Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности «Учимся говорить по-мордовски»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Направленность образовательной программы (общеразвивающей): программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям старшего дошкольного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_govorit_po_-_mordovski_2018-2019.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Лямбирский Дом детского творчества»
Лямбирского муниципального района РМ
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета Директор
от «___» ___________20__г. МКУ ДО «Лямбирский ДДТ»
Протокол № ________ ____________Г.Ш. Алукаева
«____» _______________2018 г.
Лямбирского муниципального района РМ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности
«Учимся говорить по-мордовски»
название
Возраст обучающихся:5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Сизова Марина Петровна
педагог дополнительного образования:
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы (общеразвивающей): программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям старшего дошкольного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность.
Актуальность программы: образовательная программа мордовского фольклора ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
На рубеже 20-21 вв. в условиях нарастающей урбанизации общества проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей ощущается все более остро. Одной из сторон процесса урбанизации является постепенное угасание традиций народного песенного творчества в современной среде. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни прибаутки для полноценного развития личности ребенка.
Одним из основных базисов изучения мордовского фольклора в городской среде является дополнительное образование детей.
Отличительные особенности программы: в связи с выше изложенным мордовский фольклор видится руководителю как центр духовного общения детей и их родителей на основе совместного изучения народного творчества. Образовательная программа мордовского фольклора ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Формы организации образовательного процесса: групповые с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 60 минут .
Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
к концу обучения дети должны научиться воспринимать и понимать мордовскую (эрзянскую) речь на слух и говорить по эрзянски в пределах доступной им тематики, словаря, грамматических форм и синтетических конструкций (предложений) .
Владеть несложными образцами связной речи.
Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется промежуточная и итоговая диагностика.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Итоговая диагностика проводится в конце обучения при предъявлении ребенком результата обучения, предусмотренного программой в виде отчётного концерта.
Срок освоения программы: Программа рассчитана на года обучения с 2017-2018г.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 60 минут .
Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Цель программы: пробуждение интереса у детей к мордовской культуре и
мордовскому языку и стремление общаться на этом языке.
Задачи программы:
Задачи обучения в области эрзянского языка
- Формировать у детей правильное произношение всех звуков как в отдельности, так и в составе слова. Особое внимание обращать на формирование и произношение звуков, отсутствующих в русском языке.
- Учить детей различать на слух и воспроизводить слоги с твердыми и мягкими согласными, глухими и звонкими. Учить произносить различные сочетания звуков.
- Научить детей пользоваться интонационными различиями для целей общения (побуждение, просьба, вопрос, рассказ и т.п.).
- Стремиться при формировании произносительных и интонационных навыков к высокой степени автоматизма.
- Формирование фонематического слуха, т.е. умения различать звуки на слух в собственной речи и речи других
●Осмысление смыслоразличительного ударения.
Задачи обучения в области лексики
- Знакомить детей с мордовскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку.
- Раскрывать значение новых слов, максимально используя средства наглядности (картинки, игрушки, показ действий).
- Добиваться правильного произношения всех слов; учить обозначать словом видимые предметы и ситуации; распознавать слова в предложениях и текстах.
- Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого специальную последовательность игр и игровых ситуаций.
Формирование грамматических навыков
При формировании грамматических навыков нужно ставить перед собой следующие задачи:
- Познакомить детей с грамматическими явлениями мордовского языка, необходимыми для создания или построения высказываний в пределах программы.
- Учить детей понимать грамматические явления, правильно использовать их для понимания ситуации, решения определенной коммуникативной задачи i просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т. д.).
- Учить детей обозначать множественность предметов, признаков, действий.
- Учить обозначать принадлежность предмета определенному лицу.
- Сформировать способы выражения отрицания в различных фразовых конструкциях.
- Активизировать грамматические навыки в играх и игровых ситуациях.
Для овладения языком, даже в небольшом объеме, ребенку недостаточно заучить ряд типовых раз: он должен научиться самостоятельно строить фразы данного типа из знакомых слов. Игровая ситуация является основным методическим приемом отработки грамматических умений. Надо только вызвать интерес к занятию и тем самым повысить речевую активность детей, вызвать потребность общения на мордовском языке.
Основная задача развития связной речи, это обеспечить четкое понимание детьми смысла, функции конструкции, того, в какой ситуации ее надо использовать.
Образовательно - воспитательные задачи
- Знакомство со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознание собственной национальной принадлежности.
- Воспитание в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
- Воспитание у детей интереса и любви к мордовскому (эрзянскому) языку, национальной культуре и ее традициям.
Учебный план
№ | Наименование разделов | Кол-во часов | Всего |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. | Мы знакомимся. Семья. Игрушки. Овощи и фрукты. Лексическая разминка. Счет до 5. Части тела. Домашние животные и птицы. Экскурсия на природу. Новый год. Домашние животные зимой. Мой день. Счет от 1-10. Город. Личная гигиена. Мамин праздник. Мы рисуем. Профессии. Дни недели. Игрушки. Экскурсия по городу. Режим дня. Одежда и обувь. Весна. Времена года. Повторение пройденного. | 6 1 1 4 2 4 2 2 2 3 2 1 2 2 2 3 1 2 1 1 2 1 1 2 1 6 | 6 2 2 8 4 8 4 4 4 6 4 2 4 4 4 6 2 4 2 2 4 2 2 4 2 6 |
Содержание учебного плана.
№ | Название раздела, тема. | Кол-во часов всего | Теория | Практика |
1. | Раздел1. Теория: Мы знакомимся. Приктика: 1.Разучивание слов - приветствий:
Усвоение слов: тейтерне, церыне, эйкакшт. 2. Закрепление усвоенных слов: озак, озадо. Понимание команд: Тейтерне, стяк! Церыне, озак! Тейтернеть, стядо! Эйкакшт, озадо! Разучивание игры «Платки» на русском языке. Ответы на вопрос «Кода Тонь леметь?» 3.Закрепление усвоенных слов и выражений. Понимание вопроса: -Те кие? Те Таня? - Да, те Таня. Те кие? - те Таня. Усвоение местоимений мон, тон, сон. Игра «Кошки - мышки» («Чеернекс - каткинекс»). Усвоение слов: чеерне, каткине; словосочетаний - мон чеернян, каткинян. | 4 | 2 | 2 |
2. | Раздел 2. Теория: Семья. Практика: Усвоение слов: ава, тетя, баба, атя, патя. Образование множественного числа: атя - атят Разучивание стихотворения. Те тейтерне, Те церыне, Те атине, Те бабине, Те чеерне, Кштр, кштр, кекшсь чеернесь. ( при этом загибаются пальчики ребенка, а при последних словах щекочат ладошку). | 2 | 1 | 1 |
3. | Раздел 3 Теория: Игрушки. Практика: Знакомство с названиями игрушек: овтыне, нумолнэ, сеельнэ, кискине, някине.
| 2 | 1 | 1 |
4 | Раздел 4. Теория: Овощи и фрукты. Практика: 1.Знакомство с названиями овощей и фруктов: слива, вишня, груша, умарь, модамарь, куяр, капста. Разучивание стихотворения. Игра « Кто раньше дойдет до стены» 2.Закрепить названия овощей и фруктов. Усвоение слов, обозначающих цвет: ашо, якстере, раужо, сэнь, тюжа, пиже, ожо. Размер: покш, вишкине. Куярось пиже, умаресь якстере Разучивание игры «Платки» на мордовском языке. | 8 | 4 | 4 |
5 | Раздел 5. Теория: Лексическая разминка. Практика: . «Кто больше знает мордовских слов?» Усвоение слов: тантей, ламбамо, чапамо, сэпей. Ответы на вопрос кодамо?
Умаресь кодамо? (ламбамо, якстере) Усвоение лексических образцов Света, макет тень няка? Оля, на теть няка/ Понимание предложений. | 4 | 2 | 2 |
6 | Раздел 6. Теория: Счет до 5. Практика: . Игра «Собачки и зайчики». Счет собачек, зайчиков. Счет других различных предметов. Ответы на вопрос зяро?
гав» Кинь онгизе - листь бокав. Ответы на вопросы | 8 | 4 | 4 |
7 | Раздел 7. Теория: Части тела. Практика: . Диалоги на тему «моя семья», «моя группа», «мы играем».
Повторение изученных стихотворений | 4 | 2 | 2 |
8 | Раздел 8. Теория: Домашние животные и птицы. Практика: Лексическая разминка Усвоение слов: киска, туво, скал, алаша, мацей, сараз, атякш. Ответы на вопросы те кие?, неть кить? | 4 | 2 | 2 |
9 | Раздел 9. Теория: Экскурсия в природу. Практика: Обозначение явлений природы словами и словосочетаниями. | 4 | 2 | 2 |
10 | Раздел 10. Теория: Новый год. Практика: 1. Знакомство со словами: Од ие, елкине, Ловняське, налкшкеть, Якшамо атя, Ловонь баба. Сюжетно - ролевая игра «Встреча Нового года» 2. Повторение слов и предложений, разучивание сказки «Красная шапочка» на мордовском языке, (повторение слов тейтерне, ава, баба, верьгиз). 3. Повторение стихотворения о зиме. Разучивание стихотворения о елке. | 6 | 3 | 3 |
11 | Раздел 11. Теория: Домашние животные зимой. Практика: 1.Повторение названий домашних животных. Ответы на вопросы: Косо эри? Косо эрить? Разучивание предложений. Скалось максы ловсо. Тувось максы сывель. Ревесь максы пона. Составление рассказа по сюжетной картине о домашних животных. 2. Разучить названия животных во множественном числе. (Скал - скалт, туво - ту вот). Разучить загадки о животных. Лексическая разминка. | |||
12 | Раздел 12 Теория: Мой день. Практика: Усвоение слов: валске марто, чокшне, обедстэ, стямс, мадемс, налксемс. Беседа о семье, режиме дня семьи. | 2 | 1 | 1 |
13. | Раздел 13. Теория: Счет до 1-10. Практика: 1. Счет до 5 -ти, до 10-ти. Усвоение слов: тесэ, тосо, ванна, маштомс, ловомс, кармамс. Повторение считалки. Разучивание игры «В колечки», разучивание частушек. 2.Лексическая разминка. Счет предметов. Игра « В колечки». Повторение частушек, разучивание новых. | 4 | 2 | 2 |
14 | Раздел 14. Теория: Город. Практика: Усвоение слов: ош, автобус, троллейбус, ломань, ломанть, ютамс, валгомс, куземс, ардомс. Усвоение предложений. Мон ардан автобуссо. Тон молят ульцява и т.д. Сюжетно - ролевая игра «Я водитель». | 4 | 2 | 2 |
15 | Раздел 15 Теория: Личная гигиена. Практика: 1. Повторение темы «Части тела». Усвоение слов: нардамо, сапунь, шлямс, нардамс. Усвоение грамматических конструкций: «Мон шлян кедть», «Тон шлят кедть», «Сон шли кедть». Повторение песен. Подвижные игры. 2. Повторение слов и выражений. Разучивание стихотворения. Игра «В платки». | |||
16 | Раздел 16. Теория: Мамин праздник. Практика: стихи, песни, частушки. Закрепление темы «Семья». Составление небольшого рассказа о семье. Рассказывание изученных стихотворений о маме, бабушке, сестре. Сюжетно - ролевая игра «Поздравляю маму с праздником». | 6 | 3 | 3 |
17 | Раздел 17. Теория: Мы рисуем. Практика: Усвоение слов: рисован, ванан, артовкс, ловнан, конев, Саян. Усвоение предложений. Мон рисован кудо. Тон рисоват няка. Сон рисови чувто. Ведение диалога и понимание:
| 2 | 1 | 1 |
18 | Раздел 18. Теория: Профессии. Практика: 1.Усвоение предложений. Монь авам учитель. Тонь тетят врач. А кие тонь ават? - Монь авам доярка Лексическая разминка. «Кто больше знает мордовских слов» Ответы на вопрос косто? Рисование на свободную тему. (Объяснить, кто что нарисовал по-мордовски). 2. Ответы на вопросы по картинкам «Семья за столом», «Мы играем». Разучивание песни «Минь листяно ульцяв». Повторение сказок «Репка», «Колобок» на мордовском языке. | 4 | 2 | 2 |
19 | Раздел 19. Теория: Дни недели. Практика: . Усвоение названий дней недели: пондельник, овторник, серяда, цетьверьк, пеця, субута, недлячи. Счет до 5 -ти. Повторение считалки. | 2 | 1 | 1 |
20 | Раздел 20. Теория: Игрушки. Практика: Закрепление названий игрушек. Ответы на вопросы: Кода тонь леметь? Тон кият? (Дети задают вопросы игрушкам и сами за них отвечают). Разучивание стихотворения. Вай, Танине, Танине, Сатиновой палине, Таня моли пандова, Материянь кандомо. Танянь пильгез пупордясь, Материязо каладсь. | 2 | 1 | 1 |
21 | Раздел 21. Теория: Экскурсия в природу. Практика: Закрепление пассивного словаря: сак тей, садо тей, чийть, чиеде, комадо, оршик пальтот, сюлмик шарфот и т. д. | 4 | 2 | 2 |
22 | Раздел 22. Теория: Режим дня. Практика: . Повторение слов и усвоение предложений. «Валске марто мон стян, шлян, ярсан. Туян эйдень кужов. Обедсте мон ярсан. Чокшне сан кудов. Ведь удан. Разучивание сказки «Курочка Ряба» на мордовском языке. | 2 | 1 | 1 |
23 | Раздел 23. Теория: Одежда и обувь. Практика: Усвоение слов: варьгат, кемть, оршамс, каямс. Ответы на вопросы: Ков молят? Ков якить? Разучивание загадок | 2 | 1 | 1 |
24 | Раздел 24. Теория: Весна. Практика: Усвоение слов: тундо, лембе, цецят, нармунь, чуди, ведь. Ответы на вопросы по картинке «Весна». Повторение мордовских песен. 4. Повторение изученных слов и предтожений. Разучивание стихотворений о весне. Игра «В платки» | 4 | 2 | 2 |
25 | Раздел 25. Теория: Времена года. Практика. Лексическая разминка «Дойди до стены» Подбор слов к темам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Подвижные игры. | 2 | 1 | 1 |
26 | Раздел 26 Теория: Повторение пройденного Практика: Повторение пройденных тем, работа со словарем, лексические разминки, дидактические и подвижные игры. | 6 | 3 | 3 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Дата | Форма контроля | ||
