Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности «Учимся говорить по-мордовски»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сизова Марина Петровна

Направленность образовательной программы (общеразвивающей): программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям старшего дошкольного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_govorit_po_-_mordovski_2018-2019.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Лямбирский Дом детского творчества»

Лямбирского муниципального района РМ

Принята на заседании                                «Утверждаю»

педагогического совета                                Директор

от «___» ___________20__г.                        МКУ ДО «Лямбирский ДДТ»

Протокол № ________                                ____________Г.Ш. Алукаева

«____» _______________2018 г.

Лямбирского муниципального района РМ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности

«Учимся говорить по-мордовски»

название

Возраст обучающихся:5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Сизова Марина Петровна

педагог дополнительного образования:

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы (общеразвивающей): программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям старшего дошкольного возраста получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность.

Актуальность программы: образовательная программа мордовского фольклора ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

На рубеже 20-21 вв. в условиях нарастающей урбанизации общества проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей ощущается все более остро. Одной из сторон процесса урбанизации является постепенное угасание традиций народного песенного творчества в современной среде. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни прибаутки для полноценного развития личности ребенка.

Одним из основных базисов изучения мордовского фольклора в городской среде является дополнительное образование детей.

Отличительные особенности программы: в связи с выше изложенным мордовский фольклор видится руководителю как центр духовного общения детей и их родителей на основе совместного изучения народного творчества. Образовательная программа мордовского фольклора ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.

Формы организации образовательного процесса: групповые с ярко выраженным индивидуальным подходом.

 Занятия проводятся  2  раза в неделю по 60 минут .

Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

к концу обучения  дети должны научиться воспринимать и понимать мордовскую (эрзянскую) речь на слух и говорить по эрзянски в пределах доступной им тематики, словаря, грамматических форм и синтетических конструкций (предложений) .

Владеть несложными образцами связной речи.

Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется промежуточная и итоговая диагностика.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.

Итоговая диагностика проводится в конце обучения при предъявлении ребенком  результата обучения, предусмотренного программой в виде отчётного концерта.

Срок освоения программы: Программа рассчитана на  года  обучения с 2017-2018г.

Режим занятий: Занятия проводятся  2  раза в неделю по 60 минут .

Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Цель программы:   пробуждение интереса у детей к мордовской культуре и  

                                   мордовскому языку и стремление общаться на этом языке.

Задачи программы:

Задачи обучения в области эрзянского языка

  • Формировать у детей правильное произношение всех звуков как в отдельности, так и в составе слова. Особое внимание обращать на формирование и произношение звуков, отсутствующих в русском языке.
  • Учить детей различать на слух и воспроизводить слоги с твердыми и мягкими согласными, глухими и звонкими. Учить произносить различные сочетания звуков.
  • Научить детей пользоваться интонационными различиями для целей общения (побуждение, просьба, вопрос, рассказ и т.п.).
  • Стремиться при формировании произносительных и интонационных навыков к высокой степени автоматизма.
  • Формирование фонематического слуха, т.е. умения различать звуки на слух в собственной речи и речи других

           ●Осмысление смыслоразличительного ударения.

Задачи обучения в области лексики

  • Знакомить детей с мордовскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку.
  • Раскрывать значение новых слов, максимально используя средства наглядности (картинки, игрушки, показ действий).
  • Добиваться правильного произношения всех слов; учить обозначать словом видимые предметы и ситуации; распознавать слова в предложениях и текстах.
  • Способствовать эффективному запоминанию новых слов, используя для этого специальную последовательность игр и игровых ситуаций.

Формирование грамматических навыков

При формировании грамматических навыков нужно ставить перед собой следующие задачи:

  • Познакомить детей с грамматическими явлениями мордовского языка, необходимыми для создания или построения высказываний в пределах программы.
  • Учить детей понимать грамматические явления, правильно использовать их для понимания ситуации, решения определенной коммуникативной задачи i просьба, команда, отрицание, объяснение, рассказ и т. д.).
  • Учить детей обозначать множественность предметов, признаков, действий.
  • Учить обозначать принадлежность предмета определенному лицу.
  • Сформировать способы выражения отрицания в различных фразовых конструкциях.
  • Активизировать грамматические навыки в играх и игровых ситуациях.

Для овладения языком, даже в небольшом объеме, ребенку недостаточно заучить ряд типовых раз: он должен научиться самостоятельно строить фразы данного типа из знакомых слов. Игровая ситуация является основным методическим приемом отработки грамматических умений. Надо только вызвать интерес к занятию и тем самым повысить речевую активность детей, вызвать потребность общения на мордовском языке.

Основная задача развития связной речи, это обеспечить четкое понимание детьми смысла, функции конструкции, того, в какой ситуации ее надо использовать.

Образовательно - воспитательные задачи

  • Знакомство со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознание собственной национальной принадлежности.
  • Воспитание в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
  • Воспитание у детей интереса и любви к мордовскому (эрзянскому) языку, национальной культуре и ее традициям.

Учебный план

Наименование разделов

Кол-во

часов

Всего

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Мы знакомимся.

Семья.

Игрушки.

Овощи и фрукты.

Лексическая разминка.

Счет до 5.

Части тела.

Домашние животные и птицы.

Экскурсия на природу.

Новый год.

Домашние животные зимой.

Мой день.

Счет от 1-10.

Город.

Личная гигиена.

Мамин праздник.

Мы рисуем.

Профессии.

Дни недели.

Игрушки.

Экскурсия по городу.

Режим дня.

Одежда и обувь.

Весна.

Времена года.

Повторение пройденного.

6

1

1

4

2

4

2

2

2

3

2

1

2

2

2

3

1

2

1

1

2

1

1

2

1

6

6

2

2

8

4

8

4

4

4

6

4

2

4

4

4

6

2

4

2

2

4

2

2

4

2

6

Содержание учебного плана.

Название раздела, тема.

Кол-во

часов всего

Теория

Практика

1.

Раздел1.

Теория: Мы знакомимся.

Приктика: 1.Разучивание слов - приветствий:

  • Шумбрат, Ира!
  • Шумбратадо, эйкакшт!

Усвоение слов: тейтерне, церыне, эйкакшт.

2. Закрепление усвоенных слов: озак, озадо.

Понимание команд: Тейтерне, стяк! Церыне, озак!

Тейтернеть, стядо! Эйкакшт, озадо! Разучивание игры «Платки» на русском языке. Ответы на вопрос «Кода Тонь леметь?»

3.Закрепление усвоенных слов и выражений. Понимание вопроса: -Те кие? Те Таня? - Да, те Таня.

Те кие? - те Таня.

Усвоение местоимений мон, тон, сон.

Игра «Кошки - мышки» («Чеернекс - каткинекс»).

Усвоение слов: чеерне, каткине; словосочетаний - мон чеернян, каткинян.

4

2

2

2.

Раздел 2.

Теория: Семья.

Практика: Усвоение слов: ава, тетя, баба, атя, патя.

Образование множественного числа: атя - атят

Разучивание стихотворения.

Те тейтерне,

Те церыне,

Те атине,

Те бабине,

Те чеерне,

Кштр, кштр, кекшсь чеернесь.

( при этом загибаются пальчики ребенка, а при последних словах щекочат

ладошку).

2

1

1

3.

Раздел 3

Теория: Игрушки.

Практика: Знакомство с названиями игрушек: овтыне, нумолнэ, сеельнэ, кискине, някине.

  • Те овто (показывает).Те овтыне.
  • Те няка (показывает большую куклу).
  • Те някине (показывает маленькую куклу). Игра «Чеернекс - каткинекс».

2

1

1

4

Раздел 4.

Теория: Овощи и фрукты.

Практика: 1.Знакомство  с  названиями  овощей  и  фруктов:   слива,  вишня,  груша,  умарь,

модамарь, куяр, капста.

Разучивание стихотворения.

Игра « Кто раньше дойдет до стены»

2.Закрепить названия овощей и фруктов.

