Система работы учителя-дефектолога
рабочая программа по коррекционной педагогике

Учитель-дефектолог дошкольного образовательного учреждения является ведущим
специалистом, координирующим и направляющим коррекционно- педагогическую
работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в
детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия
учителя-дефектолога с детьми играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным
видам деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог дошкольного образовательного учреждения является ведущим
специалистом, координирующим и направляющим коррекционно- педагогическую
работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в
детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия
учителя-дефектолога с детьми играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным
видам деятельности.

  Коррекционная работа с детьми требует огромного внимания к учету развития индивидуализма, состояния здоровья каждого ребенка, определения «зоны ближайшего развития», практической реализации взаимодействия между коррекционно-педагогическим и лечебным процессами.

Основной формой организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения являются подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельность, которую осуществляет учитель-дефектолог.

Групповая работа проводится посредством интегрированной непосредственно образовательной деятельности с воспитателем, музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре, хореографом, педагогом-психологом.. Подгруппы комплектуются с учетом клинической формы заболевания, уровня сформированности зрительного восприятия и представлений. Подгрупповые коррекционные занятия с детьми тифлопедагог
проводит в первой половине дня. Выбор методов и приемов, специальной
наглядности и пособий зависит не только от возрастных и индивидуальных
возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития
зрительного восприятия.

 На индивидуальных занятиях с ребенком решаются задачи частного характера, направленные на коррекцию и компенсацию проблемных зон в его развитии, на развитие зрительных функций. В содержание индивидуальных коррекционных занятий с детьми с косоглазием и амблиопией включаются упражнения для активизации, стимуляции различных зрительных функций. Занятия строятся с учетом интересов ребенка, уровня развития зрительного восприятия, познавательной деятельности, навыков практической деятельности. Постепенно отрабатывается каждый прием на разнообразном доступном для ребенка материале, подводить ребенка к осознанию своих возможностей. Такие занятия планируются по мере необходимости от 1 до 5 раз в неделю и проводятся в утренние и

вечерниечасы.

Длительность каждого подгруппового коррекционного занятия в подготовительной  группе составляет 30 минут. Продолжительность индивидуальных коррекционных занятий составляет 30 минут.
Реализация занятий обеспечивает системную и целенаправленную коррекцию зрительного восприятия, а также коррекцию сопутствующих и вторичных отклонений или предупреждение последних. Коррекционные занятия включают материал, способствующий формированию у детей предметных и временных представлений,
представлений о себе и своих возможностях, познавательной активности, направленный на развитие и коррекцию психических процессов, обуславливающих успешность ребенка с нарушениями зрения в познавательной и практической деятельности.

С детьми, имеющими инвалидность, занятия проводятся индивидуально, в
соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом

Коррекционная работа включает время, отведенное на: 

  • непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-

художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; 

  • образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; 
  • самостоятельную деятельность детей;
  •  взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. 
    Организация образовательной деятельности строиться с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. При этом деятельность специалистов и воспитателей групп компенсирующей направленности осуществляется интегрировано.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Тифлопедагогическое обследование детей.

2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

3. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Тифлопедагогическое обследование детей начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психологическом развитии ребенка, его соматическом состоянии, имеющихся заболеваниях, диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями. Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным или остаточным (у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

Программа коррекционной работы состоит из следующих разделов:

  • развитие зрительного восприятия;
  • ориентировка в пространстве;
  • социально-бытовая ориентировка.

Развитие общей и мелкой моторики автоматически входит, как составная часть всех занятий.

Каждый раздел направлен на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения

Распределение занятий учителя-дефектолога, проводимых в течении недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребенка в ДОУ, определенными СанПиНами №2.4.1.2660-10.

Основные виды коррекционо-образовательной деятельности

Колличество/ длительность в неделю

Развитие зрительного восприятия

2/40 мин

Социально-бытовая ориентировка

2/40 мин

Развитие пространственной ориентировки

1/20 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога c детьми ЗПР (система EduPlay)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что ...

Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом?

Дефектолог - это кто? В чем заключается работа учителя-дефектолога? Зачем ребенку занятия с дефектологом? Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И ...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....

Система работы учителя-дефектолога на группе детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

статья содержит цель коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога, задачи. направления и содержание....

Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта

В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....