Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ГОВОРЮ ПРАВИЛЬНО»
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Шацкова Виктория Николаевна

Дополнительная  коррекционно-развивающая программа «Говорю правильно» является коррекционной, развивающей  и обучающей. Предметная область – речевое развитие. Способствует своевременному и правильному овладению речью. Представляет собой систему занятий, составленных из игр и упражнений, с учетом ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Программа имеет профилактическую направленность предупреждения школьных трудностей ребёнка. Дополнительная коррекционно-развивающая   программа «Говорю правильно» реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования и является адаптированной. Программа дает возможность в ходе дошкольного развития и воспитания  подготовить ребенка к успешному обучению  в школе.

Важнейшим условием полноценного развития ребёнка является своевременное и правильное овладение  речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет положительных результатов в дальнейшем обучении. Развитие речи – процесс многогранный, сложный и творческий. Это целенаправленная и последовательная педагогическая работа.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения с людьми, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.  От уровня овладения связной речью в дошкольный период зависит успешность обучения детей в школе. Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.

Новизна программы заключается в том, что она органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения. Наряду с развитием речи программа включает в себя курс обучения грамоте. Это практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы приобщить детей к речевой культуре, к её звуковой стороне, вырабатывать у детей умения и навыки для овладения устными и письменными формами речи, доступными для детей данного возраста.

Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребёнка осознание речи, её произвольность. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

 Отличительная особенность данной программы в том, что она является начальным звеном непрерывного курса развития речи для дошкольников, который продолжается в начальной и основной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_govoryu_pravilno.docx89.02 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМБЛЕМА ЦДТ

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Программа принята на заседании                                                                

Педагогического Совета                                                                                     Протокол №                                                                               от «___» ____________20__г.                                                

«Утверждаю»

   Директор МБУ ДО «ЦДТ»

                   __________

«___»________20___г.                                                                        

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«ГОВОРЮ ПРАВИЛЬНО»

Направленность: социально-педагогическая (логопедическая)

Тип: коррекционно-развивающая

Участники программы: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Срок реализации: 1 год (60 академических часов)

                                                                                     Составитель:

Шацкова Виктория Николаевна,

                                                                                  учитель-логопед

Тула, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Говорю правильно» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012), Концепцией развития дополнительного образования детей (утв.  Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008), Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей», Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями  по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»), а также с Уставом Центра.

Тип и вид программы.

Дополнительная  коррекционно-развивающая программа «Говорю правильно» является коррекционной, развивающей  и обучающей. Предметная область – речевое развитие. Способствует своевременному и правильному овладению речью. Представляет собой систему занятий, составленных из игр и упражнений, с учетом ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Программа имеет профилактическую направленность предупреждения школьных трудностей ребёнка. Дополнительная коррекционно-развивающая   программа «Говорю правильно» реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования и является адаптированной. Программа дает возможность в ходе дошкольного развития и воспитания  подготовить ребенка к успешному обучению  в школе.

Важнейшим условием полноценного развития ребёнка является своевременное и правильное овладение  речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет положительных результатов в дальнейшем обучении. Развитие речи – процесс многогранный, сложный и творческий. Это целенаправленная и последовательная педагогическая работа.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения с людьми, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.  От уровня овладения связной речью в дошкольный период зависит успешность обучения детей в школе. Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.

Новизна программы заключается в том, что она органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения. Наряду с развитием речи программа включает в себя курс обучения грамоте. Это практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы приобщить детей к речевой культуре, к её звуковой стороне, вырабатывать у детей умения и навыки для овладения устными и письменными формами речи, доступными для детей данного возраста.

Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребёнка осознание речи, её произвольность. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

 Отличительная особенность данной программы в том, что она является начальным звеном непрерывного курса развития речи для дошкольников, который продолжается в начальной и основной школе.

Научной опорой для составления программы явились:

1. Концепция внутренней речи Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский придавал огромную роль словесному значению в развитии человеческой психики и процесса мышления.

2. Концепция становления речевой деятельности А.А. Леонтьева.

Речевая деятельность выступает как гибкая и пластичная система, создающая уникальную возможность с помощью органического количества речевых средств отражать бесконечное многообразие окружающего природного, социального и культурного мира.

3. Концепция Р.Е.Левиной.

Ведущим положением концепции Р.Е.Левиной выступает научно-обоснованный его системный подход к изучению речевых и психических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.

Р.Е.Левина отмечает, что в структуре дефекта у них выявляются не только речевые нарушения, но и нарушения формирования высших психических функций, которые наиболее тесно связаны с речью. Так, например, нарушение акустического восприятия закономерно обусловливает не только специфические нарушения импрессивной и экспрессивной речи, но и недостаточность тех форм познавательной деятельности, которые обеспечиваются участием слухоречевого восприятия (слухоречевая память, внимание, восприятие текста на слух и его понимания и др.).

Основной целью  данной программы является проектирование модели логопедической, коррекционно-развивающей, психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи, помогающие достичь цели:

Образовательные

  1. формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;
  2. формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
  3. формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения; развитие словаря;
  4. развитие умения оперировать единицами языка: звуком, словом, слогом, словосочетанием, предложением;

Воспитательные

1. выработать умения обдумывать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами.

2. проверять результат своих действий, умение аргументировать свою позицию, точно и последовательно передавать информацию необходимую партнеру, оказание взаимопомощи и осуществление самоконтроля.

3. формирование эмоциональной направленности на получение совместного положительного результата.

4. формирование мотивации к учебной деятельности и приобретение опыта.

5. формирование самоконтроля и коммуникативного взаимодействия.

Развивающие

1.развитие фонематического восприятия.

2. развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики;

3. развитие воображения и творческих способностей.

         4.  формирование навыков развития звукового анализа и синтеза.

6. обогащение словарного запаса и лексико-грамматического строя речи.

7. развитие дыхания и силы голоса.

8. развитие слухового и зрительного внимания.

9. развитие связной речи.

 Коррекционные

  1. способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению грамоте.
  2. создать благоприятные условия для детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
  3. обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, со взрослыми и миром.
  4. способствовать объединению обучения и воспитания  в целостный образовательный процесс.

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе не только специалиста, а также при участии родителей в реализации программных требований.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Игровые (игровые ситуации, сценки, конкурсы, праздники).

2. Наглядные (демонстрация объектов, фото и иллюстраций, наблюдение, показ, сравнение, рассматривание таблиц, моделей).

3. Словесные (сказка, рассказывание, беседа, диалог, объяснение, инструкции, пояснения, словесные дидактические игры, вопросы).

4. Практические (упражнения в рабочих тетрадях и пособиях, у доски, творческие задания, приобретение навыков, контроль, самоконтроль).

      В рамках обучения программа реализует технологии: обучение в сотрудничестве; развивающее обучение; игра. Эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляют единую дидактическую систему, в которой ребёнок – центральная фигура; деятельность познания является главной; совместные размышления, дискуссии, исследования – основные пути развития личности.

     В соответствии с данной образовательной программой:

- форма занятий групповая; организация занятий предполагает использование и других форм обучения - беседа, викторина, конкурсные программы, игровые программы, уроки творчества, индивидуальная практическая работа.

     Процесс усвоения учебного материала основывается на соблюдении основополагающих дидактических принципов:

-наглядности;

- системности;

- доступности предлагаемого материала;

- перехода от простого к сложному;

- индивидуального подхода.

При организации работы используется дидактический материал. Он включает в себя:

1. Учебное пособие Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет».

2. Учебное пособие О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно». Комплексная методика подготовки ребенка к школе.

3. Цветные квадраты (зеленый, синий, красный).

4. Слоговая таблица.

5. Набор карточек по лексическим темам.

6. «Согласные звуки и буквы».

7. «Гласные звуки и буквы».

8. Набор игрушек и мячей.

9. Игра – лото «Построй картинку», «Шесть картинок», «Определи звук» и т.д.

10. Сюжетные картинки.

11. Раздаточный материал.

12. Кубики Зайцева.

13. Счетные палочки.

14. Диск «Логоритмика».

15. Игра Танграм.

16. Пазлы по лексическим темам.

17. Дидактические игры.

Адресат. Программа рассчитана на дошкольников 5-7 лет для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи 4 уровня.

Форма занятий

Программа предусматривает индивидуальные и групповые формы занятий с детьми. Наполняемость групп 8 - 10 детей старшего дошкольного возраста. По результатам диагностического обследования рекомендуется форма занятия для каждого ребенка (индивидуальная,  или групповая).

Требования к ведущему. Вести группу может специалист, имеющий логопедическое образование, владеющий знаниями и умениями в области общей и возрастной  психологии, имеющий опыт взаимодействия и работы с детьми дошкольного возраста.

Особенности помещения. Помещение для занятий должно быть достаточно свободным. Занятия проводятся в игровой комнате, оснащенной доской, столами и стульями, шкафами, развивающими играми и дидактическим материалом.

Используемые технические и другие средства, материалы. В игровой комнате  имеются следующие  инструменты и материалы к занятиям: цветные карандаши, простые карандаши, цветные квадраты (синий, зеленый и красный), дидактические карточки по лексическим темам, полоски бумаги, комки ваты, зеркала для каждого ребенка, картинки для составления связного рассказа, музыкальные инструменты, и др.

Показания и противопоказания. Данная программа рекомендуется для детей 5-7 лет с развитием в рамках нижней границы возрастной нормы, для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, а также общим недоразвитием речи 4 уровня. Противопоказанием к данному курсу занятий может являться наличие у ребёнка  выраженных эмоционально – поведенческих расстройств.

Условия реализации программы в структурном подразделении / Центре

Программа «Говорю правильно» может реализовываться на базе Центра.

Описание методического обеспечения курса

Для специалиста-

  1. Бураков Н.Н. Интеллектуальный тренинг. Москва 2018.
  2. Бураков Н.Н. Линии и штриховки. Москва, 2018.
  3. Бураков Н.Н. Развитие познавательных процессов. Москва, 2018.
  4. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь, Литера, 2014.
  5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017.-208 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  6. Крупенчук О.И. Учим буквы.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. – 64 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
  7. Крупенчук О.И. «Научите меня читать» Методика поэтапного обучения чтению.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 112 с.: ил. – (Серию «Готовимся к школе»).
  8. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь! Подготовительная группа детского сада.- СПб.: Издетельский Дом «Литера», 2015. – 64 с.: ил.
  9. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Издетельский Дом «Литера», 2014. – 96с. – (Серия «В помощь логопеду»).
  10. Нищева Н.В. Конспекты групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, Спб, Детство пресс, 2001 г.

Для дошкольника:

  1. Рабочая тетрадь по развитию словесно-логического мышления и речи (составная).
  2. Рабочая тетрадь по развитию мелкой моторики руки (составная).
  3. Рабочая тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста (составная).
  4. Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов (составная).
  5. Рабочая тетрадь по обучению грамоте для домашних заданий (составная).

Основная структура и содержание программы

Таблица 1

Этапы

Сроки реализации

Содержание

Организационно-подготовительный

2 недели

Организация участников, первый этап диагностического обследования, комплектование групп, первичная консультация родителей, подготовка условий реализации поставленных задач.

Основной, практико-ориентированный

7 месяцев

Групповые  занятия с детьми 5-7 лет, направленные на формирование словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, развитию связной речи, развитию понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь, умения выделять название предметов, действий, признаков; пониманию обобщающего значения слов, овладению диалогической формой общения.

Разработка рекомендаций родителям для закрепления пройденного материала в домашних условиях. Текущий контроль за детьми во время занятий.

Итогово-аналитический

2 недели

Итоговое диагностическое обследование, получение обратной

связи, анализ результатов и сопоставление их с критериями оценки эффективности.

Сроки и этапы реализации

Программа реализуется в течение одного года. Индивидуальные занятия осуществляются 2 раза в неделю по 30 минут, групповые занятия – 2 раза в неделю по 60 минут, с перерывом на 10 минут, что соответствует действующим нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Длительность цикла – до 8 месяцев. Общее количество групповых занятий – 60 (60 ак. часов занятий + 4 ак. часа диагностика).

Структура занятий

В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде. Каждое занятие имеет небольшую вводную часть (приветствие), основную и заключительную части.

В начале занятия для создания у детей положительного эмоционального фона, хорошего настроения их просят улыбнуться,  и учителем-логопедом создается проблемная ситуация, с которой дети должны справиться в течение основной части занятия.

В основной части предлагаются упражнения направленные на решение проблемной ситуации, в том числе на вызывание длительного выдоха, развитие фонематического восприятия, обогащение лексического словаря существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, развитие грамматической стороны речи, упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, развитие мелкой моторики, обучение грамоте, задания на развитие познавательных процессов.

 Задача заключительной части состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Важно, чтобы дети учились отвечать полным ответом на вопрос, чем они занимались и чему научились.

Структура групповых занятий с детьми 5-7 лет

Таблица 2

Вводная часть

Ритуал приветствия (5-7 минут)

Настрой детей на занятие, создание положительного эмоционального фона, хорошего настроения для работы в группе.

Основная часть

Включает в себя теоретическую  и практическую части (20 минут, перерыв 10 мин, 20 минут)

Посвящена теме занятия. Упражнения направлены на вызывание длительного выдоха, развитие фонематического восприятия, обогащение лексического словаря существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, развитее грамматической стороны речи, упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, развитие пальцев рук, обучение грамоте, развитие познавательных процессов.

Завершающая часть

Ритуал прощания (5-7 минут)

Обсуждают трудности, которые у них возникали. В этой части дети учатся отвечать на вопрос: - «Чем они занимались?» и – «Чему научились?»

Требования к проведению занятий

При проведении занятий необходимо, чтобы:

  • каждый ребенок правильно понимал, что ему нужно делать,
  • точно соблюдалось время предъявляемого тестового материала в тех заданиях, где это предусмотрено инструкцией,
  • обязательно проводилось обсуждение ответов, причем по возможности с участием каждого ребенка,
  • каждый ребенок качественно выполнял каждое из предложенных заданий. Допустимо отрабатывать одно и то же задание в течение нескольких занятий (или возвращаться к нему через некоторое время) для достижения наилучшего результата,
  • при индивидуальном выполнении детьми ряда заданий в рабочих тетрадях осуществляется контроль за правильностью их выполнения (педагогом, самим ребенком, поменяться тетрадями с соседом) для развития навыков контроля и самоконтроля,
  • каждый ребенок учился доводить начатое задание до конца. В связи с этим детям предлагается доделать дома то, что они не успели закончить на занятиях, например, докрасить рисунок, выполнить штриховку.

Предполагаемые результаты

Основным результатом освоения программы должно стать развитие лексического и грамматического строя речи, развитие связной устной речи, развитие простых форм звукового анализа и синтеза, развитие мелкой моторики, развитие познавательных процессов, слухового внимания.

Дети должны усвоить правила поведения, уметь работать по инструкции, приобрести навыки коллективной работы. Иметь устойчивую мотивацию к занятиям, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций, обогащение словаря детей.

Учебный план  

Таблица 3

Наименование раздела, блока

Тема, цель занятия

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

Развитие речи

Обучение пониманию и правильному употреблению термина «слово», ознакомление с многообразием слов, сравнение слов по звучанию, подборка близких по звучанию слов; деление слов на слоги; формирование интереса к речевой деятельности, самостоятельности, инициативе в решении познавательных задач, формирование навыка самоконтроля и самооценки,обучение внимательному слушанию рассказов, сказок; использование разных приёмов и педагогических ситуаций, помогающих детям в правильном восприятии содержания произведения, сопереживании его  героям; поддержание интереса к слову в данном произведении, формирование интереса к книге.

20

5

15

Проверка рабочих тетрадей, устные ответы детей, выполнение домашних заданий

Развитие мелкой моторики

формирование графических навыков.

10

1

9

Проверка рабочих тетрадей, устные ответы детей, выполнение домашних заданий

Развитие познавательных способностей

развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, речи, пространственной ориентации, конструкторских способностей, фонематического слуха, мелкой моторики, коммуникативных способностей.

10

2

8

Проверка рабочих тетрадей, устные ответы детей, выполнение домашних заданий

Обучение грамоте

понятие «звук»,  органы артикуляции человека,  способы произношения звуков; его условное обозначение; акустическая характеристика звука, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; выделение в слове гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; выделение звука в начале, середине и конце слова, определение положения звука в слове; звуковой анализ состава слогов и слов; «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений и т.д.

20

10

10

Проверка рабочих тетрадей, устные ответы детей, выполнение домашних заданий

Всего:

60

18

42

Календарно-учебный план

Таблица 4

№ п/п

Название темы

Сроки

1

Диагностика.

24 сентября

2

Диагностика.

27 сентября

3

Лексическая тема: «Грибы».

Звук и буква А

1 октября

4

Лексическая тема: «Грибы».

Звук и буква А

4 октября

5

Лексическая тема: «Овощи».

Звук и буква У

8 октября

6

Лексическая тема: «Овощи».

Звук и буква У

11 октября

7

Лексическая тема: «Фрукты».

Звук и буква О

15 октября

8

Лексическая тема: «Фрукты».

Звук и буква О

18 октября

9

Лексическая тема: «Ягоды. Домашние заготовки».

Звук и буква М

22 октября

10

Лексическая тема: «Ягоды. Домашние заготовки».

Звук и буква Х

25 октября

11

Лексическая тема: «Осень. Деревья».

Звук и буква П

29 октября

12

Лексическая тема: «Осень. Деревья».

Звук и буква П

1 ноября

13

Лексическая тема: «Дикие животные».

Звук и буква Т

5 ноября

14

Лексическая тема: «Дикие животные».

Звук и буква Т

8 ноября

15

Лексическая тема: «Дикие животные готовятся к зиме».

Звук и буква К

12 ноября

16

Лексическая тема: «Дикие животные готовятся к зиме».

Звук и буква И

15 ноября

17

Лексическая тема: «Перелетные птицы».

Звук и буква Ы

19 ноября

18

Лексическая тема: «Перелетные птицы».

Звук и буква С

22 ноября

19

Лексическая тема: «Зимующие птицы».

Звук и буква С

26 ноября

20

Лексическая тема: «Зимующие птицы».

Звук и буква Н

29 ноября

21

Лексическая тема: «Домашние животные».

Звук и буква Н

3 декабря

22

Лексическая тема: «Домашние животные».

Звук и буква Л

6 декабря

23

Лексическая тема: «Домашние животные и птицы и их детеныши».

Звук и буква Л

10 декабря

24

Лексическая тема: «Домашние животные и птицы и их детеныши».

Звук и буква Ш

13 декабря

25

Лексическая тема: «Зима. Зимняя одежда».

Звук и буква Ш

17 декабря

26

Лексическая тема: «Зима. Зимняя одежда».

Звук и букваБ

20 декабря

27

Лексическая тема: «Зимние забавы. Новый год».

Звук и буква Р

24 декабря

28

Лексическая тема: «Зимние забавы. Новый год».

Звук и буква Р

27 декабря

29

Лексическая тема: «Человек. Части тела».

Звук и буква В

14 января

30

Лексическая тема: «Человек. Части тела».

Звук и буква В

17 января

31

Лексическая тема: «Транспорт».

Звук и буква З

21 января

32

Лексическая тема: «Транспорт».

Звук и буква З

24 января

33

Лексическая тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Звук и буква Д

28 января

34

Лексическая тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Звук и букваД

31 января

35

Лексическая тема: «Материалы и инструменты».

Звук и буква Ж

4 февраля

36

Лексическая тема: «Материалы и инструменты».  

Звук и буква Ж

7 февраля

37

Лексическая тема: «Профессии. Строительство».

Звук и буква Г

11 февраля

38

Лексическая тема: «Профессии. Строительство».  

Звук и буква Г

14 февраля

39

Лексическая тема: «Защитники Отечества».  

Звук и буква Э

18 февраля

40

Лексическая тема: «Защитники Отечества».

Звук и буква Э

21 февраля

41

Лексическая тема: «Времена года. Календарь. Весна».

Звук и буква Й

25 февраля

42

Лексическая тема: «Времена года. Календарь. Весна».

Звук и буква Й

28 февраля

43

Лексическая тема: «Мамин день. Семья».

Звук и буква Я

3 марта

44

Лексическая тема: «Мамин день. Семья».

Звук и буква Е

6 марта

45

Лексическая тема: «Ранние признаки весны. Первые цветы».

Звук и буква Ю

10 марта

46

Лексическая тема: «Ранние признаки весны. Первые цветы».

Звук и буква Ю

13 марта

47

Лексическая тема: «Электроприборы. Ателье».

Звук и буква Е

17 марта

48

Лексическая тема: «Электроприборы. Ателье».

Звук и буква Ь

20 марта

49

Лексическая тема: «Весна в природе».

Звук и буква Ь

24 марта

50

Лексическая тема: «Весна в природе».

Звук и буква Ч

27 марта

51

Лексическая тема: «Труд людей весной».

Звук и буква Ч

31 марта

52

Лексическая тема: «Труд людей весной».

Звук и буква Ц

3 апреля

53

Лексическая тема: «Космос».

Звук и буква Ц

6 апреля

54

Лексическая тема: «Космос».

Звук и буква Щ

10 апреля

55

Лексическая тема: «Возвращение птиц. Насекомые».

Звук и буква Щ

14 апреля

56

Лексическая тема: «Возвращение птиц. Насекомые».

Звук и буква Ф

17 апреля

57

Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания».  

Звук и буква Ф

21 апреля

58

Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания

Звук и буква Ъ

24 апреля

59

Лексическая тема: «Животные жарких стран».

Звук и буква Ъ

28 апреля

60

Лексическая тема: «Животные жарких стран».

Звук и буква повторение

5 мая

61

Лексическая тема: «Лето».

Звук и буква повторение

8 мая

62

Лексическая тема: «Лето».

Звук и буква повторение

15 мая

63

Диагностика.

19 мая

64

Диагностика.

22 мая

Ожидаемые результаты

Основным результатом должно стать развитие лексического и грамматического строя речи, развитие связной устной речи, развитие простых форм звукового анализа и синтеза, развитие мелкой моторики, развитие познавательных процессов, слухового внимания, а также умение читать.

        

Основной целью данной программы является развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развития грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка, обучение основам грамоты и чтения, повышение уровня познавательных процессов.

Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

Для отслеживания эффективности работы по данной программе используются следующие диагностические методики:

1. Диагностика «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи Н.В. Нищева».

2. Речевая карта Н.В. Нищева.

Критерии оценки эффективности реализуемой программы, (качественные и количественные).

Главными качественными критериями усвоения программы являются:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развития речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи;

- развитие фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой;

- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование слуховой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ребёнок к концу года знает:

  • авторов и содержание произведений для детей.

Ребёнок к концу года умеет:

  • делить слова на слоги, образовывать слово из слогов;
  • дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • определять и называть первый, последний звук в слове, делать полный анализ состава слова; разделять предложения на слова;
  • придумывать предложения с парами слов, собирать и продолжать и исправлять предложение;
  • объяснять пословицы и отгадывать загадки;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  • рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
  • развить правильное дыхание и силу голоса;
  • развить слуховое и зрительное внимание;
  • выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
  • пересказывать простые тексты;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, рассказа с помощью простых предложений.
  • знает гласные звуки, уметь правильно их произносить, выделять положение гласных звуков в слове;
  • называет гласные звуки, обозначающие твёрдость и мягкость согласных звуков;
  • называет гласные звуки, обозначающие два звука;
  • знает согласные звуки, уметь правильно их произносить, определять положение согласных звуков в слове;
  • различает твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
  • различает свистящие и шипящие согласные звуки;
  • знает и умеет правильно произносить гласные и согласные буквы русского алфавита; уметь составлять рассказ по серии картинок, по сюжетным картинкам, рассказ – описание, комбинированный рассказ (5 – 7 предложений);
  • умеет подробно, связно и последовательно пересказывать тексты, сказки, рассказы, понимает их смысл (5 -  7 предложений).

Работа с родителями включает в себя просветительские мероприятия 1 раз в месяц  в форме групповых консультаций, мастер-классов, обучающих семинаров и т.д.

Литература

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) N 1155  от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 1598 от  19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» от 14.06.2014 г. № ВК-1440/07.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-268/07  от 10 февраля 2015 г. «О совершенствовании деятельности  центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
  • Закон Тульской области об образовании. Принят Тульской областной Думой 26.09. 2013 г.

Основная

1.Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР,- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.

2. Бураков Н.Н. Экспресс-курс по развитию познавательных способностей. М: 2001.

3. Бураков Н.Н. Экспресс-курс развития мелкой моторики. М: 2001.

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017.-208 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

5. Крупенчук О.И. Учим буквы.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. – 64 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).

6. Крупенчук О.И. «Научите меня читать» Методика поэтапного обучения чтению.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 112 с.: ил. – (Серию «Готовимся к школе»).

7. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь! Подготовительная группа детского сада.- СПб.: Издетельский Дом «Литера», 2015. – 64 с.: ил.

8. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Издетельский Дом «Литера», 2014. – 96с. – (Серия «В помощь логопеду»).

9. Нищева Н.В. Конспекты групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, Спб, Детство пресс, 2001 г.

Дополнительная

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи. Тетрадь для дошкольников 5-6 лет в 2-х частях. Часть 1 и 2.-М.: Баласс, 2014. -32 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»).

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 3 (5-6 лет).- Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»).

3. Бунеев Р.Н. По дороге к Азбуке. Учебное пособие. В 5 ч. Ч. 4 (6—7(8) лет) / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 64 с., ил.

4. Бортникова Е.Ф. Проверяем готовность к школе (для детей 6-7 лет). Тетрадь 2. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2011. – 32с.

5. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.

6. ЕлинкаЕ.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.

7. Земцова О.Н. Умные книжки – тесты «От простого к сложному» для детей 4 – 5 лет. ООО «Издательская группа «Азбука – Аттикус», 2015. – 64 с.

8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.

9. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.

10. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для педагогов, логопедов и родителей к частям 3 и 4 / Т.Р.Кислова; под науч. Ред. Р.Н. Бунеевой. – Изд. 4-е, испр.– М.6 Баласс, 2014.– 192 с.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.

12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.

13. Колесникова Е.В.  Развитие фонематического слуха у детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». – 4-е изд,. перераб. и доп. – М., Издательство «Ювента» 2015. - 96 с.: ил. (Математические ступеньки).

14. Колесникова Е.В.  Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». – 4-е изд,. перераб. и доп. – М., Издательство «Ювента» 2015. - 96 с.: ил. (Математические ступеньки).

15. Колесникова Е.В.  Тесты для детей 5 лет. – М.: Издательство « Ювента», 2014. – 32 с.: ил.

16. Лопухина И. Логопедия - 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.

17. Пожиленко Е. А Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.

18. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. - Новосибирск, 2008.

19. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.

20. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Еномпресс, 1999.

21. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.

22. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ЕНОМ и Д, 2006.

23.Шорыгина Т.А. Понятные сказки. Беседы с детьми об игрушках, растениях и животных. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. – (Сказки-подсказки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности «Учимся говорить по-мордовски»

Направленность образовательной программы (общеразвивающей): программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям старшего дошкольного возраста получить полноце...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «В стране правильной речи»

    Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Первые шаги» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА "Говорим правильно" для детей 5-7 лет (период с 2021 по 2022 год)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка»   Рассмотрена наметодическом совете№____ от «_...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Начинаем говорить»

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим и развиваемся»

Направленность программы дополнительного образования «Говорим и развиваемся» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального слов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности «ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

В последнее время специалисты ДОУ повсеместно сталкиваются с проблемой большого количества детей с речевыми нарушениями. Воспитание правильной и чистой детской речи - одна из важных задач в обще...