Особенности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в ДОО
статья по коррекционной педагогике

Каримова Ямиля Сайфулловна

Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является  социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ. Цель деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение в условиях ДОУ.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется на всех уровнях образовательного процесса: от  дошкольного образования до    высшего  профессионального обучения.

Содержанием коррекционной работы  является фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.

Целью инклюзивного образование является успешное включение ребенка с ограниченными  возможностями здоровья в образовательную среду

Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является  социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.

  1. Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения.

Содержанием процесса обучения является адаптированный, упрощенный материал с учетом возможностей и способностей ребенка с ОВЗ.

    Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. На практике тьютор и сопровождающий  - это разные люди.

Цель деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.

Для реализации этой цели необходимо решение нескольких задач:

1.Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

2.Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

3 Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования.

Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Основные направления работы с родителями:

- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

- Оказание родителям эмоциональной поддержки;

- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие педагога - психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ  выигрывают и дети, и родители, и педагоги.

5. Работа с педагогическим коллективом, родителями, другими детьми с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

«При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития». (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010).

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего». (Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации»).

 Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом в ДОУ и картину взаимоотношений ребенка с особенностями развития в системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе (Приложение 1).
Тьютор и воспитатель должны стать одной командой. Здесь необходимо помнить, что воспитатель  должен играть ведущую роль в сознании ученика, иначе будет не инклюзия, а интеграция.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  1. Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

  1. Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
  2. Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап;

Необходимо поставить такие задачи, которые  учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и определяют позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.

  1. Составление Адаптированной образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ.
  2. Собственно тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач;
  3. Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.

На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о динамических изменениях ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации, при необходимости направляет родителей или законных представителей на консультацию  к другим   специалистам, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего образовательное учреждение.

  1. Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ

Все чаще у детям ставят диагноз ОВЗ. Порой ребенок требует к себе много внимания и сил. В таких случаях на помощь учителю (воспитателю) приходит тьютер....

Проект тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения

Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение в штатное расписание обра...

Тьюторское сопровождение детей - аутистов как способ социализации детей с ОВЗ в ДОУ

Материал предназначен для специалистов, работающих в сфере образования с детьми с РАС (детский аутизм), с ОВЗ. В статье представлен материал из личного опыта работы....

Технология тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными на...

"Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии"

В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования....