Главные вкладки

    Игры для развития социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.
    методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Коржова Светлана Александровна

    В методической разработке представлены игры-имитации, этюды по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_dlya_sotsialno-emotsionalnogo_razvitiya_detey.doc117 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра — имитация «Мы обезьянки».

    Цель. Формировать умения детей воспроизводить выразительные позы и движения.

    Ход игры. Педагог по желанию приглашает двоих детей выйти перед группой. Одному из них предлагается показать какую — либо позу и вернуться в исходное положение. Другой ребенок вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу. Затем играющие меняются ролями.

    Игра — имитация «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдет?»

    Цель. Игра развивает пантомимику, последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений.

    Дидактический материал — шапочки — маски медведя, ежа, зайца, сороки.

    Ход игры. Педагог. Если бы сорока говорить умела, она бы про все рассказала — что было и чего не было. Как медведь много ел, как ехали медведи на велосипеде. А все звери друг друга спрашивали: «Правда ли, что ехали, да что при этом ели, ехала быстро или еле — еле, доехали или не успели.». А мы с вами сорочьих разговоров не слыхали, а смешные небылицы показать и сами можем.... Кто покажет болтунью — сороку? (желающие надевают шапочку клюв.) Кто будет играть роль ежа, зайца, медведя? (Каждому ребенку надевается соответствующая маска — шапочка.)

    Педагог (говорит и показывает действия). Медведь иди своей неуклюжей походкой в берлогу (подставляет большой стул), Садись и жуй, а время от времени сердито рычи: «У-у-у-у-...». Заяц, прыгай к своей осинке, покажи, как ты дрожишь от страха. Еж - ворчун, беги под свою ель, мелко — мелко перебирай лапкам, пыхти: «Пых-пых — пых — пых.». А та сорока — белобока, лети, смотри, как медведь ест, удивляйся, руками маши, как крыльями. От удивления глазами моргни, да как подпрыгни. Посмотри внимательно на медведя, да и вопрос ему задай: «Ешь?» Медведь медленно подними глаза на сороку, лениво кивни и отвечай грубым голосом: «Ем». Сорока, ты опять от удивления подскочи и лети со своей новостью к ежу и расскажи ему «Ест!». А ты еж, пофырчи на сороку, внимательно посмотри, удивительно лапками разведи: «Ест?» Зайка ты от страха дрожи и у сороки испуганным голосом спроси: «Ест?». Сорока кивни головой, успокой зайку: «Ест, не дрожи!». Зайка покажи как ты перестал дрожать, а от радости даже в ладошки захлопай: «Ест!». Игра продолжается.

                            Игра — имитация «Правила гигиены

    Ход игры. Педагог предлагает детям с помощью считалки выбрать одного водящего. Водящего просят выйти из группы. Пока он отсутствует, педагог договаривается с детьми, кто и что будет изображать. Затем водящий приглашается в группу. Педагог поочередно вызывает детей для показа элементарных навыков гигиены с помощью жестов и мимики. Водящий должен отгадать, что показывает каждый из детей. Если водящий не смог отгадать, то выбирают другого.

    Игру можно провести 3-4 раза. Предлагается показать:

    • умывание;
    • чистку зубов;
    • обтирание;
    • причесывание;
    • купание в ванне и др.

    В конце игры педагог вместе с детьми обсуждает действия и успешность выполнения задания каждым участником.

    Игра — имитация «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдет?»

    Цель. Игра развивает пантомимику, последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений.

    Дидактический материал — шапочки — маски медведя, ежа, зайца, сороки.

    Ход игры. Педагог. Если бы сорока говорить умела, она бы про все рассказала — что было и чего не было. Как медведь много ел, как ехали медведи на велосипеде. А все звери друг друга спрашивали: «Правда ли, что ехали, да что при этом ели, ехала быстро или еле — еле, доехали или не успели.». А мы с вами сорочьих разговоров не слыхали, а смешные небылицы показать и сами можем.... Кто покажет болтунью — сороку? (желающие надевают шапочку клюв.) Кто будет играть роль ежа, зайца, медведя? (Каждому ребенку надевается соответствующая маска — шапочка.)

    Педагог (говорит и показывает действия). Медведь иди своей неуклюжей походкой в берлогу (подставляет большой стул), Садись и жуй, а время от времени сердито рычи: «У-у-у-у-...». Заяц, прыгай к своей осинке, покажи, как ты дрожишь от страха. Еж - ворчун, беги под свою ель, мелко — мелко перебирай лапкам, пыхти: «Пых-пых — пых — пых.». А та сорока — белобока, лети, смотри, как медведь ест, удивляйся, руками маши, как крыльями. От удивления глазами моргни, да как подпрыгни. Посмотри внимательно на медведя, да и вопрос ему задай: «Ешь?» Медведь медленно подними глаза на сороку, лениво кивни и отвечай грубым голосом: «Ем». Сорока, ты опять от удивления подскочи и лети со своей новостью к ежу и расскажи ему «Ест!». А ты еж, пофырчи на сороку, внимательно посмотри, удивительно лапками разведи: «Ест?» Зайка ты от страха дрожи и у сороки испуганным голосом спроси: «Ест?». Сорока кивни головой, успокой зайку: «Ест, не дрожи!». Зайка покажи как ты перестал дрожать, а от радости даже в ладошки захлопай: «Ест!». Игра продолжается.

    Этюды на имитацию выразительных движений.

                            «Кузнечик».

    Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

    Выразительные движения: шея вытянута вперед, ступает на кончики пальцев.

                                    «Я не знаю»

    Педагог выбирает мальчика незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают Незнайке разные вопросы, а он молчит разводит руками: « Не знаю », « Ничего не видел ».

    Выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.

                                    «Круглые глаза»

    Однажды Саша шел домой и увидел, что в подворотне бегает тряпка. Он поднял тряпку и увидел, что там котенок.

    Педагог предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

    Выразительные движения: поднятие бровей, расширение глаз, опускание уголков губ.

                                    «Золотые капельки»

    Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из — за тучи выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь. Во время этюда звучит музыка Д. Христова «Золотые капельки».

    Выразительные движения: голова запрокинута,рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

                                            «Грязь»

    Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо перейти дорогу, а земля вокруг разрыта, потому что дорогу ремонтируют. Очень грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать свои ботинки.

    Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место.

                                    «Вкусные конфеты»

    У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Этюд сопровождается музыкой Т. Кассера «Медовые конфетки».

    Выразительные движения: мимика, жевательные движения, улыбка.

                                            «Северный полюс»

    У девочки Жени был волшебный цветик — семицветик. Захотела она попасть на северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик — семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила его вверх и сказала:        Лети, лети, лепесток,

                    Через запад на восток,

                    Через север, через юг,

                    Возвращайся, сделав круг.

                    Лишь коснешься ты земли -

                    Быть по - моему вели.

    И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна — одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

    Выразительные движения: колени расположены так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать на пальцы.

            Этюды на выражение различных эмоциональных состояний.

                            «Лисенок боится»

    Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.

    Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Имитировать стряхивание с ног воображаемых капелек воды.

                            «Поссорились и помирились»

    Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей.

    Выразительные движения: дети стоят спиной друг к другу и притоптывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Затем изображают помирившихся детей.

    Выразительные движения: дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь берутся за руки, весело кружатся в танце, в конце обнимаются. Звучит музыка Т. Вилькорейской «Помирились»

                    Н. Померанцева « Разное настроение »

    Капризуля мальчик Марк, не унять его никак. Улыбнется он на миг - Засияет солнца лик.

    Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка

    Выразительные движения: с 1 по 4 такт — капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице. С 5 по 8 такты -хорошее настроение: брови подняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты. Звучит музыка Г. Хакензака «Капризуля мальчик Марк»

                            Упражнение «Обезьянка».

    Цель. Упражнение тренирует у детей способность подражания взрослым и детям.

    Ход упражнения. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой и повторять все свои движения: он шагает — и обезьянка шагает, он поднимает руку — и обезьянка тоже. Остальные дети наблюдают и говорят: «Правильно, неправильно» (успевает обезьянка или не успевает и т. п.). Затем можно разбить детей в группы по 3 человека: один показывает второй выполняет (обезьянка), а третий наблюдает и комментирует правильность.

    Можно видоизменить упражнение при повторе путем усвоения, переходя от отдельных действий к сложной их последовательности.

                            Упражнение «Кто я?»

    Цель. Упражнение тренирует у детей способность использования жестов и мимики при подражании предметам внешнего мира.

    Ход упражнения. Педагог предлагает одному из детей подумать и изобразить что — то или кого — то жестами, мимикой, звуками (например, поезд, машину, чайник, дерево, собаку, самовар и т. д.). Остальные дети отгадывают изображаемый предмет. После правильного ответа педагог спрашивает, по каким признакам ребенок догадался, что изображен именно этот предмет.

    Затем отгадавший сам изображает, а после отгадывания рассказывает, что он делал, чтобы изобразить это.

                            Игра «Клоун Тяп — Ляп»

    Цель. Игра расширяет диапазон эмоций у малышей через понимание и переживание чувства радости; формирует положительные чувства и эмоции через улыбку; учат эмоционально воспринимать веселое настроение людей.

    Ход игры. Педагог сообщает детям о том, что к ним сегодня в гости пришел клоун. Его зовут: Тяп — Ляп. Он очень веселый. Но ему интересно узнать, умеете ли вы смеяться, радоваться, веселиться. Педагог обращает внимание детей на то, что клоун что - то прячет за спиной. Клоун неожиданно достает небольшой яркий мячик. Он предлагает ребятам поиграть. Бросает мячик, дети ловят его. Он расстроен, что они такие ловкие и умелые. Клоун отмечает, что ребята действительно умеют радоваться, веселиться, и ему очень приятно.

    Клоун спрашивает у ребят, когда и над чем смеются дети? Обращали ли они внимание, какие у них лица, когда они смеются?

    Клоун показывает ребятам рисунки своего друга Улыбкина, который бывает не только веселым, но и грустным. Он предлагает ребятам отыскать улыбающихся клоунов на рисунках и раскрасить их.

                            

    Этюд «Делай как я»

    Ход этюда. Клоун при помощи мимики и жестов старается веселить ребят. Дети повторяют вслед за ним движения: Указательным пальцем нажимают на кончик носа; растягивают уголки губ; ладонью одной руки машут из — за головы, другой чешут кончик носа; показывают длинный нос, как у Буратино, с помощью ладони руки; изображают смешное лицо обезьянки и пр.

    Клоун сообщает, что увидел, как ребята могут веселиться, и из них могут получиться хороши клоуны.

                            Подвижная игра «Замри»

    Клоун при помощи веселой считалки выбирает из детей одного водящего:

                            Черепашка хвост поджала

                            И за зайцем подбежала.

                            Оказалась впереди,

                            Кто не верит — выходи!

    Он предлагает детям свободно двигаться по всей группе. Однако после его хлопка в ладоши все должны встать неподвижно, замереть. Клоун подходит к ребятам и старается их рассмешить. Кто засмеялся — выбывает из игры.

    В конце игры клоун благодарит детей и говорит, что они подарили ему много радости, и ему никогда не было так весело, как с этими ребятами.

                            

    Экскурсия «Учимся радоваться природе»

    Цель. Занятие учит детей радоваться окружающему миру (природе), эмоционально выражать чувства радости от общения с окружающим миром.

    Подготовка к экскурсии. Предварительно педагог проводит с детьми рисование на тему «Радуемся природе».

    Ход экскурсии. Педагог говорит детям, что они радуются не только тогда, когда ходят в цирк, читают смешные истории, смотрят мультфильмы и т. д., но можно радоваться и ясному, солнечному дню, который дарит тепло; чистому голубому небу и белым облакам, которые приносят хорошее, веселое настроение, а также деревьям и цветам, поскольку они дарят красоту. Птицы радуют своим пением

    Педагог сообщает детям, что сегодня они будут учиться радоваться природе.

                                    Этюд «Солнышко»

    Ход этюда. Педагог предлагает детям порадоваться ясному солнечному дню. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, приветствуют солнышко. Педагог сопровождает действия словами: «Мы рады тебе солнышко. Мы рады тебе, ясный день».

                                    Этюд «Небо»

    Ход этюда.  Этюд проводится по аналогии с предыдущим, с той только разницей, что педагог говорит: «Мы рады тебе голубое небо. Мы рады вам, облака».

                                    

    Этюд «Цветы и травка»

    Ход этюда. Проводится по аналогии.

    Педагог сопровождает его словами: «Мы любим вас цветы. Мы любим тебя зеленая травка. Мы очень рады вам всем».

                                    Этюд «Птицы»

    Ход этюда. Проводится как предыдущие этюды.

