Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения
рабочая программа по коррекционной педагогике

Ложкина Виктория Сергеевна

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uo_5-6_let_4_y_god_obucheniya_2020.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87

Рассмотрена на заседании                                                                  «Утверждаю»

педагогического совета №                             Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87  

от _______________2020  г.                                _________________ К.Е. Некрасова

                                                                            «____» __________________ 2020   г.

                                                                                                        Приказ №_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УО

4-го года обучения

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Вид деятельности «Коррекция эмоционально-волевых компонентов»

                                                                        

г. Калининград

2020

1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №70384),

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3040-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. №28564),

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2013г. №30038),

- АООП ДО для обучающихся с ЗПР МАДОУ ЦРР д/с №87,

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Необходимо создать условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, помочь дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

            Специфика работы с умственно отсталым ребенком и принцип интеграции всех образовательных областей позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-волевого развития детей.

           Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

        Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

        Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

        Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.        

        Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

 Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

        Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

           Все эти особенности психических процессов умственно отсталых детей влияют на характер протекания их деятельности. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности («лишь бы сделать»). Умственно отсталые не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение.

2. Цель и задачи программы

      Создание благоприятной социально-педагогической развивающей среды, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития.

Задачи программы

  1. Развивать социальное восприятие социальные представления («Я среди взрослых и сверстников», «Я среди детей», «Мои друзья»), укреплять позицию Я .
  2. Формировать самостоятельность и осознание своих достижений.
  3. Развивать коммуникативные функции речи и коммуникативное поведение.
  4. Развивать представления об окружающем природном и социальном мире, пригодных для создания игровых образов, продуктивной и мыслительной деятельности.

Для реализации цели и задач используются следующие формы работы:

- развивающие игры,

- сюжетно-ролевые,

- словесные;

- подвижные игры,

- беседы;

- элементы арттерапии;

- релаксационные упражнения;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- аналогия с растительным и животным миром;

- использование аудиозаписи; прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений.

3. Планируемые результаты

1. Ребенок испытывает эмоционально-познавательный интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, к явлениям природы).

2.  Имеет представления о собственных возможностях и умениях.

3. Способен воспринимать сверстника на положительной эмоциональной основе, умеет взаимодействовать в быту, в совместной предметно-практической и игровой деятельности.

4. Ребенок способен проявлять внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

5. Умеет выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств.

Эффективность программы отслеживается на основе диагностики уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер в сентябре и мае.

4.Учебно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Мое имя

Развивать осознания ребенком своего имени

Разгляди себя в зеркале

Формировать представление о своем внешнем облике

Мои помощники (глаза)

Развивать у детей представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

Мои помощники (нос)

Развивать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

октябрь

Мои помощники (уши)

Развивать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

Мои помощники

(рот)

Развивать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

Мои любимые сказки

Развивать интерес у детей к сказкам и сказочным героям

Животное, которое мне нравится

Формировать у детей интерес по отношению к животным

ноябрь

Мои любимые игрушки

Формировать у детей интерес к игрушкам и действиям с ними

Мои любимые игры

Формировать у детей интерес к играм и действиями с ними

Моя любимая еда

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде

Мы разные

Формировать умения узнавать отличительные черты друг от друга

декабрь

Я и моя семья

Развивать у детей представления о близких людях

Члены семьи

Развивать у детей представления о близких людях

Как я выгляжу?

Воспитывать желание заботиться о себе, своей внешности

Я плачу

Развивать эмоциональную восприимчивость и средства выражения грусти

январь

Я радуюсь

Развивать эмоциональную восприимчивость и средства выражения радости

Я боюсь

Развивать эмоциональную восприимчивость и средства выражения страха

Я злюсь

Развивать эмоциональную восприимчивость и средства выражения злости

Как мы выражаем свои чувства

Совершенствовать умения выражать свои чувства и эмоции в вербальной форме

февраль

Мое настроение

Развивать эмоциональную восприимчивость и средства выражения адекватных эмоций

Как можно пожалеть?

Развивать умения адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей

Мы веселимся, смеемся, играем

Формировать потребности в совместных играх со сверстниками

Друзья

Формировать у детей представления о способах взаимоотношений со сверстниками

март

Как можно помириться

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить простым способам выхода из конфликта

Взаимопо-мощь

Развивать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных персонажей

Мальчики и девочки

Развивать представления у детей о мальчиках и девочках

Мальчики и девочки

Развивать представления мальчиках и девочках, развивать навыки общения мальчиков и девочек

апрель

Как вести себя за столом

Развивать у детей правила поведения за столом и навыков самообслуживания

Как вести себя при встрече

Развивать правила поведения при встрече, коммуникативные навыки

Как вести себя при прощании

Развивать правила поведения при прощании, коммуникативные навыки

Волшебные слова

Формировать и развивать навыки культурного общения

май

Совместные игры

Развивать потребности в совместных играх со сверстниками

Совместные игры

Развивать потребности в совместных играх со сверстниками

Я в детском саду

Формировать и развивать представления и способы взаимоотношений со взрослыми и сверстникам

Я в детском саду

Развивать представления и способы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

ИТОГО

36 занятий

5. Учебно-методическое обеспечение

Наименование учебно-методических материалов

Дидактические пособия:

  • «Какой ты?». Средний дошкольный возраст
  • «Что тебе нравиться?». Средний дошкольный возраст
  • «Как вести себя». Средний дошкольный возраст

Дидактические игры:

  • Игра «Путешествие в мир эмоций»
  • Игра «Калейдоскоп эмоций»
  • Игра «Эмоции»
  • Игра «Пиктограммы»
  • Игра «Театр настроения»
  • Игра «Наши эмоции и чувства»
  • Игра «Домик настроений»
  • Игра «Зоопарк настроений»
  • Игра «Кубик настроений»
  • Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Наименование учебно-методических материалов

Количество

Методика исследования эмоциональной сферы  

Минаева В. М.

         1

Тест тревожности

Тэмл-Дорки-Амен

1

Методика «Секрет» (Социометрия)

Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.Л. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003

1

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. – Москва, 2005.

1

Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». –Москва, 2004

1

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.  М.: Просвещение, 2005

1

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.  Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010

1

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста возраста/ под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005.

1

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010

1

6. Материально-техническое обеспечение

Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)

Рабочая зона педагога-психолога  

  • Библиотека специальной литературы и практических пособий  
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога
  • Материалы консультаций, семинаров, практикумов
  • Материалы для психолого-педагогической диагностики (диагностический инструментарий)
  • Уголок для консультирования

Зона коррекции

  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
  • Рабочие столы и стулья для проведения занятий    
  • Настольно-печатные игры
  • Развивающие игры  
  • Раздаточные и демонстративные материалы

Перечень технических средств обучения

Наименование технических средств обучения

Количество

Музыкальный центр

1

Подборка CD с записями музыки

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 3-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лоя обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения...