Проектирование управления развитием образовательной среды дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС
рабочая программа по теме

Драничкина Людмила Васильевна

Образовательная программа работы ЦИПР в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaja_rabota_1_1_1_1.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

                       Московский институт Открытого Образования

                                                  Курсовая работа

     По теме: Проектирование управления развитием образовательной среды дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

     Выполнила: Драничкина Людмила Васильевна

      Группа: РУК-71

      Преподаватель: Третьяков П.И.

                                                  Москва 2014г.

             

                                             

                                                   

                                                      Содержание.

  1. Введение. Актуальность реализации проекта.

  1. Противоречие. Недостаточная продуманность к условиям реализации всех требований ФГОС.

  1. Цель. Разработать проект образовательной программы.

  1. Задачи. Обоснование актуальности проблемы. Определение теоретических и методологических основ. Разработать систему проектирования. Определить инструментарий по оценке эффективности разработанной системы.

  1. Заключение.

  6. Выводы: Обоснована актуальность темы. Определены теоретико-методологические основы. Разработана система проектирования управления. Определён оценочный инструментарий.    

                                                                                                                                                                     

       

       Федеральные государственные образовательные стандарты- совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

   ФГОС необходимо считать общественным договором личности, общества и государства, регулирующим баланс взаимообязательств и требований. Одна из главных особенностей принятых стандартов – окончательное законодательное закрепление в образовании развивающей деятельностной парадигмы, обеспечивающей существование и развитие системы образования в условиях совершенствования образовательной среды.

    Быстро меняющийся мир диктует новые цели и приоритеты образования. Поэтому задача ФГОС- обеспечить каждого обучающегося (включая детей одарённых и с ОВЗ) качественным современным образованием, закрепить и повсеместно ввести в практику лучшие образовательные модели, придать позитивный импульс модернизации образования.

     Существенным недостатком при внедрении ФГОС считаю недостаточную продуманность к условиям реализации всех требований ФГОС, ведь этот процесс подразумевает полное изменение финансирования системы образования,  причём это не только увеличение оплаты труда учителя, воспитателя, преподавателя, но и максимальное материально-техническое укомплектование школы, вуза, дошкольных учреждений, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.

        Действительно инновационным моментом введения ФГОС является внедрение внеурочной деятельности, ведь в школе должна происходить смена видов деятельности (игровая, трудовая, учебная) с целью сохранения здоровья детей – это один из ключевых моментов реализации ФГОС. Но на сегодняшний день это сделать удаётся не во всех школах, таким образом, внеурочная деятельность плавно перешла в статус дополнительного образования. В этом плане опыт работы дошкольных учреждений по смене деятельности в соответствии с требованиями СЭС  будет полезен учителям, это будет способствовать  преемстсвенности между дошкольным учреждением  и школой.

        Я думаю, что реализация нового стандарта в школах поможет  вернуть «смятые» нравственные ориентиры подрастающего поколения, не растеряв при этом качества российского образования.

         В.А. Сухомлинский писал: «Особая форма воспитательной работы ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…  Настоящий человек начинается там, где есть святыня души».

                                                        1

          Необходимо срочно повышение личностной и профессиональной культуры педагога.               Учителю нужно стать современным и конкурентно способным. Почему? Да просто потому, что он перестал  быть авторитетом для учащихся с информационной точки зрения. Педагог, школа занимают не первое место среди источников информации. На первом месте стоят интернет, СМИ. Учитель не основной источник знания и поэтому становится неинтересным для ребёнка. Между учеником и учителем очень часто лежит огромная пропасть, имя которой консерватизм.

         Поэтому педагог должен развиваться личностно и профессионально. Это необходимо в стремительном развитии современной цивилизации, в которой так много нерешённых проблем. Но одну из них можем и должены решать мы- учителя, педагоги, преподаватели. Это воспитание будущего поколения. Это мы должны «сделать» нового человека. Нового, инновационного, коммуникабельного, но в тоже время доброго, отзывчивого и доброжелательного. Крылатым стало выражение: школа такова, каков учитель. Многое зависит лично от каждого учителя, педагога, преподавателя. В наших силах изменить ситуацию, и тогда реализация ФГОС станет не просто очередным документом, а действующей, так необходимой нам силой.

      Какие основные показатели характеризуют эффективность системы управления развитием образования:

-Уровень профессиональной квалификации педагогических работников.

-Степень мотивации развития.

-Качество модели управления и технологии её реализации.

-Степень самоуправления субъектов.

-Уровень развития основных объектов управления.

-Уровень ресурсного обеспечения.

-Рентабельность задач.

-Уровень морально-психологического состояния и удавлетворённости педагогических работников.

-Уровень конечных результатов образования учащихся.

    Каковы же конечные результаты образования учащихся?

-Теоретическая образовательная подготовка.

-Профессиональное мастерство выпускников.

-Воспитанность.

-Здоровье и здоровый образ жизни.

       Каковы же условия адаптивного развития системы образования и технологии управления им. Сущность  их заключается:

-в системно-деятельной оценке настоящих и будущих возможностей образовательной системы, её взаимодействующих элементов разных уровней.

-в принятии во внимание всех компонентов человеческого «само» при сотрудничестве субъектов педагогической системы.

-в коммуникационно-диалогических отношениях субъектов и объектов по достижению поставленных целей.

                                                             2

-в культурологическом единстве ценностей мировой культуры, отраслей конкретных знаний.

-в личностно-ориентированном учёте природосообразных особенностей каждой личности в процессе её свободного развития.

-в мотивационно-стимулирующей деятельности, позволяющей раскрыть потребности и возможности каждой личности.

-в свободном самоопределении человека в образовательном пространстве.

-в пропедевтеко-реабилитационном подходе, предполагающем предварительное изучение возможностей и способностей личности, поддерживание уверенности учащихся в своих силах, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров.

-в коррекционно-компенсаторном воздействии на личность, имеющую те или иные отклонения в поведении, успеваемости, здоровье, для ликвидации возникших нарушений, дефектов, аномалий.

      Алгоритм действий по введению ФГОС:

-Создание Совета по введению ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГОС.

-Определение изменений в существующей образовательной системе для приведения её в соответствие с требованиями ФГОС

-Разработка проекта модернизированной образовательной системы.

-Разработка плана-графика модернизации образовательной системы.

-Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

        Роль органов ГБОУ в процессе внедрения ФГОС:

-Оценка готовности ОУ к внедрению ФГОС

-Изучение и формирование социального заказа.

-Участие в обсуждении и разработке ОП ОУ.

Согласование ОП.

-Информационная поддержка.

-Формирование общественного мнения.

-Содействие развитию материально-технического оснащения.

-Внесение предложений по корректировке программы развития.

          При введении ФГОС должны быть обеспечены гласность и прозрачность всех действий и процедур, эффективный государственный и общественный контроль за введением ФГОС.

           ФГОС дошкольного образования учитывает:

-Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека.

-Социокультурное разнообразие детства.

-Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей.

-Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья.

-Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребёнка.

                                                        3

                Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Р.Ф., законодательства Р.Ф. и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Р.Ф.

      Проект Образовательной Программы Построение развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС в  ЦИПР (Центре игровой поддержки ребёнка).

       Администрирование:

     Для достижения адекватного возрастным особенностям уровня развития каждого ребёнка необходимо соблюдение единства требований к условиям реализации Программы ФГОС ДО включает в себя требования к психолого-педагогическим кадрам, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к предметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях.

     Цель ЦИПР.

-Психолого-педагогическое сопровождение семей дошкольников

-Развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий.

-Адаптация ребёнка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

      Задачи ЦИПР.

-Способствовать всестороннему развитию ребёнка.

-Помогать гармонизации детско-родительских отношений.

-Дать детям опыт ранней нетравмирующей социализации.

-Снизить тревогу родителей по поводу адаптации ребёнка к ГБОУ- детский сад.

      Образовательная деятельность:

      Из вышеизложенного нужно уточнить понятие «развитие»

-развитие-это не наличие знания, а умение его добывать;

-это не количество знаний, а умение пользоваться ими и применять их в разнообразной самостоятельной деятельности;

-это не наличие знания, а умение определять своё незнание.

        Соотношение понятий «обучение» и «развитие» чрезвычайно важно в реализации основных положений ФГОС ДО, так как в значительной мере определяется их роль в «обеспечении равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка».

                                                        4

                                                                                                                                                                                                            Возникает вопрос: сформированность и развитие каких психических                                           процессов особенно важны для успешного освоения обучающимися

программы?                                                                                                                                                В первую очередь – это мышление и воображение.

                                 Как успешно развить эти психические процессы? Для этого надо создать и развивать предметно-развивающую среду, в которой находится ребёнок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Основным видом деятельности ребёнка является игра. Игра для ребёнка – это добровольно выбранная активность, непосредственно не направленная на удовлетворение биологических потребностей, в которой ребёнок чувствует себя безопасно, успешен, испытывает удовольствие, получает новый опыт.

           Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время лёгкая и радостная для ребёнка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения. Обогащению его чувственного опыта,развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней заключаются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности. Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых,учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверситниками и старшими детьми. Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность.

   Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы «Первые шаги» в подразделении ЦИПР.

           Как происходит развитие игровой деятельности маленького ребёнка, посещающего с мамой ЦИПР-центр игровой поддержки?

-Во-первых это «оживление» игрушки.

-Создание новой действительности.

-Развитие игры во взаимодействии с теми, кто уже умеет играть (непременный атрибут народной педагогики).

-Создание условий для зарождения особого вида детской деятельности – процессуальной игры: предметные действия, подражание действиям взрослого, действия в условном плане, понарошку, с помощью игрушек и предметов-заместителей.

-Усвоение игрового назначения предметов: кормит, укладывает спать и т.д.

-Отражение в игре того, что видит вокруг себя, о чём узнаёт из книжек.

       Этапы развития игровой деятельности детей в возрасте от 6 мес. До 3 лет:

                                                               5

1 этап: изучает физические свойства игрушки (перекладывает игрушку  с места на место, стучит, грызёт и т.д.) сенсомоторная игра. Малыш пытается установить эмоциональный, зрительный, звуковой контакт  со взрослым, улыбаясь, заглядывая в глаза.

2 этап:усваивает игровое назначение предмета ( из чашки –« пьёт», из чайника наливает чай») ( с небольшим количеством игрушек). Игра-подражание: ребёнок расширяет свой репертуар действий и произносимых слов.

3 этап: Количество игрушек, которыми играет ребёнок увеличивается. Ребёнок переносит действие с одного предмета на другой, появляются обобщённые действия. Заменять отсутствующий предмет может только с помощью взрослого.

4 этап: самостоятельная игра, но в этом возрасте она кратковременна.

На третьем году жизни процессуальная игра достигает своего расцвета и становится всё более самостоятельной.

       При помощи процесса взаимодействия со своим окружением дети приобретают компетентность в физическом и социальном мире. При этом взрослый партнёр ребёнка по игре является источником культурного развития малыша.

        Игра со взрослым учит детей партнёрству, синхронности, очерёдности, самоконтролю. Позже игра со сверстниками позволяет детям выстраивать своё понимание социума и взаимодействий. Новые ситуации и проблемы расширяют их навыки.

         Общая оценка игрового поведения (По А.Н. Корневу)

-Сложность самостоятельной игровой деятельности.

- Широта игрового репертуара

-Аффективный фон
-Использование речевых средств.

-Взаимодействие в игре с другими.

-Творческая активность в игре.

-Наличие и устойчивость сценария игры.

Виды игр
_-Игра-исследование.

  -Игра-подражание.

  -Предметно-практическая игра.

-Простая (одноактная) символическая игра.

-Игра-связанные последовательности игровых действий с сюжетными игрушками

-Конструктивная игра.

-Моноцентрированная сюжетно-ролевая игра: ребёнок играет за одного.

-Полицентрированная сюжетно-ролевая игра: ребёнок играет за двоих и более персонажей.

       Роль взрослого в детской игре.

                                                          6

Л.С. Выготский настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребёнка. Он указывал на необходимость помощи ребёнку в решении проблем, возникающих в зоне ближайшего развития, что имеет обучающее значение.

        Процесс развития ребёнка, сопровождающийся усложнением его игровой деятельности, должен быть обеспечен адекватными изменениями роли взрослого в детской игре. Имеется в виду не замена ролевых функций, а их расширение в соответствии с новыми возможностями и потребностями ребёнка.

          С первых месяцев жизни взрослый должен инициировать игру, которая сначала носит характер эмоционального вовлечения через стимуляцию по разнообразным каналам: тактильному, зрительному, слуховому, проприорипцевтивному, вестибулярному.

           Итак, роль взрослого в детской игре может меняться в зависимости от ситуации. Взрослый может быть:

 -«источником ресурсов»

-организатором игровой среды

-наблюдателем

-помощником

-партнёром по общению

-партнёром по игре

-посредником

-инициатором игры.

             Игра и одарённые дети.

   Многие считают, что одарённым может быть только здоровый ребёнок. Тем не менее, некоторые дети с нарушением развития проявляют многие из основных признаков одарённости:

-высокая интенсивность целенаправленной деятельности;

-ловкость;

-любознательность

-исключительная память;

-высокая скорость обучения;

-ранние навыки чтения;

-задавание исследовательских вопросов;

-выраженные математические способности;

-творчество и развитое воображение;

-чувство юмора;

-способность обобщать знания и применять их в новых ситуациях;

-точное и выразительное использование языка;

-предложение оригинальных решений;

-способность следовать сложным инструкциям;

-широкий спектр интересов;

-успешное социальное взаимодействие;

-чрезмерная чувствительность;

-социальная зрелость;

                                                                  7

                                                                                                                                                               -вариабельность игры;

-стремление к совершенству;

-сильное чувство социальной справедливости;

-требование признания;

-эмпатия;

        Одарённые дети имеют повышенную потребность в свободной игре, которая способствует их творческому развитию. Они также обычно нуждаются  в играх со взрослыми и с детьми, подобными им. Их особые способности необходимо целенаправленно развивать, используя преимущественно материалы для творчества.

        Игра может принести вред.

  Некоторые родители стимулируют у детей игры, имитирующие насилие и воспитывающие предпочтение грубых силовых способов взаимодействия с людьми, нетерпимость к определённым типам людей. Это способствует формированию конфликтности ребёнка. После 14-16 месяцев жизни нежелательно позволять малышу наблюдать за интимной стороной жизни родителей, проявлять излишнюю телесную близость с ним в игре. Именно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать свои физические границы и получать представления о нормах социального взаимодецствия.

        Игра детей в одиночку или в группе может быть опасна с медицинской точки зрения. Речь идёт о необходимости соблюдать соответствующие меры безопасности, чтобы не допустить поражения ребёнка токсическими веществами, электрическим током, предупредить возможность падения с высоты, термические ожоги и другие виды повреждений.

        Дети нуждаются в создании атмосферы радости, успеха и обучения в игре. Взрослые должны обеспечить малышам условия для исследования, экпериментирования и использования быстро приобритаемых навыков. Одно из этих условий – присутствие взрослого. Основные задачи взрослого могут сводиться к обеспечению безопасного исследования окружения, развитию любознательности, активному взаимодействию, включая устную речь. Воспитывающий малыша скорее не должен что-то строго планировать, но обязан немедленно и правильно реагировать в нужный момент.

         Игровая деятельность в этом возрасте помогает узнать детям себя, других, обстановку, регулярные ежедневные события, ограничения, сформировать навыки самообслуживания, языка, двигательные навыки, уважительное отношение к людям и вещам.

         Игрушка-это средство для поддержки игры. В качестве игрушки может выступать партнёр по игре (взрослый или другой ребёнок), любой предмет самодельное или специально изготовленное производителями изделие.

Ценность игрушки для данного ребёнка определяется исключительно её способностью поддержать игру.  

                                                             8                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                         

Какие игрушки  приобретать?   С экономической точки зрения наиболее выгодно покупать те игрушки, которые максимально долговечны и многофункциональны. К ним, в частности относятся сделанные из прочных материалов мячи, фигурки людей и животных, конструкторы, большие машины, игрушечная еда, модели бытовых предметов, включая посуду, столовые приборы и т.д.

           С точки зрения уникальности получаемого ребёнком чувственного и игрового опыта важно приобретать расходные материалы (краски, фламастеры, пластилин, бумага, клей и т.д. и по-возможности довольно дорогие специальные средства такие как шумовые музыкальные инструменты (кастаньеты, барабаны) или спортивное оборудование.

        Процессуальные игры, которые можно организовать с детьми раннего возраста: чаепитие, варим суп, магазин (классификация: молочный отдел, в котором можно купить молока для киски, так же сметану, сливки, творог, кефир).  В овощном отделе можно купить овощи и фрукты: помидоры, морковь, кабачки, кукурузу, а так же фрукты: бананы, ананасы, виноград, яблоки, груши. Едем на поезде, трамвае, автобусе, пароходе, катере и т. д.

Укладываем куклу спать в кровать, катаем на коляске, убаюкиваем на руках.

Приводим в порядок внешний вид: рассчёсываем, моем голову, сушим волосы феном, ухаживаем за лицом: мажем лицо кремом. Наиболее сложная  процессуальная игра  «Доктор» На приём к доктору, роль которого берёт на себя сначала педагог, приходят животные, которых доктор слушает фанендоскопом, смотрит горло, ставит банки, даёт микстуру, делает укол, затем роль доктора берут на себя дети. Сложность этой игры в том, что не все дети любят посещать педиатра, поэтому не хотят играть в эту игру, но после проведения приёмов игротерапии, дети заинтересовываются этой игрой и более охотно посещают врача.

         Работа с родителями:

             Для того, чтобы развитие и воспитание ребёнка проходило успешно необходимо работать с родителями, которые являются непосредственными участниками воспитательного процесса. В маминой школе мамы и папы учатся понимать своих детей, бороться с их капризами и упрямством воспитывать их , играть с ними. Вот некоторые заповеди, которые мы предлагаем родителям:

-Не жди, что твой ребёнок будет твоим продолжением или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

-Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить  тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.

-Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.

                                                            9

                                                                                                                                                         -Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и, будь уверен, ему его доля тяжела не менее, чем тебе твоя.

-Не унижай

-Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка. Мучай, если можешь и не делаешь.

-Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

-Люби своего ребёнка любым: неталантливым, глупым, бесчувственным, непоседливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

             Три вещи никогда не возвращаются обратно: время, слово, возможность.

             Три вещи в жизни ненадёжны: власть, удача, состояние.

