"Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации."
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пухлякова Олеся Николаевна

 

 Пухлякова Олеся Николаевна.

 

Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет 

с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации.

 

Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов.

Общеизвестно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (то есть вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения. В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Основными формами развития коммуникативных способностей являются сюжетные игры и игры с правилами. Сюжетные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого. Для игр с правилами (дидактических, настольных, подвижных) характерно развитие нормативной регуляции, мотивации достижения, стремления к волевому усилию.

Театрализованные игры (игры-драматизации и режиссерские игры) имеют особое значение для формирования коммуникативных способностей за счет создания благоприятных условий для естественного общения со взрослыми и сверстниками, для освоения выразительности речи. Они влияют на социальное развитие ребенка за счет осмысления нравственного подтекста литературного произведения, который лежит в основе их содержания, так и за счет коллективного характера большинства игр детей, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, для освоения способов позитивного взаимодействия.

Педагогическая ситуация (воспитывающая ситуация) – как форма развития коммуникативных способностей представляет собой педагогическое акцентирование внимания детей на какой-либо коллизии, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственного включение ребенка в нее. Педагогическая ситуация может быть как естественной (жизненной), так и специально созданной. Она имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

Использование в старшем дошкольном возрасте таких форм как викторины и конкурсы подразумевает наличие у ребенка определенного социального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также  

Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения осуществляется в различных видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм, методов и приемов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Высокий уровень коммуникативных способностей выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства.

Игра-драматизация для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

 

Перспективный план   работы воспитателя  по развитию коммуникативных способностей детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации.

Сроки

Задачи

Работа с детьми

Работа с родителями

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сентябрь, октябрь

1. Выявить уровень развития коммуникативных способностей у детей5-6 лет

с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации.

 

2.Установить партнерские отношения с семьями воспитанников.

3.Подбор игр-драматизаций, материалов и оборудования для реализации проекта

1. Педагогическая диагностика с логопедом Власовой Ириной Евгеньевной. (Приложения 1, 2).

Родительское собрание «Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации» (ZOOM) (Приложение 3)

 

 

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Ноябрь

  1. совершенствовать коммуникативные способностей;
  2. формировать умение строить диалог;
  3. побуждать детей к активному общению;
  4. повысить компетентность родителей по развитию коммуникативных навыков детей.

Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом»

(Приложение 7)

Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко» (Приложение 7)

 

Консультация

 «Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОНР III уровня речевого развития»

 

Декабрь

  1. стимулировать детей к диалогу со сверстниками, к игровому и речевому взаимодействию с ними.
  2. совершенствовать качества коммуникаций, отношения партнерства между детьми;
  3. формировать умение строить диалог.
  4.  стимулировать интерес родителей к развитию общения ребенка со сверстниками.

Драматизация сказки «Зимовье зверей» (Приложение 7)

Драматизация сказки «Два жадных медвежонка» (Приложение 7)

Памятка «Игры-драматизации как средство развития речи детей» (Приложение 4),

Буклет «Развиваем общение ребёнка со сверстниками» (Приложение 5)

 

В процессе организации игры-драматизации у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные  способности.  В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре-драматизации присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре-драматизации, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.

 

Игра-драматизация способствует развитию речи (монолог, диалог). Это важно для детей в ОНР.  

В   работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских играх-драматизациях и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры-драматизации. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Применение игры-драматизации как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение). Овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической, монологической речи.

  Ограниченные возможности речевой коммуникации, характерные для старших дошкольников с ОНР, нередко сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых и паралингвистических средств общения, медленным усвоением языковых понятий, затруднением в социально-речевых контактах, изоляцией ребенка от коллектива сверстников, трудностями в самостоятельном овладении системой коммуникативных умений и навыков.

 

Таким, образом, можно сделать вывод, эффективным средством развития коммуникативных способностей у детей 5-6 лет с ОНР являются игры-драматизации. Они способствуют активизации разных сторон речи ребенка – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. В играх-драматизациях дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией.

Условиями успешного развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР в игре-драматизации являются отбор сюжетов, которые отражают сложные коммуникативные ситуации, применение активных методов, включающих детей в ситуации сотрудничества, и постепенное снижение руководящей роли педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2021.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Пухлякова Олеся Николаевна.

Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет  

с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации.

Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов.

