Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Речевичек» Направленность: социально - гуманитарная Адресована воспитанникам 5 - 7 лет. Срок реализации программы 1 год
рабочая программа (старшая группа)
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………….3 стр.
1.1.Направленность программы ………………………………4 стр.
1.2.Реализация индивидуального маршрута………………….5 стр.
1.3.Адресат программы…………………………………………5 стр.
1.4.Объем и срок освоения программы……………………......5 стр.
1.5.Форма обучения ………………………………………….…....6 стр.
1.6.Особенности организации образовательного процесса…….6 стр.
1.7.Режим занятий………………………………………………….6 стр.
2.Цель и основная направленность программы…………...6 стр.
2. 1. Цель и задачи программы ……………………………………..........6 стр.
2.2.Планируемые результаты………………………………...……….9 стр.
3.Учебный план ……………………………………..…………...…....11 стр.
4.Календарный учебный график………………………………..13 стр.
5.Материально-техническое обеспечение программы………..14 стр.
6. Формы аттестации………………………………………...… 16 стр.
7. Методическое обеспечение программы……………………..18 стр.
8. Информационное обеспечение программы….………………31стр.
Приложение №1………………………………………………………….33 стр.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 73.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 2 г. Медвежьегорска»
Рассмотрена на заседании Утверждаю
Педагогического совета Заведующая МКДОУ «Д/с №2»
Протокол № ____________ Журавлева Е.Ю.
от «» 2021 г. Приказ №
от «» 2021 г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Речевичек»
Направленность: социально - гуманитарная
Адресована воспитанникам 5 - 7 лет.
Срок реализации программы 1 год
Автор-составитель:
Воспитатели: Диева Е.Г.
Медвежьегорск
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………….3 стр.
1.1.Направленность программы ………………………………4 стр.
1.2.Реализация индивидуального маршрута………………….5 стр.
1.3.Адресат программы…………………………………………5 стр.
1.4.Объем и срок освоения программы……………………......5 стр.
1.5.Форма обучения ………………………………………….…....6 стр.
1.6.Особенности организации образовательного процесса…….6 стр.
1.7.Режим занятий………………………………………………….6 стр.
2.Цель и основная направленность программы…………...6 стр.
2. 1. Цель и задачи программы ……………………………………..........6 стр.
2.2.Планируемые результаты………………………………...……….9 стр.
3.Учебный план ……………………………………..…………...…....11 стр.
4.Календарный учебный график………………………………..13 стр.
5.Материально-техническое обеспечение программы………..14 стр.
6. Формы аттестации………………………………………...… 16 стр.
7. Методическое обеспечение программы……………………..18 стр.
8. Информационное обеспечение программы….………………31стр.
Приложение №1………………………………………………………….33 стр.
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Грамотейка» по подготовке к обучению грамоте разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")
3.Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р; 4.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
5.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196".
6. Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании»; государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года № 196-П;
7. Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, 2.4.4.3172-14,утвержденные постановлением №41 от 04. 07. 2014 г.
1.1 Направленность программы:
Программа «Грамотейка» имеет социально – гуманитарную направленность и предназначена на подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Актуальность программы.
Переход из детского сада в школу - важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы. Побуквенное чтение, нередко встречающее у дошкольников, затрудняет работу педагога, т.к. ребенка приходиться переучивать. Дети не достаточно владеют звукобуквенном анализом и синтезом, затрудняются в работе с предложениями, рука не готова к письму, ребенок психологически не готов к обучению в школе и т.п. Период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интерес к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
В действующих современных программах заложены разные требования к обучению детей грамоте. Но следует учесть следующие положения: используемая система обучения грамоте в ДОУ, должна сочетаться с существующей системой обучения в школе. Соблюдение принципа преемственности между ДОУ и школой по вопросу обучения детей грамоте, помогает снять ряд негативных тенденций, имеющих место в настоящее время.
Для успешной адаптации детей дошкольного возраста к обучению в школе необходима системная работа, которая не только подготовит ребёнка к школе, но и сумеет снять разного вида перегрузки, сохранит здоровье детей. Создание комфортной развивающей образовательной среды для общего развития детей дошкольного возраста в сложный для них период перехода из дошкольного детства в школьное обучение определяет направление Программы.
Работа идет по следующим направлениям:
- развитие у детей умственных способностей;
- развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие моторных функций (мелкой мускулатуры руки и пальцев);
- развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;
- развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать воспитателя и товарищей);
- развитие волевой готовности ребенка.
1.2. Реализация индивидуального маршрута (Не предусмотрено)
1.3. Адресат программы. Программа дополнительного образования «Речевичок» предназначена для детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Данная программа разработана на основе программы дополнительного образования по обучению грамоте детей 5-7 лет. И.В. Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду». Навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что он основывается на:
- развитии фонематического слуха - осознании звука состава слова - слитном чтении или по слоговым.
1.4.Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на учебных года.
1-й год обучения | |
Количество учебных часов в неделю | 1 |
Количество занятий в неделю | 1 |
Общее количество часов в год | 34 |
1.5.Форма обучения - очная.
1.6.Особенности организации образовательного процесса.
Программа продумана таким образом, что:
- обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания;
- каждый ребенок может участвовать в процессе выполнения заданий;
- используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).
Совместная деятельность проходит в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения пробуждает у детей интерес к новым знаниям, к более лучшему их усвоению, а позднее знания охотно и активно используются в самостоятельной деятельности.
Наполняемость группы: до 20 человек, постоянный.
1.7.Режим занятий. Занятия проводятся в течение учебного года, 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия для дошкольников - 30 минут, в соответствии с нормами СанПиНа
2.Цель и основная направленность программы
2.1 Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы:
1. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием без дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению;
2. Развитие произносительных умений 3. Развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих; 4.Обогащать активный и пассивный словарь, развивать грамматический строй речи, умения связной речи с опорой на речевой опыт ребенка; 5. Развивать фонетический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей; 6. Развивать мелкую моторику рук.
Программа реализуется с учетом основных принципов работы при подготовке детей к обучению:
-единство развития, воспитания и обучения;
-учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
-уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-наглядность, системность и последовательность.
Предметные
- правильно произносить все звуки; отчетливо и ясно произносить слова, предложения;
- выделять из слов звуки, классифицировать их по месту нахождения в слове; - соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; составлять рассказы, сказки по картинке, по серии картин;
- понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;
- сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; - уметь ориентироваться на странице тетради; - слышать, различать и произносить изучаемые звуки; - правильно держать карандаш;
- развивать работать по предложенному педагогу плану;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Личностные
- воспитывать умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной деятельности - ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметные
- развивать интерес детей к обучению;
- развивать умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- развивать отличать верно выполненное задание от неверного;
- развивать умение оценивать результаты своей работы.
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- развивать умение строить понятные для партнера высказывания;
- развивать умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
2.2 Планируемыми результатами программы являются:
-совершенствование и приобретение приемов самообслуживания, организации рабочего пространства, работы с учебными принадлежностями (тетрадь, ручка, карандаши), навыков личной гигиены;
- положительная динамика в развитии познавательных процессов (мышление, внимание, память);
- развитие интереса и бережное отношение к окружающему миру;
- воспитание толерантности, доброжелательности наравне с чувством собственного достоинства и уверенности в своих силах.
По итогам освоения программы обучающийся приобретет следующие результаты.
Предметные.
- правильно произносить все звуки;
- проводить классификацию звуков по их произношению;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
- пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
- умения отвечать на вопросы;
- умения составлять небольшие простые предложения, дополнять их недостающими словами
Личностные.
- ориентируются на систему правил, необходимых для учебной деятельности - ориентируются в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
- соблюдать элементарные гигиенические правила;
- определяют и высказывают под руководством педагога самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- выражают свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;
- высказывают свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объясняют, хочет идти в школу или нет, и почему.
Метапредметные
- умеют определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- умеют работать по предложенному педагога плану;
- умеют отличать верно выполненное задание от неверного;
- умеют совместно с педагогом и другими детьми давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
- умеют оценивать результаты своей работы.
- умеют ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- умеют находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- слушают и понимают речь других;
- умеют оформлять свои мысли в устной форме;
- строят понятные для партнера высказывания;
- умеют задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохраняют доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
3.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план программы рассчитан:
С нагрузкой 1 час в неделю, на 34 календарные недели – 34 часа в год
В эти недели могут проводиться диагностические занятия, практические и итоговые. Продолжительность одного занятия рассчитывается в академических часах (30 мин)
Этапы работы:
- Диагностический (сентябрь - первые 2 недели)
- Практический (сентябрь – май)
- Итоговый (май – последние 2 недели)
В содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте входит:
- развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению. Работа по развитию артикуляционного аппарата;
- чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, загадок;
- беседа о прочитанном по вопросам педагога;
- разучивание наизусть и выразительное чтение.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение.
Игры: «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Подскажи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово».
Содержание учебного плана:
- определение последовательности событий в тексте; - составление устного рассказа по рисункам к тексту; - понимание причинно- следственных связей повествования; - говорение с опорой на речевые образцы;- выстраивание сложноподчиненного предложения с опорой на образец речи; - выстраивание сложносочиненного предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки событий или героев; - соблюдение нужной интонации высказывания; - формирование сенсорных эталонов (над, под, выше ниже); - формирование умения объяснять, аргументировать свой ответ; - запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте (Я, И, А, ОН, ОНИ)
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входит:
- развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению. Работа по развитию артикуляционного аппарата;
- чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, загадок;
- беседа о прочитанном по вопросам педагога;
- разучивание наизусть и выразительное чтение.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение.
Игры: «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Подскажи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово».
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Таким образом, программа «Речевичек» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
- Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года:
Продолжительность учебного года 34 учебных недель
С 14.09.2020 г.- 31.05.2021 г
2. Регламентирование образовательного процесса:
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.
3.Регламентирование и режим образовательного процесса:
1.Учреждение работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями.
2.Выходные и праздничные дни, предусмотрены учебным планом программы.
3.Продолжительность учебных недель и каникулярного времени
Этапы образовательного | Детские |
Начало учебного года | 14.09.2020г. |
Продолжительность учебного | 34 недели |
Продолжительность | 34 недели |
Продолжительность занятия | 30 минут |
Окончание учебного года | 31.05.2021г. |
Каникулы осенние | 1 неделя |
Каникулы зимние | С 31.12.20 по 10.01.21 |
Каникулы весенние | 1 неделя |
Каникулы летние | С 01.06.21 |
Календарный учебный график является составной частью образовательной программы (Закон №273-ФЗ, гл.1, ст.2, п.9), он определяет:
Количество учебных недель: 34
Количество учебных дней: 34
Продолжительность каникул: 116 дней
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: с 14 сентября по 31 мая. Календарный учебный график составляется ежегодно на конкретный учебный год обучения и представлен в рабочей программе.
4. Продолжительность учебных занятий:
Продолжительность учебных занятий: - 1 академический час. Продолжительность академического часа составляет 30 минут.
5. Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации программы требуется проветриваемое помещение с хорошим освещением, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Специальная мебель (столы и стулья) для учащихся, соответствующая 5 −6-летнему возрасту, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Часть площади пола должна быть свободна для игр и для двигательной активности.
А так же дидактические пособия:
- альбомы для работы на занятиях
- листы с заданиями
- маркеры, простые карандаши
- наглядные пособия, игрушки
- настольные игры
- счетный материал
- тетради
- интерактивная доска
-ИКТ - магнитная доска;
Систематизированный иллюстрированный материал, подобранный с учетом прохождения лексических тем:
-предметные картинки; -картинки с действием; -сюжетные картинки; -серии картинок; -картинки для составления описательных рассказов; - дидактические игры - игровой материал
6.Формы аттестации.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СХЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ФОНЕТИКА | СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕЕНИЕ | СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | ЛЕКСИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ | |||||||||||||||||||
Правильность произношения звуков | Различает: звуки, буквы, твердые и мягкие + звуки, гласные и согласные звуки | Различает звуки близкие по звучанию | Умение ориентироваться в звуковом составе слова | Характеризовать качественные признаки звуков | Проводить звуковой анализ и синтез | Различает: слог, слово, предложение. | Самостоятельное осуществление чтения схем и переход от одной системы языковых единиц у другой. | Произвольное членение устной речи на звук, слово, предложение | Умеет изменять и образовывать новые слова | Составление небольших рассказов по серии сюжетных картинок | Сочинение повествовательных рассказов из собственного опыта | Умение записывать печатными буквами слова | Умение читать | Называет слова противоположные по значению (антонимы) | Называет слова близкие по значению (синонимы) | Называет слова одинаковые по звучанию, но разные по значению (омонимы) | Оценивает свои успехи и промахи | Умение устанавливать взаимоотношения | Сформированность внутренних позиций школьника | Наличие кругозора | Умение подчиняться правилам и нормам | Эмоциональная устойчивость | Умение общаться в коллективе |
Диагностический инструментарий:
С целью определения успешности усвоения данной образовательной программы в начале и в конце года проводится педагогическая диагностика. Для этого мы используем следующие методы:
- педагогическое наблюдение; - анализ выполнения тестовых заданий.
Детям предлагается набор игровых упражнений, для определения уровня подготовки, результаты фиксируются в таблице. В зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком заданий определены три уровня их оценки: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень («В»)- ребёнок выполняет задания самостоятельно. Средний уровень («С»)- ребёнок выполняет задание с помощью педагога. Низкий уровень («Н»)- ребёнок не может справиться с заданием даже с помощью взрослого.
Критерии, по которым оценивается работа детей:
- решение поставленной задачи в полном объёме; - хорошее владение приёмами работы данной возрастной группы; - настойчивость и старательность в работе.
Диагностический контроль проводится для выявления результативности образовательного процесса. Для этого используются следующие формы:
- итоговое занятие с фиксированием результатов включённого педагогического наблюдения;
- беседы с детьми;
- диагностические карты
Наблюдение за деятельностью ребенка (организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в совместной деятельности воспитатели и детей);
- Беседа с ребенком (индивидуально);
- Анализ проведенной диагностики.
7. Методическое обеспечение программы
Формы занятий – занятия-игры, практические занятия согласно возрастным особенностям дошкольного возраста, ведущей деятельностью, которой является игровая деятельность.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений (инсценировка, ролевая игра, конкурс, предметная игра, сочетание всех элементов на одном уроке).
После прохождения половины занятий, проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе.
Перспективный план занятий на учебный год
Старшая группа
№ | Занятие | Задачи |
1. | Звуки вокруг нас. Овощи | 1. Познакомить детей с понятием «звук», «неречевые звуки» (назови звуки улицы, звуки природы.). 2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас». 3. Развитие дыхания. «Минутка тишины», «Угадай, что звучит». 4. Развитие темпа и координации речи и движений. «Осенние листья» (картотека). 5.Развитие мелкой моторики рук. «Таня сеяла горох» 6.Развитие связной речи, обогащение словаря. «Квасим капусту» 7. Подвижная игра «Овощи» |
2. | Звуки вокруг нас. Фрукты | 1.Познакомить с понятием «речевые звуки». Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек». 2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. «Длинные и короткие слова» (картотека). 3. Развитие дыхания. Игра «Прожорливые фрукты» (пособие). 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Динамическое упражнение «Яблоки» 5.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг «Апельсин» (картотека). 6.Развитие связной речи, обогащение словаря. Дидактическое упражнение «Узнай по описанию» (картотека). |
3. | Органы артикуляции. Ягоды. | 1.Развитие артикуляционного аппарата. Мультимедийная презентация «Органы артикуляции». 2.Развитие слухового и двигательного внимания. Д. и. «Покажи и назови». 3. Развитие дыхания. «Сказка о веселом Язычке». 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Игра «Овощи, фрукты и ягоды» (картотека). 5.Развитие мелкой моторики рук. Игра «Послушный ветерок» (пособие). 6. Развитие лексико-грамматических категорий. Динамическое упражнение «Яблоки» 7. Пальчиковая игра «Ягодки». 8. Дидактическая игра «Большой – маленький». |
4. | Знакомство с символом гласного звука [а]. Грибы. | 1.Познакомить с символом гласного звука [а]. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке». 2. Учить определять звук [а] изолированно, в прямых и обратных слогах. Знакомство с символом гласного звука (а). 3.Развитие артикуляционного аппарата. Дидактическая игра «Внимательные ушки» (картотека) 4.Развитие слухового и двигательного внимания. Игра «подуй на листочек» (картотека) 5. Развитие дыхания. Динамическое упражнение «По дороге золоченой…». 6. Развитие темпа и координации речи и движений. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая игра «Грибы» (картотека) 7. Развитие лексико-грамматических категории. Игра «Собери грибы в лукошко» (картотека игр согласование имен существительных с числительными) |
5. | Знакомство с символом гласного звука [у]. Осень. | 1.Познакомить с символом гласного звука [у]. 2.Учить определять наличие звука (у) изолированно, в прямых и обратных слогах. Игра «Ушки – слушки» (картотека), (выделять заданный гласный звук из потока звуков). 3.Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке». 4.Развитие слухового восприятия и внимания. Упражнение «Звуки осеннего леса» (фонограмма). 5. Развитие дыхания. Игра «Осенний листочек» (картотека), (для выработки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). 6. Развитие темпа и координации речи и движений. Упражнение «Эхо в лесу». 7.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая игра «Осенний букетик» (картотека). 8. Развитие связной речи, обогащение словаря. Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» (картотека игр на описание). |
6. | Знакомство со слоговой структурой слова. Чтение АУ, УА. Домашние птицы и их детеныши. | 1. Познакомить с понятием «слог». 2.Учить читать и определять количество звуков в слове. 3.Учить определять наличие первого гласного звука в словах. «Соедини картинки с нужным знаком» (звуки [а], [у]). 4.Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» . 5. Развитие слухового восприятия и внимания. Логоритмическое упражнение «Курочка и цыплята» (сл. Волгиной Т., муз.Филипенко А.). 6. Развитие дыхания. Упражнение «Перышко» (картотека). 7. Развитие темпа и координации речи и движений. 8.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Цыплята» (картотека). 9. Развитие лексико-грамматических категории. Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей). |
7. | Знакомство с символом гласного звука [и]. Домашние животные и их детеныши. | 1.Познакомить с символом гласного звука [и]. 2.Учить определять наличие звука (и) изолированно, в прямых и обратных слогах. Игра «Ушки -слушки», «Отгадай чей голосок» (картотека). 3.Учить определять наличие первого гласного звука в словах. «Соедини картинки с нужным знаком» (звуки [а], [у], [и]). 4.Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке». 5. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия. 6. Развитие дыхания. Игра «Воздушный шарик» (пособие). 7. Развитие темпа и координации речи и движений. . Игра «Песенка гласных звуков» (изменение звука по высоте и силе голоса); «Кто как голос подает?» (картотека). 8. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая игра «Козочка». 9. Развитие связной речи, обогащение словаря. Мультимедийная презентация «Кто чей детеныш?», «Кто в каком доме живет?» |
8. | Знакомство с символом гласного звука [о]. Игрушки. | 1.Познакомить с символом гласного звука [о]. 2.Учить определять наличие звука (о) изолированно, в прямых и обратных слогах. «Соедини картинки с нужным знаком» (звуки [а], [у], [о]). 3.Учить определять наличие первого гласного звука в словах. 4.Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке». 5. Развитие слухового внимания и восприятия, силы и высоты голоса. Игра «Песенка гласных звуков» (изменение звука по высоте и силе голоса); 6. Развитие дыхания. Упражнение «Воздушный шарик» (картотека). 7.Развитие темпа и координации речи и движений. Игра «Слушай внимательно! Произноси старательно». 8.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Ежик» (с массажным мячиком) . 9.Развитие связной речи, обогащение словаря. Игры «Волшебный мешочек» («Узнай на ощупь»), «Какой? Какая? Какое?» (картотека). |
9. | Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку «Моя любимая игрушка» | 1.Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, правильно строить фразы. 2.Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке». 3.Развитие слухового внимания, чувства ритма. Игра «Слушай внимательно! Произноси старательно». 4. Развитие дыхания. Упражнение «Воздушный шарик» (картотека). 5.Развитие темпа и координации речи и движений. 6.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Ежик» (с массажным мячиком). 7. Развитие связной речи, обогащение словаря. |
10. | Знакомство с символом гласного звука [э]. Зима. | 1.Познакомить с символом гласного звука [э]. 2.Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке». 3.Развитие слухового восприятия и внимания. Игра «Вьюга» . 4. Развитие дыхания. Упр. «Снежинка» (картотека на дыхание) 5. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица. Массаж биологически активных зон «Наступили холода». 6.Развитие мелкой моторики рук. Упражнение «Нарисуем зиму». 7.Развитие связной речи, обогащение словаря. Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания примет зимы (картотека игр на описание). |
11. | Звуки [а], [у], [и], [о], [э]. Зимние забавы. | 1.Закрепить изученные гласные звуки. Упражнение «Песенки гласных звуков». 2.Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке». 3. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия. Игра «Слушай внимательно! Произноси старательно!». 4.Развитие дыхания. Игра «Согреем ладошки»: «ххх» (картотека игр на дыхание). 5. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица. Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер» 6.Развитие мелкой моторики рук. Упражнение «Нарисуем зиму». 7.Развитие связной речи, обогащение словаря. Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составление простых предложений). |
12. | Знакомство с символом гласного звука [ы]. | 1. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» (картотека артикуляционных упражнений). 2.Познакомить с гласным звуком [ы]. 3.Учить определять наличие звука (ы) изолированно, в прямых и обратных слогах. Игра «Один – много» (выделение последнего звука [ы] в словах) 4. выделять гласные звуки [и], [ы] в конце слов. «Доскажи словечко! Покажи символ!» 5.Развитие дыхания и голоса. Упражнение «Песенка гласных звуков». 6.Развитие мелкой моторики рук. «Ежи» (картотека игр с прищепками) 7.Развитие связной речи, обогащение словаря. Разучивание чистоговорки «Да- да–да –холода» (картотека). |
13. | Знакомство с понятием «согласный звук - [м]». Рождество. | 1. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» (картотека артикуляционных упражнений). 2.Познакомить с понятием «согласный звук - [м]. 3.Развитие навыков звукового анализа. Игра «Волшебный сундучок» (отобрать картинки с «м»). 4.Развитие дыхания и голоса. Игра «Будь внимателен! Не ошибись!» 5.Развитие темпа и координации речи и движений. Упражнение «Подуй на снежинку» (картотека). 6. Развитие мелкой моторики рук. Упражнение «Холмик, сугроб, горка» 7.Развитие связной речи, обогащение словаря. |
14. | Знакомство с символом согласного звука - [н]». Новогодняя красавица. | 1. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» (картотека артикуляционных упражнений). 2.Учить анализировать звук. Определять наличие звука в слове. 3.Развитие фонематического восприятия. Игра «Соедини картинки с нужным знаком» (звуки [м], [н]). 4. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений. «Внимательные ушки» (картотека). 5. Развитие мелкой моторики. «Колкие иголки» (картотека упражнений с мячиком Су-джок). 6. Развитие связной речи, обогащение словаря. Заучивание стихотворение с движениями «Ели на опушке» |
15. | Знакомство с понятиями «твердый» и «мягкий» звук. Дикие животные. | 1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» - 2. Познакомить с понятиями «твердый», «мягкий» звуки. Дидактическая игра «Синий – зеленый» (анализ звука по мягкости и твердости) 3.Развитие фонематического восприятия. Игра «Соедини картинку с нужным знаком». 4Развитие дыхания. Игра «Озорной ветерок» (картотека). 5. Развитие темпа и координации речи и движений. Игра «Кто живет в лесу» 6.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая игра «Друзья» (картотека). 7. Развитие связной речи, обогащение словаря. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Мультимедийная презентация «Кто чей детёныш». |
16. | Знакомство с символом согласного звука[п], [п’]. Кто какую пользу приносит. | 1.Познакомить с символом согласного звука [п]. Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» 2. Познакомить с понятиями – «твердый», «мягкий». Упр. «Твердый- мягкий», «Звонкий – глухой» 3.Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика (картотека). 4. Развитие фонематического восприятия, закрепление знаний о звуках. Логоритмическая песенка «Овца» (видеоряд) 5.Развитие дыхания и голоса. Динамическое упр. «Шел козел по лесу…» - картотека динамических пауз 6. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений. 7.Развитие мелкой моторики рук. Игры с прищепками «Кусается больно котенок-глупыш…» 8.Развитие логического мышления, связной речи, обогащение словаря. Мультимедийная презентация «Кто какую пользу приносит?» |
