Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда по музыкально – театрализованной деятельности «Формирование вокальных и артикуляционных способностей ребенка»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Погадаева Юлия Станиславовна

Приобщение детей к музыкально- театрализованной деятельности, в работе над спектаклем, сценической монологической и диалогической речью почти всегда начинается через пение, потому что пением дети начинают заниматься с раннего возраста.  Пение - доступный вид музыкального искусства.  В процессе обучения развивается нравственное, эстетическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные способности  в соответствии с особенностями его голоса.

Вокальная и  дикционно - артикуляционная работа с детьми  имеет свою специфику.   

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда по музыкально – театрализованной деятельности

«Формирование  вокальных и артикуляционных способностей ребенка»

Приобщение детей к музыкально- театрализованной деятельности, в работе над спектаклем, сценической монологической и диалогической речью почти всегда начинается через пение, потому что пением дети начинают заниматься с раннего возраста.  Пение - доступный вид музыкального искусства.  В процессе обучения развивается нравственное, эстетическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные способности  в соответствии с особенностями его голоса.

Вокальная и  дикционно - артикуляционная работа с детьми  имеет свою специфику.    

Детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте  полезно.  Оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

Особенности голосового аппарата ребенка:

Очень тонкие связки;

Отсутствие голосовой мышцы;

Малый  объём легких;

Маленький диапазон. Голос мальчика существенного различия между голосом девочки не имеет.

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки.

  • певческая установка;
  • постановка певческого дыхания;
  • звукообразование;
  • артикуляция;
  • интонирование.

Певческая установка.

Под определением «певческая установка» понимают правильное положение тела во время пения. Поэтому каждое занятие я напоминаю детям, как правильно сидеть или стоять во время исполнения.  

  • Осанка во время пения. Человек, который собирается петь или издать хотя бы один, но очень добротный и красивый звук, должен помнить, что правильное положение тела - это основа качественного звука и чистой интонации
  • Положение головы. Голова во время пения должна быть слегка наклонена вперёд. Но, в то же время, она должна иметь возможность свободно двигаться.
  • Положение ног. Ноги должны быть раздвинуты, но слегка. Хорошо встать так, чтобы одна нога была чуть-чуть впереди. Вес не нужно располагать на пятках, лучше выдвинуть его вперед, слегка на носки.
  • Положение спины. В спине должно быть как бы некое приятное напряжение. Так называемое ощущение прямой спины при пении необходимо для чистой интонации.
  • Положение плеч. Плечи нельзя поднимать ни во время того, когда вы берете дыхание, ни во время пения.
  • Положение челюсти. Во время пения челюсть должна быть расслаблена. Это состояние похоже на то, которое вы испытываете перед зевком.

Постановка дыхания.

Мы знаем, что искусство красивого пения, это искусство дыхания. Важно научить детей правильно брать дыхание и расходовать его. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц.

Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов.

Я неоднократно показываю, как делать активный вдох, постепенный выдох. Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит.

На этом этапе обучения работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому что в этот период дыхание у детей – поверхностное.

          Тремя составляющими дыхания является:

-Вдох;

-Мгновенная задержка дыхания;

-Выдох.

          Рекомендуется дышать открытым ртом и носом одновременно по следующим причинам:

  • Вы не можете совершить быстрый и полный вдох только через нос по сравнению со вздохом через рот и нос вместе, поскольку одни носовые каналы препятствуют полноценному набору воздуха.
  • Когда вы берете дыхание через рот и нос одновременно вы открываете себе дополнительные резонансные возможности        

Упражнения для развития речевого дыхания:

1. Разминка

вдох носом, выдох через рот; 
вдох, задержка дыхания, выдох; 
вдох, выдох по порциям

2. Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

3. Ёжик. 

вдох – « полный живот»- это корзина с грибами.

Ёжик её несёт пыхтит- выдох короткими порциями:  «Пых- пых…»

4.  Пчелка  Высокий звук [З-З-З-З-З-З], пальчиком показывая, как снизу выше, выше перелетает с цветочка на цветочек, (можно посчитать 1-2-3-4-5)….и садится на другую ладошку.

5. Одуванчик

Вдох. Сдуваем с ладошки пушистые листья одуванчика.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.   

Цель артикуляционной гимнастики:  выработка полноценных движений, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно,  чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.  Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений.   Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА  (тренировка артикуляционного аппарата) 

Педагог стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия.   Дети сначала смотрят, затем повторяют.

- Погулять язык собрался: 
(открыть рот)

- Он умылся, 
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

- Причесался, 
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

- На прохожих оглянулся, 
(провести языкам по губам – “облизнуться”)

- Вправо, влево повернулся, 
(повернуть язык в указанную сторону)

- Вниз упал, наверх полез, 
(опустить язык вниз и поднять вверх)

- Раз - и в ротике исчез. 
(спрятать язык во рту)

Артикуляционная гимнастика (для формирования движения губ) можно перед индивидуальными зеркалами:

Лягушка.  Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Слон. 

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук [у].

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. 

Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Рыбка. 

Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели. 

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. 

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Лопаточка. 

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Иголочка. 

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Лопаточка-иголочка. 

Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Горка. 

Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (Видишь, язык уже научился быть широким), подбодрить (Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху).

Лесенка.

Начиная с кончика языка, делаем его покусывание, постепенно выдвигая язычок вперед, а потом, покусывая, назад.

Мельница.

Язык вращается между зубами и губами по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Лошадка

Цокает язык губы – [О] - лошадка в сапожках

Лошадка в туфлях – губы растянуты - цокает

Звукообразование.

Вокальное оформление звука – это правильное звукоизвлечение, которое  тесно со  звукообразование.   Одинаково четко произносить согласные звуки, а гласные округло и объемно. Все навыки звукообразования вырабатываются на репетициях во время распевания.

Для детей попевки лучше начинать со звука [У]

Например –[У] –Завывает ветер- ([У]  высокая)

[У] –Песнь поет свою

[У]- Вы не бойтесь , дети

[У] -Песенку мою

Упражнение на низкое звучание [БРРРР]  - вибрант  (на машине)

На машине едем к маме –бру…

Мы не ели, мы не спали  - бру

Целый день мы за рулем – бру

Все нам было нипочем – бру…

Эта распевка укрепляет мышцы связки.

Звук  [О] – удивляемся, рот открыт « домиком»

Можно, как упражнение свечка, показывая на пальчики говорить короткие [О], последняя [О] на полном выдохе.

И  гласные - [А] [Э] [Ы]

Слог – [РА] – радуемся, такое же положение рта.

Гласные [У] [О] [А] [Э] [Ы] – сначала проговариваем, рот открыт «домиком»,  затем пропеваем,  как « свечки»

Распелись на гласных, рот  открыт домиком – переходим на согласные – [Ш] [Б] [Д] , тоже как упражнение «Свечки»

-Упражнение – поётся тоненьким звуком, мягко, тихо

Растягивая гласные «домиком»

- Кто там ходит по болоту?

Поступь как у бегемота?

Голова на длинной шее, хвост за ним ещё сильнее?

Распевка на выравнивание гласных. 

Во время её исполнения, рот находится в одном и том же положении, при пропевании разных гласных [МА]-[МЭ]-[МИ]-[МО]-[МУ]. Особо неудобной является гласная [И], нужно стараться, чтобы рот оставался в той же позиции, что и на гласных [О], [У].

Пение с закрытым ртом ([ммм…]). Это  делается в целях приучения детей к чистому интонированию без произнесения слов, что способствует облагораживанию звучания, создания мягкости в пении. ( старшие)

Рекомендуется начинать работу с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях

Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего,  прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова.

«Замочки» ставить на конце слова, подключая руки,

Ай, туки, туки, туки, застучали молотки, заиграли локотки

Тук- ток, тук-ток, мы скуём себе замок. ( замочек в конце)

Интонирование.

        Интонация - основная часть музицирования. Чистое интонирование это: "Знание" вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на физиологическом уровне и формирование в мозгу ощущений "ширины" интервалов.
Развитие навыков вокального интонирования – «святая святых»
В начале  формируем вокальную  координацию – это пение высоких или низких звуков.

  • «расслабление зажатости» голосового аппарата;
  • «опора» дыхания на диафрагму;
  • интенсивный контроль пения слухом.

«Глиссандирование» на гласных звуках и закрытым ртом – простое, но очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий» тонус. Глиссандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке:

[ММ] – Корова мычит, ищет своего телёнка - низкий

[ММ] – телёнок отвечает маме – высокий

После нескольких занятий можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без глиссандирования, завершая упражнение звуком максимальной длительности:

[У]- ветер- высокий, [О]- удивление- низкий, «Да» – согласие длинный.

