Дополнительная общеразвивающая программа «Говорим правильно»
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Валентина Климович

Основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для предупреждения речевых нарушений.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_govorim_pravilno.docx56.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая  программа

«Говорим правильно»

Направление:  речевое развитие

Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

                                                                                                     Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………..3

1.2. Цели и  задачи реализации программы…………………………………………4

1.3. Принципы и подходы к формированию программы……………………… . …5

1.4 . Характеристика речевого развития детей 3-4 лет……………………………..7

1.5. Планируемые результаты освоения программы…………………………….…8

1.6. Система оценки результатов освоения программы. …………………………..9

II. Содержательный раздел

2.1. Структура ООД……………………………………………………………………11

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников…………………………..…………13

2.3. Формы, методы и средства реализации программы……………………………13

2.4. Календарно-тематическое планирование………………………………………..14

III. Организационный раздел

3.1. Особенности организации предметно – развивающей   среды………………...23

3.2. Материально – техническое обеспечение………………………………………. 23

3.3. Список литературы………………………………………………………………   24

                                                                       

I. Целевой раздел

                                                       1.1. Пояснительная записка

       Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Закон Республики Татарстан «Об образовании»  от 22.07.2013 г № 68-3РТ (принят Государственным Советом 28.06.2013 г);

3. « Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее- СанПиН).

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

5.Конвенция о правах ребёнка.

6.Устав ДОУ.

        Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольника заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной

категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).                                                                                                                                                    

1. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;                                        

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

3. Формирование правильного речевого дыхания;                                                                                                                            

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

4. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

                                 1.2. Цели и задачи реализации программы

Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для предупреждения речевых нарушений.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

                                                                               

                                 1.3.Основные принципы и подходы к формированию программы

• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;                                                                          

• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

•Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

         Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

         

                                                                                                                                                                                                                                               

                                           1.4. Характеристика речевого развития детей 3-4 лет.

В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) речь ребенка интенсивно развивается. При этом понимание смысла услышанного все еще преобладает над речевыми возможностями. Говорит ребенок в этом возрасте, в основном, короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Однако он не всегда регулирует речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах, допускает ошибки при согласовании слов, например: «Мне купили много игрушков.»

Ребенок в возрасте 4-5 лет пользуется более усложненными и распространенными фразами, высказывает свои суждения обо всем, что его окружает, делает свои умозаключения. Он пытается обобщать, объединяя сходные предметы или явления в одну группу. В это время активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов.

В речи ребенка появляются местоимения, числительные, наречия притяжательные прилагательные. Однако, несмотря на все достижения, детская речь в этом возрасте далеко не идеальна. Ребенку не всегда удается составить связный и понятный взрослым рассказ, много грамматических ошибок, неточностей в употреблении предлогов.

К пяти годам речь становится наиболее связной и последовательной, ребенок в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»), может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, передавать своими словами личные впечатления.

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. К 5 годам активный словарь ребенка достигает 1слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул).

                                                                                                                                                                                                                                             

Ребенок в возрасте 3 – 4лет очень чутко относится к звучанию языка: создает новые слова или формы слов, пытается рифмовать, более отчетливо произносит звуки и слоги. Однако в этот период многие согласные  звуки  произносятся  смягченно  («лезецька» – ложечка), а некоторые ( свистящие «с», « з», « ц» шипящие звуки «ш», « ж», « ч», « щ», сонорные звуки « л» и « р») произносятся недостаточно четко, пропускаются, либо заменяются, например: «абака» – собака,   «фобака» – собака,    «фыпленок» – цыпленок, «тветок» – цветок, «апка» – шапка, «ук» – жук, «сапка», «фапка» – шапка, «оцки» , «отьки» – очки, «сетка», «тетка» – щетка, «ампа» – лампа, «ука» – рука, «лямпа» – лампа, «люка» – рука и др. В труднопроизносимых словах малыш может опускать и переставлять не только отдельные звуки, но и целые слоги (апельсины – лепесины), придумывать собственные обозначения (огурец – пеха), новые грамматические формы (наесться макарон – намакарониться).

