проект "инклюзивная среда в образовательной организации"
проект по коррекционной педагогике

Байданова Альбина Рафизовна

                Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_inklyuzivnoy_sredy_v_obrazovatelnoy_organizatsii.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Инклюзивная среда в образовательной организации»

(Организация инклюзивной среды в МДОАУ № 197, г. Оренбурга)

Пояснительная записка.

                Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

                Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Доступная среда») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

                 В нашем дошкольном учреждении № 197  с 2017 года организованна группа для детей с умственными ограниченными возможностями, нуждающиеся в  инклюзивном  обучения и до сегодняшнего дня, эта группа функционирует. Появилась потребность в создании условий для образования ребенка с ЗПР и детей с ОВЗ.

                 В этот период работы был начат сбор данных об обучающихся с ОВЗ организовано интенсивное теоретическое изучение вопроса о различных организационных формах обучения таких детей, проведена психолого - педагогическая диагностика обучающихся, начата работа по ревизированию имеющегося диагностического инструментария и созданию банка данных педагогических диагностик.

                На следующем этапе работы были разработаны карты наблюдений, листы достижений для детей с задержкой психического развития и особыми образовательными потребностями, усовершенствованы индивидуальные образовательные маршруты.

Актуальность проекта

Актуальность проблемы обусловлена тенденцией роста детей с ОВЗ, В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

               Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

          Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха.

          Дошкольников со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки;

Цель проекта:


                Создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья с их последующей успешной интеграцией в общество

            Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.

            В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.

Стратегия достижения поставленной цели

 Реализация проекта рассчитана на 1 учебный год с выделением следующих этапов: 

Сроки

реализации

Название этапа и мероприятия

по его реализации

Август- октябрь

2020 г.

Подготовительный этап

задачи:

1.Совершенствование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.

2. Накопление банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, округе.

3.Выстраивание многоуровневой системы повышения квалификации (область, район, город).

Ноябрь- апрель 2021 г.

Деятельностный этап

задачи:

1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

2.Совершенствование базового пакета документов инклюзивного образования.

3.Формирование и деятельность творческой группы в ОУ по вопросам инклюзивного образования.

4.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ.

Май 2021 г.

Рефлексивный этап

задачи:

1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию.

2. Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования.

Задачи проекта:

1.Создание адаптированной модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.
2. Создать толерантную среду в общеобразовательном учреждении.
3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
4. Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы.
5. Активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.

6.   Организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

7. Совершенствовать систему оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

                     Реализация проекта рассчитана на 2020-2021 годы и далее: с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов. Данные этапы определены в соответствии с задачами и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.

                     Основная работа по реализации проекта осуществляется администрацией образовательного учреждения, педагогами, специалистами сопровождения ОУ (педагогом-психологом, учителем-дефектологом)

 Ресурсное обеспечение проекта.        

           Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

  • материально-техническая база:

- здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 320 воспитанников.Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль;помещения:

- общего образования, включающее игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.

- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;

- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Музыкальный зал. Оборудована спортивная площадка, участки для прогулок детей;

- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, логопедов, бухгалтерия;

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски в актовом зале и группах.

Санузлы оборудованы перегородками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение, тревожная кнопка.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект,

  • необходимо оборудование:

• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2020-2021учебный год.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

• Первый этап  - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

Второй этап – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

Третий этап - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.

            Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. материально-техническое и организационное обеспечение;

3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.

     

           Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

1) создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;

2) обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;

3) организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

4) преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

5) постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

6) охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;

7) социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Мероприятия проекта

мероприятия

исполнители

2020-2021 г.г.

1

Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения 

Администрация

 Август 2020 г.

2

Внесение изменений в штатное расписание ДОУ

Заведующий

Август 2020 г.

3

Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения 

Администрация

Август 2020 г.

4

Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год

Администрация

Сентябрь 2020 г.

5

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ

Старший воспитатель

Сентябрь 2020

6

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании

Старший воспитатель, учитель-дефектолог.

2020-2021 уч.год

7

Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательном учреждении», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса»

Администрация, педагоги групп

учитель-дефектолог

январь- май 2021 год

8

Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию

Администрация, педагогический коллектив

Май- август 2020

9

Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования.

Администрация, воспитатели

2020-2021 уч. год

10

Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ

Администрация, руководители МО

2020-2021 уч. год

11

Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) 

Педагоги ДОУ

2020-2021 уч. год

12

Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами.

Администрация, воспитатели

Март 2021

13

Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования 

Администрация

2020-2021 уч. год

14

Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями

Администрация, педагоги, учитель-дефектолог

Сентябрь 2020

15

Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте

Администрация

2020-2021 уч. год

16

Участие педагогической и родительской общественности в мероприятии «Голубая планета добра» в рамках программы инклюзивного образования

Администрация, воспитатели, учитель-дефектолог

2020-2021 уч. год

17

Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии.

Администрация, педагоги, учитель-дефектолог

2020-2021 уч. год

18

Проведение родительских  собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

Администрация, педагоги

2020-2021 уч. год

19

Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Администрация, педагоги, учитель-дефектолог

Декабрь 2020- апрель 2021 г.

20

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования 

Администрация

2020-2021 уч. год

21

Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПК) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-дефектолог, мед. сестра

2020-2021 уч. год

22

Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях.

Старший воспитатель

2020-2021 уч. год

23

Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития.

Педагоги, учитель-дефектолог

Август – сентябрь 2020

24

Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Учитель-дефектолог, воспитатели

2020-2021 уч. год

25

Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий.

Учитель-дефектолог, педагоги

Сентябрь 2020 – январь 2021

         Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников.

Практическая значимость результатов проекта:

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

                 Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Включение данной категории учащихся в единый учебный коллектив школы на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач. Создание в общеобразовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности учащихся. При этом дети обучаются в общеобразовательном классе и принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

                В результате реализации проекта будет развиваться модель инклюзивной образовательной среды организации.

Дальнейшее развитие проекта:

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тиражирования опыта среди коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации

Развивающая предметно-пространственная средадошкольной образовательной организации (РППС ДОО): часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, матер...

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в ДОО с учётом принципов взаимосвязанной деятельности всех субъектов  образовательного процесса - ...

Статья "Исследование вариативности образовательной среды дошкольной образовательной организации"

В статье рассматривается развитие в отечественной науке теоретических представлений о вариативности образовательной среды и формирование ее нормативной базы начиная с 80‐х годов прошлого века. Показан...

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье представлен анализ особенностей создания и функционирования информационной среды в дошкольной образовательной организации;рассматривается содержание понятий «информатизация дошко...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...

Областной творческий конкурс профессионального самоопределения среди обучающихся образовательных организаций Челябинской области «ProfiУрал» ГБУДО «Областной Центр дополнительного образования детей», номинация «Конкурс образовательных проектов иметодическ

Областной творческий конкурс профессионального самоопределения среди обучающихся образовательных организаций Челябинской области «ProfiУрал» ГБУДО «Областной Центр дополнительного об...