым ребёнком:

• Индивидуальная работа.

• Занятия в кружке.

• Участие в конкурсе.

• Проектная деятельность.

• Вовлечение в коллективную деятельность.

• Работа с родителями.

7. Заключение

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т. ч. одаренность,не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.

9. Список литературы

1. Баландина Л. А., Гаврилова В. Г. ,. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - г. Ростов-на-Дону, 2004.

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” –М., 2005.

3. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. - М., 1991.

4. Клименко В. В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.

5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.

6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н. С. Лейтеса. - М., 2000.

7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.

8. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1997.

9. Л. Н. Прохорова, «Организация экспериментальной деятельности дошкольнииков».-М:Аркти,2004.

10. Н. А. Рыжова. «Развивающая среда дошкольных учреждений».-М:ТЦ Сфера, 2003.

Методики, используемые  для выявления одаренности детей.

1. Для выявления литературных дарований

Лично мне больше всего нравится методика экспертных оценок Лосева А. А.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком

Критерии оценки ФИ детей

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

7. Любит сочинять рассказы или сказки.

8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

Средний бал

Если какая-то характеристика присуща ребенку:

в наивысшей степени – 5 баллов;

выше средней — 4 балла;

средней – 3 балла;

низкой – 2 балла.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри данной «области» таланта. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов и полученное число запишите в бланк.

2Для выявления интеллектуальной одаренности

ребенка используется методика экспертных оценок Лосева А. А. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов (12) и полученное число запишите. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития.

Критерии оценки ФИ детей

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6. Богатство активного словаря.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10. Владение основными компонентами умения учиться.

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг "Я знаю, я умею, я могу"

Психологическое мероприятие в форме игровго тренинга для детей среднего дошкольного возраста...

КВН по Правилам Дорожного Движения «Знай, умей, соблюдай»

         Ведущий: Здравствуйте дорогие коллеги! ( Слайд №1)               Ведущая: Добрый де...

Конспект викторины «Знай и умей»

Воспитывать желание заботиться о птицахвоспитывать желание заботиться о птицах...

Проект Я знаю, я умею ( познавательное и интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста)

Развитие познавательных способностей у детей является актуальной проблемой современного дошкольного воспитания . В настоящее время необходимо подобрать эффективные приёмы развития  интеллектуальн...

Рабочая программа "Я могу! Я знаю! Я умею!"

программа для детей второй младшей группы...

Рабочая программа по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей «Всё знаю и умею»

Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализацииДетская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений чел...

Итоговое родительское собрание в форме КВЕСТ «Что я знаю и умею»

Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game)Цель:эмоциональное сближение родителей и детей.Задача: усиление роли семьи в воспитательном процессе, улучшение отноше...