Усвоение слов, обозначающих цвет: ашо, якстере, раужо, сэнь, тюжа, пиже, ожо.

Размер: покш, вишкине.

Куярось пиже, умаресь якстере

Разучивание игры «Платки» на мордовском языке.

8

4

4

5

Раздел 5.

Теория: Лексическая разминка.

Практика: . «Кто больше знает мордовских слов?» Усвоение слов: тантей, ламбамо, чапамо, сэпей. Ответы на вопрос кодамо?

  • Куярось кодамо? (пиже, тантей)

Умаресь кодамо? (ламбамо, якстере)

Усвоение лексических образцов

Света, макет тень няка?

Оля, на теть няка/

Понимание предложений.

4

2

2

6

Раздел 6.

Теория: Счет до 5.

Практика: . Игра «Собачки и зайчики». Счет собачек, зайчиков. Счет других различных

предметов.

Ответы на вопрос зяро?

  • Зяро тесэ нумолтнэде?
  • Зяро машинат? Разучивание физкультминутки: Вейке, кавто, колмо, ниле Монь кискинем стядо пиле Цийни, онги «гав, гав

гав» Кинь онгизе - листь бокав.

 Ответы на вопросы

8

4

4

7

Раздел 7.

Теория: Части тела.

Практика: . Диалоги на тему «моя семья», «моя группа», «мы играем».

  • Усвоение слов: кедь, пильге, пря, чама, сельме, курго, судо; аволь.
  • Те мезе? - Те кедь
  • Те курго? - Аволь, те сельме

Повторение изученных стихотворений

4

2

2

8

Раздел 8.

Теория: Домашние животные и птицы.

Практика: Лексическая разминка Усвоение слов: киска, туво, скал, алаша, мацей, сараз, атякш. Ответы на вопросы те кие?, неть кить?

4

2

2

9

Раздел 9.

Теория: Экскурсия в природу.

Практика: Обозначение явлений

природы словами и словосочетаниями.

4

2

2

10

Раздел 10.

Теория: Новый год.

Практика: 1. Знакомство со словами: Од ие, елкине, Ловняське, налкшкеть, Якшамо атя,

Ловонь баба.

Сюжетно - ролевая игра «Встреча Нового года»

2. Повторение слов и предложений, разучивание сказки «Красная шапочка» на мордовском языке, (повторение слов тейтерне, ава, баба, верьгиз).

3. Повторение стихотворения о зиме. Разучивание стихотворения о елке.

6

3

3

11

Раздел 11.

Теория: Домашние животные зимой.

Практика: 1.Повторение названий домашних животных. Ответы на вопросы:

Косо эри? Косо эрить? Разучивание предложений. Скалось максы ловсо. Тувось максы сывель. Ревесь

максы пона.

Составление рассказа по сюжетной картине о домашних животных.

2. Разучить названия животных во множественном числе. (Скал - скалт, туво -

ту вот).

Разучить загадки о животных. Лексическая разминка.

12

Раздел 12

Теория: Мой день.

Практика: Усвоение слов: валске марто, чокшне, обедстэ, стямс, мадемс, налксемс. Беседа о семье, режиме дня семьи.

2

1

1

13.

Раздел 13.

Теория: Счет до 1-10.

Практика: 1. Счет до 5 -ти, до 10-ти. Усвоение слов: тесэ, тосо, ванна, маштомс, ловомс, кармамс. Повторение считалки. Разучивание игры «В колечки», разучивание частушек.

2.Лексическая разминка. Счет предметов. Игра « В колечки». Повторение частушек, разучивание новых.

4

2

2

14

Раздел 14.

Теория: Город.

Практика: Усвоение слов:  ош,  автобус, троллейбус, ломань,  ломанть,  ютамс,  валгомс, куземс, ардомс.

Усвоение предложений. Мон ардан автобуссо. Тон молят ульцява и т.д. Сюжетно - ролевая игра «Я водитель».

4

2

2

15

Раздел 15

Теория: Личная гигиена.

Практика: 1. Повторение темы «Части тела».

