Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Воскобович Вячеслав Вадимович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы, а также предлагают малышам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.


Развивающие игры Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Технология решает следующие задачи:

  • Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
  • Развитие наблюдательности,  исследовательского подхода  к  явлениям  и объектам окружающей действительности.
  • Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
  • Гармоничное, сбалансированное   развитие   у   детей   эмоционально-образного и логического начал.
  • Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
  • Построение педагогического    процесса,     способствующего    интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

По решаемым образовательным задачам все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы:

1.Игры, направленные на логико-математическое развитие, целью которых является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями-манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

2.Игры с буквами, звуками, слогами и словами, в которых ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, в результате чего процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.

3.Универсальные игровые обучающие средства, которые можно использовать на различных занятиях, создавая комфортные условия для работы педагога и доставляя удовольствие детям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича можно использовать в разных формах организации детской деятельности. Благодаря им дети анализируют и сравнивают, усваивают названия цветов, геометрических фигур, обучаются счёту, ориентируются на плоскости, у них развита пальцевая и кистевая моторика руки. Воспитанники усидчивы и целеустремлённы, могут выполнять сложные мыслительные операции, доводя дело до конца.

«Игровизор» 

«Игровизор» - это интеллектуальный тренажёр. Он представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается  бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания.

В играх с интеллектуальным тренажёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Они способствуют развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребёнок, выполняя  задания, может оценить результат и легко исправить ошибку. Это пособие помогает эффективно вести работу по формированию навыка оптико-пространственной ориентировки.

«Игровизор» делает учение интересным занятием для дошкольника, снимает проблемы мотивационного  плана, порождает  интерес  к приобретению знаний, умений и навыков. Использование игровизора в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной интересной деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

- Отметим явные плюсы пособия:

- Обучение происходит в игровой форме; задания увлекают ребёнка;

- Эмоциональная окраска заданий: ребёнку не надо беспокоиться, что он сделает что-то неправильно, так как можно тут же всё исправить. Это даёт уверенность в своих силах, формирует положительную самооценку;

- Задания можно использовать многократно, ещё раз упражняясь, закрепляя пройденный материал;

- «Игровизор» можно использовать с младшей группы детского сада и до подготовительной к школе группе;

- Очень важный плюс в вариативности игр, т.е. один лист-задание можно использовать по разным направлениям.

- Возможность самоконтроля  (возможность проверить себя и легко исправить ошибку).

- В игре с «Игровизором» развивается точность и координация движений детей, происходит подготовка руки к письму, совершенствуется внимание, память, мышление, творческое воображение.

- «Игровизор» прост в изготовлении и использовании

Давайте поиграем!

Для начала предлагаю познакомиться с играми для младшего дошкольного возраста

  1. «Тучка и дождик».

Посмотрите-ка, ребята,

Что это за штучка?

Это в небе голубом

Появилась тучка.

Тучка плачет,

Дождик скачет –

Тоненькие ножки.

Оставляет за собой

Мокрые дорожки.

Ребята! Вам понравилось стихотворение? О чем оно?

Дети: О дождике.

Из тучки на землю падают капельки дождя. Нарисуем их короткими черточками сверху вниз, до самого нижнего края листа, вот так. Рисуем и приговариваем: дождик скачет: кап-кап-кап – тоненькие ножки. Все понятно? Тогда начинаем рисовать.

 «Лестница и яблоня» Машенька к нашему приходу решила собрать яблочек с дерева, но лестница оказалась сломана, давайте поможет Машеньке починить лестницу, нарисуем дощечки, проведите прямые линии слева направо. Вот и лестницу починила, Машенька собрала целую корзину яблок.

Далее проиграем с вами задания для среднего возраста

  1. «Подарки». Когда Машеньке исполнилось пять лет, ее поздравили папа, мама, бабушка, дедушка и старший брат. В этом заданий соеденяем предметы с соответствующими геометрическими фигурами.  

Провести  маркером «по дорожкам», соединяющим подарки и геометрические фигуры.

 «Путешествие по лабиринту»

Перед вами лабиринт.  Помогите пройти лабиринт.

ЛАБИРИНТЫ БУКВ ВОСКОБОВИЧА (3-8 лет)

Эти лабиринты разработаны по авторской развивающей методике В. Воскобовича и направлены на развитие интеллекта ребенка, подготовку к обучению чтению и развитие навыков чтения.

Ребенку предлагается выполнить различные задания, которые познакомят его с буквами, научат соотносить графическое изображение буквы с ее звуком, составлять буквы в слова и др.

Перечень возможных игр и заданий:

1. Пройди к главной букве лабиринта, не задевая «бусинки» с буквами.
2. Пройди к главной букве лабиринта через определенную «бусинку».
3. Найди путь от стрелки до каждой картинки мимо всех «бусиной» с буквами.
4. Составь слово из «бусинок»: нужно пройти от стрелки до картинки, составляя по пути слово, обозначающее картинку, к которой необходимо выйти.

Лабиринт содержит много прохождений, а начинаться они будут с домика со стрелкой.

Ну что в путь, Пройдите к арлекину, не зацепив ни одной бусинки с буквами.

Давайте рассмотрим слово Аня. Из каких букв она состоит. Из буквы А, Н, Я

Пройдите по лабиринту по бусинкам, собрав слово Аня.

Виды выполнения заданий на «Игровизоре»:  выделение, соединение, обводка по контуру, штриховка, дорисовка, рисование и т.д.

«Квадрат Воскобовича» (Игровой квадрат) или вечное оригами.

Состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более.

Предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики.

Следует отметить, что развивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи ребенку помогут мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и прочие сказочные герои. «Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка: абстрактное мышление навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание.

«Ларчик» (Коврограф с приложениями)

Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи. На коврике "Ларчик" можно творить чудеса собственными руками. Специальные приспособления крепко как репейник, удерживают на игровом поле карточки. К игре добавляются приложения "Забавные буквы", "Забавные цифры", "Разноцветные веревочки", "Разноцветные липучки", "Эталоны цвета", "Буквы, цифры.

Применение коврографа способствует развитию мелкой моторики, ориентировки в пространстве, развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей, тактильной чувствительности, стимулирует речевое развитие ребёнка.

Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров, облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.

1. Игровая ситуация «Тук – тук»

Цель:  Расширение словарного запаса. Активизация речи детей посредством игры. Учить соблюдать очередность.

Игровая ситуация: Слон Лип – Лип гулял в Фиолетовом лесу и увидел на Ковровой Поляне разноцветные домики (квадраты, под которыми спрятаны персонажи). Он решил узнать, кто в них живет. Задание: Постучаться в домик, говоря при этом: «Тук – тук». Спросить «Кто в домике живет?». В ответ на прозвучавший вопрос, убрать квадрат и назвать жителя домика.

2. Игровая ситуация «Дорожки» 

Цель:  Закрепление умения выделять признак –цвет. Развитие мелкой моторики. Игровая ситуация: Однажды гномики после веселой прогулки по Фиолетовому лесу решили вернуться домой. У каждого гномика есть свой домик, но они заблудились и не могут их найти. Помогите гномикам провести дорожки к своим домикам.

Задание: Проложить дорожки в соответствии с цветом от гномика к домику.

Дорожки можно проводить веревочками липучками, геометрическими фигурами или палочками Кюзинера.

3. Игровая ситуация: «Украсим коврик»

Цель: Развитие у детей умения сравнивать два предмета по величине .Активизация в речи детей слов большой, маленький.

Игровая ситуация: В гости пришел Слоник Ляп-Ляп.Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики ,но он не успел их украсить. Давайте поможем ЛяпЛяпу украсить коврики.(Уточнить цвет, размер кружков для украшения ковриков, их расположение на коврике, какие кружки находятся по углам, какие -в центре.)

4. Игровая ситуация: «Запомни, расскажи и посчитай»

Цель:  развитие зрительной памяти, внимания и мышления. Обучение счету.

Задание: На «Коврографе Ларчик» в ряд располагаются «Разноцветные квадраты». Предлагается запомнить последовательность расположения квадратов и их количество. Затем дети закрывают глаза, а педагог меняет последовательность расположения квадратов. Необходимо по памяти восстановить правильную последовательность.

5. Игра «Кто спрятался»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета; обучение способам обследования предметов, цвет, выполнять сложные глазомерные действий. ( Это игра на внимание).

Ход игры: На полянке появились гномы (Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи), они стали играть в прятки с Лопушком. По считалке «Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи» вы закрываете глаза, педагог убирает одного из гномов. Какой гномик спрятался? ( Все гномы соответствуют цвету радуги). Вариант усложнения: картинка меняются местами.

Можно разложить вместо гномиков геометрические фигуры соответствующих цветов, или сделать из геометрических фигур домики.

А сейчас хочу вам рассказать историю про волшебный лес.

В фиолетовом лесу жили 10 гномиков (7 гномиков радужных Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи, а так же Серж, Черныш и Белыш)

Гномы очень любили свой волшебный лес и что бы в нем всегда все было хорошо, ни кто не обижал ни зверей ни птиц, везде был порядок. Они разбили весь лес на 10 дорожек (дорожка гномика Кохле, дорожка гномика Охле и т.д.). Каждый гномик живёт в своём домике

Разноцветные веревочки .

Ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов, можно создавать  лабиринты,  выполнять графические диктанты

«Разноцветные кружочки»:

Из кружочков можно делать разноцветные цепочки (бусы), по образцу или по словесной инструкции, располагать их на плоскости по образцу или по словесной инстуркции.

Пример:

Посадили мы цветок, появился стебелек,

Распускается бутон, посмотри-ка красный он,

И еще один бутон, посмотри-ка синий (белый) он.

Вопросы: Сколько всего цветов (бутонов) на стебле? (Много, два …) Сколько красных бутонов? (один) Сколько желтых? (ни одного)

Пчелка Жужа прилетала, над цветочками жужжала и на белый цветочек села (указательный палец – пчелка – садится на соответствующий цветок)

Дополнения и усложнения:

- добавить или изменить цвета,

- прикрепить лепестки меньшего (большего) размера вокруг середины-бутона (такого же цвета (другого цвета), разноцветные лепестки)

- пчелки – желтые кружки – прикрепить рядом с указанным цветком, сравнить количество пчелок и цветов.

Пчелка Жужжа собирает нектар (проложить разноцветные дорожки от пчелки к цветам – белую, голубую)

Вопросы и задания:

- Пчелка полетит по белой дорожке, к какому цветку прилетит?

- По какой дорожке нужно лететь, чтобы добраться до цветка с синей серединкой и красными лепестками?

Усложнения: добавить количество цветков, сделать цветки с одинаковыми серединками но разными лепестками или цветки одинаковой расцветки, но с разным количеством лепестков

Слон Лип-лип идет в гости

Усложнение: камешки на дорожке

Вопросы и задания:

- Какие дорожки ведут к гномам? (красная, синяя, зеленая, прямая, кривая, ломаная)

- С какими дорожками пересекается красная дорожка?

- Какие камни-кружки лежат вдоль зеленой дорожки?

- Помоги Слону пройти по описанию словесному или по схеме (последовательность камней- кружков)

Трансформация картинки:

- Что изменилось?

- Какая дорожка не завалена камнями?

- Объясни Слону как пройти к Кохле?

- Как еще к нему можно пройти?

Пространственные карточки

 Образные карточки "Лев-Павлин-Пони-Лань" с возможностью крепления на ковролиновом поле используются для формирования и развития пространственных представлений ребенка (ассоциативно указывают на "Левый Верхний", "Правый Верхний", "Правый Нижний", "Левый Нижний" угол).

Сказка.

Слоник Ляп-ляп ищет клад (можно учить ребенка ориентироваться на плоскости)

- найди все бусины слева от Слоника,

- у кого нужно попросить белую бусину?

- объясни Слонику, как пройти к желтой бусине

- проложи веревочку – дорожку между бусинами и собери их в следующем порядке: красная, синяя, желтая, белая (получилась незамкнутая ломаная из трех звеньев)

- разложи бусины по описанию: - зеленую подари льву, - от колодца пройди направо 2 клетки и 2 вниз, положи маленькую красную бусинку. Для кого она?

Игра «Проведи дорожку к домику гномика».  

Цель: тренировать умение двигаться в заданном направлении.

Ход игры: Однажды гномик Кохле решил сходить в гости к гномику Геле. И возвращаясь домой поздно вечером заблудился. А домик стоит на 1 ряду на 5 клеточке. Ставим круг липучку.  От Кохле 2 клеточки в право, 2 клеточки в верх, 1 клеточка влево 2 клеточки в верх, 1 клеточка в право. С помощью веревочки липучки мы проведём дорожку к домику гномика. Можно обозначить соответствующего домика определенным цветом из набора геометрических фигур.

Соеденить Слоника с гномами (желт, красн, голуб, зеленый) разными веревочками (зеленая красная, синяя)

Вопросы и задания:

- Игрок с закрытыми глазами ведет пальцем по дорожке по указанию направления другого игрока.

- Дорожка с пересадкой: идти по красной, перейти на зеленую, затем на синюю

- Идти по направлению и на заданное количество клеток: сначала идем по зеленой дорожке 3 вниз, 1 – налево, 1 – вниз, 1 – налево. К какому гному пришли?

- Найди самую короткую дорожку к Кохле.

- Как Желе дойти к Зеле?

Дополнение: проложи желтую дорожку к Селе, чтобы она пересекалась только с красной и синей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Использование  в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования  помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...

Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...

МАСТЕР – КЛАСС РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МАСТЕР – КЛАСС РАЗВИВАЮЩИЕ  ИГРЫ  В  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»...

«Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»...

Консультация: Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Использование дистанционных образовательных технологии в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

"Использование POP IT в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"

В последнее время, всё более и более становятся популярными игрушки анти стрессы. И если пик резиночек, спинеров и «скрипышей» уже миновал, то сейчас наступила пора Pop It («Поп Ит&r...