17. | Знакомство с символом согласного звука[т], [т’]. Почему медведь зимой спит. | 1.Развитие артикуляционного аппарата Артикуляционная гимнастика (картотека) 2.Развитие фонематического восприятия, закрепления знания о звуках. «Синий – зеленый сигнал» (закрепление знаний о согласных звуках, о твердости и мягкости, (картотека фонематических игр).Игра «Будь внимателен! Произноси старательно!» (закрепление знаний о гласных звуках. 3.Развитие дыхания. Игра «Горячий чай» (картотека). 4.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая игра «Друзья». 5.Развитие связной речи, обогащение словаря. Упражнение – рассуждение «Почему медведь зимой спит?» Анимация песни на сл. А. Коваленкова муз Л. Книппер. «Почему медведь зимой спит?» |
18. | Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» | 1.Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок. 2.Развитие артикуляционного аппарата . Артикуляционная гимнастика (картотека). 3.Развитие дыхания и голоса. «Бежит кораблик по волнам» (картотека игр на развитие дыхания). 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Игра «Речка» (картотека) 5.Развитие мелкой моторики рук. Выкладывание кораблика из счетных палочек. 6.Развитие связной речи, обогащение словаря. Составление рассказа по серии картинок. |
19. | Знакомство с символом звука[к], [к’]. Наша армия. | 1. Познакомить с символом согласного звука [к], [к’]. 2. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика (картотека). 3.Развитие фонематического восприятия. «Разноцветные кораблики» (Развитие навыков звукового анализа (определение места звука в слове) 4.Развитие дыхания. Упражнение «Перекати –поле» 5.Развитие темпа и координации речи и движений. Подвижная игра «Пограничники» 6.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» 7.Развитие связной речи, обогащение словаря. Упр. «Каким должен быть солдат?» (подбор прилагательных) 7.Игра с мячом «Кто что делает?» |
20. | Знакомство с символом звука[ф], [ф’]. Транспорт. | 1.Знакомомить с символом согласного звука[ф], [ф’]. Упр. «Соедини картинку с нужной парой знаков» (определение первого гласного звука и последнего гласного звука в слове) 2. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика в стихах (картотека артикуляционных упражнений) 3. Развитие дыхания. 4.Развитие мелкой моторики рук. «Подбери машинам колеса» (картотека игр с пуговицами). 5.Развитие связной речи, обогащение словаря. . «Внимательные ушки» (определение заданного согласного звука в звуковом ряде).Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами). |
21 | Знакомство с символом звука[д], [д’]. Мамин праздник. | 1.Знакомить с символом согласного звука[д], [д’]. Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии с символом звука) 2. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика в стихах (картотека артикуляционных упражнений). 3.Развитие фонематического восприятия. Игра «Весенний букет» (картотека). 4.Развитие дыхания. Упражнение «Клен» (на координацию речи с движениями). 5.Развитие мелкой моторики рук. Упражнение «Пирожки» 6.Развитие связной речи, обогащение словаря. «Расскажи о своей маме» (подбор прилагательных) |
22 | Знакомство с символом звука[в], [в’]. Посуда. | 1.Знакомить с символом согласного звука [в], [в’]. 2. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. (картотека) . Упражнение «Суп кипит». 3.Развитие фонематического восприятия, закрепления знания о звуках. Упражнение «Подними флажок» (развитие фонематического восприятия) 4.Развитие дыхания, силы выдоха. Упражнение «Чайник» (на координацию речи с движениями под музыку) 6.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Машина каша». Упражнение «Посуда поет» 7.Развитие связной речи, обогащение словаря. Упражнение «В магазине»; (уточнение и расширение о посуде) «Посуда. Большой – маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами) |
23. | Знакомство с символом звука[б], [б’]. Одежда. | 1.Знакомство с символом согласного звука[б], [б’]. 2. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика (картотека) 3.Развитие фонематического восприятия, закрепления знания о звуках. «Рассели по домикам» (развитие навыков анализа звуков). 4.Развитие дыхания. «Легкий ветерок» (картотека игр на развитие дыхания). 6.Развитие мелкой моторики рук. «У Матрешиной сестрицы…» 7.Развитие связной речи, обогащение словаря. Игра «Закончи предложение»; игра с мячом «Скажи наоборот». |
24. | Знакомство с символом звука[г], [г’]. Весна. | 1.Знакомить с символом согласного звука [г], [г’] . 2. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика (картотека) 3.Развитие фонематического восприятия. Упражнение «Доскажи словечко» (подсказка – символ гласного звука); Упражнение «Звенит капель». 4.Развитие дыхания. «Ветерок» (картотека) 5.Развитие темпа и координации речи и движений. Упражнение «Клен (на координацию речи с движениями под музыку) 6.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая игра «Цветок» - Е. Черенкова, с.118. 7.Развитие связной речи, обогащение словаря. Игра «За окно посмотри, что увидел, расскажи» Составление описательного рассказа о весне. |
25. | Знакомство с символом звука [с], [с’]. Перелетные птицы. | 1.Знакомство с символом согласного звука[с], [с’]. 2. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика (картотека) 3.Развитие фонематического восприятия. Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (са-су-сы). – картотека игр на фонематическое восприятие. 4.Развитие дыхания и голоса. «Птичи голоса» (упражнение на развитие просодической стороны речи и модуляции голоса). 5.Развитие темпа и координации речи и движений. Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на координацию речи с движениями под музыку) 6.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая игра «Птичка» - 7.Развитие связной речи, обогащение словаря Коммуникативная игра «Дрозд» |
26 | Знакомство с символом звука [з], [з’]. Космическое путешествие. | 1.Познакомить знакомство с символом согласного звука[з], [з’]. «Будь внимателен! Не ошибись!» (выделение звука[з]из звукового ряда). 2. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. (картотека) 3.Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на фонематическое восприятие. 4.Развитие дыхания и голоса. Упр. «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса) 5.Развитие мелкой моторики рук. Упр. с массажными колечками Су-джок 6.Развитие связной речи, обогащение словаря. Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи словечко» (добавление слов в стихотворение). Составь предложение. |
27. | Знакомство с символом звука [ж]. Насекомые. | 1.Познакомить знакомство с символом согласного звука[ж]. 2. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. (картотека) 3.Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке согласных гласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его символа. 4.Развитие дыхания и голоса. Фонопедическое упражнения «Жук» (картотека логоритмических игр) 5.Развитие темпа и координации речи и движений. Динамическое упражнение «Гусеница» , «Пчелки». 6.Развитие мелкой моторики рук. Игра с мячом «Закончи предложение 7.Развитие связной речи, обогащение словаря. Мультимедийная презентация «Насекомые». |
28. | Знакомство с символом звука [х], [х’]. Почта. | 1.Познакомить знакомство с символом согласного звука[х], [х’]. Соедини картинку с символом 2. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. (картотека) 3.Развитие фонематического восприятия. Игра «Волшебная посылка» (составление слов из данных слогов) 4. Развитие дыхания. «Сигнальщики» (определение заданного звука на слух). «Послушный ветерок» (картотека) 5. Развитие темпа и координации речи и движений. Игра «Автомобили» 6.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Почтальон». 7. Развитие связной речи, обогащение словаря. Беседа о профессии почтальон. Составление рассказа по картине. |
29. | Пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом» | 1.Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок. 2.Развитие артикуляционного аппарата. Арикуляционная гимнастика (картотека) 3.Развитие дыхания и голоса. «Послушный ветерок» (картотека) 4. Развитие темпа и координации речи и движений. Игра «Солнышко и дождик» 5.Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая игра «Дождик»- 6.Развитие связной речи, обогащение словаря. Пересказ рассказа по серии картинок. |
30. | Знакомство с символом звука [ш]. Полевые цветы | 1.Познакомить знакомство с символом согласного звука[ш]. Соедини картинку с символом. 2. Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. (картотека) 3.Развитие фонематического восприятия. «Будь внимателен! Произноси старательно» 4. Развитие дыхания. «Бабочка, лети!» (картотека) 5.Развитие мелкой моторики рук. «Цветок распустился» 6. Развитие связной речи, обогащение словаря. Игра «Узнай по описанию», «Доскажи словечко». 7.Мультимедийная презентация «Полевые цветы». |
31. | Знакомство с символом гласного звука [ы]. | 1. Развитие артикуляционного аппарата. 2.Познакомить с гласным звуком [ы]. 3.Учить определять наличие звука (ы) изолированно, в прямых и обратных слогах. 4. выделять гласные звуки [и], [ы] в конце слов. 5.Развитие дыхания и голоса. 6.Развитие мелкой моторики рук. 7.Развитие связной речи, обогащение словаря. |
32. | Знакомство с символом гласного звука [ы]. (Автоматизация, закрепление пройденного материала) | 1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о веселом Язычке» (картотека артикуляционных упражнений). 2.Знакомство с символом гласного звука (э). 3.Игра «Один – много» (выделение последнего звука [ы] в словах) 4. «Доскажи словечко! Покажи символ!» 5.Упражнение «Песенка гласных звуков». 6. «Ежи» (картотека игр с прищепками) 7. Разучивание чистоговорки «Да- да–да –холода» (картотека). |
33. | Коррекция произносительной стороны речи. |
Формирование правильного произношения свистящих и/или шипящих звуков и их автоматизация в речевой деятельности. |
34. | Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса. Развитие темпа и координации речи и движений. Развитие мелкой моторики рук. Развитие связной речи, обогащение словаря. (Итоговое занятие. Закрепление всего пройденного материала) | 1. Артикуляционная гимнастика. (картотека) 2.Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного (согласного) звуков в названии картинки, соотнесение с записью символов) 3.Логоритмическое упражнение «По дорожке в лес» 4. Колокольчики будили» (фонопедическое упражнение) 5.Пальчиковая гимнастика «Береза». 6.Игра «Когда это бывает?» (договаривание детьми фразы и повторение полного предложения) 7.Игра «Подскажи словечко» |
Требования к занятию:
- Четко определить тему и цель занятия. Цель занятия должна пронизывать все его этапы, все виды работы.
- Определить поэтапность занятия, продумать взаимосвязь и задачи каждого этапа.
- Формулировать инструкции, даваемые детям, четко и кратко.
- Продумать обеспеченность занятия наглядным материалом в зависимости от возраста детей, этапа работы, содержания материала.
- Учитывать индивидуальные и возрастные особенности речи и личности ребенка, последовательно усложняя лексический и грамматический материал, предъявляемый детям.
- При отборе программного материала принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности, умственной активности и целеустремленности.
- Разнообразить занятие при помощи игр и игровых моментов, способствующих переходу от менее самостоятельных к более самостоятельным высказываниям.
- Создать эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
Алгоритм фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия.
- Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Знакомство с буквой (на усмотрение педагога).
- Произношение изучаемого звука в слогах и слоговых сочетаниях.
- Произношение звука в словах.
- Звуко-буквенно-слоговой анализ и синтез.
- Динамическая пауза.
- Работа над предложением.
- Произношение звука в связной речи.
- Подведение итога занятия. Оценка деятельности детей. Организация окончания занятия.
Рассмотрим более детально задачи каждого этапа.
- Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Он может включать релаксационные, мимические, дыхательные упражнения.
- Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей - участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки из названий персонажей. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку.
- Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:
- Уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука (есть преграда или нет);
- Уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие и звонкие); поется или не поется звук (гласные и согласные);
- Находится образное сравнение звука (с – свистит ветерок, з - звенит комарик, ш – шипит змея, ж – жужжит жук, л – гудит пароход, р – рычит тигр);
- Звуки обозначаются цветовыми символами (гласный звук – красный кружок, твердый согласный – синий, мягкий согласный – зеленый).
Знакомство с буквой может происходить как на этом этапе занятия, так и непосредственно перед звуко-буквенным анализом слов.
- Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, а также просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Это могут быть заклинания волшебника, «вопилки» Винни-Пуха, разговор инопланетян.
- Произношение звука в словах. На этом тапе занятия решаются следующие задачи:
- Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- Уточнение и расширение лексического запаса;
- Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
- Развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- Звуко-буквенно-слоговой анализ и синтез. На этапе слова происходит овладение простыми и сложными видами звуко-буквенно-слогового анализа и синтеза. Так как эта сложная мыслительная работа является наиважнейшим упражнением, выделим ее в отдельный этап занятия. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме, преобразованием цепочки слов. На более поздних этапах дети отгадывают ребусы и кроссворды.
- Динамическая пауза. Является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные ее задачи:
- Снять усталость и напряжение;
- Внести эмоциональный заряд;
- Совершенствовать общую моторику;
- Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Она может проводиться в форме подвижной игры, имитации трудовых действий, произношения чистоговорок в сопровождении с движением.
- Работа над предложением. На данном этапе занятия решаются следующие задачи:
- Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
- Актуализация накопленного словаря;
- Формирование связности и четкости высказываний;
- Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.
Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному.
- Произношение звука в связной речи. Основная задача этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звука до автоматизма. Если физминутка насыщена изучаемым звуком, то в целях экономии времени этот этап можно пропустить или вынести на индивидуальные занятия.
- Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность.
Оценка деятельности детей.
Организация окончания занятия.
Используемые современные инновационные технологии: - элементы игротерапии; - элементы сказкотерапии; - элементы здоровьесберегающей терапии; - элементы психотерапии, и т.д.
8. Перечень информационного обеспечения программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Москва, Кремль,2012.
2. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р, Москва, Кремль,2014.
3. Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей 5-6 лет. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду.
1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте Развитие речи и речевого общения дошкольников. М., 2008.
2. Агранович "Сборник домашних заданий"
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М.Алексеева, В.И. Яшина. М., 2009. Гл. 6, § 1-3.
4. Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. Д.- П. 2005.
5. Борисова Е. А. Играя звуки испаравляем – играя звуки закрепляем. Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005.
6. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 2008.
7. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2000. С. 302-311.
8. Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка Вопросы изучения детской речи. М., 2008. С. 33-37.
9. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 2008.
10. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2007.
11. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М.: Издательство ГНОМ, 2012. - 64 с.
12. Куликовская Т.А. Чистоговорки и скороговорки прожучков и про букашек: практикум по улучшению дикции М.: Издательство ГНОМ, 2010. - 32 с.
13. Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014. - 32 с.
14. Шмелёва Е.Б. Пальчиковые игры. М.: Издательство «Ювента», 2011. - 48 с. Пособие по развитию м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Веселая азбука» (социально-педагогической направленности) (срок реализации – 1 год, возраст детей – 6-7 лет)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Веселая азбука» по содержанию является социально-педагогической направленности; по форме организации – кружковой; по в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это о...