             Три вещи разрушают человека: вино, гордыня, злость.

             Три вещи труднее всего сказать: Я люблю тебя! Прости! Помоги мне!

              В ЦИПРе  работает программа «Семья»

    Цель программы: Создание благоприятных условий гармоничного развития ребёнка раннего возраста и расширение репертуара детско-родительского взаимодействия.

     Задачи программы: Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребёнком раннего возраста. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Развитие познавательной сферы ребёнка. Развитие двигательной активности ребёнка.

       Предполагаемые результаты:                                                                                 -Овладение некоторыми приёмами взаимодействия с ребёнком.

-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребёнка.

-Представление ребёнка об окружающем мире.

- Накопление сенсорного опыта.

-Становление речи ребёнка.

- Развитие мелкой и крупной моторики.

          Родителям предлагаются методики раннего развития.

Раннее развитие – это новая философия нашего времени. Это иная политика, признающая человека полноправным и полноценным с первого момента его появления в мире.

            В ЦИПРе работает программа «Защита прав и достоинства маленького ребёнка»

    Цель программы:                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                           10            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Создание такой обстановки в ЦИПР, в которой ребёнок чувствовал бы себя

защищённым в любой ситуации.  Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

            Задачи:

-разработка нормативной базы деятельности, необходимой для реализации программы;

-создание и развитие необходимых условий для реализации программы на уровне образовательного учреждения;

-подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов;

-диагностика состояния психического здоровья детей всех возрастных групп;

-предупреждение форм жестокого обращения с детьми;

            Законодательно-нормативное обеспечение программы:

1.Конвенция ООН о правах ребёнка.

2.Закон «Об образовании»

3.Устав образовательного учреждения.

4.Образовательная программа.

5.Программа развития.

              Объекты программы:

-Воспитанники ЦИПР

-Семьи детей, посещающих ЦИПР

-Педагогический и медицинский коллектив ЦИПРа

              Основные принципы программы:

Принцип научности.

Принцип активности и сознательности,

Принцип комплексности и интегративности,
Принцип преемственности,

Принцип результативности и гарантированности,

               Основные направления программы,
               Профилактическое
Обеспечение благоприятного течения адаптации.

Выполнение санитарно_гигиенического режима,

                 Организационное
Организация психологической среды,
Изучение передавого педагогического опыта по социальному воспитанию и развитию детей.

Повышение квалификации педагогических кадров.

Пропаганда здорового образа жизни.

             Руководитель программы Драничкина Людмила Васильевна.

                                                         11

              План работы с воспитателями по семейному воспитанию.

1

сентябрь

Творческая работа
Современная семья – какая она?

Старший
воспитатель

2

октябрь

Консультация

Воспитание ребёнка с проблемами развития.

Педагог-психолог

3

ноябрь

Консультация

Как помочь ребёнку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе.

Старший воспитатель

4

декабрь

Круглый стол

Родители и педагогический коллектив
методология взаимодействия.

Старший воспитатель

5

январь

Проблемный семинар

Семья как система.

Эмоциональное благополучие семьи.

Педагог-психолог

6

февраль

Тренинговый семинар

Воспитание толерантности средствами диалогической речи.

Педагог-психолог

7

март

Круглый стол
Опрос родителей по теме взаимодействие детского сада и семьи.

Старший воспитатель

8

апрель

Консультация
Методы семейной диагностики в повседневной работе воспитателя.

Старший воспитатель

                                                   12

Какими общечеловеческими и профессиональными качествами должен обладать педагогический работник.

      Личностные:

-увлечённость

-умение убедить

-гуманизм

-справедливость

-тактичность и воспитанность

-коммуникативность

-эмоциональность

-принципиальность

-требовательность и дисциплинированность

-настойчивость и воля

-наличие мечты и цели

-умение слушать и понимать

-толерантность

-нравственность и духовность

-оптимизм.

      Профессиональные:

-образованность

-компетентность

-обязательность и ответственность

-творчество

-способность самооценки

-умение управлять собой

-аналитическое мышление

-организаторские способности

-умение прогнозировать

-умение работать в коллективе

-умение доверять и контролировать

-быть администратором

-быть хозяйственником

-быть лидером и уметь добиваться цели

-быть учителем.

               

             Американский врач-педиатр Глен Доман предлагает принципы правильного обучения:

-Начинать как можно раньше

-Учите с удовольствием

-Уважайте своего ребёнка и доверяйте ему

-Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

-Создайте подходящую обстановку для обучения.

                                                      13

                                                                                                                       Останавливайтесь прежде, чем ваш ребёнок сам этого захочет.

-Почаще вводите новый материал

-Тщательно готовьте учебный материал и делайте это заранее.