 Сложности и ошибки звукопроизношения возникают у малышей из-за несформированного фонематического слуха и недостаточно развитого речевого аппарата. Однако   все «шероховатости» речи этого возраста не патология, постепенно они уйдут, и большую роль в этом процессе будет играть внимание взрослых.

                          1.5. Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий дети  должны:

•        овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту;

•        уметь правильно произносить звуки;

•        овладеть  навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох);

•        уметь координировать тонкие  пальчиковые движения;

•        иметь развитые фонематические представления по возрасту.

                                                                                                                                                                                                                       

                              1.6.  Система оценки результатов освоения программы.

Контроль над эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода к изучению продуктивной деятельности ребенка. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.

Диагностика проводится в начале и в конце года.

Способы определения результативности программы

Оборудование:  игрушка: кукла Таня ,цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка; разрезные картинки (на каждого ребенка); карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка); игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка); Игра «Классификация». Предметные картинки «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка).                                                                            

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

 I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

 1)Знание своих имени и фамилии; с кем пришел в детский сад; знание состава семьи.

2) Исследование зрительного восприятия: Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови ) Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).

II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

 1) Игра «4-й лишний»;                                                                                                                                                                              

III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. 1) Обобщение: овощи – фрукты,  игрушки,  посуда,  одежда – обувь, мебель.                                              

2) Предикативный словарь (глагольный словарь): Что делает мальчик? (ест) Что делает девочка? (спит) Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут)

 3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): Красный мяч. Синий шар. Желтое ведро.

IV. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) Кувшин – кувшинчик, стакан — стаканчик, звезда — звёздочка, цветок – цветочек, стул – стульчик, шапка – шапочка .

2) Образование множественного числа существительных: замок – замки, шляпа – шляпы, паук – пауки, конфета – конфеты, лошадь – лошади, гусеница – гусеницы, птенец – птенцы.

3) Образование названий детенышей животных: у кошки – котенок, у лисы — лисенок, у медведя – …..у козы – ….у волка – …у собаки – …у ежа –…. .

 

V. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Воспитатель:

— К нам в гости пришла кукла Таня.

  1. Внимательно послушайте, что произносит кукла Таня, и повторите за ней: а –у- и -о , о-у-и-а, па –ба та – да – та га –ка – га ма – мя ны – ни – ны ви – вы – ви пух – мех – мох кот – кит – ток дом – дам – дым бак – бык – бок

                                                                                                                                                                                                               

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й

Всего:

0 баллов – не справляется с помощью педагога, не понимает задания.    

1 балл -  справляется с помощью педагога.                                                    

2 балла - справляется самостоятельно, в полном объёме.

Данные записываются в таблице.

Виды критериев

Ф.И. ребенка

Общее развитие

ребенка

Интеллектуальное развитие

Речевое развитие

Состояние словообразования

Фонематическое восприятие

Звукопроизношение

II. Содержательный раздел

                                          2.1. Структура ООД.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д.,  и др.)                                                                                                                                                                                                                    

3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания.

     При составлении программы были использованы методические разработки  Н.В.Нищевой, Е.М.Косиновой, М.Ф.Фомичевой.

           Организация образовательного процесса предусматривает: игровую деятельность, творческие задания, предполагающие организацию разных видов деятельности детей ( познавательные беседы с использованием разнообразного наглядно-демонстрационного материала, развивающих игр упражнений заданий).

           В образовательном процессе используются различные технологии: рассматривание, беседа, игра, исследовательская деятельность, проблемная ситуация, информационные технологии, групповое обучение, развивающее обучение.

Учебный план

количество занятий/часы

неделя

1/15мин

месяц

4/1ч.

год

33/8ч.15 мин.

      Программа кружка реализуется в течение 33 недель, в том числе и в каникулярное время.

      Программа реализуется на бесплатной основе.

                                                                                                                                                                                                                         

                                            2.2 Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Консультативно-рекомендательные беседы;

2.Индивидуальные беседы

                                              2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Форма проведения занятий: подгрупповая, в группе 12 человек.

