Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с РАС 5-го года обучения
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ложкина Виктория Сергеевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ras_6-7_let_5_y_god_obucheniya.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87

Рассмотрена на заседании                                 «Утверждаю»

педагогического совета №                          Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87  

от _______________20  г.                             _________________ К.Е. Некрасова

  «____» __________________ 20  г.

                                                                                                        Приказ №_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС

5-го года обучения

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Вид деятельности «Коррекция эмоционально-волевых компонентов»

                                                                        

г. Калининград

2018

1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №70384),

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3040-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013г. №28564),

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2013г. №30038),

- АООП ДО для обучающихся с РАС МАДОУ ЦРР д/с №87,

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Необходимо создать условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, помочь дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ, педагог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Специфика работы с ребенком с РАС и принцип интеграции всех образовательных областей позволяют решать задачи социально-коммуникативного и эмоционально-волевого развития детей.

        Дети с РАС представляют собой неоднородную группу с различной степенью проявления особенностей и образовательных потребностей. Они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. Имеют неравномерно недостаточный уровень развития психических функций, который по отдельным показателям может соответствовать нормативному уровню, либо уровню развития детей с задержкой психического развития, либо уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации и в связи с наличием дезадаптивных форм поведения.

Уже в раннем возрасте ребенок с РАС проявляет особую сенсорную ранимость по отношению к звуку, свету, запаху, прикосновениям. Он быстро пресыщается даже приятными переживаниями, проявляет стереотипность в контактах с людьми и окружающей средой. В результате вторичной сенсорной и эмоциональной депривации у детей развивается тенденция аутостимуляции, которая заглушает дискомфорт и страхи ребенка.

В речи ребенок с РАС часто использует речевые штампы, простые фразы, произнесенные близкими людьми или услышанные при просмотре мультфильмов и телепередач. Мышление ребенка конкретно, буквально и фрагментарно. При этом дети способны к символизации, построению сложных схем и последовательностей. Ребенку сложно адекватно реагировать на окружающую среду и адаптироваться в пространстве.

2. Цель и задачи программы

        Проектирование социальных ситуаций развития ребенка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Задачи программы

  1. Адаптация ребенка при включении в образовательный процесс, формирование доброжелательного отношения к ребенку с РАС.
  2. Формирование социально-коммуникативных навыков.
  3. Усвоение социально правильных форм поведения.
  4. Развитие познавательной, эмоциональной и личностной сфер.

Для реализации цели и задач используются следующие формы работы:

- развивающие игры,

- сюжетно-ролевые,

- словесные;

- подвижные игры,

- беседы;

- элементы арттерапии;

- релаксационные упражнения;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- аналогия с растительным и животным миром;

- использование аудиозаписи; прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений.

3. Планируемые результаты

1. Ребенок выделяет себя из окружающей среды.

2. Допускает другого человека в свое пространство.

3. Способен проявлять различные эмоциональные состояния, подражать выражению лица взрослого и его действиям.

4. Ребенок может выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств.

5. Способен к социальному поведению (умение управлять своими действиями и поведением).

Эффективность программы отслеживается на основе диагностики уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер в сентябре и мае.

4.Учебно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во часов

сентябрь

Я и мое имя

Формировать осознания ребенком своего имени

30 минут

Ребенок и кукла

Выделять общие и отличительные признаки человека и его подобие -  куклы

30 минут

Я в зеркале

Формировать представление о своем внешнем облике

30 минут

Я в зеркале

Формировать представление о своем внешнем облике

30 минут

октябрь

Я все вижу (глаза)

Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

30 минут

Я дышу

(нос)

Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

30 минут

Я все слышу (уши)

Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

30 минут

Я говорю, кушаю

(рот)

Формировать представления об органах чувств – в процессе познания окружающего мира