Общеизвестно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (то есть вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения. В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Основными формами развития коммуникативных способностей являются сюжетные игры и игры с правилами. Сюжетные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого. Для игр с правилами (дидактических, настольных, подвижных) характерно развитие нормативной регуляции, мотивации достижения, стремления к волевому усилию.

Театрализованные игры (игры-драматизации и режиссерские игры) имеют особое значение для формирования коммуникативных способностей за счет создания благоприятных условий для естественного общения со взрослыми и сверстниками, для освоения выразительности речи. Они влияют на социальное развитие ребенка за счет осмысления нравственного подтекста литературного произведения, который лежит в основе их содержания, так и за счет коллективного характера большинства игр детей, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, для освоения способов позитивного взаимодействия.

Педагогическая ситуация (воспитывающая ситуация) – как форма развития коммуникативных способностей представляет собой педагогическое акцентирование внимания детей на какой-либо коллизии, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственного включение ребенка в нее. Педагогическая ситуация может быть как естественной (жизненной), так и специально созданной. Она имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

Использование в старшем дошкольном возрасте таких форм как викторины и конкурсы подразумевает наличие у ребенка определенного социального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также  

Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения осуществляется в различных видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм, методов и приемов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Высокий уровень коммуникативных способностей выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства.

Игра-драматизация для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Перспективный план   работы воспитателя  по развитию коммуникативных способностей детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации.

Сроки

Задачи

Работа с детьми

Работа с родителями

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сентябрь, октябрь

1. Выявить уровень развития коммуникативных способностей у детей5-6 лет

с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации.

2.Установить партнерские отношения с семьями воспитанников.

3.Подбор игр-драматизаций, материалов и оборудования для реализации проекта

1. Педагогическая диагностика с логопедом Власовой Ириной Евгеньевной. (Приложения 1, 2).

Родительское собрание «Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет с ОНР III уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации» (ZOOM) (Приложение 3)


ОСНОВНОЙ ЭТАП

Ноябрь

  1. совершенствовать коммуникативные способностей;
  2. формировать умение строить диалог;
  3. побуждать детей к активному общению;
  4. повысить компетентность родителей по развитию коммуникативных навыков детей.

Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом»

(Приложение 7)

Драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко» (Приложение 7)

Консультация

 «Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОНР III уровня речевого развития»

Декабрь

  1. стимулировать детей к диалогу со сверстниками, к игровому и речевому взаимодействию с ними.
  2. совершенствовать качества коммуникаций, отношения партнерства между детьми;
  3. формировать умение строить диалог.
  4.  стимулировать интерес родителей к развитию общения ребенка со сверстниками.

Драматизация сказки «Зимовье зверей» (Приложение 7)

Драматизация сказки «Два жадных медвежонка» (Приложение 7)

Памятка «Игры-драматизации как средство развития речи детей» (Приложение 4),

Буклет «Развиваем общение ребёнка со сверстниками» (Приложение 5)

В процессе организации игры-драматизации у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные  способности.  В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре-драматизации присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре-драматизации, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.

 

Игра-драматизация способствует развитию речи (монолог, диалог). Это важно для детей в ОНР.  

В   работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских играх-драматизациях и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры-драматизации. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Применение игры-драматизации как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение). Овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической, монологической речи.

  Ограниченные возможности речевой коммуникации, характерные для старших дошкольников с ОНР, нередко сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых и паралингвистических средств общения, медленным усвоением языковых понятий, затруднением в социально-речевых контактах, изоляцией ребенка от коллектива сверстников, трудностями в самостоятельном овладении системой коммуникативных умений и навыков.

 

Таким, образом, можно сделать вывод, эффективным средством развития коммуникативных способностей у детей 5-6 лет с ОНР являются игры-драматизации. Они способствуют активизации разных сторон речи ребенка – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. В играх-драматизациях дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией.

Условиями успешного развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР в игре-драматизации являются отбор сюжетов, которые отражают сложные коммуникативные ситуации, применение активных методов, включающих детей в ситуации сотрудничества, и постепенное снижение руководящей роли педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие: дидактические игры по речевому развитию "Писатель" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дидактические игры по речевому развитию "Писатель"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...

Особенности развития словообразования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи III уровня

Воспитание правильной речи у детей является одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяют доби...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...

Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"

quot;Организация теоретического исследования по проблеме формированияумений составлять рассказы-рассуждения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня впроцессе проектно...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

В статье описываются актуальность проблемы развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Автор представляет опыт работы познавательного раз...