    Педагог говорит вместе с детьми: «Мы любим вас птицы. Мы всегда радуемся вашему пению».

                                    Этюд «Капризуля Марк»

    Ход этюда. Педагог читает стихотворение Н. Померанцевой.

                            Капризуля мальчик Марк,

                            Не унять его никак.

                            Улыбнется он на миг -

                            Засияет солнца лик.

    Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка.

    Выразительные движения: капризное настроение — брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легким движением обоими плечами поочередно вперед и назад.

                                    Этюд «Хвастливый зайка»

    Ход этюда. Зайка, скачет останавливается около зеркала, смотрится в него:

                            Признаться, с виду я пригож,        

                            И, скажем без утайки,

                            Нигде такого не найдешь,

                            Такого, как я, зайки!

    Выразительные движения: голова откинута, руки на поясе, ребенок важно вышагивает, поворачивается слева направо, словно любуется в зеркало.

                                    Этюд «Конкурс лентяев»

    Ход этюда. Педагог читает стихотворение В Викторова

                                    «Конкурс лентяев»:

            Хоть и жарко, хоть и зной, занят весь народ лесной.

            Лишь барсук — лентяй изрядный — сладко спит в норе прохладной. Лежебока видит сон, будто делом занят он.

    На заре и на закате, все не слезть ему с кровати.

    После этого дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и. Пока звучит музыка Д. Кабалевского

    «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.

                                    Этюд «Задавака»

    Ход этюда. Педагог читает стихотворение, а дети демонстрируют услышанное.

                    Я хотя и не большой, но и не малыш грудной,

                    Сам оденусь, сам обуюсь, сам полюбуюсь.......

    Выразительные движения: голова повернута и откинута назад, брови приподняты, ноги слегка расставлены, правая рука лежит на бедре, левая делает плавные движения.

                                    Этюд «Котята»

    Ход этюда. Педагог читает английскую народную песенку в переводе

    С. Маршака:

                    Два маленьких котенка поссорились в углу,

                    Сердитая хозяйка взяла свою метлу

                    И вымела из кухни дерущихся котят,

                    Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

                    А дело было ночью, зимою, в январе,

                    Два маленьких котенка озябли на дворе.

                    Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

                    Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

                    Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

                    «Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»

                    Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

                    Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег

                    И оба перед печкой заснули сладким сном,

                    А вьюга до рассвета шумела за окном.

    Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

                            Дидактическая игра «Настроение»

     Педагог рассказывает детям о том, что у каждого человека бывают разные настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не отпускает тебя на прогулку; папа не подарил тебе большую красивую игрушку и пр.

    Педагог показывает детям картинки с основными настроениями и называет их: радость, грусть, испуг, злость, внимание, удивление.

    Педагог читает стихотворение:

                    Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей.

                    Влияет, без сомнения, на нас всех настроение.

                    Кто веселится? Кто грустит? Кто испугался? Кто сердит?

                    Рассеет без сомнения азбука настроения.

    Затем предлагает поиграть в игру с карточками (Каждому ребенку дается конверт с изображением людей и животных, выражающих настроение). Для этого педагог прост каждого ребенка найти среди карточек сначала всех веселых людей и зверей, потом всех недовольных и т. д. Пусть ребенок внимательно рассмотрит всех персонажей, выражающих определенную эмоцию. Затем нужно предложить ребенку изобразить на своем лице сходное настроение, разрешая ему посматривать на соответствующие картинки. Если в игре участвуют несколько детей, то они выполняют это задание по очереди. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех. Если же все дети испытывают затруднения, то в игру включается педагог и демонстрирует настроение сам.

    Когда дети научатся воспроизводить с помощью зрительной подсказки, можно пытаться выполнять то же задание без картинки, только по названию настроения.

                            Творческая игра «Кто здесь, кто»

    Цель. Учить детей средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

    Ход игры. Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известной сказке («Красная шапочка», «Колобок», «Репка», и т. д.), изображая героев средствами мимики и жестов. Для этого он делит детей на две группы, каждая из которых «готовит» свой спектакль самостоятельно в разных частях комнаты. Каждой группе педагог сообщает (по секрету) свою сказку и помогает в распределении и подготовке ролей. Затем дети одной группы демонстрируют свой спектакль другой группе, и наоборот. По характерным жестам и движениям дети — зрители должны угадать, какую сказку они видели, и кто какие роли исполнил.

