«Значение развивающей предметно пространственной среды в социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста».
консультация (средняя группа)

Ломакина Елена Валерьевна

Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности.  Негативный  социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует  агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Дельфиненок» г. Павлово.

Консультация на тему: 

«Значение развивающей предметно пространственной среды в социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста».

Средняя группа

                                                                                 

  Воспитатель: Ломакина Е.В.

2019г.

Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности.  Негативный  социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует  агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.

Поэтому, создавая условия для социально – эмоционального развития в детском саду,  мы обеспечиваем  основы  созидательной   жизненной  стратегии  личности.

Социально – эмоциональное развитие дошкольника это:

-Развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру

-Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями  самого себя и других

-Развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения

Для реализации задач  по социально – эмоциональному  развитию воспитанников мною выбраны следующие механизмы:

-Организация воспитательно-образовательного процесса

-Взаимодействие с семьей

-Преобразование развивающей  предметно-пространственной  среды

Предметно – пространственная среда – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития, индивидуальности.

Для   социально - эмоционального развития детей создаю необходимые условия:

-Эмоциональную яркую  насыщенность видов детской  деятельности

-Комфортную  обстановку

-Ситуации успеха, популярности ребенка среди сверстников

-Обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире

Одним из важных условий обеспечения эмоционального благополучия  является предметно – развивающая среда.

Цель предметно – развивающей среды: обогащение жизни ребенка в детском саду положительными эмоциями.

-Размещение в группе правил, герба  дают  детям возможность почувствовать себя единой группой.

-Специально - оборудованные пособия  «Экран настроений»   позволяет   ребёнку заявить о своём «Я», о своём  предпочтении в общении  со сверстниками,  о своем  настроении.

-Стенды «Дерево добрых дел» побуждают  к нравственным поступкам, к желанию совершать добрые дела.

-Стенды «Звездочка дня»  способствуют формированию уверенности, развитие самосознания и самооценки, используются  для демонстрации личных достижений воспитанников  в конкурсах, выставках  разного уровня.

-Уголок  уединения обеспечивает  индивидуальную  комфортность детей.

Составляющие предметной среды не обладающие жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы  в разных видах деятельности детей: природные материалы, пригодных для использования в разных видах детской активности; предметы-заместители, детская мебель, ширмы.

Все элементы предметно - пространственной среды группы соответствуют  требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности  их использования.  Оборудование должно быть эстетически привлекательным и развивающим. Предпочтительнее наличие   игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.  

  У нас в группе разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающее свободный выбор детей. Ведь ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяться (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

  Доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности у нас свободный, функциональный, а не витринный, находится на уровне роста детей: чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр храниться в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.

Предметно-развивающая среда группы оснащается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (полоролевое воспитание): куклы, машины, одежда для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, книги, материал для творчества и т.п.  Центры, созданные для мальчиков способствуют воспитанию мужских начал: выносливости, силы, воли, уважения к противоположному полу, сверстникам; развитию самостоятельности, справедливости, взаимопомощи. Для девочек формированию женских начал: аккуратности, бережливости, этики общения, эстетических качеств, нравственности, любви к ближнему, женственности, умению выглядеть красиво и опрятно.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка.

Создавая предметно-развивающую среду группы мы учитывали все  требования  ФГОС ДО, отображая их во всех центрах. Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.

В результате проводимой работы дети:

-Находятся в детском саду в положительном эмоциональном состоянии

-Имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности

-Могут находить выход из конфликтной ситуации путем переговоров

-Знают правила поведения и стараются им следовать

- Детский коллектив стал более сплоченным, дружным

Используемая литература:

Данилина Т. А., Зегденидзе  В.Я., Стёпина Н. М., «В мире детских эмоций» М., Изд. «Айрис-пресс». 2006.

Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника.М.,1985.

Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008

Князева О.Л. Я-ты- мы. Программа социально - эмоционального развития// М. Мозаика –Синтез 2005

Монакова Н.И. «Развитие эмоциональной сферы дошкольника». СПб «Речь» 2008.

Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.

Шипицина Л.М. «Азбука общения» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Интернет – ресурсы:

http://www.maam.ru/detskijsad/

http://nsportal.ru/detskii-sad/

http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему " Развивающая предметно-пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста".

quot;Развивающая предметно-пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста"....

Презентация "Развивающая предметно- пространственная среда группы как фактор развития ребёнка дошкольного возраста"

Презентация была представлена на районном смотре - конкурсе, проводимом среди воспитателей детей дошкольного возраста,...

«Использование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в физическом развитии детей дошкольного возраста»

Спортивный зал нашего учреждения небольшой, он составляет 81 кв. м, что очень затрудняет дать детям необходимую нагрузку. А в соответствии с СанПин (2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26) дети с 3-х...

Развивающая предметно-пространственная среда на тему «Пауки» для детей дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда на тему «Пауки»для детей дошкольного возраста...

«Развивающая предметно – пространственная среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Только тот, кто любит, ценит и уважаетнакопленное и сохранённое предшествующимпоколением, может любить Родину,узнать ее, стать подлинным патриотом.С.Михалков....