Усвоение слов: нардамо, сапунь, шлямс, нардамс.

Усвоение грамматических конструкций: «Мон шлян кедть», «Тон шлят кедть»,

«Сон шли кедть».

Повторение песен. Подвижные игры.

2. Повторение слов и выражений. Разучивание стихотворения. Игра «В платки».

16

Раздел 16.

Теория: Мамин  праздник.

Практика: стихи, песни, частушки.

Закрепление   темы   «Семья».   Составление   небольшого   рассказа   о   семье. Рассказывание изученных стихотворений о маме, бабушке, сестре. Сюжетно - ролевая игра «Поздравляю маму с праздником».

6

3

3

17

Раздел 17.

Теория: Мы рисуем.

Практика: Усвоение слов: рисован, ванан, артовкс, ловнан, конев, Саян.

Усвоение предложений. Мон рисован кудо. Тон рисоват няка. Сон рисови чувто.

Ведение диалога и понимание:

  • Те конев.
  • Путодо икеленк конев. (Дети делают).
  • Саеде карандаш. Рисовадо кудо.
  • Тон мезе рисоват Таня?
  • Мон рисован няка.

2

1

1

18

Раздел 18.

Теория: Профессии.

Практика: 1.Усвоение предложений. Монь авам учитель. Тонь тетят врач. А кие тонь ават?

-        Монь авам доярка

Лексическая разминка. «Кто больше знает мордовских слов»

Ответы на вопрос косто?

Рисование на свободную тему. (Объяснить, кто что нарисовал по-мордовски).

2. Ответы на вопросы по картинкам «Семья за столом», «Мы играем».

Разучивание песни «Минь листяно ульцяв».

Повторение сказок «Репка», «Колобок» на мордовском языке.

4

2

2

19

Раздел 19.

Теория: Дни недели.

Практика: . Усвоение названий дней недели: пондельник, овторник, серяда, цетьверьк, пеця,

субута, недлячи.

Счет до 5 -ти. Повторение считалки.

2

1

1

20

Раздел 20.

Теория: Игрушки.

Практика: Закрепление названий игрушек.

Ответы на вопросы:  Кода тонь леметь?  Тон  кият?  (Дети  задают вопросы

игрушкам и сами за них отвечают).

Разучивание стихотворения.

Вай, Танине, Танине,

Сатиновой палине,

Таня моли пандова,

Материянь кандомо.

Танянь пильгез пупордясь,

Материязо каладсь.

2

1

1

21

Раздел 21.

Теория: Экскурсия в природу.

Практика: Закрепление пассивного словаря: сак тей, садо тей, чийть, чиеде, комадо, оршик

пальтот, сюлмик шарфот и т. д.

4

2

2

22

Раздел 22.

Теория: Режим дня.

Практика: . Повторение слов и усвоение предложений. «Валске марто мон стян, шлян, ярсан. Туян эйдень кужов. Обедсте мон ярсан. Чокшне сан кудов. Ведь удан. Разучивание сказки «Курочка Ряба» на мордовском языке.

2

1

1

23

Раздел 23.

Теория: Одежда и обувь.

Практика: Усвоение слов: варьгат, кемть, оршамс, каямс.

Ответы на вопросы: Ков молят? Ков якить?

Разучивание загадок

2

1

1

24

Раздел 24.

Теория: Весна.

Практика: Усвоение слов: тундо, лембе, цецят, нармунь, чуди, ведь.

Ответы на вопросы по картинке «Весна».

Повторение мордовских песен.

4. Повторение изученных слов и предтожений.

Разучивание стихотворений о весне.

Игра «В платки»

4

2

2

25

Раздел 25.

Теория: Времена года.

Практика. Лексическая разминка «Дойди до стены»

Подбор слов к темам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Подвижные игры.

2

1

1

26

Раздел 26

Теория: Повторение пройденного

Практика: Повторение пройденных тем, работа со словарем, лексические разминки, дидактические и подвижные игры.

6

3

3

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

Дата

Форма контроля

план

факт

1.Знакомство с группой.

6

1

Вводное занятие

2

Беседа

01.10

04.10

Опрос

2

Мы знакомимся.

2

1)Беседа

2) Практикум

08.10

11.10

Практическое задание

3

Мы знакомимся.

2

1)Беседа

2) Практикум

15.10

18.10

Опрос

Семья

1

1

Семья.

1

1)Беседа

2) Практикум

22.10

Опрос

Игрушки

1

1

Знакомство с названиями игрушек.

1

1)Беседа

2) Практикум

25.10

Практическое задание

Овощи и фрукты

2

1

Знакомство с названиями овощей и фруктов

1

Беседа

29.10

01.11

Опрос

2

Закрепить названия овощей и фруктов

1

1)Беседа

2) Практикум

05.11

08.11

Опрос

Практическое задание

Лексическая разминка

2

1

Лексическая разминка

2

1)Беседа

2) Практикум

12.11

15.11

Опрос

Счет до 5

4

1

Счет до 5

2

Объяснение

19.11

22.11

Практическое задание

2

Счет до 5

2

1)Беседа

2) Практикум

26.11

29.11

Опрос

Части тела

2

1

Части тела

2

1)Беседа

2) Практикум

03.12

06.12

Опрос

Домашние животные и птицы

2

1

Домашние животные и птицы

2

1)Беседа

2) Практикум

10.12

13.12

Опрос

Экскурсия в природу

2

Экскурсия в природу

2

1)Беседа

2) Практикум

17.12

Практическое задание

Новый год

3

1

Новый год

1

1)Беседа

2) Практикум

20.12

Опрос

2

Закрепление темы

1

1)Беседа

2) Практикум

24.12

Практическое задание

3

Закрепление темы

1

1)Беседа

2) Практикум

14.01

Практическое задание

Домашние животные зимой

2

1.

Домашние животные зимой

1

1)Беседа

2) Практикум

17.01

Опрос

Практическое задание

2

Закрепление темы

1

1)Беседа

2) Практикум

21.01

Практическое задание

Мой день

1

1

Мой день

1

1)Беседа

2) Практикум

24.01

Опрос

Счет 1-10

2

1

Счет 1-10

1

1)Беседа

2) Практикум

28.01

Практическое задание

2

Счет 1-10

1

1)Беседа

2) Практикум

31.01

Опрос

Практическое задание

Город

2

1

Город

1

1)Беседа

2) Практикум

4.02

Опрос

2

Закрепление темы

1

1)Беседа

2) Практикум

7.02

Практическое задание

Личная гигиена

2

1

Личная гигиена

1

1)Беседа

2) Практикум

11.02

Опрос

2

Закрепление темы

1

1)Беседа

2) Практикум

14.02

Практическое задание

Подготовка к 8 марта

3

1

Подготовка к 8 марта

2

1)Беседа

2) Практикум

18.02

21.01

Практическое задание

2

Мамин праздник

1

1)Беседа

2) Практикум

25.01

Опрос

Мы рисуем

1

1

Мы рисуем

1

1)Беседа

2) Практикум

28.02

Практическое задание

Профессии

2

1

Профессии

1

1)Беседа

2) Практикум

4.03

Практическое задание

2

Закрепление темы

1

1)Беседа

2) Практикум

7.03

Опрос

Дни недели

1

1

Дни недели

1

1)Беседа

2) Практикум

11.03

Практическое задание

Игрушки

1

1

Игрушки

1

1)Беседа

2) Практикум

14.03

Практическое задание

Экскурсия в природу

2

1

Экскурсия в природу

1)Беседа

2) Практикум

18.03

Практическое задание

Режим дня

1

1

Режим дня

1

1)Беседа

2) Практикум

21.03

Опрос

Одежда и обувь

1

1

Одежда и обувь

1

1)Беседа

2) Практикум

25.03

Практическое задание

Весна

2

1

Весна

1

1)Беседа

2) Практикум

28.03

Практическое задание

2

Закрепление темы

1

1)Беседа

2) Практикум

1.04

Опрос

Времена года

1

1

Времена года

1

1)Беседа

2) Практикум

4.04

Практическое задание

Повторение пройденного

6

1

Повторение пройденного

2

1)Беседа

2) Практикум

8.04

11.04

Практическое задание

2

Повторение пройденного

2

1)Беседа

2) Практикум

15.04

18.04

Практическое задание

3

Повторение пройденного

2

1)Беседа

2) Практикум

22.04

25.04

Опрос

Заключение

Уровни развития детей.

 Познание.  Имеет представление о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенной национальности. Рассказывает о своем городе, о его достопримечательностях, об улице, на котором он живет. Знает символику республики. Имеет представление о народах, населяющих Республику Мордовия. Называет представителей растительного и  животного мира республики Мордовия. Знает редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.

Речевое направление. Овладение эрзянской речью в пределах доступной тематики, словаря данного возраста. Уметь описывать предметы и составлять небольшие рассказы, считать до 10. Знать 3 – 5 мордовских писателей, потешек, считалок, песенок, дразнилок.

Художественно – эстетическое направление. Называет особенности народно – прикладного искусства. Называет скульпторов и художников Мордовии. Называет элементы мордовского орнамента и последовательно чередует их.

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно называет слова, действие, признак. Правильно согласовывает существительные. Умеет задавать вопросы и самостоятельно составлять рассказы.

Знает: столицу Мордовии, символику, реки, города, достопримечательности, называет народы, населяющих республику. Свободно называет особенности украшения национального костюма, преобладающие цветовые гаммы, самостоятельно использует их в рисунках.

Самостоятельно называет представителей животного и растительного мира на территории Мордовии. Знает редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.

Средний уровень. Допускает ошибки в употреблении разных частей речи, но сам их исправляет. Монологической речью пользуется не активно. С помощью взрослого составляет рассказ.

Низкий уровень. Активный словарь беден. Не проявляет речевую активность в общении. Плохо владеет диалогической и монологической речью. По областям имеет поверхностные знания.

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы созданы следующие условия:

- материально-технические: современная предметная среда (мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр);

- кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, владеющий мордовским языком, имеющий музыкальный слух, знающий традиции и обряды мордовского народа.

• специально оборудованный кабинет (комната национального быта) для          

  занятий с детьми;

• музыкальные инструменты: бубен, трещотка и. т. д. ;

• зал для проведения праздников;

• национальные костюмы.

- методическое обеспечение:

• дидактический и раздаточный материал;

• пособия по народному творчеству;

• комплект методической и теоретической литературы;

Список литературы

1. КошелеваН. Вирень ефкс. Саранск, 1999 г., 59 с.

2. Люлякина С. М. Тонеть, Мордовия моран. Саранск. 1990 г., 312 с.

3. Одинокова Т. И. Мордовская музыка в начальной школе. Саранск, 1994 г., 52 с.

5. Одинокова Т. И. Мордовский детский фольклор в начальной школе,

    Саранск, 1994 г., 34

6. Устно-поэтическое творчество мордовского народа, Составители:

Э. Н. Путушкин, Н. В. Каледкина, А. П. Таракина. Саранск, 1978 г. 61 с.

7. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1994 г.,

Дополнительное образование детей: Учебное пособие для

студентов высших учебных заведений. Под ред. О. Е. Лебедева. 39 с.

8. Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о

временах года и о погоде. М. : Современник, 1991 г., 49 с.

9. Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учебное пособие. 2001 г., 38 с.

10. Покровский Е. А. Детские игры. СПб., 1994 г., 26 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению речевого развития «Речевичок» Возраст детей от 1, 5 до 3 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапо направлению речевого развития«Речевичок»Возраст детей от 1, 5 до 3 лет...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности "От А до Я"

Дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа речевой направленности "От А до Я"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа речевой направленности «ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

В последнее время специалисты ДОУ повсеместно сталкиваются с проблемой большого количества детей с речевыми нарушениями. Воспитание правильной и чистой детской речи - одна из важных задач в обще...