«Значение развивающей предметно пространственной среды в социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста».
консультация (средняя группа)
Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №30 «Дельфиненок» г. Павлово.
Консультация на тему:
«Значение развивающей предметно пространственной среды в социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста».
Средняя группа
Воспитатель: Ломакина Е.В.
2019г.
Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.
Поэтому, создавая условия для социально – эмоционального развития в детском саду, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности.
Социально – эмоциональное развитие дошкольника это:
-Развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру
-Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других
-Развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения
Для реализации задач по социально – эмоциональному развитию воспитанников мною выбраны следующие механизмы:
-Организация воспитательно-образовательного процесса
-Взаимодействие с семьей
-Преобразование развивающей предметно-пространственной среды
Предметно – пространственная среда – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития, индивидуальности.
Для социально - эмоционального развития детей создаю необходимые условия:
-Эмоциональную яркую насыщенность видов детской деятельности
-Комфортную обстановку
-Ситуации успеха, популярности ребенка среди сверстников
-Обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире
Одним из важных условий обеспечения эмоционального благополучия является предметно – развивающая среда.
Цель предметно – развивающей среды: обогащение жизни ребенка в детском саду положительными эмоциями.
-Размещение в группе правил, герба дают детям возможность почувствовать себя единой группой.
-Специально - оборудованные пособия «Экран настроений» позволяет ребёнку заявить о своём «Я», о своём предпочтении в общении со сверстниками, о своем настроении.
-Стенды «Дерево добрых дел» побуждают к нравственным поступкам, к желанию совершать добрые дела.
-Стенды «Звездочка дня» способствуют формированию уверенности, развитие самосознания и самооценки, используются для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках разного уровня.
-Уголок уединения обеспечивает индивидуальную комфортность детей.
Составляющие предметной среды не обладающие жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы в разных видах деятельности детей: природные материалы, пригодных для использования в разных видах детской активности; предметы-заместители, детская мебель, ширмы.
Все элементы предметно - пространственной среды группы соответствуют требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности их использования. Оборудование должно быть эстетически привлекательным и развивающим. Предпочтительнее наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.
У нас в группе разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающее свободный выбор детей. Ведь ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.
Доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности у нас свободный, функциональный, а не витринный, находится на уровне роста детей: чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр храниться в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.
Предметно-развивающая среда группы оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (полоролевое воспитание): куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п. Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка.
Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все требования ФГОС ДО, отображая их во всех центрах. Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.
В результате проводимой работы дети:
-Находятся в детском саду в положительном эмоциональном состоянии
-Имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности
-Могут находить выход из конфликтной ситуации путем переговоров
-Знают правила поведения и стараются им следовать
- Детский коллектив стал более сплоченным, дружным
Используемая литература:
Данилина Т. А., Зегденидзе В.Я., Стёпина Н. М., «В мире детских эмоций» М., Изд. «Айрис-пресс». 2006.
Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника.М.,1985.
Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008
Князева О.Л. Я-ты- мы. Программа социально - эмоционального развития// М. Мозаика –Синтез 2005
Монакова Н.И. «Развитие эмоциональной сферы дошкольника». СПб «Речь» 2008.
Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
Шипицина Л.М. «Азбука общения» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Интернет – ресурсы:
http://www.maam.ru/detskijsad/
http://nsportal.ru/detskii-sad/
http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы.«Развивающая предметно-пространственная среда как фактор полноценного развития детей дошкольного возраста»
Младшие и средние группы ДОУ...
Презентация на тему " Развивающая предметно-пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста".
quot;Развивающая предметно-пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста"....
Презентация "Развивающая предметно- пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста"
Презентация была представлена на районном смотре - конкурсе, проводимом среди воспитателей детей дошкольного возраста,...
«Использование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в физическом развитии детей дошкольного возраста»
Спортивный зал нашего учреждения небольшой, он составляет 81 кв. м, что очень затрудняет дать детям необходимую нагрузку. А в соответствии с СанПин (2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26) дети с 3-х...
Развивающая предметно-пространственная среда на тему «Пауки» для детей дошкольного возраста
Развивающая предметно-пространственная среда на тему «Пауки»для детей дошкольного возраста...
«Развивающая предметно – пространственная среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Только тот, кто любит, ценит и уважаетнакопленное и сохранённое предшествующимпоколением, может любить Родину,узнать ее, стать подлинным патриотом.С.Михалков....
- Мне нравится (1)