Лепка как средство речевого развития детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике

Байдикова Ольга Владимировна

В статье обосновывается связь пальцевой моторики и речевого развития детей. Подчёркивается роль функции моторного планирования в формировании навыков речи. Рассматриваются вопросы речевого развития дошкольников с помощью лепки. Обосновывается важность, применения как традиционных, так и нетрадиционных материалов для лепки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 376


О.В. Байдикова
учитель – логопед
МДОУ "Детский сад общеразвивающего
вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района
Белгородской области", РФ

Н.А. Квитченко
воспитатель
МДОУ "Детский сад общеразвивающего
вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района
Белгородской области", РФ

Н.М. Недоводиева

педагог дополнительного образования
МУ ДО «Центр детского творчества Белгородского

района Белгородской области», РФ

Лепка как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Аннотация
                 В статье обосновывается связь пальцевой моторики и речевого развития детей. Подчёркивается роль функции моторного планирования в формировании навыков речи. Рассматриваются вопросы речевого развития дошкольников с помощью лепки. Обосновывается важность, применения как традиционных, так и нетрадиционных материалов для лепки. Описываются приём и техники лепки.
Ключевые слова:
Лепка, моторное планирование, речевое развитие, дошкольный возраст.

Связь пальцевой моторики и речевого развития очевидна и доказана многими нейрофизиологами и нейропсихологами. Она объясняется тем, что проекция кистей рук в головном мозге занимает треть участка, отвечающего за движения, и расположена очень близко от речевой зоне (центры Брока и Вернике). Наиболее значимой эта связь становится к трем-четырем годам жизни человека, когда созревают центры Брока и Вернике. Именно с этого возраста тренировка пальцевой моторики становится особенно целесообразной, что подталкивает родителей, а также воспитателей, логопедов, психологов, педагогов дополнительного образования к поиску разнообразных средств развития моторики пальцев рук дошкольников.

На сегодняшний день широко вошли в практику такие средства развития пальцевой моторики дошкольников как: всевозможные игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, прищепки, бусины, пуговицы, желуди, спички, крупы и т.д.), пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев рук, рисование пальчиками, лепка. Все из перечисленных средств содержат в себе спектр развивающих возможностей. В рамках данной статьи остановимся подробнее на лепке.

Лепка как средство развития дошкольника стала предметом исследования таких ученых как Халезова Н.Б., Горунович Л.Б., Косминская В.В и др. Авторы отмечают, что особенностью лепки в детском саду является то, что детской руке доступны формы работы, в которых используются только мягкие материалы. Причем, такие материалы могут быть как традиционными (пластилин, глина, тесто и т.д.), так и нетрадиционные (снег, влажный песок и т.д.). Однако, любой традиционный материал может применяться в нетрадиционной форме. Так, например, хорошо зарекомендовала себя лепка в форме пластилинографии, которая подразумевает более или менее объемное «рисование» пластилином на горизонтальных поверхностях.

Специалистам ДОУ и родителям дошкольников целесообразностремиться к максимальному разнообразию в применении приемов и техник лепки и выбору неповторяющихся заданий для детей. Это связано с необходимостью развитиятакой функции как моторное планирование, заключающейся в способности понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность.

Современные исследования доказывают, что важно не столько развитие пальцевой моторики для психического развития в целом и речевого развития в частности, сколько успешное формирование функции моторного планирования. Оно отвечает за умение выстроить логику действия. Причем, в моторном планировании задействованы как крупные движения (выполняемые ногой, рукой, головой, телом), так и мелкие (выполняемые пальцами). Речевая деятельность требует сложного моторного планирования.  Именно поэтому тренировка способности к моторному планированию – важная задача взрослых, нацеленных на развитие речи дошкольника. Ее решение посредством лепки предполагает отсутствие шаблонных, хорошо знакомых ребенку манипуляций с пластилином, глиной и другими материалами. Важно при организации лепки включать ребенка в такую деятельность, в которой он выполняет непривычные, новые для себя действия, и чем разнообразнее приемы и техники, используются педагогами, тем лучше.

Приемы и техники лепки могут быть следующими:

- конструктивными (продукт создается из отдельных деталей);

- скульптурными  (продут создается из одного куска);

- модульными (создание объемного продукта из отдельных деталей –модулей);

- лепка на форме (лепка производиться путем раскатывания материала и его оборачивания поверх какого-либо предмета).

Таким образом, лепка при адекватной организации является эффективным средством речевого развития дошкольников, поскольку успешно решает задачи совершенствования мелкой моторики и функции моторного планирования.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М. Речевоеразвитие дошкольников /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
  2. Зязюн И.А. Онтология педагогического творчества / И.А.Зязюн// Педагогическая техника, 2014 - С.154-156.
  3. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина.2-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2012. – 88с.

  © О.В.Байдикова, Н.А. Квитченко, Н.М. Недоводиева, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...

Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

В презентации даны методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста,обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...

«Художественно-развивающие игры, как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в своб...