план | факт | ||||||
1.Знакомство с группой. | 6 | ||||||
1 | Вводное занятие | 2 | Беседа | 01.10 04.10 | Опрос | ||
2 | Мы знакомимся. | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | 08.10 11.10 | Практическое задание | ||
3 | Мы знакомимся. | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | 15.10 18.10 | Опрос | ||
Семья | 1 | ||||||
1 | Семья. | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 22.10 | Опрос | ||
Игрушки | 1 | ||||||
1 | Знакомство с названиями игрушек. | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 25.10 | Практическое задание | ||
Овощи и фрукты | 2 | ||||||
1 | Знакомство с названиями овощей и фруктов | 1 | Беседа | 29.10 01.11 | Опрос | ||
2 | Закрепить названия овощей и фруктов | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 05.11 08.11 | Опрос Практическое задание | ||
Лексическая разминка | 2 | ||||||
1 | Лексическая разминка | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | 12.11 15.11 | Опрос | ||
Счет до 5 | 4 | ||||||
1 | Счет до 5 | 2 | Объяснение | 19.11 22.11 | Практическое задание | ||
2 | Счет до 5 | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | 26.11 29.11 | Опрос | ||
Части тела | 2 | ||||||
1 | Части тела | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | 03.12 06.12 | Опрос | ||
Домашние животные и птицы | 2 | ||||||
1 | Домашние животные и птицы | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | 10.12 13.12 | Опрос | ||
Экскурсия в природу | 2 | ||||||
Экскурсия в природу | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | 17.12 | Практическое задание | |||
Новый год | 3 | ||||||
1 | Новый год | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 20.12 | Опрос | ||
2 | Закрепление темы | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 24.12 | Практическое задание | ||
3 | Закрепление темы | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 14.01 | Практическое задание | ||
Домашние животные зимой | 2 | ||||||
1. | Домашние животные зимой | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 17.01 | Опрос Практическое задание | ||
2 | Закрепление темы | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 21.01 | Практическое задание | ||
Мой день | 1 | ||||||
1 | Мой день | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 24.01 | Опрос | ||
Счет 1-10 | 2 | ||||||
1 | Счет 1-10 | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 28.01 | Практическое задание | ||
2 | Счет 1-10 | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 31.01 | Опрос Практическое задание | ||
Город | 2 | ||||||
1 | Город | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 4.02 | Опрос | ||
2 | Закрепление темы | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 7.02 | Практическое задание | ||
Личная гигиена | 2 | ||||||
1 | Личная гигиена | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 11.02 | Опрос | ||
2 | Закрепление темы | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 14.02 | Практическое задание | ||
Подготовка к 8 марта | 3 | ||||||
1 | Подготовка к 8 марта | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | 18.02 21.01 | Практическое задание | ||
2 | Мамин праздник | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 25.01 | Опрос | ||
Мы рисуем | 1 | ||||||
1 | Мы рисуем | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 28.02 | Практическое задание | ||
Профессии | 2 | ||||||
1 | Профессии | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 4.03 | Практическое задание | ||
2 | Закрепление темы | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 7.03 | Опрос | ||
Дни недели | 1 | ||||||
1 | Дни недели | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 11.03 | Практическое задание | ||
Игрушки | 1 | ||||||
1 | Игрушки | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 14.03 | Практическое задание | ||
Экскурсия в природу | 2 | ||||||
1 | Экскурсия в природу | 1)Беседа 2) Практикум | 18.03 | Практическое задание | |||
Режим дня | 1 | ||||||
1 | Режим дня | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 21.03 | Опрос | ||
Одежда и обувь | 1 | ||||||
1 | Одежда и обувь | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 25.03 | Практическое задание | ||
Весна | 2 | ||||||
1 | Весна | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 28.03 | Практическое задание | ||
2 | Закрепление темы | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 1.04 | Опрос | ||
Времена года | 1 | ||||||
1 | Времена года | 1 | 1)Беседа 2) Практикум | 4.04 | Практическое задание | ||
Повторение пройденного | 6 | ||||||
1 | Повторение пройденного | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | 8.04 11.04 | Практическое задание | ||
2 | Повторение пройденного | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | 15.04 18.04 | Практическое задание | ||
3 | Повторение пройденного | 2 | 1)Беседа 2) Практикум | 22.04 25.04 | Опрос |
Заключение
Уровни развития детей.
