ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. ПРАВО-ЛЕВО
консультация по коррекционной педагогике

Гологудина Ольга Васильевна

Традиционными направлениями в системе работы по устранению речевых нарушений и у дошкольников и детей школьного возраста является формирование пространственного восприятия и пространственных представлений, а также временных ориентировок.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientatsiya_v_prostranstve.docx419.72 КБ

Предварительный просмотр:

ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.

ПРАВО-ЛЕВО  👈👐👉
Учимся ориентироваться в пространстве.

При недостаточности пространственной ориентировки у детей наблюдается запаздывание в формировании «схемы тела». В дальнейшем появляются сложности при ориентировке на листе бумаги. Недостаточная сформированность  пространственных представлений у школьников будет влиять на развитие навыка чтения и письма.

При развитии ориентировки в схеме своего тела необходимо соблюдать следующую последовательность в работе:

1.Развивать умение выделять ведущую руку, а на его основе выделять другую руку и закреплять их речевые обозначения (покажи, какой рукой ты причёсываешься; покажи левую руку; постучи правой рукой по столу; возьми предмет в левую руку и т.д.).

2.Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела через выделение ведущей руки и дальнейшее закрепление  частей тела и их речевое обозначение (на собственном теле; на куклах; на изображениях людей).

3. Развивать умение ориентироваться в схеме лица и называть его части. К пониманию можно подвести путём специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками:

- соотнести части тела с правой рукой;

- соотнести части тела с левой рукой;

- перекрёстный вариант (показать правое плечо и левое ухо; показать левой рукой правый глаз).

Здесь представлен отрывок коррекционно-развивающего занятия, который поможет вам на своих занятиях начать формирование пространственных представлений у старших дошкольников.

«Справа-слева».

Мы с вами поговорим о двух направлениях – направо и налево, а также о том, что находится справа и слева от нас.

А вы знаете направления: где направо и налево? Чтобы определить направление направо и налево, нужно знать, какая у вас рука правая, а какая левая.

Как определить, какая правая рука?

Если мы садимся за стол, а перед нами стоят тарелка с кашей и рядом лежит ложка, в какую руку мы возьмем ложку? Молодцы! Все взяли ложку в правую руку. Поднимите правую руку вверх! Вот так!

А теперь достанем карандаши и будем рисовать. Карандаш мы тоже держим в правой руке.

Давайте вместе вспомним, что мы делаем правой рукой. Верно! Держим щётку, когда чистим зубы, веник, когда пометаем пол, карандаш, когда рисуем, ручку, когда пишем, ложку, когда едим.

Чтобы не забыть какая рука правая, можно сплести с детьми браслет из разноцветных ниток и надеть его на правую руку.

Ребята, а если мы идём по улице и нам надо свернуть направо, то мы поворачиваемся в направлении вытянутой в сторону правой руки. Предметы, которые находятся по правую руку от вас, -находятся справа.

Теперь давайте поговорим о левой руке. Она помощница правой. Правая рука—главная, она делает самые трудные дела, а левая ей помогает.

Левая рука,

Рука левая,

Расскажи, что делала?

Расскажу я вам друзья!

Помогала правой я.

Вместе сеяли газон,

Скоро стал зеленым он.

Вместе клумбу украшали

И цветы на ней сажали.

Подмели дорожки, -

Хлопнули в ладошки.

Ребята, поднимите все левую руку. Молодцы! Теперь вытяните левую руку. Если вытяните левую руку, то она укажет направление налево. И всё, что находится по левую руку от вас, - находится слева.

Наши руки

Наши руки—две сестрицы,

Левая и правая.

Наши руки—мастерицы,

Вам скажу по праву я.

Правая—лицо умыла,

Левая—дала ей мыло.

Лейку левая несет,

Правая цветы польёт.

Наши руки—две сестрицы,

Наши руки мастерицы!

Загадки

Если мы встретим на улице друга,

Какую дадим для приветствия руку?

(правую)

С другом прощаясь, помашем рукой,

Кто мне подскажет, ребятки, какой?

(правой)

Вопросы и задания:

1.Как определить какие предметы относятся справа от нас?

2. Какую руку мы подаём для приветствия?

3. Какой рукой машем, прощаясь с другом?

Упражнения на развитие пространственной ориентировки

"Делай, как я"

Перед зеркалом ребёнок и взрослый, при необходимости с проговариванием,выполняют одни и те же действия: "над головой", "под носом", "за ухом","перед глазами", "на груди", "за спиной" и т.д.

"Путаница"

Взрослый намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребёнок должен исправить и показать правильные части тела или движения.

«Части тела»

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

«Определи по следу»

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Определить по сюжетной картинке, в какой руке у персонажей картины называемый предмет.

Определить левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

https://sun9-60.userapi.com/AZ-b70r48fsK0bFrnCz4to6qmAXqLPuRl5MdeQ/_OWf3hZNwag.jpg

https://sun9-22.userapi.com/QrMR61URoTfWA7JmvWmv9zotFSqMDcM2NBR7sA/KFONPfvz4SQ.jpg

 

https://sun9-42.userapi.com/KapX4zArwxnFBrUqKGHkE6UGIQBoWKaaN68U9A/CavNFi-L2N8.jpg

https://sun9-24.userapi.com/NKuT3SA-x_Wlx0HBo6CUavWHcm57-YRkH2a_dA/O_VsGgD9flc.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве как средство профилактики школьной неуспеваемости".

Консультация для родителей«Развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве как средство профилактики школьной неуспеваемости»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей ...

"Ориентация в пространстве"

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.Они играют значительную роль во взаимодей...

Ориентация в пространстве.

Ориентация (ориентировка; франц. orientation, от лат. oriens — восходящий (имеется ввиду восходящее солнце), род. п. orienis — восток) — способность осознавать себя в окр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Ориентация в пространстве: игры для усвоения предлогов за, перед, между для детей 3-4 лет.

Консультация для родителейОриентация в пространстве: игры для усвоения предлоговза, перед, между для детей 3-4 лет.Подготовила воспитатель I квалификационной категорииКоренева О.А....

ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. ПРАВО-ЛЕВО

Дидактический материал...

Левый правый, левый правый барабан уже дырявый

материал опубликован  http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=39958Вы заметили, что у Вас растет юный барабанщик. Любит постучать по всем поверхностям, которые ему попадаются. Это внача...

«Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»

laquo;Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»      Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «...