Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая группа)

Хураськина Елена Леонидовна

В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2017.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Хураськина Елена Леонидовна

        В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика.

Логоритмика- это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. 

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексикиграмматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Двигательные способности- индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

        Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. От того, как организован процесс вхождения дошкольника в коммуникационную среду, насколько грамотно, органично данная деятельность будет  осуществляться, зависит дальнейшее его развитие. В исследованиях Д.Б. Годовиковой, Т.А.Куликовой и др. отмечается тенденция к увеличению числа детей, имеющих те или иные нарушения в психическом развитии, к  снижению речевой активности детей.  При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений. Все это мешает всестороннему гармоничному развитию личности, формированию двигательных и коммуникативных навыков у детей [1].  Комплексный подход в решении данной проблемы с использованием логоритмики и элементов лечебной физкультуры содействует осуществлению тщательной коррекции и профилактике проблем в будущем.

В современном понимании   логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом [1]. Вследствие высокой эмоциогенности, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой   способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности. Создаются условия для усиления работы ассоциативной зоны коры головного мозга, сенсибилизации подкорки и моторной зоны кортекса. 

        Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Определяется уровень актуального и зона ближайшего развития, учитывается темп усвоения материала конкретным ребенком. Данный подход обеспечивает необходимый комфорт и поддержку. Очень важно привлечь к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов.

Для более успешного проведения занятий необходимы психолого- педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы! Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика). Известно, что у значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие ритмического слуха. Для них характерны трудности воспроизведения ритмической структуры, в том числе, слов, стихотворных текстов. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений. Специальные упражнения благотворно влияют и на состояние речевой моторики. Поэтому занятия по логоритмике так важны для детей с ОНР. Здесь осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, формирование осознания собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы [2].

В логоритмические занятия нами включаются следующие элементы: пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук (развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти); музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами; развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве; логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения (укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных); чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения (коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания); упражнения на развитие мимических мышц, коммуникативные игры и танцы (Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения); упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям  детей (развитие мышечно-двигательной и координационной сферы); упражнения на развитие словотворчества (расширение активного словаря детей); развитие чувства ритма[ 3,4].

        Мы считаем, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения  звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития, а регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших  учебных заведений. - М: ВЛАДОС, 2008.-204с.

2.Воронова А. Е. Развитие и коррекция   слухо – двигательно -зрительных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности. Иркутск:  2002.-156с.

3.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. - М.: ТЦ СФЕРА, 2005.-144с.

4. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет, - М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009. -121с.

5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Нищева Н.В.. - С-Пб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2015.- 207с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....

Статья Занятие "Узоры в воде" с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

занятие с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи или имеющими ОНР...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"

Перспективный план работы воспитателя по развитию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

В статье описываются актуальность проблемы развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Автор представляет опыт работы познавательного раз...

Статья "Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста"

Для того, чтобы речь ребёнка была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, а этому может научить только взрослый....

Конспект подгруппового занятия, направленного на развитие речевой и познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме: "Домашние животные и их детёныши"

Конспект подгруппового занятия, напрвленного на развитие речевой и познавательной активности детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР по теме:"Домашние животные и их детёныши"Подго...