Познание. Имеет представление о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенной национальности. Рассказывает о своем городе, о его достопримечательностях, об улице, на котором он живет. Знает символику республики. Имеет представление о народах, населяющих Республику Мордовия. Называет представителей растительного и животного мира республики Мордовия. Знает редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.
Речевое направление. Овладение эрзянской речью в пределах доступной тематики, словаря данного возраста. Уметь описывать предметы и составлять небольшие рассказы, считать до 10. Знать 3 – 5 мордовских писателей, потешек, считалок, песенок, дразнилок.
Художественно – эстетическое направление. Называет особенности народно – прикладного искусства. Называет скульпторов и художников Мордовии. Называет элементы мордовского орнамента и последовательно чередует их.
Высокий уровень. Ребенок самостоятельно называет слова, действие, признак. Правильно согласовывает существительные. Умеет задавать вопросы и самостоятельно составлять рассказы.
Знает: столицу Мордовии, символику, реки, города, достопримечательности, называет народы, населяющих республику. Свободно называет особенности украшения национального костюма, преобладающие цветовые гаммы, самостоятельно использует их в рисунках.
Самостоятельно называет представителей животного и растительного мира на территории Мордовии. Знает редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.
Средний уровень. Допускает ошибки в употреблении разных частей речи, но сам их исправляет. Монологической речью пользуется не активно. С помощью взрослого составляет рассказ.
Низкий уровень. Активный словарь беден. Не проявляет речевую активность в общении. Плохо владеет диалогической и монологической речью. По областям имеет поверхностные знания.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы созданы следующие условия:
- материально-технические: современная предметная среда (мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр);
- кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, владеющий мордовским языком, имеющий музыкальный слух, знающий традиции и обряды мордовского народа.
• специально оборудованный кабинет (комната национального быта) для
занятий с детьми;
• музыкальные инструменты: бубен, трещотка и. т. д. ;
• зал для проведения праздников;
• национальные костюмы.
- методическое обеспечение:
• дидактический и раздаточный материал;
• пособия по народному творчеству;
• комплект методической и теоретической литературы;
Список литературы
1. КошелеваН. Вирень ефкс. Саранск, 1999 г., 59 с.
2. Люлякина С. М. Тонеть, Мордовия моран. Саранск. 1990 г., 312 с.
3. Одинокова Т. И. Мордовская музыка в начальной школе. Саранск, 1994 г., 52 с.
5. Одинокова Т. И. Мордовский детский фольклор в начальной школе,
Саранск, 1994 г., 34
6. Устно-поэтическое творчество мордовского народа, Составители:
Э. Н. Путушкин, Н. В. Каледкина, А. П. Таракина. Саранск, 1978 г. 61 с.
7. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1994 г.,
Дополнительное образование детей: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. Под ред. О. Е. Лебедева. 39 с.
8. Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о
временах года и о погоде. М. : Современник, 1991 г., 49 с.
9. Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие. 2001 г., 38 с.
10. Покровский Е. А. Детские игры. СПб., 1994 г., 26 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению речевого развития «Речевичок» Возраст детей от 1, 5 до 3 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапо направлению речевого развития«Речевичок»Возраст детей от 1, 5 до 3 лет...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности "От А до Я"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности "От А до Я"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности «ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»
В последнее время специалисты ДОУ повсеместно сталкиваются с проблемой большого количества детей с речевыми нарушениями. Воспитание правильной и чистой детской речи - одна из важных задач в обще...