                    Сюжетно — ролевая игра «Забавные гномики»

    Цель. Учить детей средствами пантомимы изображать себя — свою внешность движения.

    Дидактический материал. Колпачки гномиков с колокольчиками.

    Ход игры. Педагог обращается к детям: “Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с маленькими волшебными человечками и будем с ними играть. Этих человечков зовут гномики. Они такие маленькие, как и вы. Бывают еще меньше. Окажите мне какие они маленькие. (Педагог показывают рукой какую — то высоту от пола, а детей просит показать еще меньшую высоту) Вот такие маленькие бывают гномики. Еще у них есть длинная — предлинная борода, покажите какая. (Дети показывают на себе, какая у них длинная борода.) На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат деревянные каблучки? ( Дети топают ножками.)

    На головах у гномиков забавные колпачки с колокольчиками, которые звеня: «Динь — динь». (Дети надевают шапочки и качают головками,

    «динь — динь»)

    Живут гномики в лесной пещере, здесь они любят играть со своим дедушкой в хлопушки. Давайте поиграем.

    Я — дедушка, когда я буду хлопать в ладоши, вы будете ко мне шагать. А если я запою «ля-ля-ля» вы станете прыгать. Попробуем? (Педагог попеременно то хлопает в ладоши, то напевает «ля-ля-ля», сначала и сам шагает и прыгает в такт своим хлопкам или пению. Потом дети понимают, что нужно делать, и сами выбирают, какое движение делать в такт хлопкам и пению.) Если гномики любят ходить гуськом, друг за другом: пяточку к носочку, пяточку к носочку. (Педагог показывает, как ходить.) Чем быстрее я буду хлопать, тем быстрее идут гуськом гномики. Начали! (Педагог 3-4 раза меняет ритм хлопков.)

    А теперь возьмемся за руки, кто — то ухватится за дедушку и побежим за дедушкой играть в «ниточку с иголочкой». Куда дедушка, туда и вы. Только руки не отпускайте, не то ниточка порвется. (Дети бегают за педагогом по комнате, обходя различные препятствия: стол, игрушки, коврик, стул, то замедляя, то ускоряя темп).

            Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных                                                        ощущений

                                    «Гномики на полянке.»

    Прибежали гномики на полянку. Ух, как хорошо в лесу! Кругом трава зелена, мягкая. Цветочки растут, птички поют. И колокольчики звенят на шапочках у гномиков.

    Стали гномики хвастаться, у кого звонче колокольчик на шапочке звенит. Гномики разбежались по кругу вокруг озера (Педагог показывает, где озеро, и как встать детям по кругу.) и давай слушать свои колокольчики.

    Головкой влево мотнули, наклонили ее подальше к плечику, чуть покачали головой, услышали: «Динь — динь — динь». Теперь вправо головкой склонились, к плечику наклонились, послушали другим ушком: «Дзинь — ля -ля». Теперь голову вперед склонили, стараются гномики подбородочкам курточки своей коснуться, опять чуть покачали своими головами, послушали: «Дили — лили, линь, дили — лили, линь». Назад голову наклонили, послушали: «Динь — дон, динь — дон.».

    Очень весело стало гномикам, давай они головами крутить влево, вправо. Голова у них, как шарик, по плечам катается: «Динь — дон, бам -блям, дили — дили -линь!» Чувствуете, гномики, как легко шейка голову катает, какой перезвон идет по всей полянке? У всех колокольчики звонко поют, не понять, у кого лучше.

                            «Мы медведя испугались»

    Гномики гуляли, как вдруг увидели медведя и немножко испугались. Страшно стало, что медведь проснется и их съест. Как было страшно гномикам: сжались все в комочек, застыли; брови подняли вверх; глаза хорошо раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелиться; рот приоткрыли; голову втянули в плечи; руками вцепились в стул, будто боимся упасть; задрожали, зубами застучали; слова сказать не можем. Брр! Как было страшно!

    Но медведя мы перехитрили и теперь очень довольны, и радостны. (Дети выполняют действия с помощью жестов, мимики, выразительные движения.)

                            «Гномы отдыхают»

    Давайте, гномики, отдохнем. Возьмите стульчики и сядем в круг лицом друг к другу. Какие мы молодцы, что убежали от медведя! Как можно показать, что мы молодцы, что мы собой довольны и что нам приятно:

            Большой палец поднять вверх, остальные сжать в кулачок (Педагог показывает, дети повторяют);

            мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу;

            гладим себя по груди, по головке, вот мы какие ловкие и смелые.

