Семинар-практикум для родителей «Как научить ребёнка говорить: развитие речи детей в условиях семьи». Младшая группа.
консультация (младшая группа)

Тарасова Татьяна Александровна

Родителям предлагается ознакомится с причинами задержки речевого развития и признаками плохой речи у детей 3-4 года жизни, с задачами развития речи в дошкольном учреждениии, в практических игровых упражнениях освоить приёмы развития речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx66.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С  РОДИТЕЛЯМИ

Тема: «Как научить ребёнка говорить: развитие речи детей в условиях семьи»

Младшая группа

Цель:

Повышение компетентности  родителей в создании условий для речевого развития ребёнка в семье.

Задачи:

  • Познакомить родителей с задачами развития речи детей дошкольного возраста
  • Познакомить родителей с особенностями развития речи детей младшего дошкольного  возраста (3-4 года).
  • Познакомить родителей с разными видами игр и игровых упражнений  для развития речи детей.
  • Способствовать получению практических навыков по применению игр и игровых упражнений в домашних условиях.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатель, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: 

Настольные игры и пособия по развитию речи детей в развивающей среде группы

План проведения:

  1. Вступительная часть.
  2. Практикум «Приёмы формирования речи детей»
  3. Заключительная часть.

Подготовительная работа:

  • Изучение материалов методической литературы и интернет-ресурса по проблеме
  • Подбор игр и пособий по развитию речи
  • Изготовление памятки для родителей

Ход мероприятия.

Вступительная часть.

- Предлагаем Вам поиграть в игру из вашего недалёкого детства «Испорченный телефон».

Вспомним правила - крайний стоящий говорит на ухо шепотом любое слово, далее каждый последующий  передаёт слово по цепочке до другого крайнего играющего.  

(Игра повторяется несколько раз)

- Как вы думаете, почему слово меняется, искажается в конце цепочки? (Ответы родителей)

- Предлагаем вам поиграть ещё в одну игру «Назови слово со звуком [с]», с мячом.

Цель:  Называть слова с заданным звуком.

Ход: Играющие  стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [с].

- Теперь просим обратить ваше внимание на игры и пособия, которые разложены на столах. Посмотрите внимательно и определите, что помогают развивать эти игры.

 (Ответы родителей)

 Основная часть

- Сегодня мы поговорим о проблемах развития речи детей.  

 Решить её мы можем только вместе, т.е. в сотрудничестве семьи и детского сада.

В наше время серьёзной проблемой стали речевые нарушения у детей. И, как правило, эти нарушения «вдруг» становятся  проблемой перед поступлением в школу.

Самое печальное, что  с каждым годом   в помощи логопеда нуждается  всё больше дошкольников. 

- Давайте вместе попробуем определить причины плохой речи (Ответы родителей).

Причиной  дефектов речи, по мнению специалистов, являются так называемые внутренние и внешние вредоносные факторы.

Причины плохой речи у ребенка

  • Внутриутробные патологии

Первые проблемы могут возникнуть в период беременности. Особенно опасны негативные факторы в первый триместр. Они могут повредить центральную нервную систему ребёнка или не дать ей полностью развиться, например, зонам речи в коре головного мозга. 

 К этим факторам относятся:

 - Внутриутробная гипоксия, возникающая у плода из-за недостатка кровоснабжения головного мозга. Её могут вызвать разные причины: угроза выкидыша, токсикоз, повышение артериального давления, патология плаценты, хронические недуги у матери.

- Инфекционные болезни матери в период вынашивания: грипп, корь, скарлатина, краснуха и т. д. Последняя особенно опасна, поскольку может вызвать в первые месяцы беременности тяжёлые отклонения в развитии плода (слепоту, глухоту, пороки сердца, умственную отсталость).

- Травмы, ушибы (особенно возле живота), падения, полученные матерью при беременности, могут повлечь за собой отслоение плаценты и преждевременные роды.

- Нарушение сроков вынашивания: как недоношенность (до 38 недель), так и переношенность (свыше 40 недель).

-Несовместимость крови матери и ребёнка

- Курение, употребление наркотиков и алкоголя.

- Приём некоторых лекарственных препаратов, которые категорически запрещены при беременности.

- Работа на производстве с большими физическими нагрузками или таком, где возможен контакт с вредными веществами и опасным радиоактивным или электромагнитным излучением.

- Испытываемый во время беременности стресс.

  • Наследственная предрасположенность  

Особенности строения речевого аппарата вполне могут передаваться по наследству, к ним относится форма прикуса, неправильное количество или посадка зубов, дефекты строения мягкого и твёрдого нёба, заикание. Если кто-то из родителей заговорил поздно, то и у его ребёнка могут возникнуть подобные проблемыВпрочем, нарушения речи необязательно наследуются, хотя вероятность этого не так уж мала.

  • Последствия неблагоприятных родов

На речи могут сказаться родовые травмы, асфиксия плода пуповиной, обернувшейся вокруг шеи и вызвавшей кислородное голодание мозга, а также слишком малый вес ребёнка (до 1,5 кг).

  • Заболевания у ребёнка в первые  годы жизни

К потере или снижению слуха могут привести перенесённые вирусно-инфекционные заболевания. Ребёнок может перестать говорить из-за ушибов и травм головного мозга. Травмы лица могут помешать правильному произношению слов и звуков. Затяжные простудные заболевания и приём определённых антибиотиков могут вызвать снижение слуха. Также опасен стресс и сильный испуг.

  • Длительное сосание соски

Малыша нужно пораньше отучать от соски, и не заставлять подкладывать ладошки под щёку, чтобы не деформировать челюсть.                                                                                                                                                       

Признаки задержки развития речи

Значительной считается задержка речи, если:

  • ребёнок в год немного лепечет;
  • в полтора года он не знает своего имени, не понимает простых слов, названий окружающих предметов, не может выполнить элементарные просьбы («иди ко мне», «сядь»);
  • в два года пользуется лишь немногими простыми словами и не пытается повторять новые слова;
  • в 2,5 года не может назвать части тела, окружающие предметы, принести по просьбе предмет, находящийся вне его поля зрения, затрудняется составить предложение из двух слов;
  • в три года не употребляет простых предложений, не воспринимает рассказы о событиях, отнесённых во времени (прошлых или будущих).

Что можно считать нормой речи для 3-4-летнего ребёнка?

В первые три года жизни малыш приобретает внушительную массу знаний об окружающем мире, обзаводится определённой самостоятельностью и практическим опытом по манипуляции со многими предметами. В три года о явлениях и предметах ребёнок может уже высказать простейшие суждения, сделать умозаключения и установить между ними зависимость. У него появляется способность обобщать – он способен свести в единую группу ряд предметов, имеющих одинаковые свойства или назначение. Может, например, увидев собаку за окном, показать на её картинку.
Активный словарь малыша (то есть те из слов, которые он часто употребляет в речи) к четырём годам разрастается примерно до двух тысяч слов. Но есть и пассивный словарь, включающий слова, значение которых малыш знает, но сам их не произносит. Он чаще начинает пользоваться местоимениями, наречиями, в его лексиконе появляются первые числительные. Начав с употребления описывающих качество прилагательных (тёплый, мягкий), теперь он пользуется и притяжательными прилагательными (кошкин хвост, мамина шляпа). Но само увеличение лексикона не было бы так важно, если бы одновременно ребёнок не учился связывать слова в предложения, используя правила грамматики. Малыш достигает значительного прогресса в освоении родного языка, и всё же его речь далеко ещё не совершенна. Трёхлетние детишки без помощи взрослых часто не могут достаточно внятно и связно пересказать содержание сказки или то, что они видели на прогулке. Часто они допускают грамматические ошибки, неправильно употребляя предлоги или путаясь в падежах, неправильно образуя грамматические формы. Частенько малыши-трёхлетки используют неправильные слова («свет надо потушать», «у меня засохли ручки»).
В четыре года начинается период «почемучек» – дети засыпают взрослых вопросами, на которые тем нужно обязательно отвечать. На все, даже самые необычные вопросы, нужно доступно и терпеливо отвечать. Хотя часто недостаток внимания не позволяет малышам до конца дослушать «лекцию» взрослого, которому из-за этого стоит быть лаконичными чётким в ответах.
Ребёнок к 4 годам отвечает на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, содержащими 3-4 и даже более слов. Речь в целом становится понятнее, звуки и слова произносятся более отчётливо. Вербальные недостатки речи связаны с физиологическими особенностями и возрастом детей:

Звукопроизношение

  • На четвёртом году ребёнок все свистящие звуки (коза, лиса, сова, цыплёнок, зима) произносит в одних словах правильно, но в других словах может их опускать: котёль (костёр), нег (снег), вонок (звонок).
  • Иногда дети путают звуки «ц» и «с», и тогда вместо «цветов» появляются «светы», а вместо «цапли» «сапли».
  • Также не всегда малыш ещё способен точно воспроизвести шипящие звуки (ж, ш, щ, ч), порой заменяя их свистящими: ношик (ножик), касса (каша).
  • Вместо сонорных «рь», «р», «л» ребёнок может вставлять либо «ль» либо «й»: лека (река), лябота (работа), каяндас (карандаш). Но при этом он обычно сохраняет верную слоговую структуру в двухсложных и трёхсложных словах, не коверкая слова.
  • Вместе с тем, при произнесении многосложных слов встречаются трудности: пропуск или замена отдельных звуков, укорачивание слов, перестановка слогов: «лисапет», «телевизол», «касета» (конфета), «мисанел» (милиционер). У ребёнка ещё неокрепший голосовой аппарат, поэтому многие дети говорят довольно тихо, но уже используют интонации.

Из сказанного следует вывод, что ребёнок к 4 годам может не выговаривать звуки «л», «рь», «р», не всегда выговаривать «щ», «ш», «ж» и «ч», поэтому не стоит  напрягать его с их правильным произношением. Однако к 5 годам ребёнок должен уже произносить все звуки русского языка. 

Если он этого не делает, его следует показать логопеду.

- Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)

Задачи развития речи в дошкольном возрасте:

• Воспитание звуковой культуры речи.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

• Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности, на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности  и в повседневной жизни.

Мы хотим предложить вам некоторые  игровые приёмы и упражнения, которые  помогут  вам в развитии речи ребёнка.

Задача – Формирование словаря

Необходимо развивать и обогащать словарный запас. Когда мы говорим о словаре необходимо вспомнить, что словарный запас бывает активным и пассивным. К концу 4 года жизни словарный запас ребёнка достигает 1500-2000 слов.

Взрослые должны:

  • расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
  • обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов, предметов одежды, посуды, мебели.
  • В речи уже должны присутствовать существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (там, тут, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (мамина, папина, Олина)
  • Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. 

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку мы можем:

- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

- загадать загадку и найти отгадку;

- поискать приметы времени года;

- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

- прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

- поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист? », «Найди дерево по описанию», и т. д.

Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Задача – Формирование и развитие грамматического строя речи

- совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

- научить употреблять существительные с предлогами.

- научить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.

Задача – Развитие связной речи

  • Развитие диалогической речи (вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра м/ф, спектаклей)
  • Развитие инициативной речи во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Игровые приёмы  развития связной речи

«Телефон»

- разговоры по телефону (настоящему или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей;

«Ситуация общения»

-Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребёнка делиться своими впечатлениями, опытом -  «А ты меня научишь…?»  «А как ты думаешь…?»

- Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребёнка за рассказ или за то, чему он вас научил. У ребёнка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать – это здорово.

Задача – Формирование звуковой культуры речи

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.

В данном возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить -

 гласные звуки - а, о, у, и, ы, э 

 некоторые согласные  - п, б, т, к, г, ф, в, т, д, с, з, ц, м,н,к

Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

Чистоговорки

Давайте попробуем  сочинить несколько чистоговорок:

Та – та – та - …

Ку – ку – ку - ..

Бы – бы – бы - … и т.д.

Речевые игры

 «Скажи наоборот» (день-…, горячий- …, большой-… и т.д.)

«Назови одним словом» (огурец, морковь, капуста, картошка - …(овощи))

«Подбери много слов» (мама -(какая?) добрая, красивая, хорошая, умная, любимая и т.д.)

Артикуляционная гимнастика

 способствует укреплению мышц речевого аппарата и повышает его пластичность и тонус.

(Презентовать родителям «Звуковой коврик» по теме «Сказки Весёлого язычка»)

Пальчиковые игры

- В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».                Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.                       - Мы хотим  познакомить вас с некоторыми упражнениями пальчиковой гимнастики, которые вы можете проводить с ребёнком дома.  Пальчиковая гимнастика представляет собой разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.  Сразу вспоминается самая известная игра, которая передаётся из поколения в поколение - «Сорока белобока».

- Давайте вместе потренируемся.

Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Друг друга повстречали, крепко обнимали,

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

- Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.

- Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Пальчиковая игра «Медведь» ( медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак):

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

 Игра  «Проглот»

У меня живет проглот,

Всё подряд проглот жуёт.

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота.

Эту игру можно усложнять: выполнять движения не только правой или левой рукой поочерёдно, но и двумя руками одновременно.

В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать:  природный материал (жёлуди, каштаны, орехи ), любые мелкие игрушки из киндер-сюрприза,  детали мозаики, конструктора,   палочки, пуговицы, крышечки.

Но главное условие – это должна быть игра, только тогда ребёнку будет интересно.             

Развитие мелкой  моторики рук

Предложить родителям поиграть в игры для развития мелкой моторики - «Прищепки», «Крышки», «Шнуровки», «Мозаика».

- Игра «Золушка» - разложить горох и фасоль в разные тарелочки.

- Игра «Выложи дорожку» - выложить дорожку из пуговиц, из камешков, из монеток.

 - Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы.

Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.

Игры-драматизации

- В детском саду традиционно уделяется большое внимание играм-драматизациям. Эти игры способствуют не только развитию речи, но и гармонизации эмоционального состояния. Было бы просто замечательно, если и дома вы будете использовать элементы игр-драматизаций. Например,  обыгрывание  сюжетов знакомых сказок.

(Проведение с родителями этюда  «Весёлые превращения»).

Логоритмика

 – Игра, где движения сопровождаются произнесением определённого текста.

В качестве примера выполним логоритмическое упражнение «Как на горке снег и под горкой снег, снег…»  (И. Токмакова)

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

Эти упражнения не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата.

Игры не развитие речевого дыхания

Правильное дыхание очень во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка.

Воспитатель предлагает ознакомиться с выставкой  игр, которые помогут развить правильное речевое дыхание.

Замечательные  возможности для развития речи детей представляет             художественная  литература.

Стихи, сказки, рассказы, которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!»

-Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

-Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

-Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

-Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным?

Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе:

- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например….

-Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказке, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

Воспитатель:

- А теперь проверим, как вы сами знаете сказки.

(Родителям предлагается отгадать загадки):

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (колобок)

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил. («Репка»)

Пальчиковый театр

-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте Колобка, Репку, Теремок, Курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Можно придумать с ребёнком свою сказку.

-Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку, например «Колобок»)

Массаж и самомассаж

Для развития речи ребенка полезно знать приёмы массажа и самомассажа. Он обычно включает поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определённых точек. Можно проводить массаж лица, ушей, пальцев рук, ладоней, стоп. Именно здесь находятся зоны и точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.

Заключительная часть.

 -  Взрослым - родителям и педагогам, всем, кто находится рядом с ребёнком, необходимо  обратить  внимание на культуру своей речи.  Речи следует учить, прежде всего, путём примера.  Если  ребёнок слышит  правильную речь и невольно принимает её,   навык приобретает великую  силу привычки. Воспримет  ухо ребёнка какие-нибудь неправильные, извращенные слова  -  и это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно. Для развития речи ребёнка подражание часто становится причиной многих нарушений речи, таких как нечёткое произношение, заикание, нарушение темпа речи. Часто именно так слышится речь окружающих малыша взрослых, а порой и неправильная речь, льющаяся из телевизора. 

 Главное, чтобы малыш был активен, здоров и обладал полноценным речевым окружением, с нормальным интеллектом и слухом, испытывал потребность в общении. 

Чтобы у ребёнка речевое развитие проходило нормально, ему необходимо  общение на положительном эмоциональном фоне. Слышать звуки от телевизора или радио  недостаточно, требуется именно «живое» общение со взрослыми.

В отсутствие положительного эмоционального окружения речь малыша тормозится и нарушается.   

Нужно подбирать игры, совершенствующие детское внимание, мышление, память и воображение. В играх может присутствовать подражание голосам животных, напевание колыбельных, совместное проговаривание прибауток и четверостиший.

Нужно выслушивать высказывания ребёнка, побуждая его к речи и играя вместе с ним в игры.                                                                                                                                                               Помимо поощрения развития у ребёнка речи, важно учить его внимательно слушать взрослого.

Рефлексия

Игровое упражнение «Солнышко и облачко» (с прищепками)

 Родителям предлагается  

- прикрепить  желтые прищепки к желтому  кругу из картона - сделать солнышко, если  они получили достаточно полную информацию по рассматриваемой теме.

- прикрепить  синюю прищепку к синему овалу из картона (дождик), если информация   неполная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада" (семинар - практикум)

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего возраста, познакомить с речевыми играми, в которые можно играть с ребенком дома....

Конспект родительского собрания для родителей второй младшей группы «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Конспект родительского собрания для родителей второй младшей группы «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».Поможет вам лучше понять как развивать речь ребёнка в домаш...