Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
рабочая программа по логопедии

Андреева Эльмира Сергеевна

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Особенности фонетико-фонематической системы

У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звуко-слоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.

Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем.

Дети пользуются полной слоговой структурой слов. Редко наблюдаются перестановки звуков, слогов (колбаса — «кобалса»). Подобные нарушения проявляются главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звуко-слоговой структуре слов.

Особенности словарного запаса

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий.

Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — «диван», вязать — «плести») или близкими по звуковому составу (смола — «зола»).

Отмечается неточный выбор слов как следствие ограниченного словарного запаса. Дети избегают употреблять в речи малознакомые им слова, знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить).

Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов: величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка).

Дети употребляют местоимения, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться.

Особенности грамматического строя и связной речи

У детей недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении.

Большое количество ошибок допускается при словоизменении: смешение окончаний существительных мужского и женского рода («висит ореха»); замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода (зеркало — «зеркалы»); склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («пасет стаду»); неправильные падежные окончания существительных женского рода с основой на мягкий согласный («нет мебеля»); неправильное соотнесение существительных и местоимений («солнце низкое, он греет плохо»); ошибочное ударение в слове; неразличение вида глаголов («сели, пока не перестал дождь» — вместо сидели); ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет воды»); неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего рода («небо синяя»), реже — неправильное согласование существительных и глаголов («мальчик рисуют»).

Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением (снег — «снеги»). Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, причем образование слов является неправильным (садовник — «садник»).

В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Большие затруднения (а часто и полное неумение) отмечаются у детей при распространении предложений и при построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения («Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц.»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

ПРОЕКТ "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Проект рассчитан на один учебный год и представляет собой систему работы, основанную на следующих материалах:1. Описание этапов взаимодействия логопеда и психолога.2. Перспективно-тематический план ин...

Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...

"Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации."

Пухлякова Олеся Николаевна. Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет  с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизац...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого  и пятого  года обучения (5-6 лет, ...