-Повстречались два котёнка – мяу (высоко)  (встречаются мизинчики-пальчики)

Повстречались два щенка – [ав] - (высоко) (указательные пальчики)

Встретились два жеребёнка – [иго-го]   (средние  пальчики)

Повстречались два быка – [Му] (низкий) (Большие пальчики)

Смотри, какие у них рога - (бодают друг друга)

-«Маленькая горка»  (3 ноты вверх и вниз)

- Ходит кот, у ворот, «Мур-мур-мур»,-  он поёт (окончание согласных в «замочке»)

-«Большая горка»  (5 нот вверх и вниз)

Я гуляю во дворе, вижу домик на горе (гамма вверх и вниз)

Я обогащала словарь по данной и смежным темам (дикие и домашние животные  и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья). Одновременно с этим учитель- логопед проводила коррекционно-развивающие игры на:

- развитие памяти с расширением словарного запаса - «какая бывает лиса…» (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки - вспомнили отгадки;

 - слуховое восприятие - «узнай по описанию героя сказки», « нарисуй по описанию», « здесь что-то не так»- небылицы;

- логическое мышление «что сначала, что потом» (медведь или медвежонок);

- ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке);

-грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

- звуко- слоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберётся до домика Тигрёнка»)

-воображение  (в старшем возрасте  фразеологизмы и пословицы; « продолжи красиво ….»,  «капельки росы сверкают на солнце, как….»);

-развитие мелкой моторики (пальчиковые игры  и  театр теней)

-лексику (за счёт  смежных тем идёт  обогащение и активизация  словаря)

Далее я   разучивала текст, работала с голосом-«подгоняла» роль под определённого ребёнка (происходила замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение музыкальных фраз.

Работа логопеда заключалась в проведении логоритмических упражнений без музыкального сопровождения (это наша «речь с движением

Следующий этап работы меня, как музыкального руководителя-это деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми, а также изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, с  привлечением воспитателей и родителей. 

Одновременно с этим, логопед проводила упражнения для эмоционального развития детей, для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы. То есть это психогимнастика на материале любой лексической темы: «Ты – зайчонок, заблудившийся в лесу», « Покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись», « Разбили любимую чашку» или «Лось, который важно ходит по лесу», «Белочка грызёт орешки», « Медведь залез в дупло и его покусали пчёлы».

Совместно мы  проводим занятия с использованием театральных этюдов, которые очень схожи  с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом – « Где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем».

На заключительном этапе я провожу репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент это- общая  игра-драматизация).

А учитель- логопед также проводит игры – драматизации, в которых главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе. Например, игра « Где чей домик?», побуждающая детей с нарушением речи вступать в диалог, что очень ценно в логопедической работе.

Наша совместная деятельность с  учителем-логопедом заключалась в проведении артикуляционной гимнастики, которая напрямую связана с  дикцией и легче всего воплощается в театральных формах:

 «Покажите, как волк скалит клыки», «как дышит лиса, высунув широкий язычок».

Также выполнялись задания для развития речевой интонационной выразительности (в младшем возрасте начинаем со звукоподражаний)

. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

  • дыхательные и артикуляционные;
  • дикционные и интонационные;
  • творческие (со словом).

В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Совместная музыкально–театрализованная деятельность с учителем- логопедом включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.

муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 84 общеразвивающего вида»

 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»

Выполнила

Погадаева Юлия Станиславовна

МКДОУ д/с № 84

музыкальный руководитель

Высшая квалификационная категория

Новосибирск-2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в организации театрализованной деятельности.

Данная статья позволяет увидеть совместно решаемые задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем. А также показывает основные направления взаимодействия специалистов на примере постановк...

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

Мастер-класс по театрализации "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в организации театрализованной деятельности в ДОО"

По словам Василия Александровича Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок»...

Консультация учителя-логопеда для музыкальных руководителей: «Что должен знать музыкальный руководитель при работе с детьми, имеющими нарушения речи»

В последние годы отмечается заметное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение ко...

ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Здоровьесберегающие технологии в деятельности музыкального руководителя». Скорнякова О.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Ручеѐк» г.Бородино

ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ«Здоровьесберегающие технологии в деятельностимузыкального руководителя»....