Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Звук [ш] и буква «Шш»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Евдокимова Любовь Фёдоровна

 

На  этом занятии дети будут тренироваться   произносить звук  [ш]. Упражняться в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в слове (начало, середина, конец). Закреплять навыки звукового анализа и синтеза. Познакомится с буквой Ш.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической  группе. Звук [ш] и буква «Шш»

Цель:

Закрепление правильного произношения звука [ш],   знакомство с буквой;

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в слове (начало, середина, конец). Закреплять навыки звукового анализа и синтеза. Познакомить с буквой Ш.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематический слух, слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

самостоятельности.

Ход занятия.

Организационный  момент.

Вход детей под песню «Дорогою добра», 1 куплет (30 с)

   Мы к лесной лужайке вышли,

   Поднимая ноги выше.

   Через кустики и кочки,

   Через ветви и пенёчки,

   Кто высоко так шагал,

   Не споткнулся, не упал.  (Подошли к избушке Бабы – Яги)

  Логопед. Вот избушка страшной старушки. Она часто сидит возле окошка со своей пушистой кошкой. А кошке не страшны ни шаловливые мышки, ни мишки-шалунишки, ни малыши, которые к избушке подошли.  (Текст автора)

- Дети, какой звук  вы услышали чаще других звуков?    (звук [ш])

Правильно! Ребята. Но Б.Я. спрятала этот звук вместе с буквой где-то далеко в лесу. И чтобы нам их обнаружить, надо пройти нелёгкий путь. Вы согласны отправиться на выручку звука и  буквы «Ш»?

 Тогда отправляемся в волшебное путешествие.

Основная часть

Психогимнастика.

Ребята, попробуем оживить  сказочных персонажей. Передать настроение при помощи маски. Баба  - Яга  хочет нам навредить в пути. Покажите злую Бабу - Ягу.

 Кошка - хитрит. Она знает, как спастись от Яги.

 Мишка – испугался.

А чтобы нам легче было преодолевать препятствия, превратимся в мишек: (Волшебная палочка) Можно включить волшебную музыку.

  (25 с)

«Ну-ка, глазки, закрывайтесь,

    Дети в мишек превращайтесь.

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду в мишек превращать!»

-Путь неблизкий. Идти далеко. (Картинки с видами транспорта). Чтоб нам не устать, выберем транспорт,  в названии которого есть звук [ш].

(Это машина). Верно, мишки.

-Чтобы было не скучно, будем говорить:

«Мы едем на машине. Мы ищем букву «Ш»!»   (На экране змея, листва, камыши, деревья по очереди)

- Нам  повстречалась змея. Как она шипит? (Ш- ш - ш)

- Шумит листва -                                                 (Ш- ш - ш)

  - Шуршат камыши   -                         (Ш- ш - ш)  

  - Шелестят ветви деревьев, подул лёгкий ветерок    -  (Ш- ш - ш)

(Губы округлены и выдвинуты вперёд, как «окошко». Язычок во рту в форме «чашечки». Струя воздуха тёплая.)

4. Развитие фонематического восприятия.

   Ехали мы, ехали. Приехали к какой-то странной постройке.

       - АЛА -

  -Мишки, вы не догадываетесь, что это может быть?

- Посмотрите, что-то под ёлочкой лежит? (Волшебный мешочек).

Посмотрим, что в нём. А в нём волшебные горошины. Кто из вас, мишки, смелый может поискать, что спряталось в волшебных горошинах?

-Нужно назвать этот предмет и определить, если звук [Ш], и где мы его слышим – в начале слова. В середине слова или в конце слова. (Внутри мелкие игрушки со звуком [Ш] и без него). Шрек, машина, лосяш, мишка, мишутка и другие…

 Дети находят нужные игрушки и определяют место расположения звука в слове. – Ну, теперь, догадались, что на картинке? (Шалаш).

 ШАЛАШ
И в этом слове есть звук [ш]. И не один, а два. Вот и вернулись буквы в слово. Кто мне поможет прочитать? (ШАЛАШ).

Физкультминутка.

-Смотрите, пока мы были возле шалаша, Старушка вызвала снежную бурю и засыпала машину снегом. (На машине белая простынь). Сейчас мы её расчистим и заодно разомнём наши ладошки. Убираем снежки. Играем в них. Машину расчистили, а дорогу засыпали. Быстро складываем снежки в сугроб. Молодцы! Мишки. Отправляемся дальше в путь.

5. Остановка. Волшебные звуковые домики.

 Мы едем на машине. Мы ищем букву «Ш». (Картинки мышки и мишки). В нашем сугробе  конверт. Опять Б. – Я. Подкинула нам задание.  Сможете ли вы, мишки, поселить звуки в волшебные домики. Первое слово «мышка».  (Повторяю несколько раз).

Составляют в  звуковом домике сначала слово «мышка».

- Сколько слогов в слове? Почему? Поставим ударение в слове.

-Сколько слогов в слове «Мишка»? Почему? Поставим ударение в слове. Молодцы, мишки! И с этим заданием справились.

6. Остановка «Путаница».

Мы едем на машине. Мы ищем букву «Ш». И тут Б.- Я. Хочет нас запутать. Попробуем распутаться. Здесь странные записи. Б.- Я. испортила предложения.

НОРКА, МЫШКА, В, ЖИВЁТ

СПИТ, В, БЕРЛОГЕ, МИШКА, БУРЫЙ

Дети составляют предложения сначала устно. Затем составляют схему. Считаем, сколько слов? Первое,  … . Молодцы, мишки, освободили предложения и нашли букву «Ш»! (Показываю) На что похожа буква? Какой звук обозначает? Дайте характеристику звуку. Вот и закончилось наше волшебное путешествие. Мы выполнили все задания страшной старушки.

«Ну-ка, глазки закрывайтесь,

Мишки в деток превращайтесь.

Раз, два, три, четыре, пять.

Буду в детей вас превращать».

Итог занятия.

На листочках нарисовать букву «Ш». На верхней ступеньке – очень понравилось занятие. На нижней ступеньке – было интересно.  Почему? Что запомнилось больше всего?

Вручение подарков.

Сказку нам пора кончать

Надо в группу всем шагать!

Уходим под музыку

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе. Звуки В, В\'. Буква В....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Звук и буква Ч в формате «сидим дома с пользой дела» ( 27.04 - 30.04)

Цель: Познакомить детей со звуком [ч] и буквой ЧОбразовательные задачи: 1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;2) упражнять в определении места звука в слове (начало,...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Звук и буква Ч в формате «сидим дома с пользой дела»

Цель: Познакомить детей со звуком [ч] и буквой ЧОбразовательные задачи: 1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;2) упражнять в определении места звука в слове (начало,...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»...