Программа рассчитана на детей младшего  дошкольного возраста и включает в себя 33 занятия. Занятия проводятся во вторую половину дня в пятницу, один раз в неделю продолжительностью 15 минут.

Средства:

1.Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

2.Самостоятельная деятельность детей.                                                                                                                                                      

                                                 

   

                                                                                                                                                                                                                                             

                                               2.4. Календарно – тематическое планирование

Лексическая тема

                                                                                   Цель

                                           сентябрь

Диагностика

октябрь

1

1.«Семья

Обучать детей соотносить изображение с их словесным обозначением. Формировать умение называть членов своей семьи. Развивать слуховое и зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, творческие способности. Воспитывать положительную установку на участие в занятии. Формировать внимание к неречевым звукам, развивать подражательность, ловкость, координацию речи с движением. Развивать артикуляционную моторику. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, навыков взаимодействия на занятии, аккуратности. Развивать артикуляционную моторику. Уточнять артикуляцию звуков [ а ] ,   [ у  ],     [  и]    .

2

2.«Семья»

Обучать детей умению соотносить предметы с их словесным обозначением (в пассиве или активе в зависимости от возможностей каждого из детей). Развивать оптико-пространственные функции (воспитание навыка фиксации взгляда на объекте). Развивать общую моторику, координацию движений. Вырабатывать правильное диафрагмальное дыхание. Уточнять артикуляцию звуков [а], [у], [о]. Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Обучать соотнесению предметов и их изображений с их словесным обозначением. Закреплять знание и дифференциацию основных цветов. Развивать речевой слух, слуховую память. Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание. Уточнять артикуляцию звуков [у ],   [о],  [и],   [п’ ],  [б’  ], [Д  ], [б]..

3

3.«Игрушки»

Развивать понимание грамматических форм речи, обучать пониманию вопросов косвенных падежей. Формировать глагольный словарь, обучать ловле и бросанию мяча.

Развивать ловкость и координацию движений, общую моторику. Совершенствовать общие речевые навыки.

4

4.«Игрушки»

Формировать глагольный словарь, умение договаривать слова за воспитателем. Закреплять понятия один, много.

Закреплять знания, соотнесение и дифференциацию основных цветов. Обучать ритмичному нанесению точек на ограниченном пространстве. Совершенствовать артикуляционную моторику. Развивать слуховое внимание, общую моторику, координацию движений. Уточнять артикуляцию звуков  [ы ],   [ э],  [  у]  .

5

5.«Части тела и лица»

Формировать активный словарь по теме «Части тела и лица». Формировать грамматический строй речи (употребление имен существительных в косвенных падежах). Обучать соотнесению предмета со словом. Формировать умение договаривать за воспитателем слова и словосочетании. Развивать слуховое восприятие и внимание, зрительное внимание, мелкую и общую моторику, координацию движений. Уточнять артикуляцию звуков [ н    ],   [ п   ].

                                                                                                                 ноябрь

6

1 .«Части тела и лица»

Формировать активный словарь по теме «Части тела и лица». Формировать грамматический строй речи (употребление имен существительных в косвенных падежах). Обучать соотнесению предмета со словом. Формировать умение договаривать за воспитателем слова и словосочетании. Развивать артикуляционную моторику, подражательность, ловкость, ручную моторику. Развивать чувство ритма.

7

2. «Туалетные    

принадлежности»

Формировать словарь по теме «Туалетные принадлежности».Обучать соотнесению предмета со словом. Расширять понимание чужой речи. Развивать диалогическую речь. Развивать неречевое дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю. Развивать общую моторику, координацию движений. Уточнять артикуляцию звуков [ б   ],    [  п   ].

8

3. «Туалетные

принадлежности»

Расширять глагольный словарь по теме «Туалетные принадлежности». Выявлять отношение группы предметов по количеству. Расширять активный словарь (наречие много, числительное один). Развивать общую, тонкую, артикуляционную моторику, слуховое восприятие и внимание, координацию речи с движениями, чувство ритма. Воспитывать положительное отношение к занятиям, активность, навыки сотрудничества.   Уточнять артикуляцию звуков [ к  ]    [ г  ].

9

4.«Одежда»

Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, пополнять активный словарь за счет имен прилагательных, обозначающих цвет; имен существительных, обозначающих детали одежды. Развивать речевой слух, общую моторику, координацию речи с движениями, подражательность. Уточнять артикуляцию звуков [ к  ]    [ г  ].

                                                                                                      декабрь

10

1. «Одежда»

Формировать словарь по теме «Одежда». Формировать навык выполнения двухступенчатой инструкции. Обучать пониманию вопросов косвенных падежей. Учить группировать предметы по цвету. Обучать ритмичному нанесению точек и проведению горизонтальных и вертикальных линий на ограниченном пространстве. Развивать слуховое восприятие и внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, совершенствовать координацию речи с движением.  Уточнять артикуляцию звуков [ к  ]    [ х  ].

11

2. «Обувь»

Уточнить словарь детей по теме «Обувь». Расширять словарь за счет существительных, обозначающих детали обуви: задник, помпон. Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости (лево, право). Формировать умение рисовать и закрашивать круги. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.  Уточнять артикуляцию звуков [ к  ]    [ х  ].

12

3. «Обувь»

Обучать детей умению соотносить предметы с их словесным обозначением. Формировать умение называть предметы по теме «Обувь». Расширять словарь прилагательных (одинаковые). Закреплять в речи глаголы 3-го лица единственного числа (обуваю, снимаю). Обучать детей быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции. Обучать быстрой ориентировке в названиях действий. Развивать диалогическую речь. Закреплять в речи глаголы 3-го лица единственного числа (обувает, снимает) и прилагательного одинаковый.

Уточнять артикуляцию звуков [ т   ] ,   [ д  ].

13

4. «Новый год. Ёлка»

Формировать слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка (груша, рыбка, шишка, колобок, волк, петушок).Учить образовывать глаголы 1-го лица единственного числа. Обучать узнаванию предмета по его описанию. Закреплять умение ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.    Уточнять артикуляцию звуков [ т   ]  ,  [ д  ]        

                                                                                               январь

14

1.«Мебель»

Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Обучать пониманию вопросов по прочитанной сказке и ответам на них. Совершенствовать диалогическую речь. Обучать выполнению многоступенчатой инструкции. Расширять глагольный словарь. Формировать обобщающее понятие «Мебель». Развивать фонематический слух, чувство ритма, координацию речи с движениями.  Уточнять артикуляцию звуков   [  в ],    [ ф    ] .

15

2. «Мебель»

Формировать грамматический строй речи (единственное и множественное число имен существительных). Формировать умение дорисовывать недостающие детали и закрашивать готовые изображения. Учить дифференцировать имена существительные мужского и женского рода в единственном числе, обогащать словарь числительными, употреблять имена существительные с предлогом на в предложном падеже. Уточнять артикуляцию звуков   [  в ],    [ ф    ] .

16

 3.«Посуда. Продукты

питания»

Формировать словарь по теме «Посуда». Пополнять словарь словосочетанием такой же. Совершенствовать грамматический строй речи (единственное и множественное число имен существительных). Расширять словарь имен существительных по теме «Продукты питания». Формировать навыки проведения округлых, волнистых, прямых горизонтальных линий. Закреплять умение закрашивать готовое изображение.

 Уточнять артикуляцию звуков  [ с   ] ,  [ з    ]

февраль

17

1. «Посуда. Продукты

питания»

Обучать пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Обучать ответам на вопросы по картинкам. Формировать словарь имен существительных (посуда, части посуды). Формировать глагольный словарь, уточнить представление о величине предметов. Пополнять словарь имен прилагательных, обозначающих основные цвета.  Уточнять артикуляцию звуков  [ с   ] ,  [ з    ]

18

2. «Фрукты»

