Музыкально-ритмические композиции на занятиях с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Музыкальные занятия с детьми с ОВЗ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире  глубже познавать окружающий мир, разнообразие его проявлений. Музыка является неотъемлемой частью в повседневной жизни ребенка.  Сегодня  мы поговорим о детях, об «особенных» детях. Попытки маленького ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вступить во взаимодействие со сверстниками часто заканчиваются неудачей. Известно, что музыка оказывает положительное воздействие на детей: стимулирует двигательную, певческую активность, развивает восприятие. Но помимо этого музыка является прекрасной эмоциональной основой для развития взаимодействия ребенка с ОВЗ со сверстниками. Ключевой фигурой такого взаимодействия является взрослый. Сами по себе контакты малышей мимолетны и неустойчивы, без влияния взрослого они распадаются.

Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых детей, а у расторможенных, наоборот, формирует способность к концентрации.

Дети с ОВЗ подвержены быстрой утомляемости, они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, теряют интерес к происходящему. Вот почему в процессе занятий чередуются музыкальные и речевые задания, двигательные и игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения на расслабление.

И тут на помощь приходят музыкально-ритмические композиции, которые можно всем месте пропеть, показать движением и жестом весь сюжет…

Основой музыкально-ритмических композиций и танцев являются простые движения, позволяющие выразить различные по характеру эмоции и образы. Но в силу своих физических и психических особенностей не все дети могут гармонично сочетать движения с музыкой, выражать ее характер и музыкальный образ .На первом этапе можно призвать на помощь музыкальные игры с сюжетными игрушками, т.к. они сопровождаются музыкой и пением взрослого, что является сильным стимулирующим фактором для активации внимания и развития эмоций. Сначала малыш учится выполнять действия со знакомыми персонажами: как ходит мишка, прыгает зайка, крадется лисичка…  От игрушек переходим к выполнению имитации движений самими малышами. Овладение сюжетными действиями помогает плавно перейти к простой сюжетной пляске.

Чтобы привлечь и заинтересовать детей, можно придумать сюжеты, которые включают весь набор выбранных движений, совмещая их с музыкальным действием. Получается некая  литературная композиция, которая выливается в отдельный музыкальный номер. Приведу пример:

Лесной хоровод

Рассказчица (взрослый):

Расскажу я вам, ребята,

Сказку про зверей в лесу.

Вы садитесь поудобней…

Жили-были еж с ежихой

У веселого ручья.

Два ежонка: сын и дочка

В травке бегали, шурша… (выходят 4 ежа)

Солнце вышло утром ранним,

Золотится лес густой,

А к полянке, в норку, в гости

Белки прыгают гурьбой (Выбегают белки)

Вот зайчишка серый с волком

Вместе за руку идут…(волк и зайчишка)

И лисички, две сестрички

Всем гостинцы раздают… (лисички)

Даже мишка косолапый

Мед несет в кадушке старой,

Рядом мишеньки бегут,

Звонко песенки поют. (мишки)

Старый лось, шагая прямо,

Упирается рогами в высоченную сосну. (выходит лось)

Все приветствуют весну!

Рады звери пробужденью,

Будто праздник – День рожденья!

Пляшет весь лесной народ,

Дружно встали в хоровод.

( свободный  танец).

Все действия композиции происходит под смену музыкальных тем, характеризующих того или иного персонажа, поэтому дети соотносят  мелодию и движения. А в финале ребята могут показать все музыкально-ритмические движения, которые, как им кажется, лучше всего подходят под звучащую мелодию.

И пусть эти дети двигаются не так четко и слаженно, но эта игра приносит им положительные эмоции и веру в свои силы. Они верят, что приносят радость своим близким, а вера – это самое главное в жизни этих маленьких человечков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические упражнения на музыкальных занятиях

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данн...

Мастер-класс на тему:"Музыкально-ритмические упражнения и динамические паузы с детьми в НОД и режимных моментов ДОУ и начальной школе"

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку.Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, веч­ный двигатель, в...

Музыкально-ритмические, танцевальные композиции (импровизация движений в соответствие с характером музыки)

Данный занятие предназначено для детей 6-7 лет, может использоваться для дошкольных работников и хореографов....

Музыкально — ритмическая деятельность дошкольников на занятиях в ДОУ .

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку.И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним» А.И.Буренина...

Музыкально-ритмические движения на музыкальных занятиях в детском саду.

В данной публикации представлено осмысление роли музыкально-ритмических движений на занятиях в ДОУ...

Развитие чувства ритма с помощью музыкально-ритмических упражнений на музыкальных занятиях в ДОУ

В данной публикации обосновывается важность развития у ребёнка чувства ритма, как возможности развивать когнитивные функции головного мозга и как важной составляющей его общего развития...

Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников на занятиях по музыкальной деятельности 1 часть

Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников на занятиях по музыкальной деятельности и в режимных моментах.Ритмические упражнения и народные обрядовые игры...