-Если Вам и вашему ребёнку не интересно – прекратите  занятие. Видимо вы делаете что-то неправильно.

             Последовательница Глена Домана Сесиль Лупан добавила:

- Самые лучшие преподаватели для малыша – его родители.

-Обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребёнок устанет.

-Не надо проверять своего ребёнка.

-Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

            С самого раннего детства должны быть очень жёсткие (но не жестокие) ограничения для ребёнка, когда он специально начинает «пакостить», издеваться над кем-то, разрушать что-то и т. п. И чем раньше ребёнок будет знать, понимать и исполнять основную заповедь человека: не разрушай!- тем легче ему и окружающим будет потом жить и развиваться.

             Социализация:

        Социализация - усвоение социальных норм, построение своего поведения в соответствии с ними. Процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и т.д.

         Концентры личности:

«Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир»
        Адаптация- приспособление своего поведения к требованиям социальной среды.

         Цель: Устранение разрушающего действия на организм факторов окружающей среды.

          Длительность адаптации зависит от

-возраста ребёнка
-от состояния здоровья

-от уровня развития

-от индивидуальных особенностей

-от уровня сформированности адаптационных механизмов

-от опыта общения со взрослыми и сверстниками

       3 фазы адаптации:
-период адаптации
-индивидуализация: необходимость быть как все, но стремиться сохранить свои особенности.

-интеграция: и себя сохранили и к коллективу приспособились.

                                                    14

        Если период адаптации не закончился успешно, то формируются такие качества,как робость, стеснительность, неуверенность, агрессивность, негативизм.

         При успешном завершении адаптации формируются гуманность, целеустремлённость, уважение к людям.

          Сопровождение- психолого-педагогическая организованная, систематическая, плановая помощь семье.

Цель: поддержка ребёнка и семьи в проблемных ситуациях.

Трансдисциплинарный подход – единая совместная деятельность педагогов с родителями.

            Игровая поддержка – система способов и средств обеспечения игровой, развивающей деятельности детей, которая включает игровые средства и оборудование, а так же техники и технологии их использования.

              В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру и другим людям. Общение со сверстниками обогощает жизнь малыша новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций,создаёт условия для проявления творческого, самобытного начала,облегчает вхождение ребёнка в детский коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми. Учитывая фундаментальное значение начального этапа детских отношений, в нашей программе этой сфере уделяется особое внимание. Контакты детей раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом, смехом, весёлыми гримасами и др. Такое взаимодействие детей получило название эмоционально-практического общения. Оно позволяет ребёнку ощутить сходство с равным ему сверстником, создаёт оптимальные условия для самовыражения, осознания и познания самого себя. На первых порах ребёнок воспринимает сверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривают друг друга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребёнок начинает открывать в сверстнике его субъективные качества, что выражается в появлении совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у малышей ещё отсутствует совместная игра с предметами. Даже играя с одной игрушкой, дети не вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Часто игрушка провоцирует конфликты между малышами. Игра с предметом для малыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками. Постепенно контакты между малышами становятся всё более устойчивыми, длительными, разнообразными по содержанию.

                                                             15

                                                                                                                                                Восприятие, внимание, память и мышление ребёнка формируются в                    процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет

 преимущественно наглядно-действенный характер, развиваются такие формы мышления, как наглядно-образное и символическое. Речь развивается в контексте совмнстной со взрослым предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра. Воспитываются такие качества ребёнка, как самостоятельность и целенаправленность. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослого становятся для ребёнка способом утверждения собственного достоинства. Таким образом, предметная деятельность определяет развитие всех психических процессов и личности ребёнка в целом.

        Развитие коммуникативной функции речи.

-В начале второго года жизни этап пассивной речи.

-Дальнейшее развитие понимания речи

-Овладение активной речью

-Побуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, знакомить с названиями различных предметов, действий, природных явлений, побуждение детей к выполнению различных просьб, поручений, советов.

-Важно создавать условия для усложнения грамматического строя речи детей.

-Развивать у детей фонематический слух.

- Умение слушать речь взрослого без опоры на наглядность.

-Приобщать детей к художественной литературе.

-Регулярная функция речи: управление своим поведением с помощью слова.

        Этапы развития активной речи.

У младенцев и детей раннего возраста речь ещё не является ведущим средством общения. Однако она стремительно развивается, чтобы во все последующие годы обеспечить возможность эффективного диалога с другими людьми и с самим собой.

        Ативная речь ребёнка проходит несколько этапов развития.

1,5-2 месяца появляются гласные и гортанные звуки (гуление)

2-7 месяцев малыш учится управлять интонацией

7-9 месяцев произносит некоторые слоги (лепет)

9-11 месяцев подражает звукам речи взрослых

11-13 месяцев ребёнок уже использует несколько слов, количество которых к 2 годам значительно увеличивается.