Уточнить словарь по теме «Фрукты». Развивать и обогащать словарь имен существительных по теме «Фрукты». Развивать глагольный словарь. Формировать умение отвечать на вопросы. Развивать диалогическую речь. Учить дифференцировать имена существительные мужского и женского рода в единственном числе, обогащать словарь числительными.  Уточнять артикуляцию звуков  [  с  ] ,   [ ц    ]

19

3. «Овощи»

Уточнить словарь по теме «Овощи». Развивать и обогащать словарь имен существительных по теме «Овощи». Развивать глагольный словарь. Формировать умение отвечать на вопросы. Развивать диалогическую речь. Учить дифференцировать имена существительные мужского и женского рода в единственном числе, обогащать словарь

числительными.    Уточнять артикуляцию звуков  [  c  ] ,  [    ш ]

20

4.«Домашние птицы»

Уточнять словарь по теме «Домашние птицы». Формировать умение характеризовать персонаж, ориентируясь на описание и иллюстрацию. Учить слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей. Развивать словарь имен существительных по теме «Домашние птицы». Расширять глагольный словарь (неопределенная форма глагола).  Уточнять артикуляцию звуков  [  з   ] ,   [ ж   ].

                                                                                                                       март

21

1.«Мамин праздник»

Расширять словарь имен прилагательных (красивая, добрая, молодая, умная, веселая). Формировать умение отвечать на вопросы по картинкам. Работать над слоговой структурой слова, отстукивать ударный слог в слове мама. Совершенствовать умение самостоятельного проговаривания потешек.  Формировать умение изображать предмет четырехугольной формы. Закреплять умение наносить штрихи и рисовать круги.  

Уточнять артикуляцию звуков  [  ш  ],    [ж     ]

22

2.«Домашние птицы»

Уточнять словарь по теме «Домашние птицы». Формировать умение характеризовать персонаж, ориентируясь на описание и иллюстрацию. Учить слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей. Развивать словарь имен существительных по теме «Домашние птицы». Расширять глагольный словарь (неопределенная форма глагола).    Уточнять артикуляцию звука  [   щ ]   .

23

3. «Домашние животные»

Обучать детей ответам на вопросы по картинке. Обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение предмета ( тут, здесь, там). Учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать глаголы 3-го лица единственного и множественного числа. Совершенствовать умение самостоятельно проговаривать потешки.  Уточнять артикуляцию звука  [ ч   ]

24

4. «Домашние животные»

Обучать детей ответам на вопросы по картинке. Обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение предмета ( тут, здесь, там). Учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать глаголы 3-го лица единственного и множественного числа. Совершенствовать умение самостоятельно проговаривать потешки.  Уточнять артикуляцию звука  [ л   ]

                                                                                                              апрель

25

1.«Дикие птицы»

Формировать обобщающее понятие  «дикие птицы». Расширять глагольный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи (дифференциация глаголов в форме единственного и множественного числа), навыка сопряженного проговаривания  потешки, умения закрашивать готовые изображения. Обучать пониманию вопросов по прочитанной сказке. Совершенствовать диалогическую речь.  Уточнять артикуляцию звука  [ р   ]

26

2. «Дикие птицы»

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование притяжательных местоимений мой, моя с существительными). Формировать навык работы  по словесной инструкции с  зрительной опорой. Совершенствовать навык  выполнения трехступенчатой  инструкции. Закреплять умение закрашивать готовые изображения  и рисовать точки методом тычка.

27

3. «Дикие животные»

Формировать обобщающее понятие «дикие животные». Пополнять активный словарь именами существительными – названиями животных, глаголами (стоит, смотрит, лежит, спит, бежит, скачет, крадется, охотится). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление имен существительных в форме множественного числа). Совершенствовать диалогическую речь. Обучать ответам на вопросы по сюжетным картинам. Упражнять в образовывании и дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного числа.

28

4. «Дикие животные»

Совершенствовать навыки выполнения трехступенчатой инструкции, навыков сопряженного проговаривания потешки. Закреплять умение проводить прямые линии и закрашивать готовые изображения. Формировать грамматический строй речи, обучать употреблению местоимения меня. Уточнять активный глагольный словарь. Формировать грамматический строй речи (образование и употребление имен существительных в форме родительного падежа с предлогом у).

29

5. «Транспорт»

Формировать в активной речи обобщающее понятие «транспорт». Обучать пониманию пространственных отношений, выраженных простыми предлогами. Уточнять словарь (части машины); совершенствовать грамматический строй речи (согласование имен существительных  с именами прилагательными в роде, падеже, числе).  Уточнять словарь (едет, летит, плывет). Совершенствовать навык составления предложения по сюжетной картинке. Закреплять навык согласования имен прилагательных с именами существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.

                                                                                                                  май

30

1.«Транспорт»

Совершенствовать грамматический строй речи (образование форм единственного и множественного числа имен существительных и глаголов, обучение согласованию подлежащего и сказуемого  в форме глагола 2-го лица единственного и множественного числа в настоящем времени изъявительного наклонения). Закреплять навык работы с разрезными картинками (фигурный разрез).

31

2.»Лето. Цветы»

Формировать словарь по теме «Цветы» ( одуванчик, ромашка, мак, лютик, колокольчик, серединка, лепестки, стебель, листья). Формировать общие представления о цветах, их характерных признаках. Закреплять знания основных цветов. Закреплять умение группировать предметы по признакам. Формировать грамматический строй речи (согласование имен прилагательных с именами существительными  женского и мужского рода в единственном и множественном числе).

32

3. «Лето. Насекомые»

Актуализация словаря по теме «Насекомые», математического словаря (один, два, три, много, ни одного). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление имен существительных единственного и множественного числа в родительном падеже). Совершенствовать навык слогового анализа слов.  Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами на, в, под, около, за, от и наречиями вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева).

33

4. «Игры с водой»

Обучать пониманию вопросов к сюжетным картинам. Формировать умение составлять предложения по сюжетным картинкам. Развивать диалогическую речь. Актуализировать математический словарь (один, два, много, ни одного). Совершенствовать грамматический строй речи ( употребление имен существительных единственного и множественного числа в родительном падеже). Закреплять навык сопряженного повторения потешки.

                                 

                                                                                                                                                                                                                                             

  III. Организационный раздел

                                   

                                              3.1. Особенности организации предметно – развивающей  среды

Важнейшим условием реализации данной  программы  является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Используются на занятии: погремушки,  шарики Су-Джок,  музыкальные инструменты,  краски, кисточки для рисования, цветные карандаши, раскраски.

                                                                                                                         

                                                                                                                           

                         3.2. Материально – техническое обеспечение

  • учебные пособия и другие тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.);
  • методические разработки (рекомендации).

     

                                   

                                                                                                                                                                                                                                             

                                                          3.3. Список литературы

1.Н.В.Нищева. конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019

2.Е.М.Косинова .Логопедические игры и упражнения для формирования правильной речи. –М. : Махаон, Азбука-Аттикус, 2019

3. Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /В.К. Воробьева// —2006. —    С158.                                                                                                                                                                                                                               19

4. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников. Логопедия сегодня./О.В. Сингаевская//- 2011г. - №2. - С.26-30    

5. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина//— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.

6. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», /А.Е.Белая, В.И. Мирясова // Творческий центр  «Сфера», М. -2002.

7. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Говорю правильно"

Программа дополнительного образования "Говорю правильно" расчитана на детей дошкольного возраста 4-7 лет, направлена на развитие различных сторон речи...

Образовательная программа дополнительного образования "Учимся правильно говорить"(5-6лет)

Материал по планированию работы учителя- логопеда в рамках дополнительного образования. Возраст детей 5-6 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по развитию речи «Будем говорить правильно»

Использование программы в образовательной деятельности  предусматривает дополнительгые занятия по развитию речи детей во 2 младшей группе детского сада....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ГОВОРЮ ПРАВИЛЬНО»

Дополнительная  коррекционно-развивающая программа «Говорю правильно» является коррекционной, развивающей  и обучающей. Предметная область – речевое развитие. Способствует ...