30 минут

ноябрь

Мои любимые сказки

Формировать интерес у детей к сказкам и сказочным героям

30 минут

Животное, которое мне нравится

Формировать у детей интерес по отношению к животным

30 минут

Мои игрушки

Формировать у детей интерес к играм и действиями с ними

30 минут

Я играю

Формировать у детей интерес к играм и действиями с ними

30 минут

декабрь

Я и моя семья

Формировать у детей представления о близких людях

30 минут

Я и моя семья

Формировать у детей представления о близких людях

30 минут

Члены семьи

Формировать у детей представления о близких людях

30 минут

Я плачу

Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения грусти

30 минут

январь

Я радуюсь

Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения радости

30 минут

Я боюсь

Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения страха

30 минут

Я злюсь

Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения злости

30 минут

Грусть и радость

Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, учить определять их по внешним признакам

30 минут

февраль

Мое настроение

Формировать эмоциональную восприимчивость и средства выражения адекватных эмоций

30 минут

Маски эмоций

Помочь детям устанавливать связи между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают

30 минут

Мы веселимся, смеемся, играем

Формировать потребности в совместных играх со сверстниками

30 минут

Друзья

Формировать у детей представления о способах взаимоотношений со сверстниками

30 минут

март

Я и мои друзья

Формировать у детей представления о способах взаимоотношений со сверстниками

30 минут

Как помириться

Учить простым способам выхода из конфликтов

30 минут

Я мальчик

Формировать представления у детей о мальчиках и девочках

30 минут

Я мальчик

Формировать представления мальчиках и девочках, развивать навыки общения мальчиков и девочек

30 минут

апрель

Я девочка

Формировать представления у детей о мальчиках и девочках

30 минут

Я девочка

Формировать представления мальчиках и девочках, развивать навыки общения мальчиков и девочек

30 минут

Как вести себя за столом

Формировать у детей правила поведения за столом и навыки самообслуживания

30 минут

Как вести себя при встрече

Формировать правила поведения при встрече, коммуникативные навыки

30 минут

май

Как вести себя при прощании

Формировать правила поведения при прощании, коммуникативные навыки

30 минут

Волшебные слова

Формировать навыки культурного общения

30 минут

Я в детском саду

Формировать представления и способы взаимоотношений со взрослыми и сверстникам

30 минут

Я в детском саду

Формировать представления и способы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

30 минут

ИТОГО

36 занятий

1080 мин

5. Учебно-методическое обеспечение

Наименование учебно-методических материалов

Дидактические  пособия:

  • «Мы все разные». Старший дошкольный возраст
  • «Что тебе нравиться?». Средний дошкольный возраст
  • «Как вести себя». Старший дошкольный возраст
  • «С кем ты дружишь?». Старший дошкольный возраст

Дидактические  игры:

  • Игра «Путешествие в мир эмоций»
  • Игра «Калейдоскоп эмоций»
  • Игра «Эмоции»
  • Игра «Пиктограммы»
  • Игра «Театр настроения»
  • Игра «Наши эмоции и чувства»
  • Игра «Домик настроений»
  • Игра «Зоопарк настроений»
  • Игра «Кубик настроений»
  • Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Наименование учебно-методических материалов

Количество

Методика исследования эмоциональной сферы  

Минаева В. М.

         1

Тест тревожности

Тэмл-Дорки-Амен

1

Методика «Секрет» (Социометрия)

1

Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2016

1

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.  М.: Просвещение, 2005

1

Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь,2007

1

Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.  Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 2010

1

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста возраста/ под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2005.

1

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010

1

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия. – М.: Теревинф, 2004

1

6. Материально-техническое обеспечение

Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)

Рабочая зона педагога-психолога  

  • Библиотека специальной литературы и практических пособий  
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога
  • Материалы консультаций, семинаров, практикумов
  • Материалы для психолого-педагогической диагностики (диагностический инструментарий)
  • Уголок для консультирования

Зона коррекции

  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
  • Рабочие столы и стулья для проведения занятий    
  • Настольно-печатные игры
  • Развивающие игры  
  • Раздаточные и демонстративные материалы

Перечень технических средств обучения

Наименование технических средств обучения

Количество

Музыкальный центр

1

Подборка CD с записями музыки

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 3-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лоя обучающихся с ЗПР 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 5-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 4-го года обучения...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с УО 5-го года обучения...