Дети с общим недоразвитием речи. Краткая характеристика.
консультация по коррекционной педагогике

Егорова Инна Юрьевна

Дети с общим недоразвитием речи. Краткая характеристика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_onr.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: правильно произносить  все звуки, воспроизводить многосложные слова, легко строить развернутые предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. При общем недоразвитии речи наблюдаются выраженные фонетико-фонематические и лексико-грамматические несовершенства. Самый низкий уровень речевого развития – 1-й.Самый высокий и типичный для наших детей -4-й. Предлагаю ознакомиться с его характеристикой.

В фонетическом плане дети:

- неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звонкие и глухие, мягкие и твердые, а также звуки С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ, Р-Л.

- искажают звукослоговую структуру слов (водопроводчик-водотик, сковорода- сковода, температура-темпатуа и т.д.).

- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые слоговые сочетания (почка-бочка-точка, кот-кит-ток).

На лексическом уровне словарь используется обиходный, в нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, действий, их признаки. (Например, «скворечник» - это птица).

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

- частей предметов и объектов (сиденье, кабина, локоть, затылок, туловище и т.д.)

- глаголов, выражающих точность действий (лакает, лижет, жует – все выражается словом «ест»)

- приставочных глаголов (подходит, отходит, уходит – идет)

- относительных прилагательных (соломенный- «соломный», металлическая- «метальная»)

- антонимов (высокий – маленький, холодный –теплый, далекий – «рядом»)

В грамматическом строе распространены ошибки:

- в употреблении предлогов («Карандаш лежит столе», «Кошка вылезла под кровати», «Я взял ручку от стола»)

- в согласовании различных частей речи («Два конев», «Позаботился о ежика»)

- в построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать»)

В связной речи отражаются все перечисленные особенности. Развернутые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Труднее всего им даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

Отсутствие чувства ритма мешает заучиванию стихов (иногда ребенку   бывает сложно повторить за взрослым стихотворную фразу).

Наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, связанных с речью: внимания, памяти, мелкой и артикуляторной моторики, словесно-логического мышления.

Дети не могут воспринимать долго пространные, неконкретные объяснения, длинные инструкции (необходима наглядность). Характерно, что нарушения внимания и памяти больше затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит лучше. Так, внимание при просмотре мультфильмов сохраняется в течение длительного времени.

Известно, что существует связь между пальцевой моторикой и речевой функцией. Установлено, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их неточны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, не могут правильно взять кисточку и карандаш, с трудом вырезают ножницами или завязывают шнурки.

Коррекционная работа в логопедической группе начинается с углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка. Все данные заносятся в речевую карту.

Диагностика проводится в сентябре. Она осуществляется всеми специалистами, работающими с детьми с общим недоразвитием речи: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором физического воспитания.

Работа по развитию речи на занятиях логопеда включает в себя следующие направления:

- развитие словаря

- совершенствование грамматического строя речи

- развитие фонетико-фонематической системы языка (коррекция произношения, развитие темпа и ритма речи, работа над интонацией, совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза)

- развитие связной речи

- обучение элементам грамоты

Организованная образовательная деятельность с детьми начинается с 1 октября. Коррекционная работа делится на подгрупповую и индивидуальную. 1 и 2 среду каждого месяца проводятся консультации для родителей в вечернее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

В теории и практике логопедии под общим нарушениям речи (ОНР) (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирован...

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

В  статье  представлено  описание  нарушения  основных   компонентов  речевой  системы  детей  с  общим  недоразвитием  речи   раз...

Характеристика детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Нарушено  формирование  всех  компонентов  речевой  системы......

«Характеристика детей с общим недоразвитием речи».

В консультации описаны особенности словаря, лексико - грамматического строя речи детей с ОНР....

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...