    Молодцы!

                            Этюд по стихотворению Е. Юдина

    «Вот какой малыш».

    Ход этюда. Педагог читает стихотворение, а дети изображают мимикой эмоциональные состояния, описанные в тексте.

    - Ох, как плачет малыш — что медведь рычит.

    - А уж слезы текут — будто дождик льет.

    - Улыбнется малыш — будто солнце взойдет.

    - Вот какой малыш — сын мой.

                            Дидактическая игра «Не боимся паука».

    Цель. Игра дает представление об этих страхах, учит преодолевать их.

    Ход игры. Педагог говорит о том, что дети чего — то боятся: Волка, Бабы Яги; врача (уколов); темноты; различных насекомых и пр.

    Он просит детей назвать то, чего они больше всего бояться. Выслушав их ответы, педагог объясняет на примерах, почему некоторые стихи необоснованны. Например, он может вместе с детьми вспомнить сказку К. Чуковского « Муха — Цокотуха» (читает сказку).

    Педагог объясняет, почему не стоит бояться пауков:

    • Пауки очень маленькие. Они ловят только мух и других насекомых. Люди значительно больше по размеру самих пауков. Им ничего не стоит справиться с небольшим паучком. Поэтому их не надо бояться.

    Педагог предлагает детям принять участие в веселой игре. Для удобства проведения игры он может разделить ребят на подгруппы. На роль водящих по желанию приглашаются двое мальчиков. Они будут пачками. Дети вместе с педагогом выбирают для них домик (паутинку). Остальные участники изображают мух. Пауки ловят их по очереди и отводят в определенное место — свой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы и посажены в дом пауков.

    Игра проводится с каждой подгруппой 1-2 раза. На роль пауков приглашаются другие дети. В конце каждой игры педагог, исполняющий роль маленького комарика, выпускает пойманных мух из домика пауков.

                            Этюд «На стуле»

    Ход этюда. Мальчик сидит и раскачивается на стуле. Неожиданно он теряет равновесие и падает. Он сидит на полу, чуть не плача, потираем рукой ушибленное место.

    Выразительные движения и мимика: нижняя губа поджата, брови сдвинуты, ребенок сидит на полу, наклонившись на один бок, трет ладонью ушибленное место.

                            

    Воспитатель: раздает раскраски с изображением сказочных героев с различными эмоциями и предлагает их Занятие по развитию эмоций по теме «Радость и горе»

    Цель. Продолжать знакомить детей с эмоциями радости, горя. Учить детей передавать свои эмоции в работах по изобразительной деятельности. Развивать умение передавать в цвете эмоции радости и горя, передавать в рисунке данные эмоции, используя знания о движении и состоянии частей лица. Вызвать желание поделиться тем, что изобразил.

    Ход занятия. Дети сидят на ковре перед педагогом. К детям в гости пришли гномы Кирюша и Антоша. Знакомство с гномами: один гном радостный, а другой — грустный. Одеты гномы одинаково. Гномы знакомятся с детьми.

    Беседы по вопросам. Чем похожи гномы?

    Чем они отличаются друг от друга?

    Как вы думаете, что могло огорчить Кирюшу?

    Что могло обрадовать Антошу?

    Конкурс «Сказочный» Дети делятся на две группы. Одна называется «Кирюша», другая «Антоша». Группам по очереди предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок. Кто быстрее отгадает, какой это был отрывок — грустный или веселый, тот получит волшебную палочку. В конце конкурса подсчитывается, у какой группы больше волшебных палочек. Отрывки из сказок.

                    Туча по небу идет, бочка по морю плывет.

                    Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица...

                    Свадьбу тотчас учинили, обвенчался Елисей,

                    И никто с начала мира не видал такого пира.

                    Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил.

    «Иванушка говорит: - Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из копытца! Не пей, братец, козленочком станешь! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком.... Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок — плачет, а козленочек возле нее скачет».

    «Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой».

    Дети переходят к столам, где готово все необходимое для рисования.

    Рисование портретов гномов Кирюши и Антоши (на листочках нарисован круг) с опорой на наглядность. Работа выполняется под музыку.

    Когда дети закончат рисовать, им предлагается подарить портреты гномам, еще раз уточняя состояние мимики лица. Дети вместе с гномами водят хоровод и прощаются. Кирюша обещает детям чаще улыбаться.

    Афористические определения.

    Цель. Формировать у детей умение детей слушать стихотворение; определять эмоциональное состояние по стихотворению; закреплять знания детской литературы.

    Материал. Картинки, иллюстрации, карточки - «эмоции».

    Ход занятия. Дети, сегодня я вам буду читать стихотворение, а ваша задача — слушать и поднимать карточку с тем эмоциональным настроением, которое соответствует стихотворению:

                    Встало солнце кислое, смотрит — небо кислое,

                    В кислом небе кислое облако повисло.

    Воспитатель показывает картинку и просит назвать, какое настроение у солнышка.

                    За окном туман и слякоть, звуки прячутся во тьму.

                    Очень хочется заплакать неизвестно, почему.

    Дети показывают карточку с изображением грусти.

                    Утром ветки золотятся в голубом, как сон, дыму......

                    Очень хочется смеяться неизвестно, почему.

    Показывается картинка по данному стихотворению, а дети определяют настроение.

                    Дубы смоленские в печали кривыми сучьями качали,

                    Молчали ели, но смола, как слезы, по стволам текла.

    Воспитатель: “Почему в этом стихотворении дети подняли карточку грусть? Затем предлагается вместе с детьми сделать движения:

            Мы ногами топ — топ! Мы руками хлоп — хлоп!

            Мы глазами миг -миг! Мы плечами чик — чик!

            Раз — сюда, два — туда, повернись вокруг себя.

            Раз — присели, два — привстали.

            Раз -два, раз — два, улыбнуться нам пора.” Воспитатель, предлагает детям сесть за стол и вылепить колобка по выбору. В конце занятия дать оценку работы детей на занятии.

    Занятие Сенсорный тренинг.

    Цель. Развивать умение детей понимать и передавать эмоциональную отзывчивость к своим сверстникам и сказочным персонажам; побуждать детей к активному проявлению заботы, обучать поиску выхода сложившейся ситуации.

    Материал: пиктограммы с изображением эмоций (веселье, грусть, злость, испуг) и соответствующие им картинки. «Азбука настроений»: распечатанный материал и карандаши, свеча, фонограмма «Танец маленьких утят».

    Ход занятия. Воспитатель просит детей пожелать друг другу добра и здоровья, взявшись за руки. Звенит колокольчик, созывая детей на игру. Проводится игра «Комплименты».

    Воспитатель: Давайте сядем в кружок, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Будем передавать друг другу колокольчик, смотреть в глаза и говорить добрые слова. Я начинаю. Катя, ты сегодня такая нарядная.

    Катя: “Спасибо, мне очень приятно!”

    Игра идет по кругу с передачей колокольчика.

    Воспитатель: “Вот с таким добрым и веселым настроением мы отправимся к зверюшкам в зоопарк. В зоопарк мы полетим на самолете, потому что он находится далеко от нас. Вытяните руки в стороны. Руки прямые, ровные, напряглись: «У — у — у — у». Ну, вот мы и прилетели. Дальше мы едем на машине: «Р — р — р — р» (имитация шофера). Ну вот и животные. Юля представь себя лисичкой. Какая она? (хитрая, глазки прищурила, движения плавные, крадется). Саша будет лягушонком (глаза широко открыты, щеки надула, голову в плечи втянула, квакает). Кирилл будет волком брови насупил, зубами стучит, грудь вперед). Ой, какой сердитый. Рита будет зайкой (брови подняты вверх, лапки сжаты, застыл на месте). А вот и медведь появился — Ваня! (Большой, добрый улыбается). Ребята, смотрите, вот обезьянка к нам прибежала. Это будет Катя (озорная, улыбается хитро, любопытные глазки). Ну, а вот Сеня будет львом (глаза злые, голодные, брови насупил, пасть открыл, страшно рычит). Все действия дети показывают в мимике, в движениях.

    Воспитатель: Ребята, послушайте, кто — то жалобно мяукает. Как вы думаете, что случилось с котенком? (Ответы детей). Покажите больных котят (Лапки опущены, мордочки грустные, тихо мяукают). Какую помощь надо оказать котятам? (Варианты ответов детей).

    Затем воспитатель раздает пиктограммы - «гномики» (грустные, веселые, злые, испуганные). Нужно гномикам помочь отыскать их друзей. Отдельно лежат картинки с изображением животных с различными эмоциями. Дети раскладывают пиктограммы, называют эмоции, а затем подбирают соответствующие картинки. Вместе с воспитателем проверяют правильность отбора. Затем воспитатель показывает детям свечу, зажигает ее, предлагает встать в круг и передавать свечу из рук в руки, при этом желая друг другу тепла. Света, любви, терпения, щедрости. Дети испытывают чувство покоя и отдыха. По окончании включить фонограмму и потанцевать, взявшись за руки.

    Занятие «Домик с пиктограммой».

    Цель. Закреплять знания детей об эмоциях, развивать способность чувствовать настроение героев сказки, продолжать развивать воображение.

    Материал: пиктограммы (гнев, страх, удивление, радость).

    Ход занятия. Проводится аутотренинг:

    Встать, как только солнце встает (руки тянут вверх),

    И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет (руку тянут вперед),

    Ты подставь скорей ладошку (подставляем ладони солнышку),

    Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым (проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до ступней).

    Все прибрав, иди к ней прямо и скажи ей: «С добрым утром мама!» (Дети повторяют).

    А потом с улыбкой, с песней, выйди к травам, людям, птицам.... (широко разводят руки в стороны).

    И веселым, интересным день твой должен получится! (Улыбаются друг другу).

    Воспитатель показывает детям «Конструктор».

    Воспитатель: Что можно из него построить? (Ответы детей). Давайте построим домики, куда затем поместим героев из сказки. На домик повесим пиктограмму с определенной эмоцией, а вы будете называть любого героя из сказки, соответствующего пиктограмме на домике. Выполняется задание.

    Первое задание:

    Первый домик - с пиктограммой «Гнев».

    Воспитатель. Обращает внимание детей на пиктограмму в первом домике. Как эмоциональное состояние изображено на пиктограмме? (ответы детей). Каких героев из сказки можно поселить в этом домике? (Лису, журавля, гриб Боровик, паука, Карабаса и т. д.). Затем дети называют название сказок.

    Второе задание:

    Второй домик - «Страх». Дать характеристику пиктограмме на домике. Назвать героев из сказки. (Заяц, Муха — Цокотуха и т. д.).

    • Как пугала лиса зайчика? ( Ответы детей) Покажите у себя на лице страх. Поместите в дом зайчика.
    • Третье задание:

    Третий домик — с пиктограммой «Радость». Дети также дают характеристику пиктограммы на третьем домике.

    • Кого мы поместим в этом домике? (Версии детей). Из домика выходит человечек «Чубчик». Он предлагает поиграть в хоровод сказочных героев. Воспитатель раздает шапочки, и дети встают в круг. Двигаясь по кругу, они изображают веселых сказочных героев, которых называет «Чубчик» (воспитатель).

    По окончании хоровода дети складывают рядом с домиком шапочки веселых героев сказок. Все улыбаются, обнимаются и дарят друг другу ласковые слова.

    Занятие «Слушаем музыку».

    Цель. Закреплять умение детей определять настроение музыкального произведения, подбирать соответствующий рисунок по «Азбуке настроений».

    Материал: по набору карточек(6штук) на каждого ребенка из «Азбуки настроений», кассеты с записью мелодий.

    Ход занятия. Воспитатель объясняет детям, что они будут подбирать карточки с изображением настроения, соответствующего той музыке, которую услышат. Например:

    1. «Недовольство» - музыка Гусева «Песня тролля»
    2. «Грусть, слезы» - ансамбль «Золотое кольцо», «Золотой дождь
    3. «Страх» - эпизод из Сен — Санса, «Карнавал животных».
    4. «Радость» - А.Пинегин, «Хрюшечка».

    Дети прослушивают музыкальные произведения, выкладывают перед собой соответствующую картинку для той музыки, которую услышали. Затем каждое произведение обсуждается: почему ребенок выложил именно эту карточку с эмоциональным выражением.

    Заканчивается занятие игрой «Померяй эмоции».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Социально - эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

              Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становлени...

    Программа дополнительного образования социально – педагогической направленности по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

    Программа составлена на основе программы по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста "Я, ты, мы" О.Л. Князевой...

    Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

    Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

    Консультация для педагогов "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

    Эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций...

    Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

    «Значение развивающей предметно пространственной среды в социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста».

    Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности.  Негативн...