От 2 до3 лет внутренний мир ребёнка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т. д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.

                                                            16                                                                                                                                                

        Здоровьезбережение.                                                                                                          Забота о физическом развитии ребёнка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать действия. Грамотно организованная двигательная активность ребёнка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения.

             Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребёнка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, даёт пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Для успешного физического развития необходимо создавать специальные условия. В ЦИПРе имеется отдельное помещение: спортивный зал, в который дети с мамами приходят в конце сеанса и с большим удовольствием катаются с горки, ходят по дорожкам, преодалевая припятствия, влезают на гимнастическую  стенку, подбрасывают и катают мячи, «плавают» в сухом бассейне, пролезают в обруч, ходят по  скамейкам, прыгают на батуте.

                Для того, чтобы помочь ребёнку стать сильной, психически гибкой и самостоятельной личностью, мы используем «Мягкую школу» Эллы Глушковой, телесно-ориентированный подход, как самый демократичный и доступный: ребёнок не заучивает никаких движений, а погружается в поток взаимодействия сдругими людьми, в результате которого на физическом уровне возникает сложная ситуация, которую он может пройти, только лишь преодолев какой-либо зажим в теле. В М.Ш. существует всего несколько базовых упражнений:

-акробатика

-выползание

-толкание

-выкручивание

-прилипание.

Мягкие упражнения развивают способность малыша быть гибким,чутким и уметь адекватно реагировать на любую ситуацию. Главное уметь подстроиться под ребёнка, а не пользоваться своим превосходством, тогда игра станет привлекательной и полезной с точки зрения физических нагрузок. Как установили учёные, что людям необходимо 9 объятий в день для нормального самочувствия и гармоничного мировоззрения. А тактильный контакт с мамой важное составляющее в «мягких упражнениях» и главный секрет исцеляющего действия. «Возня с малышом важна, как для восстановления гармоничных отношений с ребёнком, так и для поддержания фигуры мамы.

                                                                 17

     

            Очень важным этапом развития маленького ребёнка является развитие движений:

-В конце первого года в начале второго года ребёнок начинает ходить.

-Ему трудно одновременно выполнять движения ногами и руками.

-К 1,6 годам ребёнок умеет приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокие препятствия, менять рисунок ходьбы: ходить как мишка, прыгать как зайчик.

-К концу второго года ребёнок может пройти по дорожке, перешагивать чередующим шагом, подниматься и спускаться по слегка приподнятой доске, лестнице, горке, подлезать под скамейку, верёвку, перелезать через перекладину.

-На третьем году свободно передвигается, способен менять ритм и направление движения, бегать меняя скорость, в одном направлении или по кругу, кружиться на месте, влезать на стул, скамейку, спрыгивать с невысоких предметов, подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперёд, перепрыгивать через небольшие препятствия.

         Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности.

Приобщение ребёнка к духовной культуре можно и нужно начинать как можно раньше. Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у ребёнка обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту окружающего мира. Малыш начинает более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учится замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства.

Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

         Методическая и инновационная деятельность:

         Советы воспитателю по воспитанию и развитию ребёнка.

-Любите и уважайте маленького ребёнка так же, как и взрослого.

-Воспитывайте в себе чувство удовольствия от работы с детьми, потому что это чувство приходит не сразу.

                                                        18

-Пополняйте свой « багаж знаний» интересными историями, сказками, занятными фактами из жизни животного мира, природы и т.д.

-Работайте всегда с хорошим настроением. Это не значит, что у воспитателя не может быть плохого настроения. В данном случае под «настроением» нужно понимать настрой на работу.

-Всегда имейте в запасе игру, занятие, сказку на тот случай, если вдруг придётся изменить ход начатого занятия или понадобиться провести его вне плана. Готовьтесь к занятию с « запасом». Лучше пусть останется неиспользованный материал, чем его не хватит.

-Будьте с детьми искренними, они это почувствуют и оценят.

-Старайтесь соблюдать кодекс справедливости. У маленьких детей обострённое  чувство несправедливости.

-Учите наизусть детские стихи, особенно весёлые. Очень часто возникают ситуации, в которых просто необходимо процитировать какое-либо стихотворение.

-Можно завести себе помощника в виде игрушки, персонажа, предмета, с которым вы будете советоваться, как поступить.

             В своей работе мы используем технологии:

                                      --сказкотерапии и психодрамы,

                                                                                      арттерапии,

                                                                                                  игротерапии,

песочной терапии, игры с водой, пальчиковая гимнастика.

Разработана и успешно применяется методика успешности.

-Успех может обеспечить только тот человек, который сам испытывает чувство успеха.

-Успех – механизм развития личности.

-Успех – реализованная цель.

-Ситуация успеха – это управляемое, реализованное сочетание психолого-педагогических условий, при которых человек испытывает радость успеха.

-Необходимы определённые установки:

-стремление к успеху: Я хочу это делать! Я буду делать это сам!

-надежда на успех: Я уверен, что я это сделаю! Я смогу это сделать!

-субъективная оценка достижения успеха: Всё зависит только от меня!

-при отсутствие этих трёх установок развивается комплекс избегания неудач:

-обезличивание деятельности: мне это не нужно!

-отчуждение деятельности: Эта работа мне не нужна!

-снижение значимости деятельности: Я и без этого проживу!

Вывод: Человек с сформированным стремлением и надежду на успех не боится неудач.

При реализации методики успешности применяются технологии:

                                                               19

                                                                                                                                                                        -первая и основная технология игры.

-технология раннего развивающего обучения.

              Укрепление материально-технической базы:

                Для успешной работы ЦИПРа  необходимо укрепление материально-технической базы.

             -Проведение капитального ремонта здания ЦИПРа

              -Пополнение оборудования.

              -Подключение интернета.

             Заключение.

Построение концептуальной модели системы управления процессом развития ЦИПР является средством повышения эффективности образования. Модель позволяет абстрагироваться от диалектической зависимости элементов системы управления, но при этом даёт возможность выявить движущие силы развивающихся процессов, проследить путь преобразования от реально существующего уровня в практике работы к более высокому научно обоснованному уровню.

      Моделирование целостной матричной организационной структуры профессиональной педагогической системы позволяет выделить новые качества, образующиеся в результате взаимодействия отдельных элементов, определить состовные компоненты, их внутренние и внешние связи, понять характер функционирования и развития системы.

      Организационная структура ЦИПР проектируется с учётом потребностей внутренней образовательной среды и внешней социально-экономической сферы жизни.

      Ведущую роль в матричной структуре управления играют определённые функции, сформированные в интересах личности и коллектива. Их права и обязанности реализуются посредством информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогнастической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной деятельности. Состав функций обогащается вместе с расширением и углублением содержания действий субъектов управления.

      Функциональные полномочия субъектов осуществляются в единстве прошлого, настоящего и будущего, обеспечивая непрерывный процесс поиска и генерирования идей и решений.

      Реализация функций управления возможна с помощью обоснованного применения определённых форм и методов взаимодействий участников педагогического процесса.

                                                         20                                                                                                                                                                                              

Важнейшим условием эффективности их использования является единство взглядов и сплочённость в творчестве педагогических работников и учащихся.

                    Использованная литература:

   Бочаров М.К. Наука управления: Новый подход. М.: Знание, 1990.

   Зверева В.И.  Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., переработанное и дополненное, М. Новая школа,1997.

   Пикельная В.С. Теоретические основы управления: Школоведческий аспект. М., 1990

    Кондаков М.Н. и др. Управление народным образованием. М., 1981

    Карклина С.Э. О классификации методов внутришкольного управления. Советская педагогика, 1984.

    Макаренко А.С. Соч.: в 7 томах. М., 1958. т.4-5

    Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. М. Новая школа 2001г.

     Стеркина Р.Б.  Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М, Издательство АСТ, 1997.

     Белая К.Ю.  200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М. Издательство АСТ, 1996г.

                                                      21

     Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении., Научно-методическое объединение «Творческая педагогика, М. 1993г.

     Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления.

     Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей. М., «Физкультура и спорт», 1990г.

      Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно. М., Линка-пресс, 1990г.

 

     Новосёлова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. М., Центр инноваций в педагогике, 1997г.

     Громова О.Е. Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. М., Творческий центр. 2005г.

      Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., Линка-пресс 2009г.

     Сакович Н.А. Практика  сказкотерапии. Санкт-Петербург, 2007г.

     Капская А.Ю. Мирончик Т.Л. Планета чудес Развивающая сказкотерапия для детей. Санкт-Петербург, 2006.

      Капщук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя.  (Школа развития)

 Ростов на Дону: Феникс, 2009

     Смирнова Е.О. Ермолова Т.В. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. М., Мозаика-Синтез, 2008г.

     Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно- эстетической деятельности. М., Мозаика-Синтез, 2008г.

    Галигузова Л.Н. Физическое развитие. М., Мозаика-Синтез 2007г.

                                                             22                      

                                                                                                                                                     Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками. М., Мозаика-Синтез 2008г.

    Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. М., Мозаика-Синтез, 2007г.

    Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. М., Мозаика-Синтез, 2008г.

                                                   23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Развитие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО.

Наша страна на данном этапе развития общества находится на этапе перехода к информационному обществу, что предусматривает серьезные перемены в структуре и организации социальной и экономической сферы ...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...